СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Русский язык 5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Русский язык 5»

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно-математических дисциплин

(протокол №____ от «_____»____________2017г.)



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР


____________А.Н.Ошмарин

«_____»____________2017г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Изумрудновская школа»


_____________Л.И.Липеха

Приказ от «___» ______ 2017г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(базовый уровень)


КЛАСС 5



на 2017-2018 учебный год








Программу составила:

Сачьян Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и

литературы,

магистр филологии













с. Изумрудное, 2017

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (требования к планируемым результатам);

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15;

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и других. 5-9 классы. - М., «Просвещение», 2012.

Методические рекомендации об особенностях преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017/2018 уч. году.

Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС;

Учебного плана МОУ «Изумрудновская школа» на 2017-2018 учебный год;

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам, в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Изумрудновская школа» Джанкойского района Республики Крым;

Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы в 2014-2015 учебном году;

Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы в 2017-2018 учебном году.

Программа ориентирована на использование учебника Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.[ Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын].- 7-е издание. – М.: Просвещение, 2014


В соответствии с ФГОС содержание предмета направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • развитие умений и навыков общения, свободного выражения мыслей и чувств в различных сферах частной и общественной жизни на основе освоения базовых речевых знаний, выработки умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях во время восприятия, воспроизведения и создания высказываний;

  • формирование у учащихся базовых орфоэпических, грамматических, лексических, орфографических, стилистических умений и навыков на основе усвоения норм русского литературного языка;

  • развитие навыков восприятия языка как художественного явления, имеющего эстетическую ценность.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку яв­ляются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение

Ученик научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Ученик научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.



Содержание учебного предмета

Основное содержание разработанного курса полностью со­ответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

-содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

-содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

-содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании. Кроме того, в тематическом планировании представлено распределение содержания кур­са по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной и культуровед ческой компетенции.

Введение.(7ч).

Знакомство с учебником. Роль языка в жизни человека. Язык как знаковая система. Лингвистика как наука. Язык как знаковая система. Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь. Особенности устной и письменной речи. Русский речевой этикет .Понятие текста. Основные признаки текста. Тема текста, основная мысль текста. Ключевые слова текста. Смысловые части текста (микротемы). Рассуждение. Изложение. Монологическое высказывание. Повествование. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус­ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев­ной жизни.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ (16 ч.)

Фонетика как раздел лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Смыслоразличительная функция звука. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог. Ударение. Корень слова, гласные ударные и безударные, правописание безударных гласных в корне слова, фонетический разбор слова, непроизносимые согласные.

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ (13 ч.)

Морфемика, словообразование как разделы лингвистики, морфема, корень слова, родственные слова, окончание как формообразующая морфема, основа слова, основа слова, приставка и суффикс как словообразующие морфемы, сложные слова (сложение как способ словообразования).

ЛЕКСИКОЛОГИЯ (39 ч.)

Лексикология как раздел лингвистики. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексическое значение слова. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Разговорная, книжная и нейтральная лексика, толковые словари. Орфограмма. Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Понятие о лексической сочетаемости слова. Слова с ограниченной сочетаемостью. Тематическая группа, общее и частное в значении слов. Лексика. Синонимы. Роль синонимов в речи. Антонимы, роль антонимов в речи. Омонимы, паронимы. Понятие о чередовании, морфема. Понятие о чередовании. Чередование букв Е/И в корнях. Чередование букв А/О в корнях. Морфемы, суффиксы, правописание суффиксов – ЧИК и – ЩИК. Буквы И и Ы после приставок на согласные. Особенности написания приставок на З – С. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Крылатые слова.

МОРФОЛОГИЯ (56 ч.)

Морфология как раздел лингвистики, части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые имена существительные, число, падеж имен существительных, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Имя прилагательное как часть речи, морфологические признаки имен прилагательных. Окончания имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные, синтаксическая роль полных и кратких прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимения. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Инфинитив. Личные формы глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Инфинитив. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречий. Служебные части речи. Предлог. Союз.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (39 ч.)

Синтаксис как раздел грамматики. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Словосочетание, отличие словосочетаний от предложений и от сочетания слов, виды словосочетаний. Предложение, роль предложения в формировании и выражении мысли, отличие предложения от слова и словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания, утвердительные и отрицательные предложения, интонационные и смысловые особенности предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске, интонационные и смысловые особенности предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения односоставные и двусоставные. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение как второстепенный член предложения. Способы выражения определения. Дополнение как второстепенный член предложения, способы выражения дополнения. Обстоятельство как второстепенный член предложения, способы выражения обстоятельства. Однородные члены предложения, их роль в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.











































Тематический план


Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контр.

раб.

Контр.

дикт.

Контр.

изл.

Контр.

соч.

Р.Р.

1

Введение

7






2

Фонетика.Графика.

Орфография.

17


1




3

Морфемика. Словообразование. Орфография

13






4

Лексикология.

37

1


1

1


5

Морфология.

55


1

1




Имя существительное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи.

