МКОУ «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района ХМАО-Югры
Программа профессионального самообразования
Учителя физики и математики
МКОУ «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Вербицкой Елены Петровны
На 2018-2023 учебный год
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на
уроках физики и математики в условиях ФГОС»
с. Перегребное
2018
Общие сведения
Фамилия Имя Отчество: Вербицкая Елена Петровна
Образование: высшее; Ростовский государственный педагогический университет (2001 г.), учитель физики и информатики по специальности «Физика»
Педагогический стаж работы: 24 года
Квалификационная категория в должности учителя: первая
Тема самообразования:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательных технологий»
Актуальность темы
Работая в школе, я столкнулась с ситуацией малой заинтересованности школьников физикой и математикой, быстрой утомляемостью на уроках, постоянной нехваткой времени для закрепления учебного материала, не сосредоточенностью внимания учеников. По моему глубокому убеждению, причина всех этих бед кроется в недостаточной работе по активизации творческой и практической деятельности учащихся в процессе обучения физике и математике. Основная задача учителя, на мой взгляд, показать ребятам, насколько удивительны, заманчивы и всесильны эти науки и какое широкое практическое применение они имеют. Каждый урок я пытаюсь приблизить своих учеников к тому, чтобы они осознавали это.
Ни для кого не секрет, что физика и математика сложные предметы, которые требуют плодотворного труда. Физику и математику нельзя выучить («зазубрить»), их надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении. На своих уроках я применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является игра. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Стараюсь применять нестандартные методы и формы работы на своих уроках. Цели физического и математического образования – сформировать у учеников навыки действий с числами, умение решать задачи, сравнивать, обобщать, развивать логическое мышление, и уметь применять эти знания на практике. На уроках учу детей устно считать, т.к. считаю, что умение устно считать в уме развивает память, быстроту решения задачи. Использование необычных форм работы повышает интерес к физике и математике, вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, при этом ученики испытываю познавательную радость и удовольствие от своих успехов. Что еще важно в нынешних условиях, что ученики во время нестандартных уроков учатся быстро и самостоятельно принимать решения. С появлением компьютеров на уроках физики стала меняться методика преподавания: все больше используется интерактивный физический эксперимент, проектная и исследовательская форма учебной деятельности в ее современном виде, индивидуализация обучения. Использования компьютеров на уроках - эффективное средство интересной для учащихся познавательной деятельности, которая оказывает для учителя широкие возможности совершенствования уроков. Используя учебные имитационные компьютерные программы, учитель может представить изучаемый материал более наглядно. Показать модели физических экспериментов, для которых нет оборудования в школе (например, ядерные реакции, старт ракеты и т.п.).
Учитель на уроке может использовать учебные компьютерные программы для:
Демонстрации иллюстраций текстов и формул при изучении нового материала;
Показа фотографий ученых, их кратких биографий;
Иллюстрации методики решения сложных задач с использованием анимационных экспериментов;
Проведения лабораторных и практических работ;
Дифференцированного контроля за уровнем знаний учащихся.
На основании собственного педагогического опыта, хочу отметить, что применение компьютерного обучения и ЭОР позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать развитие творческих способностей, формирует культуру учения гораздо сильнее, чем другие виды деятельности. Потому, что современные ребята выросли вместе с компьютерами. В ближайшее время для меня первостепенной задачей является изучение многочисленных функций интерактивного комплекса и эффективное их использование в своей работе, т.к. применение ИКТ - это реальность современного урока и без профессионального роста в освоении информационно- коммуникационных технологий не обойтись.
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Активизация познавательной деятельности учащегося в процессе обучения физики.
Внедрение инновационных технологий и методик в преподавание физики.
Формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Физика» и «Математика».
Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.
Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить.
Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.
Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета;
разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением инновационных технологий;
разработка дидактических материалов, тестов, создание электронных комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в педсоветах, обобщение опыта.
Этапы реализации плана самообразования
Реализация плана рассчитана на пять лет (2018-2023 гг.)
