СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа развития МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА» на 2018-2022г.г. «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как средство формирования всесторонне развитой личности» |
Основания для разработки Программы
| -Конвенция о правах ребенка; -Конституция Донецкой Народной Республики; -Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление от 07.07.2015 г. № 55-IНС); -Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 326 от 17.07.2015 года; -Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки ДНР №23 от 29.01.2015); - Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». (Приказ Министерства образования и науки ДНР № 409 от 18.08.2015г.); - Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике; -Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики; -Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики; - Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управления образования города Донецка; - Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА» |
Разработчик программы | Журавель Татьяна Ивановна, заведующий |
Исполнители Программы | Коллектив МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА» |
Программа рассмотрена | На заседании педагогического совета МДОУ «ЯСЛИ-САД № 180 Г.ДОНЕЦКА» (протокол № 1 от 30.08.2017г.), Приказом по МДОУ от 30.08.2017г. № 173 |
Сроки и этапы реализации Программы
| 2018-2022 г.г. Организационно- подготовительный этап - 2018 год Создание условий для реализации Программы Основной этап. Практический – 2019 – 2021 годы Реализация Программы. Осуществление промежуточного контроля. Итоговый этап. Аналитически-информационный – 2022 год Оценка качественных и количественных изменений, происшедших в результате реализации Программы. |
Цель Программы | Создание обновлённой эффективной модели образовательного |
Задачи | 1.Обеспечить стабильный рост профессиональной компетентности 2.Совершенствовать систему взаимодействия с родителями 3.Развивать интеллект и чувства детей, выявлять и развивать их способности, создавать условия для саморазвития и самосовершенствования личности дошкольника. 4.Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. |
Ожидаемые результаты реализации Программы
| Для воспитанников: - предоставление широкого поля возможностей для раскрытия способностей; - создание условий, которые будут способствовать становлению базовой культуры личности; -развитие социально-личностного, физкультурно-оздоровительного, трудового, развивающего и коррекционно-формирующего направлений. Для педагогов: - овладение инновационными технологиями; - повышение уровня профессиональной компетентности; - овладение навыками экспериментальной и инновационной деятельности; - обобщение и распространение педагогического опыта и опыта работы с семьей; - умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы. Для родителей: - создания условий для удовлетворения потребностей родителей на получение качественного образования детьми; - укрепление дружеских отношений между семьей дошкольника и дошкольным учреждением; участия родителей в жизни дошкольного учреждения и группы - повышение педагогической компетенции по вопросам воспитания детей.
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Образовательная организация: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Юридический адрес: ДНР 83010, г.Донецк, Петровский район,
площадь Победы, дом 19
Руководитель: Журавель Татьяна Ивановна
Идентификационный код: 36887667
Средства коммуникации: тел. 313-62-96, 071-309-68-70, е-mail: [email protected]; персональный сайт: http://shelkun.ucoz.ru/
Проектная мощность: 110 мест, 6 разновозрастных групп
Учредительные документы:
- Устав МДОУ «ЯСЛИ-САД № 180 Г,ДОНЕЦКА», зарегистрирован 20.04.2017г.
- Разрешение на осуществление образовательной деятельности по программам
дошкольного образования (№ 1658 от 10.10.2016г.).
Учреждение функционирует с 1962 года, находится в отдельно стоящем типовом
двухэтажном здании. Дошкольное учреждение размещено в зоне жилого многоэтажного сектора, имеет ограждение, озеленено и освещено.На территории - цветники, 6 игровых и спортивная площадки.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к
организации развивающей предметно-пространственной среды, оборудованы центры
детской активности для организации разнообразной детской деятельности (как
самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Здание МДОУ оборудовано централизованными системами водоснабжения,
электроснабжения и теплоснабжения. Все основные помещения дошкольного учреждения имеют естественное освещение.
Структура дошкольного учреждения.
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения
является группы детей раннего и дошкольного возраста. Комплектование групп происходит с учетом категории детей, их возраста и соблюдением норм наполняемости.
В настоящее время в учреждении функционирует 6 групп, из них: 1 группа для детей раннего возраста и 5 групп для детей дошкольного возраста. Из них - 2 группы компенсирующей направленности для детей имеющих отклонения в речевом развитии. МДОУ посещают 135 детей.
Режим работы ДОУ: 12-ти часовое пребывание детей при пятидневной рабочей неделе.
Содержание образовательной деятельности.
