СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития одаренных детей

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность разработки программы

В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах.

Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи».

Просмотр содержимого документа
«Программа развития одаренных детей»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Фатиха Карима с. Аитово

муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей-предметников

Протокол № 8 от 28.08.2018г.







Согласовано

Заместитель директора

______ Мухтасимова Г.Н.













Утверждаю

Директор

_________ Шафиков И.Р.

Приказ № 200 от29.08.2018г.






Программа развития одаренных детей





































Рекомендовано к реализации

на заседании педагогического совета.

Протокол № 8от 28.08.2018

Составитель про­граммы:

Арсланова Минзара Мусавировна















Аитово-2018г.

Актуальность разработки программы

В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах.

Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи».

Возникает необходимость скоординировать работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности. Так как человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей, то организация работы по развитию творческих способностей учащихся является одной из составляющих профессиональной деятельности педагога.

В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает прежде всего переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.

Занятия по физике во внеурочное время с обучающимися 7-9 классов, и 10,11 классов являются одной из важных составляющих рабочей программы «Работа с одаренными детьми».

Концепции программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;

- одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;

- остро воспринимают общественную несправедливость;

- устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

- не могут чётко развести реальность и фантазию;

- имеют хорошо развитое чувство юмора;

- постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока недоступны. С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.







Компоненты программы:

  1. Выявление одаренных детей;

  2. Развитие творческих способностей на уроках;

  3. Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  4. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Основные принципы работы с одаренными детьми:

1) Дифференциация процесса обучения;

2) Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;

3) Развитие самостоятельности учащихся;

Цель:

Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.

Основные задачи:

  1. Выявление одаренных обучающихся;

  2. Привитие интереса к математике и физике;

  3. Овладение конкретными физико-математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  4. Интеллектуальное развитие учащихся, развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребенка;

  5. Формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости предметов физики и математики для общественного прогресса;

  6. Формирование навыков перевода различных физических задач на язык математики, исследовательская работа;

  7. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;

  8. Работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

  9. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

  10. Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ.


Сроки и этапы реализации программы:

2018-2020 учебные годы

1 этап.

  1. Выявление одарённых детей в 7 классе;

  2. Кружок «Занимательная физика» для 7 класса;

  3. Формирование банка данных детей 7-11 классов, проявляющих повышенный интерес к физике;

  4. Создание условий для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей (творческие домашние задания, участие в проектах учащихся 8, 9 классов на этапе сбора и обработки информации.

2 этап (учащиеся 8,9 классов).

На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к физике.

    1. Участие в 1 этапе всероссийской предметной олимпиады по физике.

    2. Участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах «Олимпус», «Глобус», «Зубренок», «Кубок Гагарина»

    3. Выполнение творческих заданий по физике.

    4. Выполнение проектов.

  1. этап (учащиеся 10, 11 классов).

1. Консультационные занятия.

2. Участие в 1 этапе всероссийской предметной олимпиады по физике.

3. Участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпус», дистанционных конкурсах «Инфоурок», «Глобус», «Зубренок», «Интолимп», «Кубок Башкортостана по физике»

4. Выполнение проектов. МАН.

5. Участие на научно-практических конференциях («Шаг в науку», «Дерзание»)

Содержание:

1. Творческие задания:

7 класс:

Задание 1. Измерение физических величин. Запись результатов с учётом

погрешности.

Задание 2. Наблюдение диффузии в жидкости.

Задание 3. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и

газов.

Задание 4. Определение расстояния от дома до школы.

Задание 5. Расчёт плотности мёда.

Задание 6. Изготовление прибора для демонстрации закона Паскаля.

Задание 7. Зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от

глубины. Расчет давления на дно сосуда.

Задание 8. Схема фонтана и принцип его действия. Принцип действия

шлюзов.

Задание 9. Измерение объёма комнаты и вычисление массы и веса

воздуха в ней.

Задание 10. Изготовление автоматической поилки для птиц.

Задание 11. Взятие проб жидкостей с помощью ливера.

Задание 12. Подтверждение существования атмосферного давления

(опыты со стаканом с водой).

Задание 13. Объяснение принципа действия тормоза.

Задание 14. Изготовление прибора для демонстрации гидростатических

явлений (плавания тел).

Задание 15. Расчёт механической работы.

8 класс:

Задание 1. От чего зависит изменение внутренней энергии тела.

Задание 2. Нагревание и плавление.

Задание 3. Доклад на тему : Аморфные тела. Плавление аморфных тел».

Задание 4. Зависимость скорости испарения от температуры.

Задание 5. Доклад на тему: «Как образуется роса, иней, дождь и снег»,

«Круговорот воды в природе».