Этап | Примерное содержание деятельности | Учебный год (сроки) | Результат |
1 этап Диагностический | Выбор темы и её обоснование; сбор информации по теме самообразования; подбор литературы для изучения; знакомство с наработками коллег по данной теме; изучение материалов сети Интернет. | 2018 – 2019 | - изучение литературы по проблеме; - проведение пробных открытых уроков. |
2 этап Прогностический | Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. Отбор методической литературы и теоретического материала; подбор практических методов; формирование научной базы будущей работы. | 2019 – 2020 | - определение конкретных целей и задач темы; - разработка системы мер, направленных на решение проблемы; - прогнозирование результатов. |
3 этап Практический | Проектирование собственного педагогического поиска. Консультации у руководителей районных МО. Практическое применение отобранных методов, их апробирование; проведение мониторинга. | 2021 – 2022 | - внедрение опыта работы; - корректировка работы данной темы, исправление ошибок и недочётов. |
4 этап Обобщающий | Создание собственных наработок по теме; корректирование, отслеживание результативности работы; накопление собственного опыта работы по теме. | 2022 – 2023 | - подведение итогов; - оформление результатов работы. |
5 этап Внедренческий | Систематизация собственных наработок по теме, обобщение опыта; оформление в виде творческой работы или проекта; завершающий этап работы над темой. | 2022 – 2023 | распространение опыта работы. |
Реализация плана самообразования
в 2018 – 2019 учебном году
Основные направления | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Изучать новые программы и учебники, уяснить их особенности | в течение года | Изучалась литература на сайте: http://archive.1september.ru/fiz/ http://www.curator.ru/e-books/physics.html |
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | систематически | Изучение интернет ресурсов. |
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей физики, астрономии, при работе с обучающимися с ОВЗ. | Август, декабрь 2018г | Получено удостоверение |
4. Разработать рабочие программы по своим предметам | август 2018 | Разработаны |
5. Разработать паспорт кабинета физики | сентябрь 2018 | Разработан |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | систематически | Изучалась литература на сайте: https://infourok.ru/ |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике и математике. | систематически | Изучение литературы по физике с учетом ФГОС: https://nsportal.ru/shkola |
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | систематически | Изучение интернет ресурсов. |
3.Принимать активное участие в работе школьного МО естественного цикла | 2018 – 2019 | «Технологии критического мышления в условиях реализации ФГОС» |
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | в течение года | Конкурс проектов «Школа вчера, сегодня, завтра!»: школьный уровень – 1 место; Олимпиада по физике: школьный уровень – победитель (3 человека), призёр (1 человек); муниципальный уровень – 2 место (1 человек), участие (3 результат). Олимпиада по математике: школьный уровень – 1 место (1человек), |
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы | в течение года | Посещение открытых уроков, участие в методических семинарах. |
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | в течение года | Посетила урок по математике в 8 классе по теме: «Квадратные корни»; урок по химии в 8 классе – независимое расследование по теме: «Кислоты» |
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | в течение года | Выступление на методическом объединении по итогам |
8. Создать собственный ЦОР лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам. | в течение года | Созданы папки с методическими разработками. |
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе | 2019 | Открытый урок в рамках недели физики в 8 кл. «Электрический ток» |
10. Проводить предметные недели. | 2018 | Игра «Математический калейдоскоп» (5 классов) Выпуск газеты «Физики и в шутку, и всерьез» |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | в течение года | Презентации к урокам, использование дисков по предметам |
| | |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | в течение года | Физкультминутки на уроках |
2. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики. | в течение года | Создана папка с инструкциями |
Реализация плана самообразования
в 2019 – 2020 учебном году
Основные направления | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Изучать новые образовательные стандарты, уяснить их особенности. | в течение года | Изучение новых образовательных стандартов на указанном интернет-ресурсе. |
2. Поиск и изучение литературы по выбранной теме. | систематически | Работа с интернет-ресурсами: https://infourok.ru/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-fiziki-3610686.html; https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/05/07/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-urokakh |
