СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа рассчитана на учащихся 1-4 класса, объёмом занятий: в 1 классе - 33 часа в год, во 2-4 классах - по 34 часа в год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа рассчитана на учащихся 1-4 класса, объёмом занятий: в 1 классе - 33 часа в год, во 2-4 классах - по 34 часа в год.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана«СОШ № 9»



Программа внеурочной занятости учащихся

в рамках деятельности

кружка

«Путешествие по родному краю»


Разработала: Конева Н.А..

учитель начальных классов


Абакан 2014г.




Пояснительная записка

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. Решение данной проблемы возможно в рамках школьного кружка «Путешествие по родному краю». В основу деятельности кружка положена совместная деятельность, способствующая формированию у учащихся личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве.

Данная кружковая работа представляет собой один из вариантов внеурочной занятости школьников. В качестве содержательной основы взята и адаптирована авторская программа курса «Культура, литература и история родного края» А. Н. Балгазиной.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 класса, объёмом занятий: в 1 классе - 33 часа в год, во 2-4 классах - по 34 часа в год.

Объем и содержание каждой определенной темы варьируются учителем в зависимости от возраста детей и уровня подготовленности каждого конкретного класса. Такой подход позволяет через год вновь вернуться к каждой из предусмотренных тем на новом уровне сложности.

Основные направления изучения программы:

  1. Хакасия – земля, где я живу (географическое положение, символика)

  2. История и традиции.

  3. Культура.

  4. Мир природы.

  5. Что даёт наш край стране.

  6. Наши соседи и их культура.

  7. Поиграем! Хакасские народные игры.

  8. Создание итоговой работы.

В 1 и 2 классе соблюдается принцип сезонности.





Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Задачи:

-   ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;

-   учить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;

-   воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;

- формировать личность с активной гражданской позицией;

- развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.


Формы работы: 

Особенностью организации внеурочной деятельности по изучению родного края является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства.

Ожидаемые результаты изучения курса «Путешествие по родному краю».

Личностными результатами изучения курса являются:

•  осознание себя жителем республики, чувство ответственности за сохранение её природы;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; 

Метапредметными результатами изучения курса являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•     способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметными результатами изучения курса являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;



• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.



Система оценивания достижений:

В конце года проводится итоговое отчетное занятие в игровой форме, а также мониторинг (анкета) степени усвоения материала.

1класс

Сезонные изменения в Хакасии.

№ п/п

Планируемый

период

Фактическая дата

Тема занятия

примечание



Осенняя сказка.

1.



Моя школа.


2.



Милый сердцу уголок. Моя малая родина.


3.



Мой Абакан. Герб родного города.


4-6.



Осенние изменения в жизни моего края. (Неживая природа, живая природа, труд людей.)


7.



Поэты и писатели об осени в Хакасии.


8.



В гостях у сказки.


9.



Осенний бал.(Итоговое занятие по разделу)




Здравствуй, гостья-зима!

10-11.



Помогите птицам! Участие в акции «Кормушка».


12-14.



Зимние изменения в природе Хакасии. (Неживая природа, живая природа, труд людей.)


15.



А когда хакасский Новый год? Празднование Нового года у разных народов.


16.



Как украсить ёлку?


17.



Новогодний утренник.


18.



Поэты и писатели о зимней Хакасии.


19.



В гостях у сказки.


20.



Зимние посиделки. (Итоговое занятие по разделу.)




Весна идёт! Весне дорогу!

21.



Масленица. Русский народный праздник.


22.



8 марта. Поздравим наших милых мам!


23-25.



Весенние измениния в природе.


26.



Весна в Хакасии глазами известных людей. (Литература, живопись, музыка)


27.



9 мая – День Победы.


28.



Приметы весны. (Итоговое занятие)




Лето красное приближается…

29-30.



О чём нам лето нашептало…


31.



В гостях у сказки.


32-33.



Итоговое занятие. Создание газеты «Милый сердцу уголок».


























2 класс

Традиционные календарные праздники хакасов.

№ п/п

Планируемый период

Фактическая дата

Тема занятия

примечание



Уртун тойы - благодарение Природы за новый урожай.

1.



Родные просторы хакасской земли. Символика республики.


2.



Абакан – сердце Хакасии. Легенды о происхождении названия «Абакан».


3.



Подготовка выставки «Подарки осени».


4.



Праздник урожая – Уртун тойы.


5.



Разучиваем хакасские народные игры.


6.



Хуртуях ай – праздник почитания и благодарения стариков. Развлекательная программа «Бабушки и внуки»


7-8.



Сказки мудростью богаты. Инсценирование хакасских сказок.


9.



Представление исценированных сказок «Открываем в сказку дверь».




Хай эзи – время борьбы со злыми силами Природы.

10.



Твои пернатые друзья. Перелётные и зимующие птицы. Конкурс «Птичья столовая».


11.



Хакасские пословицы. Чему они учат?


