ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей»
«РАССМОТРЕНО» « УТВЕРЖДЕНО»
педагогическим советом приказом ГОУ ТО
ГОУ ТО «Киреевская школа-интернат «Киреевская школа-интернат
для детей-сирот и детей, для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей оставшихся без попечения родителей
Протокол № 1 от 28.08.2014 Директор школы-интерната
__________________А.М.Аксёнов
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»
(по курсу Г.К.Селевко)
Направление: социальное
Возраст детей: 11-18 лет
Срок реализации : 7 лет
Реализует: воспитатель Миллер И.В.
г.Киреевск
1. Пояснительная записка
Данная программа основана на курсе Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности», который является сквозным, т.е. представляет единое целое из всех своих разделов по классам 5-11. Рабочая программа составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС , соответствует основной образовательной программе основного общего образования ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .Программа социальной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы.
Социальная деятельность обучающихся – целенаправленный процесс взаимодействия подростков с окружением, ориентированный на повышение эффективности решения индивидуальных и социальных проблем.
Социализация обучающихся должна обеспечиваться средствами учебно-воспитательной и познавательной деятельности.
Актуальность социальной деятельности обучающихся определена возрастными особенностями и потребностями подросткового возраста.
Успешная социализация обучающихся на ступени основного общего образования обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Под влиянием групп школьных сверстников, родителей и учителей у обучающихся изменяется поведение, формируются социальные умения, необходимые для исполнения актуальных социальных ролей.
Целенаправленная социальная деятельность программы исходит из того, что основным социальным ожиданием подростков является успешность, признание со стороны семьи и сверстников, состоятельность и самостоятельность в реализации собственных замыслов.При этом подростки, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения, более значимые для обучающихся, чем образцы родителей, учителей, других взрослых.
Социальная деятельность может успешно реализовываться в школьной среде, где признаваемыми и ожидаемыми для обучающихся являются конструктивные и созидательные образцы поведения педагогов, более старших учеников, поддерживаются духовно-нравственные идеалы граждан России.
Традиционными социальными императивами школы являются стремление объединитьдетей, ориентация их на принятые образцы и стратегии поведения, противодействие их попыткам самоутверждаться за счет других, борьба с антиобщественным поведением, установление правил, регулирующих поведение.
Исходя из этого, можно определить следующие цели программы«Самосовершенствование личности»:
В отношении обучающихся:
формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения;
усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, в частности освоения норм и правил общественного поведения;
формирование у обучающегося собственного конструктивного стили общественного поведения в ходе его взаимодействия с социальным окружением.
В отношении воспитателя:
обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процессасоциализации обучающихся;
обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальнойдеятельности, создающей условия для личного роста обучающихся, продуктивногоизменения поведения.
Выполнение данных целей на ступени основного образования можно реализовать через выделение следующих задач:
В отношении обучающихся:
соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамику и адекватность выполняемых ролей;
уметь решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
поддерживать разнообразные виды отношений в основных сферах
жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения);
участвовать в изменении школьной среды и доступных сферах жизни общества);
развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, таки основанных на требованиях коллектива;
владеть приемами и методами самовоспитания: самокритикой, самовнушением, самообязательством, эмпатией.
В отношении воспитателя:
создавать эффективные условия для социальной деятельности обучающихся впроцессе обучения и воспитания;
использовать роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентацииличности обучающихся, и в социально-гражданской позиции;
стимулировать осознанность социальных инициатив и деятельности обучающихся сопорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.);
оценивать динамику выполняемых обучающимися социальных ролей для пониманияэффективности вхождения подростков в систему общественных отношений.
2. Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
Курс «Самосовершенствование личности» нацелен на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, воспитание человека гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить и нести ответственность за свои действия.
Курс «Самосовершенствование личности» является сквозным, т.е. представляет единое целое из всех своих разделов по классам с 5-11.
5 класс. Познай себя (самопознание).