Имя числительное как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Глагол как часть речи.

Наречие как часть речи.

Служебные части речи.


13



10



3



4



12


4


9























6

Синтаксис и пунктуация

37

1



1


7

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

4







ИТОГО:

170

2

2

2

2

10-20%

















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

план

факт




ВВЕДЕНИЕ 7 ЧАСОВ (4 часа + 3 часа развития речи)

1.

1.09.


Введение. Язык и языкознание (§1) С. 4

2.

5.09.


Введение. Язык и языкознание (§1)

С. 4-5

3.

5.09.


Введение. Язык и общение» (§2)

С. 6-7

4.

6.09.


Введение. Язык и общение (§2)

С .8-9

5.

6.09


Р/р 1 Текст. Понятие о тексте. (§3) С. 10-12

6.

8.09.


Р/р 2 Текст и его признаки. (§3) С. 12


7.

12.09


Р/р 3 Текст и его признаки. (§3) С. 12





ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 16 ЧАСОВ ( 15 часов + 1 час)

8.

12.09.


Фонетика, графика, орфография. Буква и звук (§4) С.15-16

9.

13.09.


Буква и звук. Алфавит. (§4) С.15-16

10.

13.09.


Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. (§5) С.18-19

11.

15.09.


Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. (§5) С.20-21

12.

19.09.


Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. (§5) С 21-23

13.

19.09.


Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. (§6) С.24-25

14.

20.09.


Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. (§6) С.25-27

15.

20.09.


Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7) С.28

16.

22.09.


Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7) С.29

17.

26.09.


Слог и ударение. (§8) С.30-33

18.

26.09.


Р/р 4 Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». С.32-33

19.

27.09.


Правописание безударных гласных в корне слова. (§9) С.34-37

20.

27.09.


Правописание безударных гласных в корне слова. (§9) С.34-37

21.

29.09.


Повторение по теме «Фонетка, графика, орфография». (§10) С. 38

22.

3.10.


Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10) С. 39

23.

3.10.


Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10) С. 39




МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. 13 ЧАСОВ (8часов+ 5 ч. развития речи)


24.

4.10.


Корень слова. Родственные слова. (§11)

С.40-41

25.

4.10.


Окончание и основа слова. (§12)

С.42-45

26.

6.10


Р/р 5 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данном началу.

27.



Р/р 6 Сочинение-рассуждение по данному началу.

28



Приставки. (§13) С.46-49


29



Суффиксы. (§14) С.50-53


30.



Р/р 7 Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. С.51-52

31.



Сложные слова. (§15)

С.54-55

32.



Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16) С.56

33.



Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16) С.57

34.



Р/р 8 Подготовка к изложению с продолжением.


35.



Р/р 9 Изложение с продолжением.


36.



Работа над ошибками





ЛЕКСИКОЛОГИЯ 39 ЧАСОВ (31 часа + 8 часов развития речи)

37.



Лексическое значение слова. (§17) С.58-61

38.



Р/р 10 Устная и письменная речь. (§18)

С.62-65

39.



Р/р 11 Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18) С.62-65

40.



Толковые словари.(§19) С.66-69


41.



Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20) С.70

42.



Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20) С.71

43.



Однозначные и многозначные слова. (§21)

С.72-73

44.



Однозначные и многозначные слова. (§21) С.74-75

45.



Р/р 12 Лексическая сочетаемость. (§22)

С.76-77

46.



Тематическая группа. (§23) С.78-81

47.



Синонимы. (§24) С.82-85


48.



Антонимы. (§25) С.86-89


49.



Омонимы. Паронимы. (§26) С.90-91

50.



Омонимы. Паронимы. (§26) С.92-93


51.



Р/р 13 Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. С.91

52.



Контрольная работа № 1 по теме «Лексикология».


53.



Понятие о чередовании. (§27) С.94-95


54.



Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28) С.96-97

55.



Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28) С.98-99

56.



Буквы А//О в корнях с чередованием.

(§29) С.100

57.



Буквы А//О в корнях с чередованием.

(§29) С.101

58.



Р/р 14 Подготовка к контрольному изложению с продолжением.

59.



Р/р 15 Контрольное изложение с продолжением.

60.



Суффиксы -чик-//-щик-. (§30) С.104-105


61.



Суффиксы -чик-//-щик-. (§30) С.106-107


62.



Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31) С.108

63.



Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31) С.109

64.



Р/р 16 Подготовка к обучающему сочинению «Как я первый раз...»

65.



Р/р 17 Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

66.



Особенности написания приставок на З//С. (§32) С.110-111

67.



Особенности написания приставок на З//С. (§32) С.111-112

68.



Особенности написания приставок на З//С. (§32) С.113-115

69.



Фразеологизмы. (§33) С.116-117

70.



Фразеологизмы. (§33) С.118-119

71.



Крылатые слова. (§34)

С.120-121

72.



Повторение по теме «Лексикология». (§35) С.122

73.



Повторение по теме «Лексикология». (§35) С.123

74.



Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме “Лексикология”

75.



Работа над ошибками.





