Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 компенсирующего вида»
623700, Свердловская область, город Березовский, ул. Варлакова, стр. 5, [email protected]
СОГЛАСОВАНО: на Педагогическом совете БМАДОУ «Детский сад № 19» Протокол № 1 от 30.08.2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий БМАДОУ «Детский сад №19» _______________О.В. Грошева Приказ № 73-ОД от 30 августа 2022 г. |
ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
«МЫ ВМЕСТЕ»
НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 5 |
Цель и задачи | 7 |
Принципы | 8 |
Планируемые результаты | 8 |
Направления работы | 9 |
Основные формы работы | 9 |
Технологии | 10 |
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы | 10 |
Ресурсы | 12 |
Список литературы | 12 |
Электронные ресурсы | 13 |
Перспективный план работы с семьями воспитанников на 2022 – 2023 учебный год | 14 |
Паспорт программы
Информация о разработчике | Шишкова Людмила Александровна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория |
Целевая аудитория и место реализации программы | Участники образовательных отношений - воспитанники (в том числе дети с ОВЗ и дети – инвалиды), родители (законные представители), педагоги. БМАДОУ «Детский сад № 19» Заведующий - Грошева Ольга Вячеславовна Электронная почта - bgo_dou19@mail.ru Сайт - http://19ber.tvoysadik.ru |
Нормативно – правовые документы | - «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) -Декларация прав ребенка (1959) - Конвенция ООН о правах ребенка (1989) - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) - Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» - Устав ДОО |
Аннотация программы | Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по организации работы с родителями (законными представителями) и позволяет расширить, обобщить и углубить возможности родителей в вопросах образования, развития и воспитания детей совместно с педагогами и специалистами ДОО. Отличительные особенности программы направлены на активное вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс через различные направления работы |
Цели и задачи | Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания. Задачи: - организовать психолого – педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей; - способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; - организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач; - создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс. |
Планируемые результаты | Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОО. Результатами реализации программы могут стать: - повысится родительская компетентность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребенка; - повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и развития детей - родители участвуют в воспитательно-образовательном процессе, как субъекты этого процесса; - объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах образования, воспитания и развития детей; - удовлетворенность родителей качеством образования в ДОО |
Сроки, этапы реализации программы | Программа реализуется в 2022 – 2023 учебном году. Этапы реализации программы: I этап – подготовительный Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников. - изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями - анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований; - формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей; - подбор методической литературы. II этап – деятельностный Цель: организация партнерского взаимодействия ДОО с родительской общественностью. - психолого- педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО (анкетирование); - психолого - педагогическая поддержка родителей; - психолого – педагогическое образование родителей; - совместная деятельность детей, родителей и педагогов. III этап – прогностический Цель: определение результативности внедрения программы родительского просвещения; - анкетирование по удовлетворенности качеством образования в ДОО. |
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы | общий контроль реализации Программы осуществляет администрация БМАДОУ «Детский сад № 19» путем оценки достижения цели Программы через анализ работы и инструментарий оценивания повышения родительской психолого - педагогической грамотности по итогам 2022 - 2023 учебного года. |
Пояснительная записка
Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года , где в качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и ДОО в образовательном процессе.
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам обучения, воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им также, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Родители нуждаются в знаниях необходимых в обучении и воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики для познавательного развития дошкольника с ОВЗ.
Проблема психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающих ребенка с ОВЗ в настоящее время в разряде самых актуальных. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка с ОВЗ. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. Участие родителей в жизни своих детей поможет им увидеть многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов дошкольного образования и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы оно было продуктивным, конструктивным, продумана определенная система работы с родителями воспитанников с ОВЗ
Согласно ФГОС ДО образовательная организация должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Профессиональная помощь родителям в воспитании детей должна быть практической и теоретической и осуществляться систематически. В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ возникла необходимость разработки и реализации программы.
Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение родительской роли и определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.
Программа определяет содержание и организацию работы с родителями (законными представителями). В основе процесса организации работы с родителями в ДОО лежат конституционные и национальные ценности российского общества (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности).
