Введение
Актуальность исследования. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» провозглашены в качестве приоритетных вопросы охраны, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностных ориентаций на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни.
По данным Всемирной организации здравоохранения и российской Межведомственной комиссии по охране здоровья населения, наибольший рейтинг среди факторов, обеспечивающих здоровье современного человека, имеют направленность личности на здоровый образ жизни, принятие здоровья как ценности, повышение уровня культуры здоровья подрастающего поколения, развитие здоровьесберегающих умений, опыта здоровьесбережения.
Анализ педагогической практики показывает, что, несмотря на стремление педагогов использовать различные формы здоровьесбережения учащихся, здоровьесберегающие технологии, организовывать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения, их деятельность по ориентации учащихся на ведение здорового образа жизни все еще носит эпизодический характер. Более того, даже те учителя, которые стремятся, снизить учебные нагрузки учащихся, педагогически целесообразно чередовать труд и отдых своих воспитанников, устранить стрессовые ситуации в учебном процессе, при реализации идей здоровьесберегающей педагогики все еще не в полной мере используют здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательной среде школы.
Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся далеко не новая. Делались попытки ее решения на философском (Авиценна, Гален, Гиппократ, Б. Ф. Базарный); психологическом (В. А. Ананьев, Ф. Б. Березин, JL С. Выготский, Э. М. Казин, Н. К. Смирнов, В.И. Андреев, Д. И. Фельдштейн); медико-валеологическом (Р.И.. Айзман, Н. М. Амосов, И.И.Брехман. Э.Н.Вайнер, В.П.Казначеев, Б.Н.Чумаков, В.И.Дубровский, Т.В.Волокитина, Г.Г.Бральнина, Н.И.Никитинская) и педагогическом (Ю.П.Лисицын, Н.К.Смирнов, Л.С.Татарникова, М.Я.Виленский, В.В.Марков) уровнях. В то же время проблема реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности школы еще не в полной мере осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования. [
Вместе с тем, проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что, несмотря на разносторонность освещения ее многоаспектных вопросов и несомненную теоретическую и практическую значимость полученных результатов, она остается открытой для теоретического и практического изучения.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определена противоречием между:
- важностью определения сущности здоровьесберегающих образовательных технологий в учебной деятельности и недостаточной разработанностью основных теоретико-практических положений исследуемой проблемы.
Проблема исследования заключается в определении эффективных путей формирования здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Все это обусловило выбор темы исследования: «Изучение основ медицинских знаний и здорового образа жизни на уроках ОБЖ»
Объект исследования – педагогический процесс обучения школьников.
Предмет исследования – современные формы и методы изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни на уроках ОБЖ педагогического процесса.
Главной целью исследования было на основе изучения закономерностей влияния современной системы образования на здоровье детей раскрыть систему сохранения и формирования здоровья учащихся.
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, была определена следующая гипотеза исследования: Образовательный процесс в образовательных учреждениях на занятиях основ безопасности жизнедеятельности будет эффективным, если:
- в основу формирования активной образовательной среды будет положен комплексный подход позволяющий учесть их взаимовлияние и взаимозависимость;
- разработана и реализуется система оперативного, текущего и поэтапного и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся – мониторинг здоровья;
В соответствии с предметом исследования для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- осуществить теоретический обзор литературных источников по исследуемой проблеме;
- изучить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и повседневной жизни;
- рассмотреть содержание предмета «ОБЖ».
Теоретический анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы позволил сформулировать исходные позиции исследования. Изучение и обобщение педагогического опыта раскрыли состояние проблемы в практике деятельности общеобразовательной школы. Системный и личностно-деятельностный подходы позволили исследовать здоровьесберегающие технологии в школе, изучить систему его формирования.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, библиографии. Кроме текстового материала, содержится 1 приложение.
В введении обосновывается актуальность, формируется цель, задачи, выделяется объект, предмет, определяется практическая значимость работы.