4. Подготовка УМК по элективным курсам, индивидуальным занятиям | август 2019 | По физике: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553731/; http://www.fizika.ru/ По математике: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410718/ |
5. Разработать рабочие программы по предметам. | август 2019 |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в образовательной области: изучение литературы по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках», «Личностно-ориентированный подход в обучении» | систематически | Работа с материалами на интернет-ресурсах: http://www.studfiles.ru/preview/5842044/; http://festival.1september.ru/articles/641461/; http://www.myshared.ru/slide/404133. |
Методическое | 1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике и математике с учетом ФГОС: http://www.220-volts.ru/index.php/107-fgos/83-fgos-ooo-fizika | систематически | Работа с обновлениями на указанном интернет-портале. |
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | систематически | Обмен опытом на портале http://festival.1september.ru/. |
3.Принимать участие в работе МО учителей естественно-математического цикла | ноябрь 2019 | Открытый урок по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей», 6 класс |
4. Проводить предметные недели. | 2019 | День физики. Игра «Счастливый случай» (9 классы) Выпуск газеты «Физика вокруг нас» |
5. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | в течение года | Защита проекта– участие (1 человека). Олимпиада по физике: школьный уровень – 1 место (1 человека), 2 место (1 человека),; муниципальный уровень – участие (1 человек). Олимпиада по математике: школьный уровень – 1 место (1человек). X Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по математике – Победитель 2 и место (2 человека); диплом участника II степени (1 человек) |
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | в течение года | Посетила открытый урок по математике в 6 а классе, 4 классе |
7. Пополнять папки лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам. | в течение года | Пополнение банка материалов, используемых на уроках и во внеклассной работе. |
8. Проведение открытого урока. | декабрь 2019 | Открытый урок по теме «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил» |
Информационно-коммуникативное | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Отобрать компьютерные программы, презентации, компьютерные тестирования для интерактивной доски. | в течение года | Презентации к урокам, видеоматериалы по предметам, использование дисков по предметам, интерактивных тестов и задач при подготовки к ОГЭ. |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | систематически | Физкультминутки на уроках и во внеклассной работе. |
2. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики. Оформить стенд по ТБ. | сентябрь-октябрь | Обновлены инструкции и оформлен стенд по ТБ. |
Реализация плана самообразования
в 2020 – 2021 учебном году
Основные направления | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Работа с интернет-ресурсом, отслеживание обновлений сайта в связи с подготовкой к ОГЭ по физике: http://www.fipi.ru/ | в течение года | Изучение новых образовательных стандартов на указанном интернет-ресурсе. |
2. Изучение литературы по выбранной теме. | систематически | |
3. Подготовка УМК по факультативным курсам, индивидуальным занятиям | август 2020 | Подготовлены, разработаны |
5. Разработать рабочие программы по предметам. | август 2020 |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в образовательной области: изучение литературы по темам: «Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности урока», «Личностно-ориентированный подход в обучении» | систематически | Работа с материалами на интернет-ресурсах: |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике и математике с учетом ФГОС; | систематически | Разработана рабочая программа по физике 7 – 9 класс по ФГОС |
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | систематически | Работа с обновлениями на указанном интернет-портале. |
3.Принимать участие в работе МО естественно математического цикла | в течение года | Выступление на МО согласно плану |
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. Конкурс научно-фантастического рассказа «Будущее – для человека!». | в течение года | XVIII районная научная конференция молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее» - диплом III степени Олимпиада по физике: школьный уровень – участие (4 человека) |
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | в течение года | |
7. Публикации на личном сайте | в течение года | Работа с личным сайтом: https://multiurok.ru/id92213202/ |
8. Пополнять папки лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам. | в течение года | Пополнение банка материалов, используемых на уроках и во внеклассной работе, презентаций и видео |
Информационно-коммуникативное | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Отбирать компьютерные программы, презентации, компьютерные тестирования для интерактивной доски. | в течение года | Отбирать компьютерные программы, презентации, компьютерные тестирования для интерактивной доски. |