6 класс. Сделай себя сам (самовоспитание).
7 класс. Научи себя учиться (самообучение).
8 класс. Утверждай себя (самоутверждение).
9 класс. Найди себя (самоопределение).
10 класс.«Управляй собой» (саморегуляция).
11 класс.«Реализуй себя» (самореализация).
На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).
Курс «Самосовершенствование личности» помогает ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответы на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему взрослые часто меня не понимают? Курс учит подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением.
Деятельность учеников на занятиях организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей саморазвития личности:
– в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Главными аспектами технологии саморазвития являются:
– индивидуальный подход;
– создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
– обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;
– признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение;
– сотрудничество.
Особенности методики заключаются в основной мотивации: нравственно-волевая плюс познавательная. Позиция воспитателя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
3. Место программы курса внеурочной деятельности в плане внеурочнойдеятельности
Курс «Самосовершенствование личности» изучается с 5-11 класс. Общее число часов по курсу за семь лет обучения 175ч , из них 26часов в 5 классе, 27 часов в 6 классе, 28 часов в 7 классе, 24 часа в 8 классе, 21 час в 9 классе, 26 часов в 10 классе и 23 часа в 11 классе(1 час в неделю).Длительность занятия предусматривает 40 минут.
Курс «Самосовершенствование личности» является сквозным, т.е. представляет единое целое из всех своих разделов по классам с 5-11.
Каждый год программа курса имеет свое название и содержание, соответствующее возрасту:
5 класс. Познай себя (самопознание).
6 класс. Сделай себя сам (самовоспитание).
7 класс. Научи себя учиться (самообучение).
8 класс. Утверждай себя (самоутверждение).
9 класс. Найди себя (самоопределение).
10 класс. «Управляй собой» (саморегуляция).
11 класс. «Реализуй себя» (самореализация).
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочнойдеятельности
Реализация программы в основной школе должна обеспечить следующие личностные результаты:
формирование социокультурных норм поведения в социуме;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,снижающего или исключающего воздействие негативных факторов;
умение конструктивно проявлять общественную активность, способность идтина компромиссы;
Метапредметные результаты:
способность применять полученные умения и навыки в практическойдеятельности в составе различных социокультурных групп;
знание мира профессий и предположения относительно своей будущейпрофессиональной деятельности;
умение осознанно выбирать направления и формы любительских занятий,увлечений, хобби;
способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствиядля обучающегося и других людей;
умение принимать на себя ответственность за пробы в социальномвзаимодействии, внесение в него изменений различного масштаба;
способность дискутировать по социальным вопросам и творческипреобразовывать образцы поведения;
умение организовывать свой активный и пассивный отдых, контролировать режим сна
5. Содержание программы курса внеурочной деятельности
5 класс. «Познай себя»
С пятого класса начинается систематизированное изложение понятий и проблемсамосовершенствования личности. Психолого-педагогический курс представляет дляребят как бы «психологию и педагогику для себя» и на уровне своего возрастногоразвития. Естественно, что первая его часть посвящена изучению своей собственнойпсихики, так как процесс самопознания лежит в основе любого актасамосовершенствования. Ребёнок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, чтои почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникамобзора психологических качеств личности, приводящего в некоторую систему имеющиесяу них представления о своей личности. Помогающего детям понять себя, создатьосознаваемый образ своего «Я».
В дальнейшем познание себя пронизывает все разделы курса, включая 9 класс. В рубриках программы, называемых «развивающее повторение», в каждом классе предусмотрено расширение сведений по психологии личности.
Аналогичная концентрическая структура «развивающего повторения» предусмотрена и для других разделов.
6 класс. «Сделай себя сам»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста - начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовыражения. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.
Самовоспитание - это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития.
