Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана«СОШ № 9»
Программа внеурочной занятости учащихся
в рамках деятельности
кружка
«Путешествие по родному краю»
Разработала: Конева Н.А..
учитель начальных классов
Абакан 2014г.
Пояснительная записка
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. Решение данной проблемы возможно в рамках школьного кружка «Путешествие по родному краю». В основу деятельности кружка положена совместная деятельность, способствующая формированию у учащихся личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
Данная кружковая работа представляет собой один из вариантов внеурочной занятости школьников. В качестве содержательной основы взята и адаптирована авторская программа курса «Культура, литература и история родного края» А. Н. Балгазиной.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 класса, объёмом занятий: в 1 классе - 33 часа в год, во 2-4 классах - по 34 часа в год.
Объем и содержание каждой определенной темы варьируются учителем в зависимости от возраста детей и уровня подготовленности каждого конкретного класса. Такой подход позволяет через год вновь вернуться к каждой из предусмотренных тем на новом уровне сложности.
Основные направления изучения программы:
Хакасия – земля, где я живу (географическое положение, символика)
История и традиции.
Культура.
Мир природы.
Что даёт наш край стране.
Наши соседи и их культура.
Поиграем! Хакасские народные игры.
Создание итоговой работы.
В 1 и 2 классе соблюдается принцип сезонности.
Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Задачи:
- ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;
- учить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;
- формировать личность с активной гражданской позицией;
- развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Формы работы:
Особенностью организации внеурочной деятельности по изучению родного края является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства.
Ожидаемые результаты изучения курса «Путешествие по родному краю».
Личностными результатами изучения курса являются:
• осознание себя жителем республики, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Система оценивания достижений:
В конце года проводится итоговое отчетное занятие в игровой форме, а также мониторинг (анкета) степени усвоения материала.
1класс
Сезонные изменения в Хакасии.
№ п/п | Планируемый период | Фактическая дата | Тема занятия | примечание |
| | Осенняя сказка. |
1. | | | Моя школа. | |
2. | | | Милый сердцу уголок. Моя малая родина. | |
3. | | | Мой Абакан. Герб родного города. | |
4-6. | | | Осенние изменения в жизни моего края. (Неживая природа, живая природа, труд людей.) | |
7. | | | Поэты и писатели об осени в Хакасии. | |
8. | | | В гостях у сказки. | |
9. | | | Осенний бал.(Итоговое занятие по разделу) | |
| | Здравствуй, гостья-зима! |
10-11. | | | Помогите птицам! Участие в акции «Кормушка». | |
12-14. | | | Зимние изменения в природе Хакасии. (Неживая природа, живая природа, труд людей.) | |
15. | | | А когда хакасский Новый год? Празднование Нового года у разных народов. | |
16. | | | Как украсить ёлку? | |
17. | | | Новогодний утренник. | |
18. | | | Поэты и писатели о зимней Хакасии. | |
19. | | | В гостях у сказки. | |
20. | | | Зимние посиделки. (Итоговое занятие по разделу.) | |
| | Весна идёт! Весне дорогу! |
21. | | | Масленица. Русский народный праздник. | |
22. | | | 8 марта. Поздравим наших милых мам! | |
23-25. | | | Весенние измениния в природе. | |
26. | | | Весна в Хакасии глазами известных людей. (Литература, живопись, музыка) | |
27. | | | 9 мая – День Победы. | |
28. | | | Приметы весны. (Итоговое занятие) | |
| | Лето красное приближается… |
29-30. | | | О чём нам лето нашептало… | |
31. | | | В гостях у сказки. | |
32-33. | | | Итоговое занятие. Создание газеты «Милый сердцу уголок». | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2 класс
Традиционные календарные праздники хакасов.
№ п/п | Планируемый период | Фактическая дата | Тема занятия | примечание |
| | Уртун тойы - благодарение Природы за новый урожай. |
1. | | | Родные просторы хакасской земли. Символика республики. | |
2. | | | Абакан – сердце Хакасии. Легенды о происхождении названия «Абакан». | |
3. | | | Подготовка выставки «Подарки осени». | |
4. | | | Праздник урожая – Уртун тойы. | |
5. | | | Разучиваем хакасские народные игры. | |
6. | | | Хуртуях ай – праздник почитания и благодарения стариков. Развлекательная программа «Бабушки и внуки» | |
7-8. | | | Сказки мудростью богаты. Инсценирование хакасских сказок. | |
9. | | | Представление исценированных сказок «Открываем в сказку дверь». | |
| | Хай эзи – время борьбы со злыми силами Природы. |
10. | | | Твои пернатые друзья. Перелётные и зимующие птицы. Конкурс «Птичья столовая». | |
11. | | | Хакасские пословицы. Чему они учат? | |
12. | | | Красота зимы в стихах хакасских поэтов и в пейзажах хакасских художников. | |
13. | | | Слушаем музыку хакасского народа и рисуем родные пейзажи. | |
14. | | | Знакомство с хакасскими загадками. Конкурс «Попробуй, отгадай!» | |
15. | | | Хай эзи – Хозяин Хая (время борьбы со злыми силами Природы) Мифы и легенды древних хакасов. | |
16-18. | | | Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. Знакомство с хакасскими сказками, их обсуждение, подбор пословиц, иллюстрирование. Оформление выставки «В гостях у сказки». | |
19. | | | Хакасские орнаменты. | |
20. | | | Украшение поделок хакасскими орнаментами ( или поделка Конь – Огонь. Подарок для папы.) | |
21. | | | Пого – украшение хакасских женщин. (Подарок для мамы.) | |
22. | | | Концертная программа «Мам мы будем поздравлять!» | |
| | Чыл Пазы – почитание Космоса, Солнца, Природы. |
23. | | | Волшебные слова. Здороваемся, прощаемся и благодарим на хакасском языке. | |
24. | | | Чыл Пазы – хакасский Новый год. Почему весной? | |
25. | | | Где труд, там и счастье. Известные люди хакасской земли. | |
26. | | | Степи просыпаются. Стихи, пейзажи, музыка. | |
| | Чир Ине – почитание Земли. |
27- 28. | | | Чир Ине – Мать-Земля.Подготовка и проведение праздника. | |
29. | | | Хакасские праздники в летний период. | |
30. | | | Народные обычаи и традиции. | |
31-33. | | | Создание итоговой работы. Журнал «Моя Хакасия» | |
34. | | | Презентация итоговой работы. | |
3 класс
Сохраним природу и традиции родного края.