2. Работа в интернет сообществах учителей физики. http://www.proshkolu.ru/club/physics/. Работа с материалами в «Лаборатории педагогического поиска»: http://nsportal.ru/lpp. Работа с материалами библиотеки по физике на сайте: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library | в течение года | Презентации к урокам, видеоматериалы по предметам, использование дисков по предметам, интерактивных тестов и задач при подготовки к ГИА Работа с обновлениями на указанных интернет-порталах. |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | систематически | Физкультминутки на уроках |
2. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики. | сентябрь-октябрь | Обновлены инструкции по ТБ. |
3. Инструктажи по ТБ. | в течение года | Проводятся |
Реализация плана самообразования
в 2021 – 2022 учебном году
Основные направления | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Работа с интернет-ресурсом, отслеживание обновлений сайта в связи с подготовкой к ОГЭ по физике: http://www.fipi.ru/ | в течение года | |
2. Изучение литературы по выбранной теме. | систематически | |
4. Подготовка УМК по факультативным курсам, индивидуальным занятиям | август 2021 | |
5. Разработать рабочие программы по предметам. | август 2021 |
6. Повышать квалификацию на курсах для учителей физики: | в течение года | |
7. Участие в конкурсах профессионального мастерства | в течение года | |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в образовательной области: изучение литературы по темам: «Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности урока», «Личностно-ориентированный подход в обучении» | систематически | |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике и математике с учетом ФГОС; | систематически | |
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | систематически | |
3.Принимать участие в работе МО «Методические рекомендации по совершенствованию подготовки учащихся к ОГЭ по физике, изменения в КИМах» | Сентябрь 2021 | |
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | в течение года | |
5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | в течение года | |
6. Публикации на личном сайте | в течение года | |
8. Пополнять папки лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам. | в течение года | |
Информационно-коммуникативное | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | в течение года | |
2. Работа в интернет сообществах учителей физики. http://www.proshkolu.ru/club/physics/. Работа с материалами в «Лаборатории педагогического поиска»: http://nsportal.ru/lpp. Работа с материалами библиотеки по физике на сайте: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library | в течение года | |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Межрегиональный интернет-конкурс на знание правил по электробезопасности «Электробезопасность: наука или искусство» | систематически | |
2. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики. | сентябрь-октябрь | |
3. Инструктажи по ТБ. | в течение года | |
Реализация плана самообразования
в 2022 – 2023 учебном году
Основные направления | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Работа с интернет-ресурсом ФИПИ в связи с подготовкой к ОГЭ по физике | в течение года | Изучение новых образовательных стандартов на указанном интернет-ресурсе. |
2. Изучение литературы по выбранной теме. | систематически | |
4. Подготовка УМК по факультативным курсам, индивидуальным занятиям | август 2022 | |
5. Разработать рабочие программы по предметам. | август 2022 |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в образовательной области: изучение литературы по темам: «Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности урока», «Личностно-ориентированный подход в обучении» | систематически | |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике с учетом ФГОС. | систематически | |
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | систематически | |
3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | в течение года | |
4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | в течение года | |
5. Публикации на личном сайте | в течение года | |
6. Пополнять папки лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам. | в течение года | |
7. Провести открытый урок по физике по ФГОС | в течение года | |
8.Провести неделю физики | в течение года | |
Информационно-коммуникативное | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | в течение года | |
2. Работа в интернет сообществах учителей физики. http://www.proshkolu.ru/club/physics/. Работа с материалами в «Лаборатории педагогического поиска»: http://nsportal.ru/lpp. Работа с материалами библиотеки по физике на сайте: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library | в течение года | |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. в течение года | систематически | |
2. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики. | сентябрь-октябрь | |
3. Инструктажи по ТБ. | в течение года | |