МДОУ «ЯСЛИ_САД № 180 Г.ДОНЕЦКА» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. В МДОУ разработано пошаговое введение ГОСДО в образовательный процесс дошкольного учреждения. Создана рабочая группа, разработана дорожная карта научно-методического сопровождения процесса внедрения ГОС ДО, где предусмотрен план действенных мер, направленных на активизацию содержательной работы с кадрами, развитие профессионального мастерства личности педагога.
III. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Предпосылками к созданию Программы развития дошкольного образовательного учреждения на период 2018-2022гг. послужили изменения в образовательной политике Донецкой Народной Республики.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работы с родителями.
Анализ внутренней среды учреждения.
Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе МДОУ «ЯСЛИ-САД № 180 Г.ДОНЕЦКА». Определенная роль в установлении партнерских взаимоотношений принадлежит педагогам, и детский сад не первый год включает задачу по работе с семьей в годовой план. Это дает положительные результаты - педагоги стали чаще использовать в работе с детьми нетрадиционные формы: чаепития, совместные конкурсы рисунков и поделок, марафоны творчества и т.д. В течение пяти последних лет на базе сада функционирует клуб для родителей «Вместе к гармонии». Эта форма работы с родителями наиболее эффективна, деятельна, чем родительское собрание. На протяжении ряда лет детский сад организовывает Дни открытых дверей для родителей по различным направлениям деятельности. В 2015 году для обеспечения открытости и гласности, доступности информации для родителей разработан персональный сайт МДОУ http://shelkun.ucoz.ru. С сентября 2017 года функционирует консультационный пункт психологической службы для родителей, педагогов и детей по нравственно-патриотическому воспитанию.
Для родителей проводятся конференции, праздники и развлечения, музыкальные утренники, совместные досуги, спортивные соревнования, походы, выставки детского творчества, смотры-конкурсы. Доброй традицией дошкольного учреждения стало ежегодное совместное проведение спортивных соревнований « Папа, мама, я – спортивная семья», праздников «Масленица», «День Нептуна», «День защиты детей».
Сотрудничество с семьей является главным приоритетом в практике работы дошкольного учреждения. Разрабатывая систему работы с родителями, педагоги проработали много методической литературы, познакомились с опытом лучших образовательных учреждений Донецкой Народной Республики.
Главной целью всей нашей деятельности является направление всех педагогов и родителей за одним вектором, создание команды единомышленников, которая может быть способной обеспечить воспитанникам счастливое проживание дошкольного детства в гармонии с ровесниками, педагогами и членами семьи.
В сентябре 2017 года педагоги начали работу по социальному исследованию запросов родителей, их ожиданий, оценки качества работы дошкольного учреждения и изучения проблем каждой конкретной семьи. Результаты опроса выявили, что родители ожидают от дошкольного учреждения подготовки ребенка к жизни, развития самостоятельности, творческих способностей, помощи в развитии социализации ребенка, укрепления здоровья и основательной подготовки к школе. Важнейшими профессиональными качествами воспитателя родители считают человечность, опыт, эрудицию, использование новых педагогических технологий в своей деятельности. Осведомленность с проблемами воспитания в семьях наших воспитанников дало почву для создания программы развития.
Проблемное поле: работа с семьей не всегда носит дифференцированный подход в работе с родителями. При взаимодействии с семьей не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы;
Перспективы развития: инновационная разработка для активного включения родителей в жизнедеятельность МДОУ.
3.2. Анализ кадрового состав и условий труда работников.
На момент написания программы развития в дошкольном учреждении работает 36 сотрудников. Из них: 17 педагогов, 19 – обслуживающий персонал. Укомплектованность кадрами -100%.
В штатном расписании педагогического коллектива:
- заведующий,
- старший воспитатель,
- 11 воспитателей,
- музыкальный руководитель,
- 2 учителя – логопеда,
- педагог-психолог.
По образовательному составу педагогические работники делятся следующим образом:
Высшее образование – 5 человек;
Бакалавр – 1 человек
Среднее специальное – 11 человек
Заведующий имеет 13 тарифный разряд; 1 педагог имеет І квалификационную категорию; 9 педагогов – 9 тарифный разряд; 5 педагогов – 8 тарифный разряд, 1 педагог – 7 тарифный разряд.
Уровень образования педагогических работников
Анализ статистических данных педагогов
по педагогическому стажу
От 0 до 5 лет – 5
От 5 лет до 10 лет – 2
От 10 лет до 20 лет – 6
От 20 лет до 30 лет – 3
От 30 лет и выше – 2
Анализ педагогов по возрасту
20-30 лет – 5
31-40 лет – 3
41-50 – 5
50 и более – 4
Администрация учреждения дает сотрудникам четкое видение перспектив профессионального роста, предоставляет возможность повышения личной квалификации. Педагогический менеджмент обеспечивает возможность развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и сотрудников, создающих условия для развития дошкольного учреждения. Педагоги регулярно и успешно проходят аттестацию.