В теоретической части осуществляется анализ литературы, уточняется сущность понятия «здоровье» рассматривается исторический аспект возникновения и изучения проблемы здоровье школьника, описываются современные методы и формы, применяемые на уроках ОБЖ. В заключении формулируются выводы и практические рекомендации.
Библиография содержит 34 наименований.
Программа развития системы здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе.
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
В очередном послании Главы РМ Меркушкина Н.И. Государственному собранию было сказано, что проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта.
Не остается в стороне и школа, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.
В школе есть внутренние ресурсы для деятельности Службы здоровья:
- педагогический коллектив подготовлен к работе в области здоровья;
- школа пользуется авторитетом в комплексе;
- в штате есть специалисты для организации Службы здоровья;
- имеется опыт предыдущей работы школы по решению проблем здоровья учащихся и педагогов.
Внешними ресурсами школы можно считать следующие:
- наличие в районе медицинских учреждений, Центров досуга, спортивных клубов, с которыми можно выстроить социальное партнерство;
- наличие связей школы с ГНД, СПИДцентром, д\поликлиникой, стоматологической поликлиникой № 1;
- удобное территориальное расположение школы в центре комплекса.
Внутренние проблемы школы по построению здоровьесозидающей образовательной среды:
- отмечается снижение школьной мотивации и повышение напряженности старшеклассников;
- недостаточна оздоровительная работа;
- остаётся нерешенной проблема 100% -го питания школьников.
Наряду с ней выявлен ещё ряд внешних рисков:
- низкий уровень состояния здоровья школьников;
- проблемы образа жизни детей (нарушение режима дня, неучастие родителей в досуге детей, высокий уровень наркогенного заражения);
- недостаточное финансирование.
Наименование Программы: Программа «Образование и здоровье школьников в общеобразовательной школе».
Основания для разработки программы: межведомственная целевая программа «Образование и здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений республики Татарстан на 2011-2012годы».
Стратегия: ориентация на здоровый образ жизни, формирование у учащихся здоровьенаправленного и экологического мышления, гуманистических, нравственных ценностей, подготовка здоровой, социально-адаптированной, личности.
Цель Программы: Создание в школе условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Задачи Программы:
содействие сохранению здоровья каждого школьника;
мониторинг и оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
формирование у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
расширение и разнообразие взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья;
формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться, общаться в условиях дорожного движения;
формирование культуры общественного поведения ;
формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой;
формирование философии здорового образа жизни, в том числе пути преодоления переутомления, способы поддержания высокого уровня работоспособности, физической культуры, правил здорового питания;
формирование правильного отношения к проблемам пола, выражающихся в раскрытии нравственно – гуманистических ценностей и способствующих преодолению нарушений межличностных отношений.
Направления реализации программных мероприятий:
Развитие системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.
Медицинское обеспечение профилактических мероприятий, направленных на оздоровление обучающихся.
Организация системы просветительской, информационной и методической работы.
Диагностика и оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Организация и государственное регулирование школьного питания.
Мероприятия по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности:
Увеличение числа педагогических и медицинских работников школы, имеющих высшую и первую квалификационные категории до 100 %;
Увеличение количества предметов образовательной программы, обеспеченных цифровыми образовательными ресурсами до 95 %;
Увеличение количества учащихся школы с высоким гармоничным развитием до 30%;
Улучшение материально- технического оснащения школы, направленное на оздоровление учащихся;
Уменьшение количества учащихся группы «Д»;
Увеличение двигательной активности всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Заключение
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве. Министр по делам ГО и ЧС России не раз подчеркивал, что страна буквально «вкатывается» в полосу аварий и катастроф. Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера.
Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:
начать повсеместное устранение причин и условий травматизма и смертности (узкие дороги, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения, труда и отдыха). На это потребуются многие-многие годы;
обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и транспорта, навыкам (а не только знаниям) оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;
оснастить все здравпункты предприятий и учреждений, средства транспорта, места отдыха и т.д. аптечками и медицинским оборудованием, соответствующим современным требованиям оказания первой помощи на месте происшествия.
Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий.
Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого человека, - колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи. Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро начать оказание помощи.
Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного школьного обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания.
Таким образом, обучение первой медицинской помощи и здорового образа жизни на уроках ОБЖ играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить школьников оказывать первую медицинскую помощь и вести здоровый образ жизни.
Библиография
1. Айзман, Р.И. Медико – социальные и биологические аспекты формирования здоровья /Р.И. Айзман, Н.П.Абаскалова//Сб.научн.тр.ЛГПИ.- Л.,1996. – с.3-12.
2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.:Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
3. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. – СПб ., 1998.
4.Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии:нейро - психологический подход / Т.В. Ахутина // Вопр.психологии. – 2002. - №4. – с. 101 – 111.
5. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс – контроль в школе и дома. М.,АРКТИ – 2005. – 176 с.
6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье /И.И.Брехман. – М.:Физкультура и спорт, 1990. – 206 с.
7. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. – М., 2002.
8. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник д / вузов/ Э.Н.Вайнер – 9-е изд.- М.:Флинта: Наука, 2011. – 448с.
9. Волокитина, Т.В. и др. Основы медицинских знаний : учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. – 2 – изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
10. Виленский, М.Я.Методологический анализ общего и особенного в понят
иях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я.Виленский, С.О. Авчинникова // Терия и практика физической культуры – 2004. - №11. – с.2 – 7.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.:Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
12. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПин 2.4.2.576-96 от 31.10.96. – М.,1997.
13. Дыхан, Л.Б. и др. Педагогическая валеология /Л.Б.Дыхан, В.С.Кукушин, А.Г. Трушкин. - Уч. пособие для студентов педагог. вузов / Под ред. В.С.Кукушина. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д ; 2005. – 528с.
14. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисловие В.Н.Мошков.- М.:RETORIKA – A :Флинта, 1999. – 560 с.
15. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования : учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений/
16. « Закон об образовании », глава 2, ст.12.Образовательные учреждения.
17. Здоровьсберегающее обучение и воспитание: Сб.научных работ / под ред. В.И.Андреева - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 267 с.
18. Казин, Э.М.Основы индивидуального здоровья человека / Э.М.Казин, Н.А.Литвинова, Н.Г.Блинова. – М.:Владос, 2000. – 189 с.
19. Казначеев, В.П./ Основы общей валеологии / В.П.Казначеев.- М.,Воронеж, 1997. – 48с.
20. Лисицын Ю.П.Слово о здоровье. М.,1993.
21. Марков, В.В..Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издат.центр «Академия», 2001.- 320с.
22. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. - М., 2000. - С. 203.
23. Назаров Е.Н. Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его состовляющие/М.: «Академия»,2008.- 254с.
24.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г.//ОБЖ. – 2001.-№1. – с.7 – 13.
25. Приказ Министерства здравоохранения Российской федерации от
07.05.1998г. № 151 «О временных отраслевых стандартах объема
медицинской помощи детям»;
26. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
05.05.1999г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям
подросткового возраста».
27. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь./ - М., 2007. - с. 516.
28. Смирнов Н.К. Здоровьсберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. – М.:АРКТИ, 2005.- 320с.
29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320с.
30. Смирнов А. «Основы жизнедеятельности»// 0сновы безопасности жизнедеятельности. № 10. - 1998. - С. 23-27.
31. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология .Генезис. Тенденции развития / Л.Г.Татарникова. – СПб.:Петроградский и КО,1997.
32. Устинов В.Е., Попадейкин В.В. Проблемы воспитания общественной культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. - № 6 - 2005. - 118c.
33. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие.-2-е изд.испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, - 2000.-407с.
34. Цыбин,С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» / С.А.Цыбин .- Волгоград.:Учитель, 2009г.