Главная идея программы по работе с родителями воспитанников с ОВЗ, заключается в реализации первоочередных задач по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, с учётом процесса синхронизации обучения родителя в соответствии с актуальным уровнем психофизического и возрастного развития его ребёнка. Программа направлена на обеспечение права семьи, на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития, консультационно-методической поддержки в организации воспитания и обучения ребенка, его социализации и адаптации.
К Программе прилагается перспективный план работы с родителями, разрабатываемый ежегодно (на новый учебный год).
1.1. Цели и задачи программы
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания.
Задачи:
- организовать психолого – педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей;
- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач;
- создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в воспитательно - образовательный процесс.
1.2. Основные принципы программы:
- принцип гуманизации (взаимодействие с семьей осуществляется на основе ценностного и личностного ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания, учитываются особые потребности каждого конкретного ребенка и его семьи);
- принцип модульности (процесс обучения реализуется через тематические модули, раскрывающие психолого-педагогические особенности обучения и воспитания ребенка);
- принцип комплексности (ориентирован на взаимодействие специалистов образовательной организации (учитель - дефектолог, учитель - логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели), родителей (законных представителей) в вопросах повышения психолого-педагогической компетентности родителей);
- принцип открытости и доверия (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);
- принцип интерактивности и динамичности (реализуется через продуктивное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов на различных этапах совместной деятельности, осуществляется в режиме развития, а также быстром реагировании на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы);
- принцип систематичности и последовательности (взаимодействие с семьей требует системного подхода к теоретико-практическому изучению основ психолого-педагогических знаний);
- принцип согласованного взаимодействия (возможность высказывать друг другу свои мнения о тех или иных проблемах воспитания с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи, общение «на равных»).
1.3. Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОО.
Результатами реализации программы могут стать:
- повысится родительская компетентность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребенка;
- повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и развития детей
- родители участвуют в воспитательно-образовательном процессе, как субъекты этого процесса;
- объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах образования, воспитания и развития детей;
-удовлетворенность родителей качеством образования в ДОО
2. Направления деятельности.
Диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми; способам организации и участия в воспитательно – образовательном процессе.
Родительское просвещение представлено следующими модулями:
- Выстраивание позитивных детско – родительских отношений
- Разрешение конфликтных споров и ситуаций в семье
- Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства
- Повышения уровня правовой культуры в области семейного права
- Формирование и повышение экономической грамотности семьи
- Формирование ответственности и позитивной родительской позиции
- Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи
2.1. Основные формы работы.
Направления деятельности педагогов реализуются в разных формах (групповых, подгрупповых и индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
диагностико - аналитическое направление реализуется через опросы, анкетирование, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки - передвижки для родителей (законных представителей); сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
2.2. Технологии
- технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте;
- технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи;
- технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают различные тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование, а также программы по созданию семейных групп взаимопомощи;
- технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видеоматериалы;
- технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков;
- технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само - и взаимопомощи среди родителей.
2.3. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)
Права и обязанности родителей
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:
- родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
- родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
- родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Права и обязанности родителей в Семейном кодексе
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-v-semeynom-kodekse/
Ст. 38 Конституции РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их - https://konstitutsiia.ru/38
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся -
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-44.php Ответственность родителей
Уголовный кодекс Российской Федерации статья 156 – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних -
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/48132b89ef9920ae94d8d48c658ebf60d3c66ca9/
Права и обязанности детей
- Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ: Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ст. 56. Право ребенка на защиту:
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-v-semeynom-kodekse/
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-41.php
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации -
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-42.php Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся -
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-43.php – Декларация прав ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
– Конвенция ООН о правах ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей - https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
Права, обязанности и ответственность педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации -
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-47.php Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников -
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-48.php
3. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
Кадровые ресурсы
Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной или компенсирующей направленности.
Учитель-логопед помогает определить уровень развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию недостатков (нарушений) развития.
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) проводит деятельное обследование ребенка и диагностирует его способности к обучению, организует практические коррекционно – развивающие занятия для родителей, направленные на максимальное восполнение недостатков в развитии и социализации детей.
Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) мероприятия на развитие психолого-педагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.
Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в помещениях ДОО (музыкальный зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов) с использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательной организации, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток, флайеров.
3.1. Список используемой литературы
Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018
Бикеева А.С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009.
Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей. - Москва: «Теревинф», 2011.
Пазухина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2(42).
Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог-2019: коллективная монография / В.В. Рубцов [и др.]. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019
Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: «Просвещение», 2004.
Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017
3.2. Электронные ресурсы
http://autism-aba.blogspot.ru/ - Аутизм. АВА – терапия. Прикладной анализ поведения.
Статьи и другие материалы про аутизм. Обучение для родителей и специалистов.
http://downsideup.org/ru - - Даунсайд Ап.
Портал для родителей детей с синдромом Дауна информация, статьи, журналы, книги.
Оказывает поддержку семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна от рождения до 7 лет. Центр ранней помощи оказывает психологическую помощь, проводит педагогические консультации, рассылает методическую литературу. Все программы Даунсайд Ап предоставляются семьям БЕСПЛАТНО.
http://mersibo.ru - Мерсибо
Развивающие игры для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, развития кругозора и для других аспектов развития!
http://www.detskiysad.ru - Мир дошкольников
Портал для родителей. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций на самые разные вопросы: сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, о проведении праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях, о детской психологии, об игрушках и о многом другом.
http://solnechnymir.ru/ - НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР
Центр реабилитации инвалидов детства. Осуществляет программу комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с РАС и с другими нарушениями в развитии.
http://www.osoboedetstvo.ru - Особое детство
Сайт возник по инициативе Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Теперь его развивают не только специалисты, но и родители. ЦЛП специализируется на оказании помощи детям с интеллектуальными и психическими нарушениями, которых среди инвалидов не менее 2/3. Поэтому сайт «Особое детство» посвящен обсуждению и решению проблем таких людей – маленьких и больших. Представлены материалы по современным методам педагогической и психологической помощи, юридические знания, книги.
http://www.solnet.ee/ - Портал «Солнышко».
Сайт для родителей, педагогов. Развивающие игры, раскраски, поделки, конкурсы.
http://adalin.mospsy.ru/ - Психологический центр Адалин
Воспитание детей. Детская психология. Советы психолога. Поделки для детей. Отдых с детьми. Рецепты для детей. Здоровье ребенка. Детские болезни. Развивающие игры. Коррекционные и развивающие методики. Консультации https://www.ya-roditel.ru/parents/helpline/ - Портал для ответственных родителей
www.prognozmed.ru - Сайт неврологического центра Прогноз.
Информация о распространенных детских неврологических заболеваниях и их симптомах
http://www.sulamot.ru/ - Сайт «Суламот"
(на иврите означает "Ступеньки") создан для того, чтобы удовлетворить потребность детей и родителей в полноценной и разнообразной помощи семьям, в которых есть дети с проблемами развития и обучения. Помощь израильских специалистов, литература, форум.
http://www.i-gnom.ru - Сайт о познавательном развитии дошкольника - «Интернет-Гномик»
На сайте размещена информация о познавательном развитии ребенка дошкольника, статьи, различные материалы, развивающие игры для детей.
http://rodim.ru/index.php/forum/124-osobye-deti/ - Форум "Особые дети"
Для общения родителей, чьи детки имеют проблемы со здоровьем - врожденные или приобретенные. Полезная информация и практический опыт родителей.
http://www.autism.ru/library.asp?sort=3 - Электронная библиотека
Здесь собраны различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма.
http://www.svdeti.ru/ - уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
https://uralsocinform.ru/ - Министерство социальной политики Свердловской области
http://tvoyrebenok.ru/ - сайт для умных родителей «Твой ребенок»
3.3. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников
на 2022 – 2023 учебный год.
