Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа №8»
Программа самообразования учителя биологии и химии
Тема: «Формирование у учащихся компетентного подхода к изучению биологии и химии»
Срок реализации: 2018 – 2021 год
Учитель биологии и химии:
Тиханова И.А.
Троицк, 2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность самообразования учителя: самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Особенно это становится актуальным в условиях перехода на ФГОС ООО.
Тема самообразования:
«Формирование у учащихся компетентного подхода к изучению биологии»
Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.
Задачи.
Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения биологии в соответствии с ФГОС ООО.
Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания биологии.
Формировать интерес учащихся к урокам биологии.
Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности
Продолжить работу по обобщению выявленного передового педагогического опыта педагогов школы и района.
Совершенствовать систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.
Перечень вопросов по самообразованию.
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Срок реализации деятельности: 2018-2021гг.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Содержание и формы реализации программы
Направления | Формы |
Систематическое обучение | -курсы повышения квалификации -методические семинары, вебинары |
Педагогическое общение | -участие в работе ГМО учителей биологии и химии, -проведение открытых уроков, -посещение открытых уроков коллег, -участие в тематических конкурсах, -сообщение докладов, -презентации. |
Практика | -разработка методических материалов, -обобщения педагогического опыта по теме самообразования, -разработка уроков с внедрением темы самообразования. |
Индивидуальная работа | -Изучение методической литературы по теме, -Знакомство с опытом коллег. |
Примерный план
реализации программы на 2018-2021 гг.
№ п/п | Наименование мероприятий | Организационно-педагогические мероприятия | Сроки реализации |
1. Научно-теоретическая подготовка |
1.1 | Развитие: 1.Знаний теоретических основ предметов. Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни. 2. Знаний новых компьютерных программ. | 1.Чтение научно-методической литературы по биологии и химии. 2. Обзор в Интернете информации по биологии и инновационным технологиям 3.Прохождение курсов повышения квалификации 4.Подготовка к работе в РПК по проверке работ по биологии и химии в форме ОГЭ, ЕГЭ. | Регулярно |
1.2 | Повышение квалификации по биологии и химии. | 1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии и химии. 4. Прохождение предметных курсов по биологии и химии, в том числе и дистанционных 5.Участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся. | В течение года |
2.Методическая подготовка |
2.1 | Совершенствование: | 1. Разработка конспектов уроков 2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4.Участие в конкурсах, конференциях | Регулярно |
2.2. | Разработка программно-методического обеспечения а) научно-методическая работа | 1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся. | В течение года |
2.3. | б) Участие в методическом школьном объединении, в жизни школы | 1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района. 2. Выступление на заседании ШМО и ГМО с самоанализом 3. Общение с коллегами в школе. 4. Работа в школьной лаборатории | В течение года, по плану ШМО и ГМО |
2.4. | в)Опытно-экспериментальная работа. | 1.Разработка программ 2.Оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся | В течение года |
3.Психолого-педагогическая подготовка |
3.1 | Совершенствование: 1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы 2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств | 1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии. 3.Изучение работы лучших учителей школ района. | Систематически |
Предполагаемый результат:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
повышения мотивации к занятиям биологии.
научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и РМО и педсоветах.
разработать дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и РМО, на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях, круглых столах и вебинарах.
Источники самообразования:
Журнал «Биология в школе»;
Научно-методический журнал «Магариф»;
Приложение газеты «Первое сентября» по биологии и химии;.
Методические пособия и учебники.
Интернет
Библиотека
Мероприятия по обмену опытом;
Курсы повышения квалификации.