Курс «Сделай себя сам» поможет школьникам выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, организуя себя, воспитывая в себе волю, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Особое место в книге занимают беседы о воспитании воли, трудолюбия, ответственности, создания мажорногонастроения. Даются советы, как научиться дружить и выполнять общественныепоручения, стать ответственным, организованным деловым человеком. Интересными дляподростков являются темы: «Ваш досуг», «Скажи себе: нет! (Избавление от вредных привычек)», « Как работать над собой» и «Ваш дневник».
7 класс. «Научи себя учиться»
В традиционной образовательной технологии самообразование является вторичным процессом, и только с переходом человека к самостоятельной жизни оно становится основным средством его духовного развития и обогащения. Однако именно в школе необходимо заложить те основы самостоятельного труда, которые получат дальнейшее развитие после школы.
Курс «Научи себя учиться» направлен на оказание помощи подросткам в осознании ими своего знания или незнания. На развитие умений добывания знаний, планирования, самоорганизации, работы с информацией, умений самооценки и самоконтроля, необходимых в процессе самообучения и самообразования. Этот курс очень тесно связан с предметным самообразованием. Учителя-предметники могут использовать рекомендации курса в своей работе, сочетая их с различными советами и памятками, имеющимися в предметной области.
8 класс. «Утверждай себя»
Здесь на первый план выходит рассмотрение проблемы самоутверждения подростка в различных сферах его жизнедеятельности.
Возрастной период, приходящийся на 8 класс, является переходным, критическим. Под влиянием психологических и социальных факторов приоритетное значение приобретают: утверждение своего «Я» в социальном пространстве личности в общении с окружающими людьми; потребность в признании своего «Я», своего имени, своей внутренней психологический сущности и внешних физических данных; определение своей сущности как представителя пола (половая идентификация); потребность в признании в своей группе, коллективе (в определенных социальных ролях); реализация своих прав среди людей, притязание на взрослость.
Процессы самоутверждения часто сопровождаются искаженными, негативными способами общения: обидами, оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека; насильственными психическими и физическими воздействиями на людей, особенно на тех, кто слабее или не может дать отпор посягательству. Разные формы девиантного поведения, связанные с самоутверждением, по современным данным.Проявляются у 60% подростков.
Курс «Утверждай себя» поможет правильному, положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, духовно-нравственной, гендерной, деловой, творческой, даст возможность развить у подростков защитные способности, чтобы противостоять внешним посягательствам.
9 класс. «Найди себя»
Каждый шаг. Каждое действие в плане самосовершенствования предполагает самоопределение личности. Но в 9 классе проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: обучающиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределения, но важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей, т.е. личностному самоопределению.
Одна из задач курса - создание системы целевых ориентации подростка, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы. По А.С. Макаренко, «чем богаче жизненная перспектива личности, тем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения». Педагог помогает подростку увидеть в своем окружении доступную близкую цель, которая принесет радость (например: встреча, игра, подарок).
Затем подросток ставит перед собой и перспективу средней дальности, которая заключается в стремлении к какому-то событию, отдаленному по времени, ожидание которого создает у него приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности. Такого рода перспективами для подростка могут быть: включение в работу кружка, секции, участие в походе по родному краю, поисковой, научно- исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, экспедициях. Путевка в спортивно-трудовой лагерь и др.
И наконец, в качестве дальней перспективы обучающемуся предлагается выбор профессионального направления. Ставя большую цель подготовки иприобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность, стремятся кискоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.
10 класс. «Управляй собой» (саморегуляция).
Курс учит подростка владеть собой – управлять своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями. Умение владеть собой понимается, прежде всего, как способность действовать, поступать, управлять своими эмоциями, разумом и поведением в соответствии с соображениями своего высшего самоуправляющего механизма – сознания, выбирающего оптимальный путь взаимодействия с окружающей средой.
Однако эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем» возрасте, когда возникает поведение, отклоняющееся от устанавливаемых обществом норм. Чтобы обуздать свое поведение, научиться «властвовать собой», надо знать законы саморегуляции, уметь их применять.
11 класс. «Реализуй себя» (самореализация).
