СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа сетевого взаимодействия "Психология личности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение сетевых занятий по "Психологии личности" расширит знания обучающихся по психологии. Будет способствовать эмоциональному благополучию, психологическому и физическому здоровью, успешному развитию  ребенка среднего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа сетевого взаимодействия "Психология личности"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Новохоперская средняя общеобразовательная школа № 91»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

с МКОУ «Центральская СОШ»


«Психология личности»

для обучающихся с 5-9 класс



на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: педагог-психолог Волина Ю.В.





















1.Пояснительная записка


Проведение сетевых занятий по «Психологии личности» планируется преимущественно в сенсорной комнате. Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

- привить психологические знания и навыки;

- обучение на основе сенсорной стимуляции;

- психотерапия.

    В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- улучшению эмоционального состояния;

- снижению беспокойства и агрессивности;

- снятию нервного возбуждения и тревожности;

- нормализации сна;

- активизации мозговой деятельности;

- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

   Сенсорные комнаты используются в работе с детьми и подростками. Отсутствие опасных предметов, дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В  условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В  ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

   Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, в том числе образовательных, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

   Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).

Цель проводимой работы:

Расширение знаний по психологии. Обеспечение эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья, успешного развития ребенка среднего школьного возраста.

Задачи:

  1. Создавать комфортные условия для пребывания ребенка в образовательном учреждении.

  2. Формировать у ребенка эмоциональную децентрацию, т.е. способность ребенка-школьника воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.

  3. Расширить кругозор. Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушения поведения, социально-психологической дезадаптации к условиям образовательной среды и других проблем психогенного характера.

  4. Развивать умения укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

  5. Создавать возможности для самовыражения, формирование у ребенка умений и навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимикой.

  6. Прививать психологические знания.

  7. Развивать желание ребенка к самопознанию.



2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ


Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.

      Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Что дает возможность тренировать познавательные процессы в условиях сенсорной комнаты.

       Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортноВ сенсорной комнате, возможно, создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции и будет лучше запоминать информацию. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимального результата за минимальное время.


3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПЛАНЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ курс «Психология личности» входит в психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из МКОУ «Центральская СОШ». Срок реализации программы 1 год. Программа «Психология личности» рассчитана на 18 часов в год, по 2 часа в месяц.

Самопознание помогает ребенку узнать себя, понять свои чувства и реакции, получать знания по психологии.

Межпредметные связи занятия тесно связаны с обществознанием, ИЗО, математикой, миром природы и человека, русским языком, чтением.


4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения рабочей программы относятся:

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение социально-психологическими знаниями и умениями, используемыми в повседневной жизни;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты освоения программы включают освоение обучающимся знаний и умений, специфичных для данного психологического курса.


  • профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера у ребенка с негативными особенностями поведения, находящегося в «группе риска»

  • коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.

  • развитие познавательных процессов, творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усиления конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

Данная программа дает возможность ребенку  развиваться, преодолевать сложности в общении, создает чувство принадлежности  к группе, положительный эмоционального фон, ребенок овладевает определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, учится распознавать чувства других людей, расширяет представления об окружающем мире. Анализирует причины межличностных конфликтов и способы самостоятельно их регулировать, снижает уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучшает работоспособность.


Основные направления работы педагога - психолога

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях:

  • диагностическое;

  • коррекционное;

  • аналитическое;

  • консультативно-просветительское  и профилактическое направление;

  • организационно-методическое.


Диагностическое направление.

Педагог-психолог проводит диагностику обучающихся в начале курса с целью определения индивидуальных психологических особенностей, имеющихся проблем. По результатам диагностического обследования психолог определяет подходящие для обучающихся упражнения.

Коррекционно - развивающее направление.

Коррекционное направление работы представляет собой систему коррекционного воздействия на формирование психологически здоровой личности ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от степени выраженности проблем обучающихся определяется направленность коррекционной работы.

Основной формой организации психологической работы являются групповые занятия. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Темы групповых занятий, а также учет посещаемости отражаются в журнале.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

1. Совершенствование коммуникативных навыков:

• Расширение кругозора;

• Развитие навыков саморегуляции поведения, умения общаться в группе;

• Развитие умения высказывать свое мнение;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

• Развитие зрительного восприятия;

• Развитие памяти и внимания;

• Формирование обобщенных представлений о психологии личности;

• Развитие представлений о нравственности и морали;

• Развитие представлений о взаимоотношениях;

• Развитие умения размышлять;

• Развитие речи.

3. Развитие основных мыслительных операций:

• Навыков соотнесенного анализа;

• Навыков группировки;

• Умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

• Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

• Развитие наглядно-образного мышления;

• Развитие словесно-логического мышления.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Исходя из потребностей обучающихся, выделяются приоритетные направления работы психолога.

Особенностью проведения профилактической работы и психологических занятий является использование педагогом-психологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка, предоставление обучающимся психологической помощи.

Консультативное направление.

Это направление предполагает оказание психологической помощи обучающимся, педагогам и родителям обучающихся в интересующих вопросах, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Педагогом-психологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями обучающихся, состоянием их соматического и психического здоровья.

Аналитическое направление.

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса психологического воздействия на развитие обучающихся и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления в деятельности педагога-психолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем обучающихся.


Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности психолога включает подготовку к занятиям, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.

Таким образом, в своей работе педагог- психолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях сетевого взаимодействия специалистов.


6. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема


Кол-во часов

Цель

Дата

1

Вводное занятие.

2

Ознакомление с работой в сенсорной комнате, преодоление барьеров общения, снятие психоэмоционального напряжения.