Повышения профессиональной компетентности педагогического состава осуществляется не только через организацию курсовой подготовки, участие в конференциях и конкурсах, но и через развитие практики инновационной деятельности. Для удовлетворения профессиональных педагогических запросов в структуре методической службы дошкольного учреждения функционируют различные педагогические сообщества, призванные обеспечить научно-методическое сопровождение и качество образовательной деятельности: методическое объединение, творческие и рабочие группы. Педагоги принимают активное участие в районных мероприятиях. Кроме того, в детском саду в течение трех последних лет проводятся методические объединения музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных групп. Воспитатели ежегодно показывают мастер-класс для педагогов района. В МДОУ регулярно осуществляется методическая работа через разные эффективные формы: семинары, консультации, смотры-конкурсы, деловые игры, педагогические советы, мастер-классы, ярмарки педагогического мастерства и т.д., направленные на повышение педагогической компетенции, на которых решаются проблемные задачи и практические педагогические ситуации.
Основная часть педагогов нацелена на активное участие в планомерном развитии дошкольного учреждения. Трудовой коллектив испытывает потребность в повышении уровня профессиональных знаний и умений, а значит, способен перевести дошкольное учреждение на качественно новый уровень его развития: построение новой -современной модели МДОУ.
Проблемное поле: Большая часть педагогов имеет среднее специальное образование. 50% педагогов нуждается в повышении квалификации, так как являются молодыми специалистами и не имеют квалификационной категории.
Перспектива развития: Проведение методических мероприятий по формированию кадрового потенциала.
3.3.Анализ пространственной предметно-развивающей среды.
В связи с введением ГОС ДО вопрос создания РППС в учреждении на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организуя предметную среду в групповом помещении, педагогами учитывалось все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка. Свободная деятельность детей в центрах детской активности должна помочь им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процессе исследования, а не получать готовые знание от педагога. При построении РППС педагоги руководствовались следующими принципом функциональности среды: среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Так же следует отметить, что:
- Среда МДОУ выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное -она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Подобрана с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлено так, чтобы ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий.
- Для РППС МДОУ характерно гибкое и вариативное использование пространства, доступность. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог действовать в них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельными.
- Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей. В помещении исключены опасные предметы: острые, бьющиеся, тяжелые, углы закрыты, мебель закреплена. Среда, окружающая детей, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
- Элементы декора в группе легко сменяемые.
- В каждой группе предусмотрено место для разных видов детской деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении учитываются закономерности психического развития, показателя их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
- Особое внимание в МДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находиться в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.
- РППС построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены дидактические пособия, игры и игрушки, как для мальчиков, так и для девочек.
- Среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, сезонности.
На текущий момент материал и оборудование в групповых помещениях подобраны с учетом и гигиенических и эстетических требований. Созданы условия для удовлетворения индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей каждой возрастной группы.
Проблемное поле: предметно-развивающая среда в учреждении требует регулярного обновления в связи с естественным износом и освоением новых технологий.
Перспективы развития: возможность пополнения предметно-развивающей среды за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц.
3.4.Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности.
Одним из ценностных ориентиров, характеризующих современную модель дошкольного образования, является готовность дошкольного учреждения к сохранению и укреплению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития. Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора. В детском саду функционирует профильная физкультурно-оздоровительный группа и группа ЧДБ. Поэтому в последние годы отмечается положительная динамика укрепления здоровья воспитанников.
Квалифицированная, многоплановая работа по оздоровлению воспитанников осуществляется старшей медицинской сестрой. Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности показал: В дошкольном образовательном учреждении реализуется проект «Я и мое здоровье», но не внедрены в практику работы индивидуальные маршруты оздоровления, дифференцированные графики поддержания и укрепления здоровья воспитанников каждой возрастной группы. Формирование грамотности в вопросах здоровья осуществляется через реализацию данного проекта в рамках двух блоков:
- Работа с детьми:
Специально организованные тематические, игровые, интегрированные занятия и игры с валеологической направленностью, походы, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность.
- Работа с родителями:
Оформление тематических стендов, открытые занятия, день Здоровья, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского работника, совместные мероприятия.
Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиН при организации образовательного процесса в МДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ, организации питания, соблюдению санитарно-гигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия).
В дошкольном учреждении ведется учет заболеваемости воспитанников, имеются листы здоровья по всем возрастным группам, дети распределены по группам здоровья.
Группа здоровья | 2015-2016 уч.год. | 2016-2017 уч.год. | |||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | ||
1 группа | 87 | 76% | 108 | 79 | |
2 группа | 24 | 21% | 24 | 18 | |
3 группа | 4 | 3% | 4 | 3 |
Заболеваемость детей снижается, но растет число заболеваемости детей ОРВИ. Одной из причин этого мы видим в низком проценте привитости воспитанников от гриппа и ОРВИ в период обострения простудных заболеваний (ноябрь-февраль месяц) и отсутствие детского коллективного иммунитета защиты против вируса простудных заболеваний. На число заболеваемости детей влияет также группа раннего возраста, в которой малыши чаще и длительнее болеют, особенно в период адаптации.
Растет количество детей, имеющих речевые нарушения, причем все больше детей имеют тяжелые формы нарушения речевого развития. Этот факт и объясняет функционирование в МДОУ двух логопедических групп.
Работа по поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса имеет большое значение. Здесь упор делается на целостность и комплексность общего оздоровления организма, путем общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий, формирование навыков здорового образа жизни. На постоянном контроле администрации МДОУ находится соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям и режиму воспитания детей.
Постоянно в МДОУ организуется комплекс мероприятий по улучшению физического и психического здоровья всех субъектов образовательного процесса:
• Рациональный режим;
• Профилактические прививки;
• Медицинские осмотры;
• Закаливание, гимнастика пробуждения, корригирующие упражнения, гимнастика для глаз, элементы самомассажа, 2 прогулки ежедневно, утренняя гимнастика, проведения 3-го физкультурного занятия на воздухе;
• Двигательная активность— физкультурные занятия с использованием нестандартного физкультурного оборудования, физкультурно-оздоровительная гимнастика на свежем воздухе, спортивные праздники, досуги, прогулки; индивидуальные занятия по коррекции осанки, эколого-оздоровительные и оздоровительно-познавательные пешие переходы, семейные старты, малые олимпийские игры, оздоровительно-игровые часы и пр.;
• Четкая система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию нарушений в состоянии здоровья; • Организация полноценного питания, витаминизация блюд.
Процент посещаемости воспитанниками вырос, но остается высоким количество дней, пропущенных детьми по другим причина (отпуск родителей, пропуски без уважительной причины).
Проблемное поле: Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. Увеличивается количество детей, нуждающихся в услугах учителя-логопеда. Требуют серьезной коррекции взаимодействие с родителями в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Перспектива развития: внедрение структурного блока Программы развития. «Моё здоровье», предусматривающего расширение сферы деятельности укрепления здоровья всех участников УВП. Открытие дополнительной 3-й группы компенсирующего типа по развитию речи дошкольников.
3.5. Анализ материально-технических ресурсов.
МДОУ расположено в отдельно стоящем здании, выстроенном по типовому проекту, где предусмотрен полный комплект функционально пригодных групп, кабинетов, оснащенных необходимым оборудованием. В МДОУ имеются: пищеблок, 6 возрастных групп, музыкальный зал, медицинский кабинет, методический кабинет, два кабинета учителя-логопеда, кабинет заведующего.
Состояние материально-технической базы МДОУ соответствует требованиям, современному уровню образования и требованиям СанПиН. Все кабинеты(помещения) оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и требованиями пожарной безопасности.
Групповые помещения имеют индивидуальный интерьер. Во всех группах имеется мебель, регулируемая по росту детей.
По периметру здания МДОУ проложено асфальтовое покрытие имеется ограждение в виде металлического забора. На территории имеются различные виды деревьев и кустарников, цветники. Участки для прогулок оборудованы необходимыми малыми архитектурными формами: скамейками, качелями, лесенками, горками, песочницами.
В детском саду в наличии проектор, современная акустика, музыкальный центр, два радиомикрофона с усилителем, 2 колонки С-90, ДVД, компьютер, ноутбук, сканер, принтер, 2 современных телевизора.
Дошкольное учреждение подключено к сети Интернет, ведется официальный сайт, функционирует электронная почта.
Проблемное поле: материально-техническая база в учреждении требует регулярного обновления в связи с естественным износом и освоением новых технологий.
Перспективы развития: возможность пополнения материально-технической базы за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц.
3.6. Анализ управляющей системы.
