Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №96"
"Рассмотрено" "Утверждаю"
Педагогическим советом Директор МБОУ "СОШ №96"
протокол от "__"_______20 г. №___ _________________________
приказ от "__"_______20 г.№____
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Развитие речи»
для учащихся 2 общеобразовательного класса
на 2020-2021 учебный год.
Разработчик:
Куликова Н.Н.,
учитель начальных классов
Барнаул
2020
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе комплекта учебно – методического пособия курса «Речь» 2 класс, Т.Н. Соколова, М.: Рост, 2011. «Юным умникам и умницам», подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление, соотноситься с учебным предметом русский язык и направлена на достижение таких целей как:
-развитие речи детей,
- совершенствование навыка лингвистического анализа,
- повышение уровня языкового развития школьников,
-воспитание интереса к родному языку,
- решение интеллектуального развития младших школьников.
Задачи:
- обеспечить правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций
- создавать речевые ситуации, стимулирующие мотивацию развития речи учащихся
- формировать речевые интересы и потребности младших школьников
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и.т.д.)
Программа ориентирована на учащихся 2 класса, имеет общий объем 34 часа, 1 год обучения.
Наполняемость групп детей: 10-20 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Формы контроля: викторины, проекты, итоговое сочинение.
Виды организации учебного процесса: работа в рабочих тетрадях, беседы, рассуждения.
Ожидаемые результаты реализации программы
Коммуникативные:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся:
научится:
- различать многозначные слова, омонимы,
омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Календарно-тематическое планирование
Сроки изучения тем | № п1п | Тематическое планирование | Общее количество часов | Теория | Практика |
| 1 | Слово. Значение слова. | 1 | 1 | |
| 2 | Многозначные слова. | 1 | 1 | |
| 3 | Омонимы. | 1 | 1 | |
| 4 | Омофоны, омоформы. | 1 | 1 | |
| 5 | Синонимы. | 1 | 1 | |
| 6 | Антонимы. | 1 | 1 | |
| 7 | Фразеологизмы. | 1 | 1 | |
| 8 | Фразеологизмы. | 1 | 1 | |
| 9 | Фразеологизмы. | 1 | 1 | |
| 10 | Пословицы. | 1 | 1 | |
| 11 | Загадки. | 1 | 1 | |
| 12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | 1 | |
| 13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | 1 | |
| 14 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | 1 | |
| 15 | Опорные слова. | 1 | 1 | |
| 16 | Опорные слова. | 1 | 1 | |
| 17 | Проверочная работа. | 1 | | 1 |
| 18 | Виды плана. | 1 | | |
| 19 | Виды плана. | 1 | 1 | |
| 20 | Виды планов. | 1 | 1 | |
| 21 | Связь между предложениями в тексте. | 1 | 1 | |
| 22 | Связь между частями в тексте. | 1 | 1 | |
| 23 | Работа с деформированным текстом. | 1 | | 1 |
| 24 | Редактирование текста. | 1 | | 1 |
| 25 | Типы текста. Описание. | 1 | 1 | |
| 26 | Типы текста. Описание. | 1 | 1 | |
| 27 | Текст- сравнительное описание. | 1 | 1 | |
| 28 | Типы текста. Повествование. | 1 | 1 | |
| 29 | Типы текста. Рассуждение. | 1 | 1 | |
| 30 | Типы текста. Рассуждение. | 1 | 1 | |
| 31 | Сочинение на тему « Мой выходной день» | 1 | | 1 |
| 32 | Редактирование текста. | 1 | | 1 |
| 33 | Повторение пройденного. | 1 | 1 | |
| 34 | Повторение пройденного. | 1 | 1 | |
| ИТОГО | | 34 | 29 | 5 |
Учебно-методический комплект:
Методическое пособие для 2 класса Т.Н.Соколова « Школа развития речи»
Т.Н.Соколова « Рабочая тетрадь» 2 класс (2 части)