Задание 6. Устройство батарейки из сухих элементов.

Задание 7. Стоимость израсходованной электрической энергии

бытовыми приборами в квартире (по их мощности),

экономия электрической энергии.

Задание 8. Доклад «История развития электрического освещения».

Задание 9. Устройство электрического звонка и принципа его действия.

Объяснение действия телеграфной установки.

Задание 10. Доклад «Компас, история его открытия».

Задание 11. Устройство электрических измерительных приборов.

Задание 12. Доказательство прямолинейного распространения света.

2. Проекты (предлагаемые обучающимся):

- «Простые механизмы в живой природе» - 7 класс.

- «Движение — это жизнь» - 7, 9, 10 классы.

- «Я и энергия», - 10,11 классы.

- «Физика и животный мир» - 8, 9 классы.

- Атмосферное давление и человек -7 класс

- Стихия – вода – 8 класс

- Агрегатные превращения вещества -8 класс

- Сила трения - вредное или полезное? - 9,10 классы

- Тепло и холод в нашей жизни – 8 класс

- Что может звук? - 9 класс

- Свет и цвет в жизни человека – 11 класс

- Энергетика вчера, сегодня, завтра – 9, 10,11 классы

- Влияние автомобилизации на окружающую среду и здоровье человека

- 8 класс

- Откуда берется энергия? - 8 класс

- НТП -благо или вред для человечества? - 9,10,11 классы

- Как защититься от радиации? 9,11 класс

- Из чего построить дом? -7,8 класс

- О красоте снежинок и узоров на окне -8 класс

- Физика в человеческом теле -7-11 классы

- Музеи науки и техники -7-11 классы

- Физика в загадках – 8-11 классы. Физика в мультфильмах -9-11 классы

2. Конференции (защита проектов, проекты выбираются

обучающимися по интересам и желанию), например:

1. «НТП - благо или вред для человечества?».

2. «Я и энергия» или « Энергетика вчера, сегодня, завтра».

3. «Физика и животный мир»

4."Физика в человеческом теле"

5. "Физика в мультфильмах»

Объединяющий фактор всех возрастных групп:

  1. Проведение «Декады естественно- математического цикла»;

  2. Творческие задания, проектная работа по предмету побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.

  3. Исследовательская деятельность к на уроках (решение проблемных ситуаций), во внеурочное время (домашние исследования), при выполнении заданий в предметных олимпиадах, при подготовке к конференциям.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и графики;

  2. Оценивать логическую правильность рассуждений;

  3. Уметь решать и составлять физические задачи;

  4. Знать законы механических движений, тепловых явлений, гидростатики и др.;

5. Решать несложные олимпиадные задачи по физике;

6. Уметь пользоваться физическими измерительными приборами,

выполнять измерения и делать выводы по результатам измерений;

7. Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, физики и повседневной жизни;

8. Понимать физическую картину мира.


Ожидаемые результаты

  1. Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся

  2. Повышение качества знаний по физике.

  3. Участие во всероссийской олимпиаде школьников.



УМК: ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.В. Перышкин. Физика 7 кл.– М.: Дрофа 2009. с.160.

  2. А.В. Перышкин. Физика 8 кл.– М.: Дрофа 2009. с.190.

  3. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 - М.: Дрофа, 2001.

  4. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике 7-9 классы. –М.:«Просвещение» 2009. с.240.

  5. А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике для 10 -11 классов средней школы. М.: Дрофа , 2008 г.

  6. ЕГЭ 2009. Физика. – М.:«Интелект-центр» 2009. с.224.

  7. Н.А. Родина. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы. М.: «Просвещение» 1991. с.126. А.П. Кузнецов.

  8. 50 олимпиадных задач по физике. г. Саратов «Научная книга» 2008. с.60.

  9. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. М.: Просвещение, 2000. - 320с.

  10. Гринченко Б.И. Как решать задачи по физике.С.-Пб.: Мир и семья-95, 1998. - 784 с.\10. Трубецкова С.В. Физика. Вопросы - ответы. Задачи - решения. М.: Физматлит, 2003 – 2005.


  1. Зорин Н.И. Элективный курс. "Методы решения физических задач". 10-11 классы. М.: ВАКО, 2007. - 336 с.В. Перышкин. Физика 7 кл.– М.: Дрофа 2005. с.160.

  2. Внеклассная работа по физике.В.П. Синичкин, О.П. Синичкина.- Саратов, изд. Лицей, 2002г.

  3. Элективный курс «Элементы биофизики» 9 класс. Н.И. Зорин.,Москва, «ВАКО» 2007 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!