СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Развитие речи" 1-4 классы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Развитие речи" составлена для учащихся с ОВЗ НОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие речи" 1-4 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»







Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Развитие речи»

1-4 класс





Составила учитель-логопед Гиниятулина Э.Р.





























Кемерово

2020-2021 учебный год







СОДЕРЖАНИЕ


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности…………..….3-4

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………………………………………………………4-6

  3. Тематическое планирование…………………………………………………………..6-10










































Содержание программы курса «Развитие речи» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения учащихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результатом изучения курса «Развитие речи» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма.

Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:

- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;

- вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;

- начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- получать и уточнять информацию от собеседника;

- задавать вопросы;

- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

- выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

Результаты освоения учащимися курса «Развитие речи» не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Разнообразие недостатков речи у учащихся с ОВЗ, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Развитие речи». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.

В области лексической стороны речи:

- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);

- умение называть синонимы и антонимы;

- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);

- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;

- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове;

- определять последовательность звуков в слове;

- составлять слоги и слова из предлагаемых звуков;

- устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов.

В области грамматического строя речи:

- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;

- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;

- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;

- использовать формулы речевого этикета в диалоге;

- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с выделенными в АООП НОО направлениями работа может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными разделами.

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звукобуквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.

При планировании конкретного занятия логопед обязательно ориентируется на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.

Форма организации деятельности детей на занятии:

-  групповая; 

- подгрупповая; 

- индивидуальная;

 - работа в парах.

Методы обучения:

-  словесные;

- наглядные; 

- практические. 

Технологии обучения: 

- игровые; 

- здоровьесберегающие; 

- информационно-коммуникационные; 

- проблемно-поисковые; 

- личностно-ориентированные;

- технологии разноуровневого и дифференцированного обучения;

- ИКТ.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятий может входить: 

- упражнения для развития артикуляционной моторики; 

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; 

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Содержание занятий соотносится с перечисленными в АООП направлениями:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

– профилактика нарушений чтения и письма;

– представлений об окружающей действительности;

– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование для учащихся 1

Всего 33 часа, количество часов в неделю – 1

№ урока

п/п

Тема коррекционного занятия

Количество часов

1

Понятие о речи. Составление предложений.

1

2

Понятие о слове. Слова, называющие предметы. Одушевленные не одушевленные. Словоизменение. Род и число существительных.

1

3

Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных.

1

4

Слова, называющие действия. Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. Согласование существительного и глагола в числе. 

1

5

Словообразование. Приставочные глаголы.

1

6

Слова, называющие признаки. Подбор признаков к предметам.

1

7

Звук [а], буква А.

1

8

Звуки [о], [у]; буквы О, У.

1

9

Звук [э] буква Э.

1

10

Звук [ы] буква Ы.

1

11

Звук [ы], [и], буквы И, Ы. Проверочная работа.

1

12

Звуки [п] [п’], буква П. Звуки [б] [б’], буква Б. Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П – Б.

1

13

Звуки [т] [т’], буква Т. Звуки [д] [д’], буква Д. Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т – Д.

1

14

Звуки [к] [к’], буква К. Звуки [г] [г’], буква Г. Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К – Г.

1

15

Звуки [c] [c’], буква С. Звуки [з] [з’], буква З. Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С – З.

1

16

Звуки [ф] [ф’], буква Ф. Звуки [в] [в’], буква В. Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В – Ф.

1

17

Звук [ш], буква Ш. Звуки [ж], буква Ж. Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш – Ж.

1

18

Проверочная работа.

1

19

Звуки [м] [м’], буква М. Звуки [н] [н’], буква Н. Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н.

1

20

Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш – С.

1

21

Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж – З.

1

22

Проверочная работа.

1

23

Звук [ч’], буква Ч. Дифференциация [ч] – [т’] - [с]; буквы Ч – Т, - С.

1

24

Звук [щ’], буква Щ. Дифференциация [щ] – [ч] -[с]; буквы Щ – Ч – С.

1

25

Звук [ц], буква Ц. Дифференциация [с] – [ц] -[ч]; буквы С – Ц – Ч.

1

26

Звуки [р] [р’], буква Р. Звуки [л] [л’], буква Л. Дифференциация [р] – [л]; буквы Р – Л.

1

27

Звук [й’], буква Й. Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л – Й.

1

28

Проверочная работа.

1

29

Гласные 1 и 2 ряда.

1

30

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А-Я.