Модули | Название мероприятий | Форма проведения | Сроки | Ответственные |
Выстраивание позитивных детско – родительских отношений | Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания | Родительское собрание | Сентябрь | Воспитатели группы № 1 |
Играем от души, играем вместе | Мастер - класс | Октябрь |
Минутка радости, удовольствия и пользы | Январь |
Индивидуальное консультирование родителей | Вопросно – ответная, индивидуальная | 15.09.2022 – 15.10.2022 | Учитель – дефектолог группы № 1 |
Моя мама | Выставка | Ноябрь | Воспитатели группы № 2 |
Мера заботы. Стратегии семейного воспитания | Тестирование. | Сентябрь | Воспитатели группы № 3 |
Выстраивание позитивных отношений родителей с детьми с ОВЗ | Презентация. Консультация. | Апрель |
О факторах, влияющих на здоровье детей | Родительское собрание | Январь | Воспитатели группы № 4 |
Любовь и взаимопонимание в семье | Консультация | Октябрь |
Отец в воспитании | Папка - передвижка | Февраль |
Знакомство родителей с условиями обучения в коррекционно-развивающей группе, со всем комплексом лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление их детьми трудностей в развитии | Родительское собрание | Сентябрь | Педагоги группы № 4 |
Мы подготовительная группа. Начало учебного года | Родительское собрание | сентябрь | Воспитатели группы № 5 |
Игра, как средство выстраивания обучения и развития ребенка в семье. | Круглый стол | январь | Учитель – логопед группы № 6 |
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» «Что нужно знать о своем ребенке» | Печатные материалы + упоминание тем в устной форме на родительском собрании | Сентябрь | Педагоги группы № 7 |
Артикуляционная гимнастика, что это такое | Мастер – класс | Октябрь | Учитель – логопед группы № 8 |
Пальчиками играем, речь развиваем | Мастер – класс | Ноябрь |
«Мы дружная семья» | Мастер - класс Изготовление игрушке из соленого теста, рождественский венок и т д | 11.10.2022 | Педагоги группы № 9 |
Мой ребенок: какой он | Анкетирование | Сентябрь | Воспитатели группы № 10 |
Как раскрыть и развить таланты ребенка | Папка - передвижка | Февраль |
Разрешение конфликтных споров и ситуаций в семье | Веселые пальчиковые игры | Мастер - класс | Сентябрь | Учитель – дефектолог группы № 10 |
Задачи воспитания и обучения детей младшего возраста | Родительское собрание | Сентябрь | Воспитатели группы № 11 |
Развитие фонематического восприятия у детей 3 – 4 лет с ОНР | Информация на стенд | Октябрь | Учитель – логопед группы № 11 |
«Любовь-это главное!» Каждый ребенок уникален». | Родительское собрание. Беседа. Рекомендация к просмотру видео фильмов: «Я - Сэм». «Звезда на земле». | Сентябрь-Октябрь | Воспитатели группы № 12 |
Семейное общение - основа семейного воспитания Роль семьи в воспитании детей | Индивид. и групповые консультации, родительское собрание, информационный стенд | Сентябрь-Октябрь | Учитель -дефектолог группы № 12 |
Мамочка - наше солнышко | Выставка детских рисунков ко дню матери | Ноябрь | Воспитатели группы № 13 |
Музыкальное воспитание в семье | Родительское собрание | Сентябрь | Музыкальный руководитель |
Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей | Информация на стенд | Апрель |
Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений; Гармонизация детско-родительских отношений посредством совместного коллективного творчества | рекомендации; в родительском уголке; брошюры, родительское собрание | сентябрь - октябрь | Учитель – дефектолог Савинова Е.Г. |
Портфолио семейного успеха. «Мы вместе» «Уверенная мама – уверенный ребенок» | Челлендж Конкурс семейных талантов Мастер-класс | Март Октябрь В течение года | Педагог – психолог Нохрина Н.В. |
Зернышко таланта | Фестиваль | Апрель | Педагог – психолог Швалева А.С. |
Какое место занимает физкультура в вашей семье?» «Любим спортом заниматься» | Анкетирование родителей Конкурс рисунков (совместное творчество детей и родителей) | Октябрь | Инструктор по физической культуре |
«Подвижные игры зимой на воздухе» «С какого возраста надо знакомить дошкольника со строением человека» | Консультация Опрос | Декабрь |
Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации | Индивидуальные беседы | Ноябрь | Воспитатели группы № 1 |
Дети нуждаются в защите взрослых | Консультация | Март |
Поощрение и наказание детей в семье | Лекторий | Сентябрь |
«Посеешь привычку – пожнешь характер» | Папка - передвижка | Декабрь | Воспитатели группы № 2 |
Как правильно общаться с детьми | Консультация | Октябрь | Воспитатели группы № 3 |
О родительских спорах в воспитании детей | Лекторий | Сентябрь | Воспитатели группы № 4 |
Как научиться слышать и слушать ребенка | Индивидуальные беседы | Ноябрь |
Бить или не бить? | Консультация | Март |
Какой вы, родитель? | Анкетирование | Октябрь | Воспитатели группы № 5 |
Кто лучше и больше воспитывает ребенка в семье? Чье воспитание важнее? | Консультация в родительском уголке | ноябрь | Учитель – логопед группы № 6 |
Шесть рецептов избавления от гнева | Печатные материалы | Октябрь | Педагоги группы № 7 |
«Почему возникают конфликты в семье и как их разрешать» | Семинар - практикум | 2.12.2022 | Педагоги группы № 9 |
Упрямство и детские капризы | Консультация | Ноябрь | Воспитатели группы № 10 |
Как помочь ребенку сотрудничать в коллективе | Советы | Январь | Учитель – дефектолог группы № 10 |
Детей учит то, что их окружает | Информация на стенде | Октябрь | Воспитатели группы № 11 |
Полезные компьютерные игры | Консультация-всеобуч | Ноябрь | Учитель – логопед группы № 11 |
«Решение конфликтов». «Позитивные способы разрешения конфликтных ситуаций между родителями и детьми». «Современные гаджеты в жизни ребенка, польза или вред?» | Информирование, памятка для родителей (законных представителей). Практика. | Ноябрь-Декабрь. | Воспитатели группы № 12 |
«Решение детских конфликтов: учим ребенка мирным способам» «Игры и упражнения для коррекции поведения детей склонных к агрессии» | Памятки, консультации, брошюры Мастер-класс | Ноябрь-Декабрь. | Учитель – дефектолог группы № 12 |
Поощрять или наказывать | Круглый стол | Апрель | Воспитатели группы № 13 |
Игрушка в жизни ребенка» (о пользе и вреде «агрессивных» игрушек) | Консультация | Ноябрь | Учитель – дефектолог Мусяева В.С. |
Патологические привычки у детей | Рубрика на информационном стенде «Советы дефектолога» | Февраль |
Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой. Игрушка в жизни ребенка (о пользе и вреде «агрессивных» игрушек) | Консультации | октябрь - ноябрь | |
«Профилактика гаджетозависимости» | Семинар | Декабрь | Педагог – психолог Швалева А.С. |
«Формирование здоровых детско-родительских отношений». «Колесо баланса» | Круглый стол Чек лист | Октябрь Ноябрь | Педагог – психолог Нохрина Н.В. |
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства | Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье | Беседы | Сентябрь | Воспитатели группы № 1, 10 |
Опасности бесконтрольного времяпрепровождения | Памятки | Ноябрь |
Как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка | Консультация | Апрель |
Брошюры для родителей в родительский уголок Оформление информационного стенда | Рекомендации в родительском уголке | 01.11.2022 – 01.12.2022 | Учитель – дефектолог группы № 1 |
Чем занять ребенка дома в выходные дни | Индивидуальные беседы | Октябрь | Воспитатели группы № 2 |
Что такое социальное сиротство | Буклет | Ноябрь | Воспитатели группы № 3 |
9 бесед с родителями | Беседы. Анкетирование | Май |
| | | |
О нормах поведения | Беседы | Сентябрь | Воспитатели группы № 4 |
О нарушении прав и законных интересов обучающихся | Памятки | Ноябрь |
Взаимоотношения в семье | Консультация | Апрель |
Семья без насилия. Дом без насилия | Консультации | Ноябрь | Воспитатели группы № 5 |
Жестокое обращение с детьми: что это такое? | Консультация | Ноябрь | Педагоги группы № 7 |
«Верны ли мои методы воспитания» «Мудрость родительской любви» «День защитника Отечества» «День матери» | Анкетирование, Индивидуальная работа Праздник Праздник | 17.02.2023 20.02.2023 6.03.2023 | Педагоги группы № 9 |
