Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
2 класс
Личностные результаты
У учащихся будут формироваться
осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
внимание к мелодичности устной речи;
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.
Метапредметные результаты
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
находить единицы языка: звуки, части слова.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
списывать тексты (с печатного и письменного шрифта), писать под диктовку тексты небольшого содержания;
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Обучающиеся должны знать:
прописные и строчные буквы;
гласные и согласные буквы;
звонкие и глухие согласные;
твердые и мягкие согласные;
знак ударения;
правила переноса слов;
правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
правила оформления предложения.
3 класс
Личностные результаты
У учащихся будут формироваться:
осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
внимание к мелодичности устной речи;
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.
Метапредметные результаты
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять самопроверку работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
находить единицы языка: звуки, части слова.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
списывать тексты (с печатного и письменного шрифта), писать под диктовку тексты небольшого содержания; излагать содержание исходных текстов небольшого содержания; создавать тексты /сочинения/ в 4-5 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
– звуки и буквы гласные и согласные,
– слог как часть слова;
- слово как составляющая предложения;
уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи,
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
– без ошибок списывать несложный текст небольшого объёма;
– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант –4-5 несложных предложений);
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарями;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
2 класс
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слог. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикулярно - сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
закачивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
3 класс
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
III. Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
2 класс
Тема | Кол-во часов |
Повторение (4 часа) |
Предложении. Оформление предложений при письме. | 1 |
Распространение и схема предложений. | 1 |
Слово, составление предложений с данным словом. | 1 |
Слова, отличающиеся количеством звуков. Выделение первого звука из слова. | 1 |
Звуки и буквы (30 часов) |
Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 |
Различение гласных и согласных звуков и букв. Выделение звука из слова. | 1 |
Слова, которые отличаются одним звуком. | 1 |
Слова, которые различаются количеством и последовательностью звуков. | 1 |
Ударение в словах, выделение ударного гласного в слове. | 1 |
С.р. «Гласные и согласные буквы. Ударение» Слог. Слог, как часть слова. Деление слов на слоги. | 1 |
Гласные в образовании слогов. | 1 |
Перенос слов. Перенос части слова при письме. | 1 |
Диагностическая работа за первую четверть. | 1 |
Работа над ошибками. Варианты и правила переноса слов. | 1 |
Слова с буквами и и й, их различие, деление слов на слоги. | 1 |
Согласные артикулярно сходные р-л. Их различие на слух и в произношении. | 1 |
Определение звонких и глухих согласных. | 1 |
Дифференциация б-п, в-ф. | 1 |
Дифференциация г-к, д-т. | 1 |
Дифференциация ж-ш, з-с. | 1 |
Звонкие и глухие согласные. | 1 |
Шипящие и свистящие согласные звуки. | 1 |
Слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Буква е, ё в начале слова или слога. | 1 |
Контрольное списывание. | 1 |
Буквы ю, я в начале слова или слога. | 1 |
С.р. «Слог. Перенос слов при письме». Слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. | 1 |
Согласные твердые и мягкие. Гласные о-ё, у-ю, а-я после твердых и мягких согласных. | 1 |
Гласная е после мягких согласных. Различие твердых и мягких согласных. | 1 |
Правила правописания мягкого знака на конце слова. | 1 |
Контрольная работа за полугодие. | 1 |
Работа над ошибками. Разделительный ь и ъ. | 1 |
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким и твердым знаком. | 2 |
Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | 1 |
Слово (16 часов) |
Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос Что это? Кто это? | 1 |
Названия частей предмета, различие сходных предметов и их названий. | 1 |
Обобщающие слова для группы однородных предметов. | 1 |
Различение слов, отвечающих на вопросы Кто это? Что это? | 1 |
Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | 1 |
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных, употребление их в предложении. | 2 |
Действие и его название. Название действий предметов по вопросам Что делает? Что делают? | 2 |
С.р. «Слова отвечающие на вопрос Кто? Что?» Группировка действий по признаку их однородности, различение предметов по их действиям. | 1 |
Название предметов и действий. Выделение названий предметов и действий по вопросам. | 2 |