35. http://fp.edu.ru/asp
36. pedagogic.ru
Приложение 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Начальник УЗ Директор школы №52
___________А.Н. Зотов __________С.Р.Кайбышев «__»____________2011г. «__»_________2011г.
ПРОГРАММА
«Образование и здоровье
обучающихся и воспитанников
МОУ «СОШ №52»
г. Набережные Челны
на 2009/2011годы»
г. Набережные Челны
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Образование и здоровье школьников МОУ «СОШ №52» г. Набережные Челны на 2009/2011годы»
Наименование Программы | Программа «Образование и здоровье школьников МОУ «СОШ №52» г. Набережные Челны на 2009/2011годы» |
Основания для разработки Программы | Межведомственная целевая программа «Образование и здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Татарстан на 2009/2011годы» |
Дата принятия решения о разработке Программы | 02.09.2009г. |
Заказчик Программы | МОУ «СОШ №52» г. Набережные Челны |
Основной разработчик Программы | Управление образования г. Набережные Челны, МУ ИМЦ, МОУ «СОШ №52» г. Набережные Челны |
Стратегия | Ориентация на здоровый образ жизни, формирование у учащихся здоровьенаправленного и экологического мышления, гуманистических, нравственных, национальных ценностей, подготовка здоровой, социально – адаптированной личности. Повышение двигательной активности учащихся. Совершенствование оздоровительной службы в школе. |
Цель Программы | Создание в школе условий для сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья учащихся |
Задачи Программы | содействие сохранению здоровья каждого школьника; мониторинг и оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений; формирование у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; расширение и разнообразие взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья. формирование системы знаний, умений, навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться, общаться в условиях дорожного движения; формирование культуры общественного поведения; формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей; формирование философии здорового образа жизни, в том числе пути преодоления переутомления, способы поддержания высокого уровня работоспособности, физической культуры, правил здорового питания; формирование правильного отношения к проблемам пола, выражающихся в раскрытии нравственно – гуманистических ценностей и способствующих преодолению нарушений межличностных отношений. |
Важнейшие целевые индикативные показатели | Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | Школа, реализующая муниципальную программу здоровьесберегающей деятельности | + | + | + | + | Школа, реализующая школьные программы здоровьесберегающей деятельности | + | + | + | + | Школа, содействующая здоровью Золотой уровень Серебряный уровень Бронзовый уровень | + | + | + | + | Школа, получившие лицензию на оказание медицинских услуг,% | + | + | + | + | Доля учителей, прошедших обучение по здоровьезберегающим технологиям,% | 60 | 60 | 70 | 85 | Количество детей 1 и 2 группы здоровья, % | | | | | |
Сроки и этапы реализации Программы | I этап – 2009г.- разработка, оформление, внедрение Программы; II этап - 2009 – 2011г.г. - практическая реализация Программы по основным направлениям; III этап – 2011г. – комплексная оценка результатов оздоровительной деятельности школы. |
Участники Программы | Лечебно – профилактические учреждения города; педколлектив; Родители; Учреждения дополнительного образования; НГПИ, педколледж, институт физкультуры. |
Направления реализации программных мероприятий | Развитие системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. Медицинское обеспечение профилактических мероприятий, направленных на оздоровление обучающихся Организация системы просветительской, информационной и методической работы. Диагностика и оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Организация и государственное регулирование школьного питания. Мероприятия по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. |
Источники финансирования программы | Региональный бюджет, муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | увеличение числа педагогических и медицинских работников школы, имеющих высшую и первую квалификационные категории до 100%; увеличение количества предметов образовательной программы, обеспеченных цифровыми образовательными ресурсами до 95%; увеличение количества учащихся школы с высоким гармоничным развитием до 30%; улучшение материально – технического оснащения школы, направленное на оздоровление учащихся; уменьшение количества учащихся группы «Д»; увеличение двигательной активности всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей; улучшение психологического состояния, поведения учащихся, уменьшение пропусков занятий по болезни; повышение уровня физической подготовленности школьников. |
Система организации контроля исполнения | Управление образования Исполнительного комитета города Набережные Челны |