Самореализация составляет сущность жизни, является важнейшей стороной человеческого счастья. Потребность в ней заложена в человеке природой, в процессе развития она проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентации и социальных установок, целей жизни. Это стремление к самореализации, еще не имеющей завершения, называют самоактуализацией. По А. Маслоу, самоактуализация означает активное переживание, постоянный духовный рост и выбор: движение вперед или отступление.
Самоактуализация – это доверие к своему Я, а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, это способность принять ответственность за свои действия и решения.
Самоактуализация – это прежде всего труд, чтобы в будущем делать хорошо то, к чему человек стремится.
Одиннадцатиклассники уже живут этим ближайшим будущим, связывая его с выбранной профессией, со статусом будущего Мужа или Жены, Отца или Матери, Человека и Гражданина. Социально важными качествами в современных условиях становятся предприимчивость, конкурентоспособность, деловитость. Обостряются требования ко всем трем сторонам социализации личности (социальной адаптации, автономизации и социальному закаливанию).
Курс «Реализуй себя» готовит юношей и девушек к важнейшим социальным ролям, в которых будет реализоваться положительная программа послешкольной жизни – ролям труженика, семьянина и гражданина.
6. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочнойдеятельности обучающихся
5 класс «Познай себя» |
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Знакомство с собой | 1 | Игровая |
2. | Образ вашего «Я» | 1 | Познавательная |
3. | Посмотримся в зеркало | 1 | Игровая |
4. | Я и окружающие | 1 | Проблемно-ценностное общение |
5. | Вы – личность | 1 | Проблемно-ценностное общение |
6. | Оценивание себя | 1 | Познавательная |
7. | Сходство и различие ваших «Я» | 1 | Познавательная |
8. | Как вы воспринимаете окружающий мир | 1 | Социальное творчество |
9. | Внимание, внимание! | 1 | Игровая |
10. | Дайте волю воображению | 1 | Познавательная |
11. | Мир эмоций | 1 | Познавательная |
12. | Настроение – «о‘кэй!» | 1 | Социальное творчество |
13. | Темперамент пятого типа | 1 | Познавательная |
14. | Характер – русский | 1 | Познавательная |
15. | Воля. Самостоятельность | 1 | Спортивно-оздоровительная |
16. | Настоящий друг? | 1 | Проблемно-ценностное общение |
17. | Основное отличие человека от обезьяны | 1 | Познавательная |
18. | Богиня Мнемозина | 1 | Познавательная |
19. | Как мы думаем | 1 | Игровая |
20. | Логика мысли | 1 | Проблемно-ценностное общение |
21. | Решение проблем | 1 | Социальные пробы |
22. | Каждому – по потребностям | 1 | Проблемно-ценностное общение |
23. | От каждого – по способностям | 1 | Познавательная |
24. | «Я» в общении | 1 | Социальные пробы |
25. | Заведите друга – дневник | 1 | Художественное творчество |
26. | Богатства вашей личности | 1 | Познавательная |
6 класс «Сделай себя сам» |
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Сам себе воспитатель | 1 | Познавательная |
2. | Снова смотримся в зеркало | 1 | Познавательная |
3. | Создание своего имиджа | 1 | Игровая |
4. | Учитесь понимать красоту человека | 1 | Художественное творчество |
5. | Как стать интересным | 1 | Социальные пробы |
6. | Как стать обаятельной девушкой | 1 | Социальные пробы |
7. | Как стать обаятельным юношей | 1 | Социальные пробы Социальные пробы |
8. | И, наконец, о любви | 1 | Проблемно-ценностное общение |
9. | Ваше здоровье в ваших руках | 1 | Познавательная |
10. | Ваши герои. Внутренняя красота человека | 1 | Познавательная |
11. | Ребенок, взрослый, родитель в вашем «Я» | 1 | Игровая |
12. | Поведение: от самооценки к поступку | 1 | Проблемно-ценностное общение |