Предлог – как отдельное слово. Предлоги в, из, на, у, с и их употребление в предложении. | 2 |
Выделение «трудной» гласной в словах, написание гласных в родственных словах. | 1 |
Контрольная работа за 3 четверть. | 1 |
Предложение (11 часов) |
Работа над ошибками. Понятие о предложении. | 1 |
Выделение предложения из текста. | 1 |
Правила записи предложения, составление схемы. | 2 |
Связь, набор и порядок слов в предложении. | 2 |
Завершение начатого предложения. | 2 |
Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. | 1 |
Составление предложений по предметной и сюжетной картинке, по вопросу. | 2 |
Повторение пройденного за год (7 часов) |
Звонкие и глухие согласные. | 1 |
Слова, обозначающие названия предметов и названия действий. | 1 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 |
Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится. | 1 |
Составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. | 1 |
Итоговая контрольная работа. | 1 |
Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | 1 |
3 класс
Тема | Кол-во часов |
Повторение (4 ч.) |
Предложение. | 1 |
Грамматическое оформление простого предложения. | 1 |
Составление и письмо предложений из заданных слов. | 1 |
Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 |
Звуки и буквы (36 ч.) |
Звуки и буквы русского языка. | 1 |
Определение количества звуков и букв в словах. | 1 |
Звукобуквенный анализ слова. | 1 |
Алфавит: понятие, использование. | 1 |
Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. Словарный диктант. | 1 |
Гласные звуки. Характеристика гласных звуков. | 1 |
Согласные звуки. Характеристика согласных звуков. | 1 |
Слогообразующая роль гласных. | 1 |
Контрольная работа за 1 четверть. | 1 |
Работа над ошибками. Ударение. | 1 |
Р.р. Обучающее изложение «Яшка» | 1 |
Ударные и безударные слоги. Слог как часть слова. | 1 |
Деление слов на слоги. | 1 |
Твёрдые и мягкие согласные. | 1 |
Выделение твёрдых и мягких согласных в слове. Звуко-буквенный анализ. | 1 |
Мягкий знак на конце слова. | 1 |
Мягкий знак в середине слова. | 1 |
Слова с мягким знаком. | 1 |
Контрольное списывание. | 1 |
Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и, ь. | 1 |
Гласные после шипящих. С.р. «Ударение. Деление на слоги. Обозначение гласных и согласных звуков» | 1 |
Упражнение в написании слов с сочетаниями «жи- ши». | 1 |
Упражнение в написании слов с сочетаниями «ча - ща». | 1 |
Упражнение в написании слов с сочетаниями «чу - щу». | 1 |
Контрольная работа за полугодие. | 1 |
Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные. | 1 |
Упражнение в дифференциации звонких и глухих согласных | 1 |
Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 |
Письмо слов со звонкими и глухими согласными на конце слов. | 1 |
Алгоритм проверки написания парных согласных на конце слова. | 1 |
Упражнение в написании парных звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 |
Упражнение в написании парных звонких и глухих согласных на конце слов. С.р. «Написание слов с парными согласными на конце слова» | 1 |
Разделительный мягкий знак. | 1 |
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и. | 1 |
Написание слов с разделительным мягким знаком. | 1 |
Написание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных. | 1 |
Слово (19 ч.) |
Упражнения в умении ставить вопросы к словам, обозначающим название предметов. | 1 |
Упражнения в различении слов по вопросам кто? что? | 1 |
Употребление названий предметов в различных формах. | 1 |
Закрепление знаний о словах обозначающих предметы. | 1 |
Большая буква в именах собственных. С.р. «Слова с мягким знаком». | 1 |
Большая буква в названиях населённых пунктов | 1 |
Слова, обозначающие действия предметов. | 1 |
Согласование в речи слов, обозначающих название предметов и слов, обозначающих действия. | 1 |
Контрольная работа за 3 четверть. | 1 |
Работа над ошибками. Выделение слов, обозначающих действия и различение их по вопросам. | 1 |
Подбор слов, обозначающих действие к словам, обозначающим предметы. | 1 |
Р.р. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке. | 1 |
Слова, которые обозначают признаки предметов. | 1 |
Подбор названий признаков предметов по смыслу. | 1 |
Подбор названий признаков предметов по смыслу. | 1 |
Понятие предлог. | 1 |
Правописание предлогов. | 1 |
Выделение предлогов из текста. | 1 |
Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы. | 1 |
Предложение (6 ч.) |
Предложение. Правила оформления простого предложения. | 1 |
Составление предложений с употреблением слов в винительном падеже (кого? что?) | 1 |
Составление предложений с употреблением слов в родительном падеже (кого? чего?). | 1 |
Составление предложений с употреблением слов в дательном падеже (кому? чему?). С.р. «Грамматическая основа предложения». | 1 |
Составление предложений с употреблением слов в творительном падеже (кем? чем?). | 1 |
Составление предложений с употреблением слов в предложном падеже (о ком? о чём?). | 1 |
Повторение (3 ч.) |
Дифференциация слов, обозначающих предметы, признаки и действия. | 1 |
Итоговая контрольная работа. | 1 |
Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 |