СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа русский язык вида 8.4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа русский язык вида 8.4»

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

2 класс

Личностные результаты

У учащихся будут формироваться

  • осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

  • внимание к мелодичности устной речи;

  • стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

  • чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.

Метапредметные результаты

Коммуникативные

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • находить единицы языка: звуки, части слова.


Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • списывать тексты (с печатного и письменного шрифта), писать под диктовку тексты небольшого содержания;


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Обучающиеся должны знать:

  • прописные и строчные буквы;

  • гласные и согласные буквы;

  • звонкие и глухие согласные;

  • твердые и мягкие согласные;

  • знак ударения;

  • правила переноса слов;

  • правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;

  • правила оформления предложения.


3 класс

Личностные результаты

У учащихся будут формироваться:

  • осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

  • внимание к мелодичности устной речи;

  • стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

  • чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.

Метапредметные результаты

Коммуникативные

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  • озаглавливать текст по основной мысли текста;

  • подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • осуществлять самопроверку работы;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

  • находить единицы языка: звуки, части слова.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • списывать тексты (с печатного и письменного шрифта), писать под диктовку тексты небольшого содержания; излагать содержание исходных текстов небольшого содержания; создавать тексты /сочинения/ в 4-5 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

– звуки и буквы гласные и согласные,

– слог как часть слова;

- слово как составляющая предложения;

уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи,

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

– без ошибок списывать несложный текст небольшого объёма;

– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант –4-5 несложных предложений);

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

• работы со словарями;

• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.




  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»

2 класс

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слог. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикулярно - сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Слово

Изучение слов, обозначающих предметы:

  • называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

  • называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

  • различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

  • сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

  • называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?

  • группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

  • умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

  • составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

  • закачивание начатого предложения (Собака громко...);

  • составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

  • выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

3 класс

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

  • нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

  • подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

  • согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Связная письменная речь

Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

Составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Устная речь

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).



III. Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»

2 класс

Тема

Кол-во часов

Повторение (4 часа)

Предложении. Оформление предложений при письме.

1

Распространение и схема предложений.

1

Слово, составление предложений с данным словом.

1

Слова, отличающиеся количеством звуков. Выделение первого звука из слова.

1

Звуки и буквы (30 часов)

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Различение гласных и согласных звуков и букв. Выделение звука из слова.

1

Слова, которые отличаются одним звуком.

1

Слова, которые различаются количеством и последовательностью звуков.

1

Ударение в словах, выделение ударного гласного в слове.

1

С.р. «Гласные и согласные буквы. Ударение» Слог. Слог, как часть слова. Деление слов на слоги.

1

Гласные в образовании слогов.

1

Перенос слов. Перенос части слова при письме.

1

Диагностическая работа за первую четверть.

1

Работа над ошибками. Варианты и правила переноса слов.

1

Слова с буквами и и й, их различие, деление слов на слоги.

1

Согласные артикулярно сходные р-л. Их различие на слух и в произношении.

1

Определение звонких и глухих согласных.

1

Дифференциация б-п, в-ф.

1

Дифференциация г-к, д-т.

1

Дифференциация ж-ш, з-с.

1

Звонкие и глухие согласные.

1

Шипящие и свистящие согласные звуки.

1

Слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Буква е, ё в начале слова или слога.

1

Контрольное списывание.

1

Буквы ю, я в начале слова или слога.

1

С.р. «Слог. Перенос слов при письме». Слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.

1

Согласные твердые и мягкие. Гласные о-ё, у-ю, а-я после твердых и мягких согласных.

1

Гласная е после мягких согласных. Различие твердых и мягких согласных.

1

Правила правописания мягкого знака на конце слова.

1

Контрольная работа за полугодие.

1

Работа над ошибками. Разделительный ь и ъ.

1

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким и твердым знаком.

2

Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце.

1

Слово (16 часов)

Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос Что это? Кто это?

1

Названия частей предмета, различие сходных предметов и их названий.

1

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

1

Различение слов, отвечающих на вопросы Кто это? Что это?

1

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.

1

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных, употребление их в предложении.

2

Действие и его название. Название действий предметов по вопросам Что делает? Что делают?

2

С.р. «Слова отвечающие на вопрос Кто? Что?» Группировка действий по признаку их однородности, различение предметов по их действиям.

1

Название предметов и действий. Выделение названий предметов и действий по вопросам.

