СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития творческих способностей учащихся начальной школы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Необходимость развития творческого мышления школьников отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

В жизни любого человека особенно важен первый, хотя бы маленький успех в начале пути. Именно школа является той «сценой» радостей и возможно неудач, которые предстоит пережить ученику. Школа – как фактор, определяющий в каком направлении пойдет развитие личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития творческих способностей учащихся начальной школы»

ГБПОУ КК ЕПК











ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ





Выполнила:

студентка Ш-31гр.

Борисова А.А.

Преподаватель:

Орел И.А.








Ейск, 2020г.

Введение

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Необходимость развития творческого мышления школьников отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

В жизни любого человека особенно важен первый, хотя бы маленький успех в начале пути. Именно школа является той «сценой» радостей и возможно неудач, которые предстоит пережить ученику. Школа – как фактор, определяющий в каком направлении пойдет развитие личности ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Цель программы: воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения, необходимых для дальнейшей жизнедеятельности, через создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

-творческое развитие обучающихся младших и средних классов с помощью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,

- содействие в развитии одаренности, обеспечении культурного обмена, расширении эмоциональных творческих контактов, обучающихся со своими сверстниками,

- воспитание интереса и любови к музыкальному искусству;

- знакомство с выдающимися произведениями музыкального искусства;

- поощрение обучающихся, участвующих во внеклассной и внешкольной деятельности школы.

Срок реализации: 1 год












Предполагаемые упражнения

Игра «Что это такое?»

В игре может участвовать вся группа детей.

Дидактическая задача. Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладёт его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребёнок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.

В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.

Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.


Упражнение «Дети на прогулке».

В выполнении упражнения может участвовать вся группа детей, но лучше проводить его по подгруппам в 5-7 человек.

Дидактическая задача. Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.

Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображён ребёнок (мальчик или девочка), в руке у которого неопределённый предмет (например, палочка, полукруг, верёвочка и т.п.)0.

Возможные варианты ответов:

Шарик, флажок. Цветок, мороженое, машинка, собака, лодка, корзинка, сумка, портфель, ведро, удочка, сачок, ружьё, мяч, лодочка.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку. Объясняет: «Художник нарисовал мальчика, который идёт на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках.». Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображён мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идёт на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребёнок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.

Примечание. Упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии следует анализировать одну - две картинки.


Упражнение «Волшебные кляксы»

Упражнение лучше проводить по подгруппам в 5-7 человек.

Дидактическая задача. Научить детей воображать различные предметы на основе полученных клякс.

Материал. Краски, кисти, бумага.

Ход игры. До начала игры изготовляют несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие изображения они видят в кляксе или отдельных её частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.


Игра «Камушки на берегу».

В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить её по подгруппам в 5-7 человек.

Дидактическая задача. Научить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком0.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошёл волшебник и за несколько минут всё, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож». Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведёрко.

Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов.

Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.


Упражнение «Волшебная мозаика».

Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.

Дидактическая задача. Научить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Материал. Наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребёнка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Ход игры. Воспитатель раздаёт наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например, домик, машинка, человечки, поезда и т.п.

Когда дети научатся выполнять задание, можно предложить соревнование: кто сможет больше разных предметов из своей мозаики.

Упражнение может проводиться на разном материале (разные наборы мозаики), а также с одним и тем же материалом, но с инструкцией придумывать всё время разное (после того, как все дети дали по одному варианту решения).

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

1

2

Первичная диагностика развития творческого мышления.

2

3

Развитие творческого воображения, пространственного мышления. Методики рисования.

12

4

Развитие вербальных творческих навыков, литературных способностей, фантазии.

12

5

Развитие артистических творческих способностей, свободы движений и жестов, мимики.

10

6

Практические занятия

10

7

Интеллектуальные игры

10

8

Тренинги развития психических познавательных процессов:

а) тренинг развития воображения;

б) тренинг развития внимания;

в) тренинг развития творческого мышления;

г) тренинг развития памяти.





4

6

8

8

9

Заключительные занятия

1

Всего часов

84










Диагностика творческого мышления

Адаптированный тест Г. Дэвиса на выявление уровня креативности.

Основным методом является тестирование, которое проводит педагог-психолог вместе с учителем один раз в семестр. В опроснике содержится 21 вопрос, с помощью которых диагностируют креативность как личностное свойство. К личностным признакам креативности относятся: любопытство, самодостаточность, чувство гармонии и красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и ряд других.

Целью данной методики является не только исследование развития одаренности учащихся, но и оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий. Тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения.

Тестирование проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проходит в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Инструкция: ответить на вопросы: да, нет, не знаю.

1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ:

Креативность – в случае ответов (+ по вопросам 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12,16, 17); и в случае ответов (- по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21).

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
















Список используемой литературы

  1. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/proghramma-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly

  2. https://multiurok.ru/files/proghramma-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-ml.html

  3. https://nsportal.ru/user/32090/page/programma-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-rekomendatsii-po-0

  4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2018. - 212 с

  5. Любарт, Т. Психология креативности. М. Когито Центр, 2019.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!