СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с родителями "Вместе к правильной речи наших детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с родителями "Вместе к правильной речи наших детей"

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с родителями "Вместе к правильной речи наших детей"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок»

р.п. Новая Майна МО «Мелекесский район» Ульяновской области



РЕУЦКАЯ

Ирина Андреевна,

учитель-логопед



ПРОГРАММА

Работы с родителями

«Вместе к правильной речи наших детей»







Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Анализ результатов ежегодного обследования устной речи дошкольников старшего возраста в нашем детском саду показывает, что более 70% детей имеют те или иные нарушения речи. Поэтому проблема их профилактики, выявления и коррекции становится неоспоримой.

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только логопеда, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. В исследованиях ряда авторов (Натальи Николаевны Авдеевой, Елены Антоновны Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для построения системы профилактических и коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.

Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от ра­боты по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умени­ями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.

Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников.Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников.

Рабочая программа логопедического клуба «Домашний логопед» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года

- Возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях общеразвивающего ДОУ.

Задачи:

Формирование и совершенствование педагогических компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.

Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.

Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.

Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.

Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.

Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.

Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Содержательный раздел.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом совместно и на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.



Примерное календарно – тематическое планирование.

Срок проведения

Название, тема встречи

Форма проведения

Ответственный

Октябрь

Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей. Знакомство участников клуба. Причины речевых нарушений. Роль семьи в развитии речи детей.

Беседа

Анкетирование

Учитель- логопед

Декабрь

Развитие мелкой моторики рук c использованием нестандартного оборудования. Речевое дыхание. Артикуляционная гимнастика.

Практикум для родителей и детей

Учитель- логопед

Февраль

Фонематический слух – основа правильной речи.

Практикум для родителей и детей.

Учитель- логопед

Март

Обогащаем словарь детей.

Консультация с элементами практикума

Учитель- логопед

Апрель

Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий.

Психологические особенности детей с нарушением речи. Игры для развития психических процессов.

Игровой практикум для детей и родителей

Учитель- логопед педагог- психолог

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.



Организационный раздел

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Заседания клуба посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в 2 месяца, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).



Методическое сопровождение:


  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

  2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

  3. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

  4. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

  5. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.

  6. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь (№ 1, 2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

  7. Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.

  8. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

  9. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

  10. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.

  11. Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.

  12. Серия буклетов «Домашний логопед».

  13. Список литературы

  14. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

  15. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

  16. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.

  17. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.

  18. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.



Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._______________________________________________

И. О. родителя ______________________________________________________

Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) ___________________________________

___________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) _____

___________________________________________________________________

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) ___________________________________

___________________________________________________________________

Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) __________________________________

___________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? ______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) ____________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ________________________________________________

___________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _____________________________________________________

___________________________________________________________________

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? _________________________________________________________

___________________________________________________________________

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? ______________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 1 (продолжение)

 

Анкета для родителей (по итогам работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._______________________________________________

И. О. родителя ______________________________________________________

Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? ____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ______

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!