Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Бердска
Программа
«Развитие воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9.
на 2017-2022год.
г. Бердск
2017г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Паспорт Программы «Развития воспитательной компоненты
МБОУ СОШ № 9.
Пояснительная записка к Программе «Развития воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9.
Содержание Программы «Развития воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы «Развития воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9.
Паспорт Программы
«Развития воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9
Наименование программы | Программа «Развития воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9 |
Основание для разработки Программы | - Конституция Российской Федерации; - Всеобщая декларация прав человека; - Конвенция о правах ребёнка; - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года; - Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; - Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761; - Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (01.09.2013); - Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (с изменениями на 31 марта 2017 года), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36); - Стратегия развития воспитания РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. - Стратегии развития системы образования города Бердска на 2014-2020 годы; - Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (утверждена письмом МИНОБР РФ от 13.05.2013 г. № ИР- 352/09). |
Сроки реализации | 2017 – 2022 годы |
Основные разработчики программы | Администрация образовательного учреждения, педагоги школы |
Цель программы | Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве г. Бердска на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования. |
Задачи программы | - разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в МБОУ СОШ № 9; - обеспечение необходимых условий для реализации Программы; - разработка нормативной базы; - совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в МБОУ СОШ № 9; - организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта; - разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи; - развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников МБОУ СОШ № 9 для реализации мероприятий Программы; - обеспечение информационной поддержки Программы; - укрепление материально-технического базы МБОУ СОШ № для реализации Программы; - проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в МБОУ СОШ № 9 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся; - результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей; - результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей; - результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Мониторинг и анализ реализации программы по окончании каждого учебного года. |
Пояснительная записка к Программе «Развития воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9.
Актуальность программы
Изменения в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности».
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (далее – Программа) обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.
Содержание Программы «Развития воспитательной компоненты МБОУ СОШ № 9.
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных учреждений, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов, школ ответственного родительства и т.п.).
Воспитательная компонента расширяет и конкретизирует содержание воспитательной программы.
Основные принципы реализации Программы
Программа:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания,;
- соблюдает принцип личностной самоценности;
- учитывает принцип культуросообразности;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности;
- учитывает принцип коллективного воспитания;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.
- опирается на природосообразность и природоспособность;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования;
- соблюдает принцип демократизма;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума.
Целевые группы программы:
-обучающиеся,
-работники образования и социальной сферы,
-представители общественных объединений,
-государственные и муниципальные служащие,
-родители и члены семьи.
Сроки реализации Программы:
2017-2022 годы.
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: 2017-2019 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.
Проведение научно-исследовательских работ.
2 этап: 2018-2020 годы.
Организация разработки и проведения проектов по реализации Программы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.
3 этап: 2020-2022годы.
Информационно-аналитическая деятельность.
Мониторинг эффективности Программы.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:
-гражданско-патриотическое,
-нравственное и духовное воспитание,
-воспитание положительного отношения к труду и творчеству,
-интеллектуальное воспитание,
-здоровьесберегающее воспитание,
-социокультурное и медиакультурное воспитание,
-культуротворческое и эстетическое воспитание,
-правовое воспитание и культура безопасности,
-воспитание семейных ценностей,
-формирование коммуникативной культуры,
-экологическое воспитание.
Мероприятия, направленные на реализацию воспитательной компоненты
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
- организация межпоколенческого взаимодействия;
- организация краеведческой деятельности;
-организация профориентационной работы;
- организация туристско-экскурсионной деятельности;
- организация работы школьных музеев;
- организация экологического всеобуча
В сфере нравственного и духовного воспитания:
- организация нравственного просвещения;
- организация приобщения к культурам народов Российской Федерации;
- организация формирования культуры толерантности;
- организация формирования активной жизненной позиции обучающихся;
В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:
- организация знакомства со спецификой различных профессий;
- организация повышения мотивации к обучению;
- организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.
В сфере интеллектуального воспитания:
-организация развития техносферы в образовательных учреждениях;
-организация повышения мотивации к научным исследованиям;
-организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.
В сфере здоровьесберегающего воспитания:
- организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;
-развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;
-развитие условий для занятий физической культурой и спортом.
В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:
- организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;
- организация интернационального воспитания;
-организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
В сфере культуротворческого и эстетического воспитания:
- организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;
- развитие эстетического воспитания;
-создание условий для посещения музеев, выставок и др.
В сфере правового воспитания и культуры безопасности:
- организация повышения правовой грамотности обучающихся;
- создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
В сфере формирования коммуникативной культуры:
- организация повышения уровня межкультурной коммуникации;
- создание условий для безопасной коммуникации;
-организация риторической компетентности обучающихся;
- создание условий для развития школьных средств массовой информации.
В сфере экологического воспитания:
- организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;
-создание условий для развития школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий;
- создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
Ожидаемые результаты реализации Программы
– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение Программы
1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания.
2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы, сетевое взаимодействие).
3.Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания.
4.Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.
5. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.
Система мероприятий Программы
Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.
Эффективность реализации Программы
Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий:
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс подрастающего поколения
Основными результатами развития Программы должны стать:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
- результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.