Надо ли наказывать? | Индивидуальные беседы | Январь | Воспитатели группы № 10 |
Преодолеваем трудности вместе | Беседы –консультации | Декабрь | Учитель – дефектолог группы № 10 |
Эмоциональный мир ребёнка | Семинар - практикум | Март |
Поиграем со своим ребенком по пути домой | Консультация | Ноябрь | Воспитатели группы № 11 |
Речевой негативизм | Консультация | Декабрь | Учитель – логопед группы № 11 |
Верны ли мои методы воспитания? Мудрость родительской любви. | Индивид. Консультации. Буклеты. Оформление стендов. | В течение года. | Воспитатели группы № 12 |
«Неполная семья. Особенности воспитания» Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье. | Инд. консультации, род. собрание, памятки | В течение года | Учитель – дефектолог группы № 12 |
Опасные предметы или не оставляйте ребенка одного дома | Папка - передвижка | Февраль | Воспитатели группы № 13 |
Мама мир подарила | Концерт | Ноябрь | Музыкальный руководитель |
Праздник народных игр | Фестиваль национальной культуры | Декабрь |
«Изящные» выражения в детском лексиконе. | Рубрика на информационном стенде «Советы дефектолога» | Декабрь | Учитель – дефектолог Мусяева В.С. |
«Роль родителя во взаимодействии со специалистами детского сада» | Индивидуальные консультации | В течение года | Учитель – дефектолог Савинова Е.Г. |
«Защищай и оберегай». | Буклеты | Февраль | Педагог -психолог Нохрина Н.В. |
«Мама и папа в стиле дзен» | Буклеты | Февраль | Педагог -психолог Швалева А.С. |
Повышение уровня правовой культуры в области семейного права | Ответственность родителей за обеспечение прав детей | Лекторий | Декабрь | Педагоги всех групп |
Профилактика административных правонарушений и ответственность за совершение преступлений | Апрель |
Об ответственности родителя (законного представителя) за нарушение закона об образовании | Сентябрь |
Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах город | Консультация | Ноябрь | Воспитатели группы № 2 |
| | |
Юридическая ответственность родителей за воспитание и образование своих детей | Презентация. Памятка для родителей | Декабрь | Воспитатели группы № 3 |
Права и обязанности | Лекторий | Октябрь | Воспитатели группы № 4 |
Дети нуждаются в защите взрослых | Беседы | Декабрь |
Закон и ответственность | Консультация | Апрель |
Режим будущего первоклассника | Беседы | Февраль | Воспитатели группы № 5 |
Почитайте детям о правах | Консультация | Март |
«Проблемы семейного воспитания» «Я и мой ребенок» «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» «Защита прав и достоинства маленького ребенка» | Дискуссия Круглый стол. Памятки для родителей Родительское собрание | Сентябрь | Педагоги группы № 9 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма | Консультация | Апрель | Воспитатели группы № 10 |
Ругать можно, а хвалить нужно | Лекторий | Март | Учитель – дефектолог группы № 10 |
Роль семьи в воспитании грамотного пешехода | Информация на стенде | Апрель | Воспитатели группы № 11 |
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Жестокое обращение с детьми: что это такое? | Оформление информационных стендов. Памятки - брошюры. Беседа с родителями (законными представителями). | Март-Апрель. | Воспитатели группы № 12 |
Проблемы формирования у детей правовой культуры в условиях семьи» «Искусство наказывать и прощать» | Инф. стенд, беседы с родителями | Январь- февраль | Учитель – дефектолог группы № 12 |
Права и обязанности родителей | Консультация | Март | Воспитатели группы № 13 |
Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня «О правах ребенка»; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании» | Памятки | Февраль | Учитель – дефектолог Мусяева В.С. |
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?» «Семь правил для взрослых». | Родительские собрания, памятки | Январь | Педагог – психолог Нохрина Н.В. |
Беседа о наказаниях «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» | Родительские собрания, памятки | Январь | Педагог – психолог Швалева А.С. |