13. | Вырабатывайте характер | 1 | Познавательная |
14. | Человек и обстоятельства | 1 | Познавательная |
15. | Поверьте в себя | 1 | Социальные пробы |
16. | Воспитание воли | 1 | Познавательная |
17. | Жизнеутверждающий мажор | 1 | Социальные пробы |
18. | Учитесь дружить | 1 | Социальные пробы |
19. | Учитесь любить труд | 1 | Трудовая деятельность |
20. | «Я» и «Мы». Ваше поручение | 1 | Проблемно-ценностное общение |
21. | Ваш дневник | 1 | Художественное творчество |
22. | Вы – деловой человек | 1 | Познавательная |
23. | Природа и вы | 1 | Проблемно-ценностное общение |
24. | Ваш досуг | 1 | Досугово-развлекательная деятельность |
25. | Скажите себе «нет!» (Перевоспитание вредных привычек) | 1 | Игровая |
26. | Как работать над собой | 1 | Познавательная |
27. | Перемены к лучшему | 1 | Познавательная |
7 класс «Научи себя учиться» |
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Что такое учение | 1 | Познавательная |
2. | Есть такая профессия – ученик | 1 | Познавательная |
3. | Воля и трудолюбие | 1 | Познавательная |
4. | Индивидуальность в учении | 1 | Проблемно- ценностное общение |
5. | Пять «САМО» в учении. Первое «САМО» | 1 | Социальные пробы |
6. | Второе «САМО» - планирование | 1 | Социальные пробы |
7. | Третье «САМО» - организация | 1 | Социальные пробы |
8. | Четвертое «САМО» – усвоение | 1 | Социальные пробы |
9. | Поиск информации | 1 | Социальные пробы |
10. | Понимание | 1 | Ценностно - смысловое общение |
11. | Тайны хорошей памяти | 1 | Игровая |
12. | Повторение – мать учения? | 1 | Познавательная |
13. | Чтение – вот лучшее учение | 1 | Ценностно - смысловое общение |
14. | От книги – к конспекту | 1 | Социальные пробы |
15. | Уча других, учимся сами | 1 | Социальные пробы |
16. | Что такое урок? | 1 | Познавательная |
17. | Как говорим, так и учимся | 1 | Познавательная |
18. | Мыслю – следовательно, существую | 1 | Ценностно - смысловое общение |
19. | Железная логика | 1 | Познавательная |
20. | Попробуй, докажи! | 1 | Игровая |
21. | Проба умственных сил | 1 | Игровая |
22. | Творчество и исследование | 1 | Художественное творчество |
23. | Пятое «САМО» - контроль | 1 | Социальные пробы |
24. | Домашняя школа | 1 | Познавательная |
25. | Экзамены, зачеты, отметки | 1 | Познавательная |
26. | Учил-учил и не выучил | 1 | Познавательная |
27. | Ваш друг – компьютер | 1 | Познавательная |
28. | План самообразования | 1 | Социальные пробы |
8 класс «Утверждай себя» |
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Инстинкт жизни | 1 | Познавательная |
2. | Механизм самоутверждения | 1 | Познавательная |
3. | Много ль человеку надо? | 1 | Познавательная |
4. | Ваше место в обществе | 1 | Ценностно-смысловое общение |
5. | Общение: необходимость и роскошь | 1 | Социальные пробы |
6. | Секреты общения | 1 | Ценностно-смысловое общение |
7. | «Здравствуйте, люди!» | 1 | Социальные пробы |
8. | Шансы стать генералом | 1 | Социальные пробы |
9. | Многоликий лидер | 1 | Социальные пробы |
10. | Голосуйте за меня! | 1 | Игровая |
11. | Правила делового общения | 1 | Познавательная |
12. | Какой Вы, однако, … | 1 | Познавательная |
13. | В коллективе, через коллектив и для коллектива | 1 | Ценностно-смысловое общение |
14. | Без конфликтов не бывает | 1 | Ценностно-смысловое общение |
15. | Воля к победе | 1 | Познавательная |
16. | Что со мною происходит? | 1 | Познавательная |
17. | Любви навстречу | 1 | Познавательная |
18. | Два полюса или два материка? | 1 | Познавательная |
19. | В мире труда и творчества | 1 | Трудовая деятельность |
20. | Как стать артистом | 1 | Трудовая деятельность |
21. | Цветок человеколюбия | 1 | Ценностно-смысловое общение |