ноябрь

1.1

Подготовка презентаций по «Психологии личности»


1

Раскрытие важнейших вопросов в области психологии личности


22.11.22

1.2

Психологическое занятие «Знакомство с психологией и волшебной сенсорной комнатой» и диагностика различных сторон своей личности.

1

Открытие новой области знания. Возможность ощутить сенсорное воздействие от приборов находящихся в сенсорной комнате. Самопознание с помощью диагностики.

29.11.22

2

«Познавая себя и других».

2

Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения

декабрь

2.1

Создание видео ролика «Доброе тепло»

1

Ролик будет направлен на формирование у обучающихся таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

6.12.22

2.2

Психологическое занятие- Коммуникация в жизни человека «Помощь друзей»

1

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи;

Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;

Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме. Развитие нравственных представлений. Приобретение знаний о коммуникации.

13.12.22

3

«Психологический баланс личности»

2

Развитие положительного эмоционального фона, расширение психологических знаний.


январь

3.1

Подготовка буклетов для обучающихся, педагогов и родителей «Я в мире, мир во мне»

1

Повышение социальной адаптации обучающегося из «группы риска», укрепление понимания между подростками и их родителями.


17.01.23

3.2

«Учись управлять собой»

1

Обучение элементам аутотренинга, самостоятельному расслаблению организма, повышение психологической устойчивости.

24.01.23

4

«Положительные стороны личности»

2

Обучение определению положительных и отрицательных черт характера, передачи настроения другим.

февраль

4.1

Подготовка флаеров «Мой мир»

1

Получение знаний о подростковом возрасте. Помочь ребенку научиться бережно и внимательно относиться к себе и принимать себя.

7.02.23

4.2

Психологическое занятие «Мое настроение»

1

Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.

14.02.23

5

«Саморазвитие»

2

Развитие положительной самооценки, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка.

март

5.1

Создание флаера «Я один такой на свете»

1

Развитие умения находить положительные стороны в себе.

7.03.23

5.2

Психологическое занятие «Я как личность» (говорим о способностях, характере и темпераменте)

1

Открытие новых знаний о способностях, характере и темпераменте.

Создание благоприятных условий для снятия тревожности, доверительных отношений для самораскрытия, установление контакта, формирование положительной мотивации в обучении, развитие коммуникативных навыков.


14.03.23

6

«Побеждаем все тревоги и страхи»

2

Знакомство с методами быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, регулирование процесса дыхания.

апрель

6.1

Подготовка психологических упражнений и программы тренинга.

1

Разработка психологического тренинга направленного на формирование у обучающихся позитивных психологических навыков.


4.04.23

6.2

 Тренинг «Личное пространство и гармония»

1

Знакомство с влиянием эмоций на поведение человека. Осознание смысла эмоций и их ценности. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

11.04.23

7

«Мои потребности и мои желания»

2

Знакомство со структурой человеческих потребностей. Пирамида Маслоу. Основные отличия между потребностями и желаниями.

май

7.1

Подготовка флаеров: «Моя дружная семья», «Как нужно общаться?», «Мои потребности и мои желания»

1

Привлечь внимание обучающихся к роли семьи в жизни человека, к взаимопониманию между членами семьи, к правилам общения со взрослыми.

Развитие умения правильного общения, укрепление психологического здоровья.

02.05.23

7.2

Психологическое занятие - «Взаимоотношения и характер », диагностика.

Рефлексия по курсу «Психология личности»

1

Введение понятия «характер». Положительные и отрицательные стороны характера.

Подведение итога, прощание с сенсорной комнатой.

16.05.23


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Сенсорная комната в МОУ «Новохоперская СОШ № 91» - это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием. Комната используется в «светлом» и «темном» вариантах.


Темная сенсорная комната


Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.


Пуфик – кресло с гранулами (Сплодж) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обняв его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.


Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой".


Прибор динамической заливки света – прибор (типа проектора), который создает на противоположной стороне световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создает поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии.


Ноутбук позволяет прослушивать разные мелодии, медитации, сказки; позволяет увидеть презентации, видео ролики, викторины и др.

Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный  дождь» - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки» Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с гребнем - гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Расположен у входа как световую штора. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения. Этот элемент, является отличным дополнением к сенсорной комнате. Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптические волокна, закрепленные на стене, образуют светящийся шатер, зайдя в который, Вы ощутите приятное умиротворение. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.

Ковер “Звездное небо” (потолочный) - оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. При помощи фибероптического волокна с использованием программного блока возможно создание не только "мерцающего неба", но и последовательное или хаотичное высвечивание созвездий, эффекта северного сияния, падающей кометы и т.п., поможет Вам погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной.


Световой стол для рисования песком «Радуга» предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии.


Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.


Сухой бассейн – это бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Можно использовать для релаксации, и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору. В бассейне можно перемещаться или менять позу не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоциональны окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться на спину и расслабиться.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009 – 583 с.

  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 420 с.

  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие.—М.: Издательский центр «Академия»,2002.

3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. —М.: Владос,2001.

4. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой., – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

5. Психолого- педагогические программы сопровождения ФГОС ООО/ под общ. Ред. Щеголенковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО, 2012.- 364 с.

6. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

7. Справочник психолога средней школы. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Изд. - Ростов н,Д: Феникс, 2011.- 442 с.

8. Психология. Разработки занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р. М.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2006.- 112с.

9. Овчарова Р. В. Практическая психология. - М.: ТЦ « Сфера», 1996.- 240 с.-






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!