№ п/п | Планируемый период | Фактическая дата | Тема занятия | Примечание |
| | Хакасия – земля, где я живу. |
1. | | | Мой город, я тебя люблю! | |
2. | | | Хакасия на карте России. Путешествие по районам нашей республики. | |
3. | | | Города Хакасии и их достопримечательности. | |
4. | | | Писатели и поэты о Хакасии. | |
| | История и традиции хакасского народа. |
5. | | | Хакасские орнаменты и украшения. | |
6. | | | Хакасский национальный костюм. | |
7. | | | Экскурсия в краеведческий музей. (Юрта) | |
8. | | | Исторические памятники Хакасии. | |
9. | | | Люди земли хакасской. | |
| | Наш край богат талантами. |
10. | | | Писатели и поэты Хакасии. | |
11. | | | Художники Хакасии. (Посещение выставочного зала «Чылтыс») | |
12. | | | Музыканты Хакасии. (Посещение республиканской филармонии) | |
13. | | | Посещение кукольного театра. | |
14. | | | Посещение детской постановки хакасского театра «Читиген». | |
15-17. | | | Мы тоже талантливы! (инсценирование сказок, конкурсы чтецов, рисунков и т.п.) | |
| | Природа родного края. |
18. | | | Растения Хакасии. | |
19. | | | Экскурсия в краеведческий музей. | |
20. | | | Животный мир нашего края. | |
21. | | | Экскурсия в зоопарк. | |
22. | | | Экологическая обстановка в Хакасии. | |
23. | | | Богатства республики. | |
24-27. | | | «Красная книга Хакасии» - создание и оформление итоговой работы. | |
| | Наши соседи и их традиции. |
28. | | | Тувинский народ и его обычаи. | |
29. | | | Сказки горного Алтая. | |
30. | | | Встреча с шорскими народными сказками. | |
31. | | | Русский народ. | |
32. | | | Посещение музея имени Мартьянова в г. Минусинске (Красноярского края). | |
33-34. | | | Поиграем!!! Игры разных народов. | |
4 класс.
Хакасия – красивая и гордая земля. Пробуем себя в роли экскурсоводов.
№ п/п | Планируемый период | Фактическая дата | Тема занятия | Примечание |
| | Профессия экскурсовод. Что нужно знать? |
1. | | | Вводное занятие. Требования к подготовке и проведению экскурсии. | |
2-4. | | | Подготовка и проведение обзорной экскурсии «Абакан – столица Хакасии». | |
5. | | | Предприятия на территории нашей республики. Что даёт наш край стране. | |
6-8. | | | Сбор материала и проведение экскурсии на СШГЭС. | |
9. | | | Итоговое занятие. | |
| | Узнаём ёще больше о родном крае. |
10-13. | | | Подбор материала и проведение обзорной экскурсии «Край родной – Хакасия». | |
14. | | | Посещение краеведческого музея. («Менгиры») | |
15. | | | Пробуем блюда из хакасской кухни. | |
16-17. | | | Особенности национального костюма хакасов. | |
18-19. | | | Создаём современный национальный костюм. | |
20-21. | | | Быт хакасов (История и современность). | |
22. | | | Кукольный театр. Что мы знаем о нём? | |
23. | | | Экскурсия в кукольный театр. | |
24. | | | Особенности музыки хакасского народа. | |
25- 26. | | | Знакомство с интересными людьми Хакасии. Почему улицы названы их именами? | |
| | Хакасия в годы ВОВ. |
27. | | | Поэты и писатели Хакасии о ВОВ. | |
28-31. | | | Создание вертуальных экскурсий ко Дню Победы. «Мой праздничный город» «Мой город в военное время» «Парк Победы» | |
| | Подводим итоги. |
32-33. | | | Подготовка и проведение итоговой игры-викторины «Люблю и знаю край родной!». | |
34. | | | Скоро лето! Поиграем! | |