22. | В зеркале нравственности | 1 | Ценностно-смысловое общение |
23. | Нравственная закалка | 1 | Познавательная |
24. | Программа самоутверждения | 1 | Социальные пробы |
9 класс «Найди себя» |
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Как поживаете, мои «Я»? | 1 | Проблемно-ценностное общение |
2. | На распутье | 1 | Проблемно-ценностное общение |
3. | Дорога труда | 1 | Познавательная |
4. | Мир профессий | 1 | Познавательная |
5. | Ее величество «Экономика» | 1 | Познавательная |
6. | Я – хочу | 1 | Социальные пробы |
7. | Я – могу | 1 | Социальные пробы |
8. | Я – надо | 1 | Познавательная |
9. | Ваш выбор: могу + хочу + надо | 1 | Ценностно-смысловое общение |
10. | Защита рефератов «Я и моя профессия» | 1 | Социальные пробы |
11. | Дорога взросления | 1 | Познавательная |
12. | Святая святых – родительский дом | 1 | Ценностно-смысловое общение |
13. | Ожидание любви | 1 | Познавательная |
14. | Сексуальные проблемы | 1 | Проблемно-ценностное общение |
15. | Союз личности и коллектива | 1 | Проблемно-ценностное общение |
16. | Круг общения | 1 | Ценностно-смысловое общение |
17. | Гражданином быть обязан | 1 | Ценностно-смысловое общение |
18. | Духовное самоопределение (научное мировоззрение) | 1 | Познавательная |
19. | Духовное самоопределение (религиозное мировоззрение) | 1 | Познавательная |
20. | Человек и судьба. Жизненные планы | 1 | Социальные пробы |
21. | В добрый путь! | 1 | Социальные пробы |
10 класс «Управляй собой» |
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Вперед, оглядываясь назад | 1 | Проблемно-ценностное общение |
2. | Еще раз об индивиде, личности и душе | 1 | Познавательная |
3. | Ваша модель из 1800 деталей | 1 | Игровая |
4. | Семья ваших «Я» | 1 | Ценностно-смысловое общение |
5. | Самоуправляющаяся и саморегулирующаяся | 1 | Познавательная |
6. | Умейте властвовать собой | 1 | Социальные пробы |
7. | Психологический автопилот | 1 | |
8. | Укрощение «строптивых» эмоций | 1 | Социальные пробы |
9. | Берегите нервы | 1 | Спортивно-оздововительная |
10. | Хозяин своего поведения | 1 | Проблемно-ценностное общение |
11. | Мысли управляют мыслями | 1 | Познавательна |
12. | Нравственная саморегуляция | 1 | Ценностно-смысловое общение |
13. | Самоуправление в конфликте | 1 | Социальные пробы |
14. | Защита от манипуляций | 1 | Проблемно-ценностное общение |
15. | Надо ли подавлять эмоции? | 1 | Познавательная |
16. | Релаксация | 1 | Познавательная |
17. | Саморегуляция в любви | 1 | Ценностно-смысловое общение |
18. | Ищите помощь себе извне | 1 | Познавательная |
19. | Спасательный круг юмора | 1 | Познавательная |
20. | Энергетическая саморегуляция | 1 | Познавательная |
21. | Аутогенная тренировка | 1 | Игровая |
22. | Медитация | 1 | Игровая |
23. | Саморегуляция в христианстве | 1 | Познавательная |
24. | Гармония физического и психического | 1 | Проблемно-ценностное общение |
25. | Путь к космическому сознанию | 1 | Познавательная |
26. | Живая Этика | 1 | Ценностно-смысловое общение |
11 класс «Реализуй себя» |
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Осуществить себя | 1 | Познавательная |
2. | Вечные вопросы жизни | 1 | Проблемно-ценностное общение |
3. | Счастье | 1 | Познавательная |
4. | Каждый сам кузнец | 1 | Ценностно-смысловое общение |
5. | У начал семьи | 1 | Ценностно-смысловое общение |
6. | Законы сохранения | 1 | Социальные пробы |
7. | Будущим родителям о будущих детях | 1 | Проблемно-ценностное общение |
8. | От самоопределения к самореализации | 1 | Социальные пробы |
9. | Карьера | 1 | Ценностно-смысловое общение |
10. | Подготовка к рынку | 1 | Познавательная |
11. | Бизнес | 1 | Познавательная |
12. | Рынок труда | 1 | Познавательная |
