Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Развитие речи»
1-4 класс
Составила учитель-логопед Гиниятулина Э.Р.
Кемерово
2020-2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности…………..….3-4
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………………………………………………………4-6
Тематическое планирование…………………………………………………………..6-10
Содержание программы курса «Развитие речи» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения учащихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результатом изучения курса «Развитие речи» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма.
Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:
- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
- вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
- начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- получать и уточнять информацию от собеседника;
- задавать вопросы;
- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
- выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
Результаты освоения учащимися курса «Развитие речи» не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у учащихся с ОВЗ, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Развитие речи». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове;
- определять последовательность звуков в слове;
- составлять слоги и слова из предлагаемых звуков;
- устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов.
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с выделенными в АООП НОО направлениями работа может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звукобуквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно ориентируется на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
- работа в парах.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Технологии обучения:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникационные;
- проблемно-поисковые;
- личностно-ориентированные;
- технологии разноуровневого и дифференцированного обучения;
- ИКТ.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятий может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Содержание занятий соотносится с перечисленными в АООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование для учащихся 1
Всего 33 часа, количество часов в неделю – 1
№ урока п/п | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1 | Понятие о речи. Составление предложений. | 1 |
2 | Понятие о слове. Слова, называющие предметы. Одушевленные не одушевленные. Словоизменение. Род и число существительных. | 1 |
3 | Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных. | 1 |
4 | Слова, называющие действия. Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. Согласование существительного и глагола в числе. | 1 |
5 | Словообразование. Приставочные глаголы. | 1 |
6 | Слова, называющие признаки. Подбор признаков к предметам. | 1 |
7 | Звук [а], буква А. | 1 |
8 | Звуки [о], [у]; буквы О, У. | 1 |
9 | Звук [э] буква Э. | 1 |
10 | Звук [ы] буква Ы. | 1 |
11 | Звук [ы], [и], буквы И, Ы. Проверочная работа. | 1 |
12 | Звуки [п] [п’], буква П. Звуки [б] [б’], буква Б. Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П – Б. | 1 |
13 | Звуки [т] [т’], буква Т. Звуки [д] [д’], буква Д. Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т – Д. | 1 |
14 | Звуки [к] [к’], буква К. Звуки [г] [г’], буква Г. Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К – Г. | 1 |
15 | Звуки [c] [c’], буква С. Звуки [з] [з’], буква З. Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С – З. | 1 |
16 | Звуки [ф] [ф’], буква Ф. Звуки [в] [в’], буква В. Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В – Ф. | 1 |
17 | Звук [ш], буква Ш. Звуки [ж], буква Ж. Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш – Ж. | 1 |
18 | Проверочная работа. | 1 |
19 | Звуки [м] [м’], буква М. Звуки [н] [н’], буква Н. Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н. | 1 |
20 | Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш – С. | 1 |
21 | Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж – З. | 1 |
22 | Проверочная работа. | 1 |
23 | Звук [ч’], буква Ч. Дифференциация [ч] – [т’] - [с]; буквы Ч – Т, - С. | 1 |
24 | Звук [щ’], буква Щ. Дифференциация [щ] – [ч] -[с]; буквы Щ – Ч – С. | 1 |
25 | Звук [ц], буква Ц. Дифференциация [с] – [ц] -[ч]; буквы С – Ц – Ч. | 1 |
26 | Звуки [р] [р’], буква Р. Звуки [л] [л’], буква Л. Дифференциация [р] – [л]; буквы Р – Л. | 1 |
27 | Звук [й’], буква Й. Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л – Й. | 1 |
28 | Проверочная работа. | 1 |
29 | Гласные 1 и 2 ряда. | 1 |
30 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А-Я. | 1 |
31 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О-Ё. | 1 |
32 | Списывание с рукописного текста. Буква Ю. | 1 |
33 | Письмо под диктовку. | 1 |
| Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование для учащихся 2-х классов
Всего 35 часов, количество часов в неделю – 1
№ | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Звуки и буквы |
3 | Звуки гласные и согласные, их различие. | 1 |
4 | Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | 1 |
5 | Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. | 1 |
6 | Шипящие согласные звуки [Ж, Ш, Щ, Ч]. | 1 |
7 | Слова с сочетаниями жи, ши. | 1 |
8 | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 1 |
9 | Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. | 1 |
10 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. | 1 |
11 | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. | 1 |
12 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 1 |
13 | Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. | 1 |
14 | Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. | 1 |
15 | Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 |
16 | Деление слов на слоги. Перенос слов. | 1 |
17 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 |
18 | Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. | 1 |
19 | Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. | 1 |
20 | Правописание слов с безударной гласной. | 1 |
21 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | 1 |
22 | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 |
23 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 |
24 | Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. | 1 |
25 | Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. | 1 |
26 | Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 1 |
27 | Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. | 1 |
Развитие анализа структуры предложения |
28 | Предложение. Общее представление. | 1 |
29 | Деление предложений на слова. Схема предложения. | 1 |
30 | Составление предложений из слов. | 2 |
31 | Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 1 |
32 | Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. | 1 |
33 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
34 | Работа над ошибками. | 1 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование для учащихся 3-х классов
Всего 35 часов, количество часов в неделю – 1
№ | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1. | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2. | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки |
3. | Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. | 1 |
4. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
5. | Гласные в приставках. | 1 |
6. | Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. | 1 |
7. | Разделительный мягкий знак. | 1 |
8. | Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. | 1 |
9. | Сложные слова. Соединительные гласные о – е. | 1 |
Согласные звуки |
10. | Согласные в приставках. | 1 |
11. | Правописание непроизносимых согласных. | 1 |
Морфемика |
12. | Корень слова. Родственные слова. | 1 |
13. | Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). | 1 |
14. | Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). | 1 |
15. | Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | 1 |
16. | Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | |
17. | Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. | 1 |
18. | Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. | 1 |
19. | Приставки пространственного значения. | 1 |
20. | Приставки временного значения. | 1 |
21. | Многозначные приставки. | 1 |
22. | Приставка в прилагательных и глаголах. | 1 |
23. | Дифференциация приставок и предлогов. | 1 |
24. | Дифференциация приставок и предлогов. | 1 |
25. | Одинаковые приставки и предлоги. | 1 |
26. | Различие приставок и предлогов. | 1 |
27. | Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. | 1 |
28. | Уменьшительно ласкательные суффиксы. | 1 |
29. | Суффиксы профессий. | 1 |
30. | Суффиксы прилагательных. | 1 |
31. | Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. | 1 |
32. | Окончания существительных П.п. мн.ч. | 1 |
33. | Проверка результативности коррекционной работы. | 2 |
34. | Работа над ошибками. | 1 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование для учащихся 4-х классов
Всего 35 часов, количество часов в неделю – 1
№ | Тема коррекционного занятия | Количество часов |
1. | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2. | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки. |
3. | Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. | 1 |
4. | Безударные гласные в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
5. | Правописание слов с безударными гласными в корне слова | 1 |
Согласные звуки |
6. | Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. | 1 |
7. | Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. | 1 |
8. | Двойные согласные. Двойные согласные в корне. | 1 |
9. | Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 1 |
10. | Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). | 1 |
11. | Разделительный мягкий знак. | 1 |
12. | Сопоставление и дифференциация разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. | 1 |
13. | Разделительный твёрдый знак. | 1 |
14. | Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. | 1 |
Работа на лексическом уровне Морфемика и словообразование |
15. | Корень. Однокоренные слова. | 1 |
16. | Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. Дифференциация предлогов и приставок. | 1 |
17. | Различение предлогов и приставок. | 1 |
Расширение словарного запаса |
18. | «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. | 1 |
19. | «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. | 1 |
20. | «Слова-близнецы» (омонимы). | 1 |
21. | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
22. | Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. | 1 |
23. | Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. | 1 |
24. | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
Связь слов в словосочетаниях и предложениях |
25. | Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. | 1 |
26. | Простые предложения. Составление предложений по картинкам. | 1 |
27. | Сложные предложения. Распространение и сокращение. | 1 |
28. | Восстановление деформированного текста. | 1 |
Связная речь |
29. | Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. | 1 |
30. | Составление рассказа по его началу. | 1 |
31. | Составление рассказа по данному концу. | 1 |
32. | Составление вступления и заключения к рассказу. | 1 |
33. | Составление рассказа по данному плану. | 1 |
34. | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
35. | Работа над ошибками. | 1 |
| Итого | 35 |
12