12.



Красота зимы в стихах хакасских поэтов и в пейзажах хакасских художников.


13.



Слушаем музыку хакасского народа и рисуем родные пейзажи.


14.



Знакомство с хакасскими загадками. Конкурс «Попробуй, отгадай!»


15.



Хай эзи – Хозяин Хая (время борьбы со злыми силами Природы) Мифы и легенды древних хакасов.


16-18.



Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. Знакомство с хакасскими сказками, их обсуждение, подбор пословиц, иллюстрирование. Оформление выставки «В гостях у сказки».


19.



Хакасские орнаменты.


20.



Украшение поделок хакасскими орнаментами ( или поделка Конь – Огонь. Подарок для папы.)


21.



Пого – украшение хакасских женщин. (Подарок для мамы.)


22.



Концертная программа «Мам мы будем поздравлять!»




Чыл Пазы – почитание Космоса, Солнца, Природы.

23.



Волшебные слова. Здороваемся, прощаемся и благодарим на хакасском языке.


24.



Чыл Пазы – хакасский Новый год. Почему весной?


25.



Где труд, там и счастье. Известные люди хакасской земли.


26.



Степи просыпаются. Стихи, пейзажи, музыка.




Чир Ине – почитание Земли.

27- 28.



Чир Ине – Мать-Земля.Подготовка и проведение праздника.


29.



Хакасские праздники в летний период.


30.



Народные обычаи и традиции.


31-33.



Создание итоговой работы. Журнал «Моя Хакасия»


34.



Презентация итоговой работы.





3 класс

Сохраним природу и традиции родного края.

№ п/п

Планируемый период

Фактическая дата

Тема занятия

Примечание



Хакасия – земля, где я живу.

1.



Мой город, я тебя люблю!


2.



Хакасия на карте России. Путешествие по районам нашей республики.


3.



Города Хакасии и их достопримечательности.


4.



Писатели и поэты о Хакасии.




История и традиции хакасского народа.

5.



Хакасские орнаменты и украшения.


6.



Хакасский национальный костюм.


7.



Экскурсия в краеведческий музей. (Юрта)


8.



Исторические памятники Хакасии.


9.



Люди земли хакасской.




Наш край богат талантами.

10.



Писатели и поэты Хакасии.


11.



Художники Хакасии. (Посещение выставочного зала «Чылтыс»)


12.



Музыканты Хакасии. (Посещение республиканской филармонии)


13.



Посещение кукольного театра.


14.



Посещение детской постановки хакасского театра «Читиген».


15-17.



Мы тоже талантливы! (инсценирование сказок, конкурсы чтецов, рисунков и т.п.)




Природа родного края.

18.



Растения Хакасии.


19.



Экскурсия в краеведческий музей.


20.



Животный мир нашего края.


21.



Экскурсия в зоопарк.


22.



Экологическая обстановка в Хакасии.


23.



Богатства республики.


24-27.



«Красная книга Хакасии» - создание и оформление итоговой работы.




Наши соседи и их традиции.

28.



Тувинский народ и его обычаи.


29.



Сказки горного Алтая.


30.



Встреча с шорскими народными сказками.


31.



Русский народ.


32.



Посещение музея имени Мартьянова в г. Минусинске (Красноярского края).


33-34.



Поиграем!!! Игры разных народов.



4 класс.

Хакасия – красивая и гордая земля. Пробуем себя в роли экскурсоводов.

№ п/п

Планируемый период

Фактическая дата

Тема занятия

Примечание



Профессия экскурсовод. Что нужно знать?

1.



Вводное занятие. Требования к подготовке и проведению экскурсии.


2-4.



Подготовка и проведение обзорной экскурсии «Абакан – столица Хакасии».


5.



Предприятия на территории нашей республики. Что даёт наш край стране.


6-8.



Сбор материала и проведение экскурсии на СШГЭС.


9.



Итоговое занятие.




Узнаём ёще больше о родном крае.

10-13.



Подбор материала и проведение обзорной экскурсии «Край родной – Хакасия».


14.



Посещение краеведческого музея. («Менгиры»)


15.



Пробуем блюда из хакасской кухни.


16-17.



Особенности национального костюма хакасов.


18-19.



Создаём современный национальный костюм.


20-21.



Быт хакасов (История и современность).


22.



Кукольный театр. Что мы знаем о нём?


23.



Экскурсия в кукольный театр.


24.



Особенности музыки хакасского народа.


25- 26.



Знакомство с интересными людьми Хакасии. Почему улицы названы их именами?




Хакасия в годы ВОВ.

27.



Поэты и писатели Хакасии о ВОВ.


28-31.



Создание вертуальных экскурсий ко Дню Победы.

«Мой праздничный город»

«Мой город в военное время»

«Парк Победы»




Подводим итоги.

32-33.



Подготовка и проведение итоговой игры-викторины «Люблю и знаю край родной!».


34.



Скоро лето! Поиграем!