13. | Мотивация достижения | 1 | Познавательная |
14. | Тренинг мотивации достижения | 1 | Познавательная |
15. | Свобода и ответственность | 1 | Ценностно-смысловое общение |
16. | Среди законов | 1 | Ценностно-смысловое общение |
17. | Священный долг | 1 | Ценностно-смысловое общение |
18. | Культурный досуг | 1 | Досуго-развлекательная |
19. | Вера и суеверия | 1 | Познавательная |
20. | Жизнь без розовых очков | 1 | Социальные пробы |
21. | Ваше здоровье, господа! | 1 | Спортивно-оздоровительная |
22. | К своей социальной зрелости | 1 | Социальные пробы |
23. | Эскиз будущей жизни | 1 | Социальные пробы |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Учебные пособия
Учебные пособия по курсу с 5 по 11 класс.
Экранно-звуковые пособия
DVD-диски, видеофильмы.
Цифровые ресурсы
Интернет-сайты, мультимедийные фильмы, презентации.
Компьютер, электронная доска, магнитная доска, проектор
8. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе реализации программы у обучающихся формируются познавательные,личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся ксаморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Формирование способности личности к целеполаганию и построениюжизненных планов во временной перспективе;
Развитие регуляции учебной деятельности;
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
2. Познавательные УУД:
Умение видеть проблему;
Умение ставить вопросы;
Умение выдвигать гипотезы;
Умение структурировать тексты;
Умение работать с метафорами;
Умение давать определение понятиям;
Умение наблюдать;
Умение делать выводы и умозаключения;
Умение классифицировать;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результатесовместной работы с обучающимися.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Коммуникативные УУД:
формировать положительное отношение друг к другу и умение общаться так,чтобы общение приносило радость;
развивать навыки взаимодействия в группе;
развивать вербальные и невербальные навыки общения;
развивать навыки восприятия и понимания различных людей;
развивать навыки самопознания;
преодолевать эгоцентризм;
умение познавать себя через восприятие другого;
формирование положительной самооценки;
формирование эмпатического отношений к другим людям;
формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
определять особенности поведения в конфликтной ситуации;
отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов.
В результате освоения программы
Обучающие будут знать:
основные права и обязанности гражданина, ориентироваться в правовомпространстве государственно-общественных отношений;
историю родного края;
достижения и культурное наследие Росси;
об институтахгражданского общества, о государственном устройстве исоциальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах историистраны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерахисполнения гражданского и патриотического долга;
о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
ценности России, своего народа, своего края,
отечественное культурно-историческое наследие,
Обучающиеся будут уметь:
соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамикуи адекватность выполняемых ролей;
уметь решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
поддерживать разнообразные виды отношений в основных сферахжизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения);
участвовать в изменении школьной среды и доступных сферах жизни общества;
развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных,так и основанных на требованиях коллектива;
владеть приемами и методами самовоспитания: самокритикой, самовнушением,самообязательством, эмпатией.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций: