Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МОАУ СОШ № 15
Протокол № 2 от «22» декабря 2016 г. ____________ В.В. Неценстрик
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
«Школа здоровья – школа олимпийского движения»
2016 г.
Название программы
«Школа здоровья – школа олимпийского движения»
Авторы-разработчики: Коробкова С.Н., учитель физической культуры.
Обоснование актуальности, цели и задачи
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
Советская школа имела отлаженную систему массового привлечения детей и молодежи к массовым занятиям физкультурой и спортом. Эта система была разрушена в 90-е годы XX века, осталась лишь идея спорта «высоких достижений», важная, но не единственная её составляющая. Часто ребенок, не показывающий результаты, вынужден был оставлять занятия спортом, не выдерживая конкуренции. Для огромного числа детей и молодежи спорт стал недоступен. Поэтому задача возрождения массового привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом в новых реалиях является одной из насущных проблем общества и школы.
Наша школа среди других ставит задачу создания в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий для здоровьесозидающей деятельности.
Эта задача актуальна в связи с разработкой и внедрением образовательных стандартов нового поколения.
Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию, как Олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего существования. Пьер де Кубертен изначально ставил идею Олимпизма, которая заключала в себе принцип всестороннего развития личности, гармонии духовных и физических способностей человека, на службу школьному воспитанию.
В настоящее время актуальными становятся вопросы внедрения олимпийской и параолимпийской тематики в учебный процесс, создания инновационной системы физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающей организацию олимпийского образования.
Решение этой задачи предполагает внесение изменений в содержание образовательной программы школы, разработку и апробацию инновационных педагогических и управленческих технологий, схем интегративного взаимодействия существующих структур школы, сетевого взаимодействия ОУ с образовательными и другими организациями области и города.
Цель и задачи программы
Цель программы: построение в школе здоровьесозидающей образовательной среды, создание инновационной системы физкультурно-спортивного образования и воспитания в школе через реализацию организационной модели «Школьных олимпийских игр».
Задачи программы:
Способствовать развитию олимпийского образования в общеобразовательном учреждении, усилению пропаганды идеалов и принципов Олимпизма, гуманистического потенциала спорта.
Формировать у детей и подростков потребность в систематических занятиях спортом, повысить массовость занятий физической культурой среди школьников.
Способствовать повышению двигательной активности и укреплению здоровья школьников, формировать их физическую культуру, как элемент здорового образа жизни.
Создавать условия для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
Развивать творческий потенциал детей и подростков, совершенствовать духовные (интеллектуальные, нравственные, эстетические) качества подрастающего поколения.
Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа
Проблема малого охвата занятиями физкультурой и спортом обучающихся и недостаточной двигательной активности.
Проблема низкого уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.
Проблема наличия большого числа детей и подростков, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями.
Проблема неравного доступа к занятиям физкультурой и спортом здоровых и ослабленных детей.
Проблема наличия значительного числа обучающихся, педагогов, родителей, имеющих вредные привычки.
Проблема низкого уровня просвещенности населения об олимпийском движении, отсутствие олимпийского образования.
Проблема низкой мотивации обучающихся к активной деятельности на уроках физической культуры, достижению положительных результатов.
Проблема отсутствия индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры.
Проблема несформированности системы целенаправленной работы со спортивно одаренными детьми.
Проблема ресурсного обеспечения здоровьесозидающей деятельности, работы по олимпийскому образованию и просвещению и пропаганде здорового образа жизни.
Модель будущего инновационного продукта как результата реализации программы
Как инновационный продукт в результате реализации программы в школе будет создана система здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного образования и воспитания, которая будет включать:
Организационную модель проведения уроков физической культуры, подготовки и проведения «Школьных олимпийских игр».
Модель организации здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности школы (во время учебного процесса, при организации перемен, во внеклассной внеурочной деятельности).
Модель организации олимпийского образования и просвещения в школе.
Модель организации методической деятельности педагогического коллектива по освоению здоровьесозидающих и здоровьесберегающих технологий.
Программы мониторинга состояния здоровья обучающихся и сотрудников, программы мониторинга физической и двигательной активности, участия в спортивных соревнованиях.
Модель управленческой деятельности администрации по реализации инновационной образовательной программы. Локальные акты ОУ, методические материалы, сценарии праздников и мероприятий и другие материалы.
Планируемые изменения в образовательном процессе
В целях и содержании образования
Одной из целей образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом, олимпийского образования и просвещения.
В содержании учебных программ будут отражены вопросы олимпийской и параолимпийской тематики, будет разработана система здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая в том числе организацию олимпийского образования.
В методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса
Программой предусматривается освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий, приобретение и использование современных средств для построения здоровьесозидающей среды, информационных ресурсов и технологий нового поколения, разработка методик работы с обучающимися подготовительной и специальной групп здоровья на уроках физической культуры, методик мониторинга здоровьесозидающей деятельности и состояния здоровья обучающихся, эффективности вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества его условий, процессов и результатов.
В формах и способах организации обучения и воспитания
Планируется введение новых форм организации уроков физической культуры через объединение для урока двух классов в параллели и распределение обучающихся между двумя учителями с учетом уровня подготовленности и медицинской группы. При такой организации учебного процесса у учителя появляется возможность построить занятия более эффективно, а у обучающихся – возможность выполнить предложенные задания и получить результат, что, в свою очередь будет мотивировать их к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом. В результате такой организации занятий возможно выравнивание результатов в данных подгруппах.
Через всю урочную деятельность будет проходить идея школьного олимпийского движения и проведения Олимпийских игр школы по видам спорта для обучающихся основной группы и для групп поддержки.
Программой предусматривается разработка системы здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности во время остальных уроков.
Будут разработаны формы организации здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности во время перемен.
Отделение дополнительного образования, включающее Спортивный клуб, будет предлагать варианты для выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающимися во второй половине дня в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Гибкость структуры образовательного процесса основного и дополнительного образования позволит учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по выбранной образовательной траектории.
В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации жизнедеятельности коллективов обучающихся, как школьное олимпийское движение, спортивное самоуправление, волонтерство, социальное проектирование. Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, организацией встреч с выдающимися спортсменами, подготовкой массовых спортивных праздников.
В деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов и обучающихся и их родителей
Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей проведения Олимпийских игр школы. Их деятельность будет формировать основу для осмысленного здоровьесбережения и здоровьесозидания, для олимпийского образования и просвещения. Будут заложены традиции общешкольных праздников Открытия и Закрытия школьной олимпиады, совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, выпускников, родителей.
Реализация программы предполагает организацию направленного на решение ее задач интегративного взаимодействия всех элементов образовательной системы школы: образовательной среды, содержания образования, образовательного процесса и его субъектов.
Исходя из вышеизложенного, изменения в результате реализации инновационной образовательной программы по масштабности будут являться системными, охватывающими все образовательное учреждение и распространяющимися за его пределы.
Сроки реализации (продолжительность, начало и окончание) и основное содержание программы
№ | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (январь 2016 г. - июнь 2020 г.) |
1. | Проведение анализа состояния здоровьесберегающей и здоровьесозидающей системы школы, нормативных документов, действующей образовательной программы, Программы развития, иных локальных актов школы. | администрация образовательного учреждения |
2. | Оценка уровня материального обеспечение образовательного учреждения для реализации программы. | администрация образовательного учреждения |
3. | Заседания методических объединений по вопросу обновления учебных программ, реализуемых образовательным учреждением, и определения компонентов программ, подлежащих изменению. | руководители МО |
4. | Обсуждение программы «Школа здоровья – школа олимпийского движения». | педсовет ОУ |
5. | Создание Малого Олимпийского комитета, выбор президента МОК. | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры |
6. | Создание школьного спортивного клуба «Планета - Спорт». | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры |
7. | Разработка и утверждение Положений: - школьного спортивного клуба; - спортивного праздника «Малые Олимпийские игры», - конкурса эмблем «Малые Олимпийские игры», - конкурса школьных презентаций «Олимпийская летопись России». | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры |
9. | Организация Доски почета «Гордость школы» для обучающихся, успешно сочетающих спорт, учебу и общественную активность. | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры |
10. | PR – кампания (оформление информационных стендов «Олимпийские знания» в образовательных учреждениях). | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры |
Основной этап (июнь 2016 г. - май 2020 г.) |
1. | Планирование и организация работы через годовой план. | администрация образовательного учреждения |
2. | Открытие Школьных олимпийских игр. | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры, руководитель спортивного клуба |
3. | Школьный конкурс эмблем «Малых Олимпийских Игр». | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры, руководитель спортивного клуба, совет физической культуры школы |