1

31

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О-Ё.

1

32

Списывание с рукописного текста. Буква Ю.

1

33

Письмо под диктовку.

1


Итого

33


Календарно-тематическое планирование для учащихся 2-х классов

Всего 35 часов, количество часов в неделю – 1

Тема коррекционного занятия

Количество часов

1

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

1

Развитие фонематического анализа и синтеза

Звуки и буквы

3

Звуки гласные и согласные, их различие.

1

4

Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.

1

5

Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции.

1

6

Шипящие согласные звуки [Ж, Ш, Щ, Ч].

1

7

Слова с сочетаниями жи, ши.

1

8

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

1

9

Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.

1

10

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными.

1

11

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и.

1

12

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

1

13

Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце.

1

14

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова.

1

15

Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов.

1

16

Деление слов на слоги. Перенос слов.

1

17

Смыслоразличительная роль ударения.

1

18

Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной.

1

19

Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.

1

20

Правописание слов с безударной гласной.

1

21

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

22

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

1

23

Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова.

1

24

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю.

1

25

Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю.

1

26

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

1

27

Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.

1

Развитие анализа структуры предложения

28

Предложение. Общее представление.

1

29

Деление предложений на слова. Схема предложения.

1

30

Составление предложений из слов.

2

31

Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

1

32

Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

1


Итого

35


Календарно-тематическое планирование для учащихся 3-х классов

Всего 35 часов, количество часов в неделю – 1

Тема коррекционного занятия

Количество часов

1.

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

1

2.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

1

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

3.

Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.

1

4.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

5.

Гласные в приставках.

1

6.

Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.

1

7.

Разделительный мягкий знак.

1

8.

Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.

1

9.

Сложные слова. Соединительные гласные о – е.

1

Согласные звуки

10.

Согласные в приставках.

1

11.

Правописание непроизносимых согласных.

1

Морфемика

12.

Корень слова. Родственные слова.

1

13.

Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).

1

14.

Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).

1

15.

Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.

1

16.

Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.


17.

Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании.

1

18.

Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.

1

19.

Приставки пространственного значения.

1

20.

Приставки временного значения.

1

21.

Многозначные приставки.

1

22.

Приставка в прилагательных и глаголах.

1

23.

Дифференциация приставок и предлогов.

1

24.

Дифференциация приставок и предлогов.

1

25.

Одинаковые приставки и предлоги.

1

26.

Различие приставок и предлогов.

1

27.

Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.

1

28.

Уменьшительно ласкательные суффиксы.

1

29.

Суффиксы профессий.

1

30.

Суффиксы прилагательных.

1

31.

Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч.

1

32.

Окончания существительных П.п. мн.ч.

1

33.

Проверка результативности коррекционной работы.

2

34.

Работа над ошибками.

1


Итого

35


Календарно-тематическое планирование для учащихся 4-х классов

Всего 35 часов, количество часов в неделю – 1

Тема коррекционного занятия

Количество часов

1.

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

1

2.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

1

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Гласные звуки.

3.

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

1

4.

Безударные гласные в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

5.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

1

Согласные звуки

6.

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.

1

7.

Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.

1

8.

Двойные согласные. Двойные согласные в корне.

1

9.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

1

10.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова).

1

11.

Разделительный мягкий знак.

1

12.

Сопоставление и дифференциация разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости.

1

13.

Разделительный твёрдый знак.

1

14.

Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

1

Работа на лексическом уровне

Морфемика и словообразование

15.

Корень. Однокоренные слова.

1

16.

Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. Дифференциация предлогов и приставок.

1

17.

Различение предлогов и приставок.

1

Расширение словарного запаса

18.

«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

1

19.

«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.

1

20.

«Слова-близнецы» (омонимы).

1

21.

Однозначные и многозначные слова.

1

22.

Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений.

1

23.

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

1

24.

Прямое и переносное значение слова.

1

Связь слов в словосочетаниях и предложениях

25.

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения.

1

26.

Простые предложения. Составление предложений по картинкам.

1

27.

Сложные предложения. Распространение и сокращение.

1

28.

Восстановление деформированного текста.

1

Связная речь

29.

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

1

30.

Составление рассказа по его началу.

1

31.

Составление рассказа по данному концу.

1

32.

Составление вступления и заключения к рассказу.

1

33.

Составление рассказа по данному плану.

1

34.

Проверка результативности коррекционной работы.

1

35.

Работа над ошибками.

1


Итого

35





12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!