2

Предлог – как отдельное слово. Предлоги в, из, на, у, с и их употребление в предложении.

2

Выделение «трудной» гласной в словах, написание гласных в родственных словах.

1

Контрольная работа за 3 четверть.

1

Предложение (11 часов)

Работа над ошибками. Понятие о предложении.

1

Выделение предложения из текста.

1

Правила записи предложения, составление схемы.

2

Связь, набор и порядок слов в предложении.

2

Завершение начатого предложения.

2

Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.

1

Составление предложений по предметной и сюжетной картинке, по вопросу.

2

Повторение пройденного за год (7 часов)

Звонкие и глухие согласные.

1

Слова, обозначающие названия предметов и названия действий.

1

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1

Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.

1

Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.

1

Итоговая контрольная работа.

1

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

1


3 класс

Тема

Кол-во

часов

Повторение (4 ч.)

Предложение.

1

Грамматическое оформление простого предложения.

1

Составление и письмо предложений из заданных слов.

1

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

Звуки и буквы (36 ч.)

Звуки и буквы русского языка.

1

Определение количества звуков и букв в словах.

1

Звукобуквенный анализ слова.

1

Алфавит: понятие, использование.

1

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. Словарный диктант.

1

Гласные звуки. Характеристика гласных звуков.

1

Согласные звуки. Характеристика согласных звуков.

1

Слогообразующая роль гласных.

1

Контрольная работа за 1 четверть.

1

Работа над ошибками. Ударение.

1

Р.р. Обучающее изложение «Яшка»

1

Ударные и безударные слоги. Слог как часть слова.

1

Деление слов на слоги.

1

Твёрдые и мягкие согласные.

1

Выделение твёрдых и мягких согласных в слове. Звуко-буквенный анализ.

1

Мягкий знак на конце слова.

1

Мягкий знак в середине слова.

1

Слова с мягким знаком.

1

Контрольное списывание.

1

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и, ь.

1

Гласные после шипящих. С.р. «Ударение. Деление на слоги. Обозначение гласных и согласных звуков»

1

Упражнение в написании слов с сочетаниями «жи- ши».

1

Упражнение в написании слов с сочетаниями «ча - ща».

1

Упражнение в написании слов с сочетаниями «чу - щу».

1

Контрольная работа за полугодие.

1

Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные.

1

Упражнение в дифференциации звонких и глухих согласных

1

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1

Письмо слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.

1

Алгоритм проверки написания парных согласных на конце слова.

1

Упражнение в написании парных звонких и глухих согласных на конце слов.

1

Упражнение в написании парных звонких и глухих согласных на конце слов. С.р. «Написание слов с парными согласными на конце слова»

1

Разделительный мягкий знак.

1

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и.

1

Написание слов с разделительным мягким знаком.

1

Написание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.

1

Слово (19 ч.)

Упражнения в умении ставить вопросы к словам, обозначающим название предметов.

1

Упражнения в различении слов по вопросам кто? что?

1

Употребление названий предметов в различных формах.

1

Закрепление знаний о словах обозначающих предметы.

1

Большая буква в именах собственных. С.р. «Слова с мягким знаком».

1

Большая буква в названиях населённых пунктов

1

Слова, обозначающие действия предметов.

1

Согласование в речи слов, обозначающих название предметов и слов, обозначающих действия.

1

Контрольная работа за 3 четверть.

1

Работа над ошибками. Выделение слов, обозначающих действия и различение их по вопросам.

1

Подбор слов, обозначающих действие к словам, обозначающим предметы.

1

Р.р. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке.

1

Слова, которые обозначают признаки предметов.

1

Подбор названий признаков предметов по смыслу.

1

Подбор названий признаков предметов по смыслу.

1

Понятие предлог.

1

Правописание предлогов.

1

Выделение предлогов из текста.

1

Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы.

1

Предложение (6 ч.)

Предложение. Правила оформления простого предложения.

1

Составление предложений с употреблением слов в винительном падеже (кого? что?)

1

Составление предложений с употреблением слов в родительном падеже (кого? чего?).

1

Составление предложений с употреблением слов в дательном падеже (кому? чему?). С.р. «Грамматическая основа предложения».

1

Составление предложений с употреблением слов в творительном падеже (кем? чем?).

1

Составление предложений с употреблением слов в предложном падеже (о ком? о чём?).

1

Повторение (3 ч.)

Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки и действия.

1

Итоговая контрольная работа.

1

Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами.

1