Новая образовательная политика Донецкой Народной Республики, приоритетом которой является повышение качества образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы к управлению образовательным процессом в МДОУ. В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом.
В детском саду практикуется моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций.
Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующий), общественного (родительский комитет), коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления.
Проблемное поле: сложности перехода к матричной структуре управления, связанные с неготовностью коллектива и общественности принять на себя управленческий функционал.
Перспективы развития: дальнейшее перестроение системы управления на основе матричной модели – организация и включение в структуру управления МДОУ мобильных объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников, представителей учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также заинтересованного населения микрорайона.
IV.КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов
структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-
практической деятельности педагогов - проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности.
Анализ нормативных, научных, методических и документов по актуальным аспектам дошкольного образования и выделенным тенденциям деятельности МДОУ позволил сформулировать ключевую идею Программы.
Концептуальной идеей является установка, что каждый ребенок - успешный
дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (т.е. готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий.
Цель развития нашего учреждения на ближайшие 5 лет: создание обновлённой
эффективной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и
качество дошкольного образования в ходе двухстороннего взаимодействия – Детский сад +Семья.
В дошкольном учреждении образовательный процесс должен строиться с учетом
потребностей и возможностей всех субъектов образовательного процесса, обеспечивая тем самым:
-для ребенка: своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания компетентности;
- для родителей: повышение педагогической грамотности, стимулирование желания активно участвовать в процессе развития ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях детского сада;
- для педагогов: повышение профессиональной компетентности; наработка и транслирование передового педагогического опыта с учетом приоритетных направлений деятельности учреждения.
Методологическую основу разработанной нами концепции составили положения,
представленные в работах JI.C. Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского.
Проектирование личностно-ориентированной образовательно-оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности, связывают образовательный процесс с социокультурным окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении.
Ведущими ценностями при разработке Концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья - требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), формирования основ физической культуры.
Ценность развития - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства – акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества – предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.
Основными целевыми установками МДОУ должны стать:
разработка и реализация проектов, обеспечивающих равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста, в общеразвивающих группах;
создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников МДОУ и их родителей (комплексная диагностика, ведение индивидуальных паспортов развития и здоровья, введение портфолио семьи);
максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах дошкольного образования;
достижение высокого качества образовательной услуги за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности сотрудников МДОУ, укрепление межведомственных связей учреждения, подведение образовательного процесса под научные основы, совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды, модернизация нормативно-правовой базы организации образовательного процесса в режиме развития).
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется Концепцией, основные идеи которой:
Право каждого ребенка как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями.
Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости.
Деятельность учреждения в режиме обновления содержания в соответствии с ГОС ДО (реализация различных по содержанию современных технологий, адаптация к приоритетам и специфике работы МДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).
В основе Концепции развития МДОУ как адаптивной модели дошкольного образовательного учреждения лежит возможность:
- ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;
- комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной, коррекционной и реабилитационной работе;
- вариативного набора разноуровневых программ для детей с учетом их индивидуальных личностных особенностей и резервных возможностей;
- интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, степенью адаптированности к МДОУ для достижения максимального качества образовательного процесса;
создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, были бы взаимосвязаны.
Эта система представляется в виде цепочки: комплексное обследование; заполнение индивидуального паспорта здоровья и развития; разработка и реализация индивидуального маршрута с рекомендациями для воспитателей, специалистов и родителей; индивидуальная или дифференцированная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания; систематический анализ и уточнение индивидуального маршрута с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания, обучения и оздоровления ребенка.
Модель педагога детского сада (как желаемый результат).
Инновационная и развивающая деятельность поднимет статус учреждения, повысит его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них (89%), приняли новую тактику общения: субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
Профессионализм воспитателя:
имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения;
реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей;
владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
Проявление организационно-методических умений:
-использует в работе новаторские методики;
-включение родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- владение навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
Личностные качества педагога:
- четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- креативен;
- воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
- развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат)
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:
- коммуникативная компетентность - умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
- физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
- интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
- креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
- любознательность - исследовательский интерес ребенка;
- инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
- ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;
- произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.
Модель родителей (законных представителей воспитанников)
1. У родителей сформированы адекватные представления о сфере педагогической
деятельности, а именно, представления:
• о нормативно-правовой базе системы дошкольного образования;
• о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;
• педагогической деятельности в целом;
• о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
• об адекватных средствах и условиях развития ребенка;
• об особенностях образовательного процесса в детском саду;
• о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.