МОРФОЛОГИЯ 56 ЧАСОВ (45 часов + 11 часов развития)


76.



Части речи. (§36) С.4-7

77.



Имя существительное. (§37) С.8-11

78.



Род имён существительных (§38) С.12-15

79.



Р/р 18 Выборочное изложение.

80.



Склонение имён существительных (§39)

С.16-18

81.



Склонение имён существительных (§39)

С.19-20

82.



Склонение имён существительных (§39)

С.21

83.



Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40) С.22

84.



Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40) С.23

85.



Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41) С.24

86.



Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)

С.25

87.



НЕ с именами существительными. (§42)

С.26-27

88.



НЕ с именами существительными. (§42)

С.28-29

89.



Имя прилагательное(§43)

С.30-33

90.



Р/р 19 Повествование с элементами описания. С.33

91.



Р/р 20 Повествование с элементами описания. С.33

92.



Правописание окончаний имён прилагательных. (§44) С.34-35

93.



Краткие прилагательные. (§45) С.36-37


94.



НЕ с именами прилагательными.(§46)

С.38-39

95.



НЕ с именами прилагательными.(§46)

С.40-42

96.



Р/р 21 Подготовка к изложению прочитанного текста.

97.



Р/р 22 Контрольное изложение прочитанного текста.

98.



Работа над ошибками.


99.



Имя числительное. (§47) С.44-45


100.



Имя числительное. (§47)

С.46-47

101.



Местоимение. (§48)

С.48-49

102.



Местоимение. (§48)

С.50-51

103.



Глагол. (§49) С.52-53

104.

105.



Инфинитив. (§50) С.54

Инфинитив. (§50) С.55

106.



Р/р 23 Средства связи предложений в тексте.

107.



Р/р 24 Средства связи предложений в тексте

108.



Время глагола.(§51) С.56-57

109.



Р/р 25 Тип текста. Время в предложении и тексте. (§51) С.58-59

110



Р/р 26 Сочинение - описание.

111.



Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52) С.60-61

112.



Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52) С.62

113.



Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52) С.63

114.



Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52) С.63

115.



Правописание окончаний глаголов. (§53)

С.64-65

116.



Правописание окончаний глаголов. (§53)

С.65-66

117.



Правописание окончаний глаголов. (§53)

С.67-68

118.



Наречие. (§54) С.68-69

119.



Наречие. (§54) С.70-71

120.



Наречие. (§54)

С.72-73

121.



Служебные части речи. (§55) С.74-75

122.



Служебные части речи. (§55) С.75-76

123.



Служебные части речи. (§55) С.76-77

124.



Р/р 27 Подготовка к контрольному сочинению по картине.

125.



Р/р 28 Контрольное сочинение № 1 по картине.

126.



Повторение материала по теме «Морфология». (§56) С.78-79

127.



Повторение материала по теме «Морфология». (§56) С.79-80

128.



Повторение материала по теме «Морфология». (§56) С.80-81

129.



Повторение материала по теме «Морфология». (§56) С.81

130.



Контрольная работа № 2 по теме «Морфология.Части речи.».

131.



Работа над ошибками.




СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 39 ЧАСОВ (32 часа + 7 часов развития)

132.



Что изучает синтаксис? (§57) С.82-83

133.



Словосочетание. (§58) С.84-89

134.



Предложение. (§59) С.90-93


135.



Главные и второстепенные члены предложения. (§59) С.93-94

136.



Главные и второстепенные члены предложения. (§59) С.94-95

137.



Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60) бС.96-98

138.



Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60) С.99-101

139.



Р/р 29 Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

140.



Р/р 30 Эмоции и их отражение в предложении.(§61) С.102-103

141.



Р/р 31 Эмоции и их отражение в предложе нии. (§61) С.104-105

142.



Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”

143.



Работа над ошибками.

144.



Р/р 32 Как писать отзыв.


145.



Грамматическая основа предложения. (§62) С.106-107

146.



Грамматическая основа предложения. (§62) С.108-109

147.



Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63) С.110-112

148.



Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63) С. 113-115

149.



Второстепенные члены предложения. (§64) С.116-119

150.



Определение. (§65) С.120-121

151.



Дополнение. (§66) С.122-123

152.



Дополнение. (§66) С.122-123

153.



Обстоятельство. (§67) С.124-125

154.



Обстоятельство. (§67) С.126-127

155.



Однородные члены предложения. (§68)

С.128-129

156.



Однородные члены предложения. (§68)

С.130-131

157.



Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69) С.132-134

158.



Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69) С.135-137

159.



Р/р 33 Вопросный план текста.

160.



Обращение. (§70) С.138-139

161.



Обращение. (§70) С.140-141

162.



Прямая речь. (§71) С.142-145

163.



Р/р 34 Подготовка к контрольному сочинению.

164.



Р/р 34 Контрольное сочинение № 2

165.



Сложное предложение. (§72) С.146-147

166.



Сложное предложение. (§72) С.148-149

167.



Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73) С.150-151

168.



Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73) С.150-151

169.



Повторение изученного в 5-ом классе.

170.



Итоговый урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!