Формирование и повышение экономической грамотности семьи | Как можно экономить деньги в семье | Памятка | Октябрь | Воспитатели группы № 1 |
В магазин с ребенком | Папка - передвижка | Ноябрь | Воспитатели группы № 1 |
Что такое семейный бюджет | Родительский час | Апрель | Воспитатели группы № 1 |
Проект детско – родительский Консультации для родителей Рекомендации для родителей в родительский уголок Игра для совместной деятельности детей и родителей «Магазин игрушек», «Банкомат» | Групповая | 15.03.2023 – 30.04.2023 | Учитель – дефектолог группы № 1 |
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Консультация | Январь | Воспитатели группы № 2 |
Устами младенца | Интерактивный практикум | Январь | Воспитатели группы № 3 |
Как можно экономить деньги в семье | Памятка | Октябрь | Воспитатели группы № 4 |
Как накопить на мечту? | Совместный досуг | Февраль | Воспитатели группы № 5 |
Моя бабушка - коллекционер | Тематическая встреча | Март |
Организация копилки для ребенка и формировании цели (на что будет копить ребенок). | Мини проект | В течение года | Педагоги группы № 7 |
Важность воспитания и обучения ребенка 5-7 лет в домашних условиях. | Консультация | декабрь | Учитель – логопед группы № 6 |
«Доходы и расходы» «Азбука финансов» | Викторина Деловая игра для родителей и детей | 06.04.2023 | Воспитатели группы № 9 |
Развитие элементарных математических представлений через игры и игровые упражнения | Консультация и мастер - класс | Ноябрь | Педагоги группы № 10 |
| |
Формирование базовой экономической грамотности, и экономической культуры родителей. «Что я экономлю, берегу дома». | Оформление тематического стенда. Папка-передвижка. Изготовление групповой газеты. | Январь-Февраль. | Воспитатели группы № 12 |
«Формирование экономических навыков в семье» «Нужно ли знакомить ребенка с деньгами» | Инф. стенд, памятки, консультации | Март-апрель | Учитель – дефектолог группы № 12 |
Финансовая грамотность дошкольников | Консультация | Май | Воспитатели группы № 13 |
«Игровое взаимодействие родителей с детьми по финансовой грамотности» Деньги, как правильно их тратить. Каким образом семья может приобрести дорогую покупку | Рекомендации по играм | Март – апрель | Учитель – дефектолог Мусяева В.С. |
«Современные подходы к повышению финансово-экономической грамотности участников образовательных отношений» «Игровое взаимодействие родителей с детьми по финансовой грамотности» | брошюры; информация в родительском уголке | Февраль – март | Учитель – дефектолог Савинова Е.Г. |
«Изучаем с детьми банковскую карту», «Экономические сказки для детей дошкольного возраста» | Досуг | Ноябрь - март | Педагог – психолог Швалева А.С. |
Формирование ответственности и позитивной родительской позиции | Как воспитать успешного человека | Семинар | Март | Воспитатели группы № 1 |
Родительская любовь и ее роль в воспитании детей | Родительское собрание | Январь |
Личная безопасность и ваш ребенок | Родительское собрание | Май |
Пример родителей – большая роль в воспитании | Индивидуальные беседы | Октябрь | Воспитатели группы № 2 |
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья | Групповое родительское собрание. | Февраль | Воспитатели группы № 3 |
Как научить ребенка дружить | Родительское собрание | Январь | Воспитатели группы № 4 |
Посеять в детских душах доброту | Семинар | Март |
Эффективное общение родителей с детьми | Родительское собрание | Май |
Выявления затруднений у родителей в развитии и воспитании детей, социального заказа к деятельности учителя – дефектолога. | Анкетирование | Сентябрь | Учитель – дефектолог группы № 4 |
Осторожно – Грипп. Симптомы данного заболевания | Папка - передвижка | Ноябрь | Воспитатели группы № 5 |
Осторожно! Горка! | Инструктажи | Декабрь |
Важность воспитания и обучения ребенка 5-7 лет в домашних условиях. | Консультация | декабрь | Учитель – логопед группы № 6 |
1.«Умелые руки» Пополнить развивающую среду в группе (родители) 2. Неразлучные друзья – взрослые и дети | 1. Выставка 2. Выпуск газеты | Декабрь | Педагоги группы № 9 |
Организация совместного семейного отдыха на природе | Консультация | Май | Воспитатели группы № 10 |
Роль родителей в формировании коммуникативных навыков | Консультация | Декабрь | Учитель – дефектолог группы № 10 |
Игровые упражнения на развитие мыслительных операций | Консультация | Октябрь |
Вот мы и подросли: «Чему мы научились за год» | Родительское собрание | Май | Воспитатели группы № 11 |
Искажения звуков. Пути решения проблемы | Консультация | Ноябрь | Учитель – логопед группы № 11 |
Использование сенсорных игр для развития речи детей | Папка – передвижка | Февраль |
«Ответственное родительство». | Индивид. Консультации. | В течение года. | Воспитатели группы № 12 |
«Выполнение рекомендаций педагога как условие успешного развития ребенка» Вовлечение родителей в совместную деятельность с педагогами и детьми | Инд.консультации, мероприятия в ДОУ | В течение года | Учитель – дефектолог группы № 12 |
Счастливый выходной день | Круглый стол | Декабрь | Воспитатели группы № 13 |
Безопасное лето | Памятки | Май |
Музыка лечит | Консультация | Январь | Музыкальный руководитель |
Упражнения на дыхание и игры | Папка - передвижка | Февраль |
«Типы родительских позиций по отношению к ребенку с нарушениями в развитии» «Родители, начните с себя!» | Анкетирование Психологический тренинг | В течение года Декабрь | Педагог – психолог Нохрина Н.В. |
Диагностики «Родительская позиция по отношению к ребенку с нарушениями развития», «Определение воспитательских умений у родителей детей с ОВЗ» | Консультации по результатам диагностик | В течение года | Педагог – психолог Швалева А.С. |
Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи | Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка | Консультация | Февраль | Воспитатели группы № 1 |
Оформление лэпбука Оформление папки – передвижки Оформление развивающих альбомов Оформление картотек по теме Буклет для родителей | Групповая | 01.02.2023 – 01.03.2023 | Учитель – дефектолог группы № 1 |
Елочная игрушка, Новогодняя елка | Конкурс творческих работ | Декабрь | Воспитатели группы № 2 |
Семейные ценности в современном обществе | Круглый стол | Март | Воспитатели группы № 3 |
Развиваемся вместе | Мастер – класс | Декабрь | Воспитатели группы № 4 |
Приобщение детей к национальной культуре | Консультация | Февраль |
Традиции моей семьи | Создание альбома | Ноябрь | Воспитатели группы № 5 |
Играем всей семьей | Мастер - класс | Январь |
Роль и необходимость семейных традиций. | Памятка | март | Учитель – логопед группы № 6 |
Выставки семейного творчества, том числе: - Семейное древо - Мини фотоальбом «Я и моя семья» \ - Как мы проводим время с семьей (фото, рисунки) - наши бабушки и их любимые цветы (рисунок, фото) - Великая Победа! (Бессмертный Полк и рассказы детей) | Выставки | Сентябрь - май | Педагоги группы № 7 |
1. «Будем знакомы» 2. «Искусство – любить детей» | 1. Визитка семьи: фото, герб, девиз 2. День матери. Ток – шоу | Ноябрь | Педагоги группы № 9 |
Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка | Беседы | Декабрь | Воспитатели группы № 10 |
Пасхальный перезвон | Мастер - класс | Апрель | Воспитатели группы № 11 |
Читаем, слушаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения». Выставки семейного творчества. | Беседа. Оформление информационного стенда. Открытое занятие. | В течение года. | Воспитатели группы № 12 |
«Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций» | Инф.стенд, памятки, консультации | В течение года | Учитель – дефектолог группы № 12 |
Мое веселое лето | Фотовыставка | Сентябрь | Воспитатели группы № 13 |
Влияние праздников на развитие речи детей | Презентация | Декабрь | Музыкальный руководитель |
Участие в проектах и городских акциях. Семья и семейные ценности | Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. | В течение года | Учитель – дефектолог Мусяева В.С. |
«Семья и семейные ценности». | Буклеты, информация на стенде | Май | Педагог – психолог Нохрина Н.В. |
«Влияние семьи на развитие ребенка» | Буклеты, памятки | Октябрь | Педагог – психолог Швалева А.С. |