2. Родители владеют необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками
воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. У родителей сформирована высокая степень проявления интереса к активному включению в планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса.
4. Родители, как потребители образовательной услуги, удовлетворены ее качеством.
Модель будущего дошкольного учреждения (как желаемый результат)
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
- эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
- личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
- обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
- четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
- усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
- принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;
- высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам.
Образовательная система нового МДОУ
Общим принципом построения образовательной системы нового МДОУ выступает
взаимодополняемость формальной и неформальной образовательных сред.
Формальная образовательная среда существует в виде системы запланированных
мероприятий, ориентированных на социализацию и формирование первых представлений
воспитанников об окружающем мире, предпосылок формирования умений и ключевых
компетенций, необходимых для их дальнейшего успешного обучения в школе.
Неформальная образовательная среда существует в виде сети разнообразных
творческих объединений и системы психолого-педагогической поддержки индивидуализации и всестороннего развития ребенка. Неформальная воспитательно-образовательная среда в наибольшей степени открыта к взаимодействию с родителями на
основе партнёрских отношений. Взаимодействие этих сред осуществляется в процессе
проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников на всех ступенях дошкольного образования.
V.СТРТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2022 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Кадровый потенциал», «Детский сад + Семья», «Радуга успеха», «Я и мое здоровье», обеспечивающими участие в реализации Программы коллектива детского сада и родителей воспитанников. Блоки взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.
Стратегическая цель программы: создание учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в МДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Создание обновлённой эффективной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и качество дошкольного образования в ходе двухстороннего взаимодействия: Семья + Детский сад.
Провозгласив идею самоценности дошкольного периода детства, мы считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух взаимосвязанных направлениях - подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве.
Детский сад с приоритетами в экологическом и физкультурно-оздоровительном направлении; осуществляющий коррекцию нарушений речевого развития детей должен реализовывать как единые для всех учреждений базовые приоритеты, так и сугубо специфические. Это находит отражение в тактических целях развития учреждения: повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума.
Задачи программы:
1.Обеспечить стабильный рост профессиональной компетентности коллектива, развивать кадровый потенциала дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ГОС ДО (блок «Кадровый потенциал»).
2.Совершенствовать систему взаимодействия с родителями воспитанников. Повышать уровень социально-педагогической культуры родителей через участие в теоретических и практических занятиях (мероприятиях). Объединить дошкольное учреждение и семью с целью гармонизации воспитания и развития личности дошкольника (блок «Детский сад + Семья»).
3.Развивать интеллект и чувства детей, выявлять и развивать их способности, создавать условия для саморазвития и самосовершенствования личности дошкольника (блок «Радуга успеха»).
4.Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок «Мое здоровье»).
Достижение стратегической и тактических целей, решение поставленных задач обеспечивается за счет планомерного осуществления программных мероприятий в рамках реализации следующих блоков:
Блок «Кадровый потенциал»
Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня педагогических работников дошкольного учреждения. Обеспечение научного сопровождения образовательного, оздоровительного и коррекционного процессов в рамках осуществления экспериментально-исследовательской и проектной деятельности педагогов. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников дошкольного учреждения).
Блок «Детский сад + Семья»
Совершенствование системы взаимодействия с родителями (законными представителями). Создание условий для удовлетворения потребностей родителей на получение качественного образования детьми. Укрепление дружеских отношений между семьей дошкольника и дошкольным учреждением. Участие родителей в жизни дошкольного учреждения и группы. Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Блок «Радуга успеха»
Выявление и развитие способностей дошкольников. Создание условий для саморазвития и самосовершенствования всесторонне развитой личности дошкольника.
Блок «Мое здоровье»
Обеспечение условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Совершенствование системы мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения. Осознание каждым педагогом и родителем, что сохранение собственного здоровья и собственный пример в этом вопросе, играет большую роль в воспитании дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
- предоставление широкого поля возможностей для раскрытия способностей;
- создание условий, которые будут способствовать становлению базовой культуры личности;
-развитие социально-личностного, физкультурно-оздоровительного, трудового, развивающего и коррекционно-формирующего направлений.
Для педагогов:
- овладение инновационными технологиями;
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- овладение навыками экспериментальной и инновационной деятельности;
- обобщение и распространение педагогического опыта и опыта работы с семьей;
- умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.
Для родителей:
- создания условий для удовлетворения потребностей родителей на получение качественного образования детьми;
- укрепление дружеских отношений между семьей дошкольника и дошкольным учреждением; участия родителей в жизни дошкольного учреждения и группы
- повышение педагогической компетенции по вопросам воспитания детей.
VI. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Ожидаемый результат | ||
Организационно- подготовительный этап - 2018 год
| Основной этап. Практический – 2019 – 2021 годы
| Итоговый этап. Аналитически-информационный – 2022 год
| |||
БЛОК «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» | |||||
Разработка и внедрение авторских программ и проектов | Х |
|
| Заведующий Старший воспитатель | Обеспечение высокой технологичности образовательного процесса |
1.2. Организация методического сопровождения для обеспечения соответствия требованиям профессионального стандарта педагога | Х | Х | Х | Старший воспитатель | Развитие альтернативных форм методической работы
|
1.3.Портфолизация педагогических кадров
| Х | Х | Х | Заведующий Старший воспитатель | Создание системы профессиональной оценки педагогов |
1.4.Организация обобщения и распространения педагогического опыта. Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических чтений и других методических мероприятий | Х | Х | Х | Заведующий Старший воспитатель | Обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение профессиональной квалификации |
1.5.Подготовка и повышение квалификации педагогических работников | Х | Х | Х | Заведующий Старший воспитатель | Педагогические работники, способные работать в условиях постоянного обновления профессиональных компетенций |
1.6.Подготовка педагогических работников в области информационных технологий | Х | Х | Х | Заведующий Старший воспитатель | Овладение педагогическими работниками системы образования ИКТ |
1.7. Участие педагогов в опытно-экспериментальной деятельности | Х | Х | Х | Заведующий Старший воспитатель | Стабильная и результативная работа опытно-экспериментальной площадки по всестороннему развитию детей |
1.8. Повышение правовой культуры педагогов в рамках деятельности нормативно-правового лектория;. | Х | Х | Х | Заведующий Старший воспитатель | Высококвалифицированный, стабильно работающий коллектив |
1.9. Размещение опыта работы педагогов на сайтах ДНР и персональном сайте дошкольного учреждения |
|
| Х | Старший воспитатель | Повышение статуса педагогической профессии |
1.10.Создание банка методических рекомендаций, картотек, буклетов, памяток для педагогов и родителей |
| Х | Х |
| Качественное функционирование МДОУ |
1.11. Транслирование лучшего педагогического опыта |
|
| Х | Заведующий Старший воспитатель | Повышение статуса педагогической профессии |
1.12.Анализ достигнутых результатов и |
|
| Х | Заведующий Старший воспитатель | Качественное функционирование МДОУ |
БЛОК «ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ» | |||||
2.1. Развитие разнообразных, эмоционально- насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада. 0рганизация совместных мероприятий. | Х | Х | Х | Педагоги МДОУ | Создание условий для продуктивного общения дети + педагоги +родители. Укрепление дружеских отношений между семьей дошкольника и дошкольным учреждением |
2.2. Работа семейного клуба «Вместе в гармонии». | Х | Х | Х | Педагоги Узкие специалисты МДОУ | Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей |
2.3.Встречи за круглым столом (педагоги + родители) | Х | Х | Х | Педагоги Узкие специалисты МДОУ Родители | Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей |
2.4. Работа консультационного пункта для родителей по патриотическому воспитанию | Х | Х | Х | Педагог-психолог | Формирование патриотических чувств |
2.6. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. | Х | Х | Х | Педагоги МДОУ | Повышение компетенции родителей по вопросам воспитания детей. |
2.7. Включение родителей в создание предметно-развивающей среды МДОУ | Х | Х | Х | Педагоги МДОУ | Обновление и пополнение предметно-развивающей среды |
2.8. Включение родителей в проектную деятельность МДОУ
| Х | Х | Х | Педагоги МДОУ | Содействие формированию ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей. |
2.9. Оказание консультационной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания дошкольников | Х | Х | Х | Заведующий Старший воспитатель Воспитатели Узкие специалисты МДОУ | Повышение педагогической компетенции по вопросам воспитания детей.
|
2.10.Создание семейных портфолио |
| Х | Х | Старший воспитатель Воспитатели групп | Создание системы семейного воспитания |
2.11.Выставки работ семейного творчества | Х | Х | Х | Старший воспитатель | Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни |
2.12. Транслирование лучшего опыта семейного воспитания. |
|
| Х | Старший воспитатель
| Повышение компетенции родителей по вопросам воспитания детей. |
2.13. Расширение деятельности сайта МДОУ | Х | Х | Х | Ответст. за работу сайта | Обеспечение открытости МДОУ
|
БЛОК «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» | |||||
3.1. Выполнение санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в МДОУ в соответствии с СанПиН.
