Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 1-4 классов составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения и авторской программы В.Г.Горецкого, В.П. Канакиной согласно образовательной системе «Школа России».
Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Цель: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и пространственную ориентировку, навыки аудирования, говорения и связной речи, моторику руки ребёнка, подготовить к чтению и письму.
Задачи:
Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки).
Формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества, последовательности и качества звуков в слове.
Рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв.
Формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления).
Ведущим методом обучения является – слогофонемный. Обучение грамоте начинается с развития фонематического слуха детей, формирование Фонемной ориентировки в звуковой структуре слова, правильного обозначения звуков буквами и овладения процессом слогового чтения и постепенным переходом на чтение целыми словами.
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.
Знать:
- буквы и звуки;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Уметь:
- выполнять фонематический анализ слов;
- делить слова на слоги и для переноса;
- разборчиво и аккуратно списывать текст из 45 слов, писать под диктовку текст 30 – 35 слов;
- читать тексты
, отвечать на вопросы, делить текст на части, пересказывать;
- определять главную мысль текста;
- различать слова: предметы, признаки предметов, действия предметов;
- составлять рассказ – повествование по сюжетной картине, наблюдениям;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- соблюдать гигиенические навыки письма, правильно писать буквы русского алфавита (в соответствии с графическим обликом заглавных и строчных букв), правильно соединять буквы в словах.
Форма контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки - в 1 классе безотметочное обучение.
Содержание предмета «Родной язык (русский)».
1 класс
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». «Слова родственники» и слова «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделять слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Планируемые результаты:
Воспитание ценностного отношения родному языку как хранителю культуры, включение в культурно – языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самопознания;
Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Обучающиеся должны научиться:
осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Получат возможность научиться:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука0;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения используя правильные начертания букв, соединения;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30 – 40 слов;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов;
- составлять небольшой текст (3 – 4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных текстов, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов являются тексты в упражнениях учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно – диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Тематическое планирование по родному языку (русскому) – 7 часов.
№ | Тема урока | Виды деятельности |
1 | Наша речь. Устная и письменная речь. | Слушать звучащую речь и выделять в потоке речи отдельные слова |
2 | Роль слов в речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | Переводить слово звучащее в слово написанное |
3 | Слово и слог. Деление слов на слоги. | Объяснять, чем различаются предмет и слово его называющее |
4 | Звуки и буквы Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | Сравнивать произношение звуков с написанием букв, их обозначающих |
5 | Русский алфавит или Азбука. | Анализировать поэлементный состав букв |
6 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | Правописание слов с безударной гласной в корне |
7 | Парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки. | Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме |
Учебная и методическая литература:
Русский язык, учебник для первого класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.
Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 1 класс / Сост. Позолотина И.В., Тихонова Е.А. – М.: Вако, 2017
4. Канакина В.П. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
5. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 1-2 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособия с электронным интерактивным приложением /Авт.- сост.: С.В.Арчакова, Н.М.Барлакова, С.А.Летуновская, О.П.Слесарева. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
6. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением/Сост. Е.С.Галанжина – М.: Планета, 2011 – (Современная школа)
7. Русский язык. Коллекция интерактивных тренажеров 1 – 4 классы / Сост. В.В.Шуруто – Волгоград «Учитель», 2014