Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа № 91»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
с МКОУ «Центральская СОШ»
«Психология личности»
для обучающихся с 5-9 класс
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: педагог-психолог Волина Ю.В.
1.Пояснительная записка
Проведение сетевых занятий по «Психологии личности» планируется преимущественно в сенсорной комнате. Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:
- привить психологические знания и навыки;
- обучение на основе сенсорной стимуляции;
- психотерапия.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Сенсорные комнаты используются в работе с детьми и подростками. Отсутствие опасных предметов, дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.
Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, в том числе образовательных, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.
Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).
Цель проводимой работы:
Расширение знаний по психологии. Обеспечение эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья, успешного развития ребенка среднего школьного возраста.
Задачи:
Создавать комфортные условия для пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Формировать у ребенка эмоциональную децентрацию, т.е. способность ребенка-школьника воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.
Расширить кругозор. Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушения поведения, социально-психологической дезадаптации к условиям образовательной среды и других проблем психогенного характера.
Развивать умения укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.
Создавать возможности для самовыражения, формирование у ребенка умений и навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимикой.
Прививать психологические знания.
Развивать желание ребенка к самопознанию.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.
Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Что дает возможность тренировать познавательные процессы в условиях сенсорной комнаты.
Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно. В сенсорной комнате, возможно, создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции и будет лучше запоминать информацию. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимального результата за минимальное время.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПЛАНЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ курс «Психология личности» входит в психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из МКОУ «Центральская СОШ». Срок реализации программы 1 год. Программа «Психология личности» рассчитана на 18 часов в год, по 2 часа в месяц.
Самопознание помогает ребенку узнать себя, понять свои чувства и реакции, получать знания по психологии.
Межпредметные связи занятия тесно связаны с обществознанием, ИЗО, математикой, миром природы и человека, русским языком, чтением.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения рабочей программы относятся:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение социально-психологическими знаниями и умениями, используемыми в повседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты освоения программы включают освоение обучающимся знаний и умений, специфичных для данного психологического курса.
профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера у ребенка с негативными особенностями поведения, находящегося в «группе риска»
коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
развитие познавательных процессов, творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усиления конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
Данная программа дает возможность ребенку развиваться, преодолевать сложности в общении, создает чувство принадлежности к группе, положительный эмоционального фон, ребенок овладевает определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, учится распознавать чувства других людей, расширяет представления об окружающем мире. Анализирует причины межличностных конфликтов и способы самостоятельно их регулировать, снижает уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучшает работоспособность.
Основные направления работы педагога - психолога
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях:
диагностическое;
коррекционное;
аналитическое;
консультативно-просветительское и профилактическое направление;
организационно-методическое.
Диагностическое направление.
Педагог-психолог проводит диагностику обучающихся в начале курса с целью определения индивидуальных психологических особенностей, имеющихся проблем. По результатам диагностического обследования психолог определяет подходящие для обучающихся упражнения.
Коррекционно - развивающее направление.
Коррекционное направление работы представляет собой систему коррекционного воздействия на формирование психологически здоровой личности ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от степени выраженности проблем обучающихся определяется направленность коррекционной работы.
Основной формой организации психологической работы являются групповые занятия. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Темы групповых занятий, а также учет посещаемости отражаются в журнале.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
1. Совершенствование коммуникативных навыков:
• Расширение кругозора;
• Развитие навыков саморегуляции поведения, умения общаться в группе;
• Развитие умения высказывать свое мнение;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• Развитие зрительного восприятия;
• Развитие памяти и внимания;
• Формирование обобщенных представлений о психологии личности;
• Развитие представлений о нравственности и морали;
• Развитие представлений о взаимоотношениях;
• Развитие умения размышлять;
• Развитие речи.
3. Развитие основных мыслительных операций:
• Навыков соотнесенного анализа;
• Навыков группировки;
• Умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
• Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Развитие словесно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Исходя из потребностей обучающихся, выделяются приоритетные направления работы психолога.
Особенностью проведения профилактической работы и психологических занятий является использование педагогом-психологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка, предоставление обучающимся психологической помощи.
Консультативное направление.
Это направление предполагает оказание психологической помощи обучающимся, педагогам и родителям обучающихся в интересующих вопросах, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Педагогом-психологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями обучающихся, состоянием их соматического и психического здоровья.
Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса психологического воздействия на развитие обучающихся и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Необходимость этого направления в деятельности педагога-психолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем обучающихся.
Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности психолога включает подготовку к занятиям, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.
Таким образом, в своей работе педагог- психолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях сетевого взаимодействия специалистов.
6. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Цель | Дата |
1 | Вводное занятие. | 2 | Ознакомление с работой в сенсорной комнате, преодоление барьеров общения, снятие психоэмоционального напряжения. | ноябрь |
1.1 | Подготовка презентаций по «Психологии личности» | 1 | Раскрытие важнейших вопросов в области психологии личности | 22.11.22 |
1.2 | Психологическое занятие «Знакомство с психологией и волшебной сенсорной комнатой» и диагностика различных сторон своей личности. | 1 | Открытие новой области знания. Возможность ощутить сенсорное воздействие от приборов находящихся в сенсорной комнате. Самопознание с помощью диагностики. | 29.11.22 |
2 | «Познавая себя и других». | 2 | Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения | декабрь |
2.1 | Создание видео ролика «Доброе тепло» | 1 | Ролик будет направлен на формирование у обучающихся таких нравственных понятий как доброта, вежливость. | 6.12.22 |
2.2 | Психологическое занятие- Коммуникация в жизни человека «Помощь друзей» | 1 | Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи; Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме. Развитие нравственных представлений. Приобретение знаний о коммуникации. | 13.12.22 |
3 | «Психологический баланс личности» | 2 | Развитие положительного эмоционального фона, расширение психологических знаний. | январь |
3.1 | Подготовка буклетов для обучающихся, педагогов и родителей «Я в мире, мир во мне» | 1 | Повышение социальной адаптации обучающегося из «группы риска», укрепление понимания между подростками и их родителями. | 17.01.23 |
3.2 | «Учись управлять собой» | 1 | Обучение элементам аутотренинга, самостоятельному расслаблению организма, повышение психологической устойчивости. | 24.01.23 |
4 | «Положительные стороны личности» | 2 | Обучение определению положительных и отрицательных черт характера, передачи настроения другим. | февраль |
4.1 | Подготовка флаеров «Мой мир» | 1 | Получение знаний о подростковом возрасте. Помочь ребенку научиться бережно и внимательно относиться к себе и принимать себя. | 7.02.23 |
4.2 | Психологическое занятие «Мое настроение» | 1 | Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. | 14.02.23 |
5 | «Саморазвитие» | 2 | Развитие положительной самооценки, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка. | март |
5.1 | Создание флаера «Я один такой на свете» | 1 | Развитие умения находить положительные стороны в себе. | 7.03.23 |
5.2 | Психологическое занятие «Я как личность» (говорим о способностях, характере и темпераменте) | 1 | Открытие новых знаний о способностях, характере и темпераменте. Создание благоприятных условий для снятия тревожности, доверительных отношений для самораскрытия, установление контакта, формирование положительной мотивации в обучении, развитие коммуникативных навыков. | 14.03.23 |
6 | «Побеждаем все тревоги и страхи» | 2 | Знакомство с методами быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, регулирование процесса дыхания. | апрель |
6.1 | Подготовка психологических упражнений и программы тренинга. | 1 | Разработка психологического тренинга направленного на формирование у обучающихся позитивных психологических навыков. | 4.04.23 |
6.2 | Тренинг «Личное пространство и гармония» | 1 | Знакомство с влиянием эмоций на поведение человека. Осознание смысла эмоций и их ценности. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства. | 11.04.23 |
7 | «Мои потребности и мои желания» | 2 | Знакомство со структурой человеческих потребностей. Пирамида Маслоу. Основные отличия между потребностями и желаниями. | май |
7.1 | Подготовка флаеров: «Моя дружная семья», «Как нужно общаться?», «Мои потребности и мои желания» | 1 | Привлечь внимание обучающихся к роли семьи в жизни человека, к взаимопониманию между членами семьи, к правилам общения со взрослыми. Развитие умения правильного общения, укрепление психологического здоровья. | 02.05.23 |
7.2 | Психологическое занятие - «Взаимоотношения и характер », диагностика. Рефлексия по курсу «Психология личности» | 1 | Введение понятия «характер». Положительные и отрицательные стороны характера. Подведение итога, прощание с сенсорной комнатой. | 16.05.23 |
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Сенсорная комната в МОУ «Новохоперская СОШ № 91» - это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием. Комната используется в «светлом» и «темном» вариантах.
Темная сенсорная комната
Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Пуфик – кресло с гранулами (Сплодж) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обняв его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой".
Прибор динамической заливки света – прибор (типа проектора), который создает на противоположной стороне световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создает поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии.
Ноутбук позволяет прослушивать разные мелодии, медитации, сказки; позволяет увидеть презентации, видео ролики, викторины и др.
Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки» Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с гребнем - гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Расположен у входа как световую штора. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения. Этот элемент, является отличным дополнением к сенсорной комнате. Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптические волокна, закрепленные на стене, образуют светящийся шатер, зайдя в который, Вы ощутите приятное умиротворение. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.
Ковер “Звездное небо” (потолочный) - оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. При помощи фибероптического волокна с использованием программного блока возможно создание не только "мерцающего неба", но и последовательное или хаотичное высвечивание созвездий, эффекта северного сияния, падающей кометы и т.п., поможет Вам погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной.
Световой стол для рисования песком «Радуга» предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии.
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Сухой бассейн – это бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Можно использовать для релаксации, и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору. В бассейне можно перемещаться или менять позу не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоциональны окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться на спину и расслабиться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009 – 583 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 420 с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие.—М.: Издательский центр «Академия»,2002.
3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. —М.: Владос,2001.
4. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой., – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
5. Психолого- педагогические программы сопровождения ФГОС ООО/ под общ. Ред. Щеголенковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО, 2012.- 364 с.
6. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
7. Справочник психолога средней школы. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Изд. - Ростов н,Д: Феникс, 2011.- 442 с.
8. Психология. Разработки занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р. М.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2006.- 112с.
9. Овчарова Р. В. Практическая психология. - М.: ТЦ « Сфера», 1996.- 240 с.-