| Х | Х | Х | Заведующий Ст.медсестра | Укрепление и сохранение здоровья детей |
3.2. Создание банка данных о состоянии здоровья дошкольников | Х |
|
| Ст.медсестра | Создание аналитической базы данных показателей здоровья детей |
3.3. Разработка и реализация проекта по укреплению и сохранению здоровья участников учебно-воспитательного процесса | Х |
|
| Заведующий Ст.медсестра | Формирование здорового образа жизни |
3.3. Внедрение инновационных образовательных технологий сохранения и укрепления здоровья детей | Х | Х | Х | Педагоги МДОУ | Укрепление и сохранение здоровья детей |
3.4.Активизация коллективных и индивидуальных форм работы с педагогами и родителями по вопросам физического развития и укрепления здоровья детей. | Х | Х | Х | Заведующий Ст.медсестра | Формирование здорового образа жизни |
3.5.Проведение мониторинга состояния здоровья воспитанников | Х | Х | Х | Ст.медсестра | Выявление состояния здоровья дошкольников |
3.6.Организация качественного питания | Х | Х | Х | Заведующий Ст.медсестра | Укрепление и сохранение здоровья детей |
3.7.Организация гигиенического обучения сотрудников | Х | Х | Х | Ст.медсестра | Качественное выполнение СанПин |
3.8.Осуществление комплексного закаливания дошкольников | Х | Х | Х | Ст.воспитатВоспитатели | Укрепление и сохранение здоровья детей |
3.9.Организация и качественное проведение мероприятий по физкультурно-оздоровительной направленности | Х | Х | Х | Ст.воспитатВоспитатели | Укрепление и сохранение здоровья детей |
3.10.Организация работы по профилактике роста заболеваемости и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса | Х | Х | Х | Ст.медсестра Воспитатели | Укрепление и сохранение здоровья детей |
3.11.Организация санитарно- просветительской работы | Х | Х | Х | Ст.воспитат. Ст.медсестра | Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни
|
3.12.Пополнение предметно-развивающей среды в группах по физическому развитию детей | Х | Х | Х | Заведующий | Укрепление и сохранение здоровья детей |
3.13.Выявление, обобщение и транслирование опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности дошкольного учреждения и родителей воспитанников |
|
| Х | Заведующий Ст.воспитат. Родители | Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни |
4.БЛОК «РАДУГА УСПЕХА» | |||||
4.1.Разработка проектов всестороннего развития дошкольников | Х |
|
| Педагоги | Всестороннее развитие дошкольников |
4.3.Реализация мероприятий, направленных на всестороннее развитие воспитанников (проектная деятельность) | Х | Х | Х |
| Всестороннее развитие дошкольников |
4.4.Пополнение пакета методико-диагностического сопровождения | Х |
|
| Старший воспитатель Педагог-психолог | Качественное функционирование дошкольного учреждения |
4.5.Проектирование дифференцированных образовательных маршрутов для работы с одаренными детьми | Х |
|
| Педагог-психолог | Всестороннее развитие дошкольников |
4.6.Разработка перспективного и календарного планирования на основе комплексно-тематического принципа и интеграции образовательных областей для всех возрастных групп. | Х | Х | Х | Педагоги МДОУ | Всестороннее развитие дошкольников |
4.7.Расширение сфер деятельности проектного бюро; включение в проектную деятельность воспитанников и их родителей (законных представителей). | Х | Х | Х | Старший воспитатель Педагоги МДОУ | Всестороннее развитие дошкольников |
4.8.Осуществление преемственности между МДОУ № 180 и МОУ № 100 | Х | Х | Х |
| Обеспечение преемственности образования |
4.9.Участие воспитанников в детских конкурсах различного уровня. | Х | Х | Х | Старший воспитатель | Личностное развитие дошкольника |
4.10.Расширение перечня предоставляемых на базе МДОУ дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами родителей | Х | Х | Х | Педагоги Узкие специалисты | Расширение спектра образовательных услуг, удовлетворение социального заказа |
Список литературы
Поташник М.М., В.С. Лазарев «Как разработать программу развития школы» М., 1993г.
Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004г.
Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
Власенко Н.Н. «Проектная модель инновационной образовательной системы «Начальная школа – детский сад» // Дошкольное образование - № 12(60) – 2001г. - вкладка
Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образованием № 4,2002.
Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989.
Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008.
Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2006.
Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад. Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика,1987.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. № 4.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.