4. | PR – кампания «Малых Олимпийских Игр» с использованием утвержденных логотипа и слогана. | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры, руководитель спортивного клуба, совет физической культуры школы |
5. | Школьный конкурс презентаций «Олимпийская летопись России». | администрация образовательного учреждения, учителя физической культуры, руководитель спортивного клуба |
6. | Публикация материалов программы на школьном сайте и в муниципальной прессе. | администрация образовательного учреждения педагогический коллектив |
7. | Проведение семинара «Инновационные технологии для организации здоровьесозидающей деятельности школы» с серией олимпийских уроков (предметные уроки, уроки физической культуры, классные часы и т.д.). | руководители МО, педагогический коллектив |
8. | Проведение мастер-классов учителями по проблеме «Организация олимпийского образования и просвещения». | педагогический коллектив |
9. | Проведение круглого стола администрации, педагогов школы, ученического и родительского комитетов по проблеме «Удовлетворенность участниками образовательного процесса проводимыми инновационными изменениями в образовательном учреждении» | администрация образовательного учреждения |
10. | Проведение ученической научно-практической конференции «Школа – территория спорта и здоровья». | администрация образовательного учреждения педагогический и ученический коллективы |
Заключительный этап (июнь 2020 г.) |
1. | Анализ результатов реализации программы «Школа здоровья – школа олимпийского движения». | администрация образовательного учреждения педагогический коллектив |
2. | Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры». | администрация образовательного учреждения педагогический коллектив |
3. | Обобщение и подготовка к диссеминации полученного опыта. | администрация образовательного учреждения педагогический коллектив |
Ресурсное обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Цена, руб | Кол-во | Стоимость, руб. |
Оборудование для организации соревнований на школьном стадионе |
| Ноутбук | 25000 | 1 | 25000 |
| Короб уличный для провода | 16800 | 1 | 16800 |
| Уличный удлинитель 380V | 3500 | 2 | 7000 |
Оборудование для телевещания с целью организации олимпийского образования и просвещения |
1 | Компьютер с ПО и пишущим DVD для создания видеороликов | | 1 | 50000 |
2 | Панель TV 120 см с поддержкой DVD, входом Intenet | 100000 | 2 | 200000 |
3 | Кронштейны для TV | 5000 | 2 | 10000 |
4 | Потолочный крепеж для мультимедиапроектора | 15000 | 1 | 15000 |
5 | Провод, короба, крепеж | | | 10000 |
6 | Экран с пультом для актового зала | 30000 | 1 | 30000 |
7 | Мультимедиапроектор для актового зала | 60000 | 1 | 60000 |
8 | Монтажные работы | 30000 | 1 | 30000 |
Оборудование для спортивного зала |
1 | Набор для проведения подвижных игр | 10000 | 1 | 10000 |
2 | Коврики гимнастические | 500 | 50 | 25000 |
Оборудование для здоровьесозидающей учебной деятельности |
1 | Массажные дорожки | 900 | 15 | 13500 |
2 | Оборудование для игровых зон в рекреациях и во дворе школы | | | 200000 |
3 | Мягкая мебель для зон отдыха | 8000 | 2 | 16000 |
4 | Моющий пылесос | 15000 | 1 | 15000 |
5 | Ковровая дорожка | 5000 | 2 | 10000 |
Обучение, повышение квалификации сотрудников |
1 | Курсы «Инструктор ЛФК» | 25000 | 2 | 50000 |
2 | Цикл лекций для педагогов и родителей | 2000 | 4 | 8000 |
ИТОГО | | | 801300 |
Ожидаемые результаты
сформированность физической культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы;
эффективность реализации олимпийского образования в школе;
повышение уровня личностной рефлексии школьников;
положительная динамика количества учащихся, охваченных формами дополнительного образования;
создание реальной возможности для отбора талантливых детей и подростков в учреждения спортивной направленности города;
положительная динамика количества призовых мест, полученных учащимися школы в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня;
формирование направленности выпускников к тому или иному виду деятельности;
рост социальной активности учащихся;
отсутствие отрицательной динамики в уровне здоровья учащихся;
комфортные и безопасные условия пребывания учеников и персонала в общеобразовательном учреждении;
убежденность выпускников в ценности здорового образа жизни и осознание ими ответственности за свое здоровье;
самостоятельное и обоснованное профессиональное самоопределение и выбор профессии.
Критерии эффективности, оценка степени эффективности с указанием результатов
Целевые показатели выполнения программы
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Целевой ориентир |
1 | Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием | % | Не менее 90 |
2 | Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием | % | Не менее 75 |
3 | Удовлетворенность педагогического коллектива | % | Не менее 90 |
4 | Рейтинг школы среди ОУ города по данным соц. опросов | место | Не ниже 2 |
5 | Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы | % | 100 |
6 | Доля обучающихся подготовительной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы | % | Не менее 99 |
7 | Доля обучающихся специальной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы | % | Не менее 60 |
8 | Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся | % | Не менее 25 |
9 | Доля обучающихся, имеющих вредные привычки | % | Не более 3 |
10 | Доля учителей и персонала школы, имеющих вредные привычки | % | Не более 5 |
11 | Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии | % | 100 |
12 | Включенность участников образовательного процесса в олимпийское образование и просвещение | % | 90 |
13 | Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся | детодней | Не более 10 |
14 | Снижение травматизма обучающихся по отношению к 2011 году | % | 50 |
23 | Увеличение количества социальных партнеров школы по отношению к 2016 году | % | 100 |
Контрольно-измерительными материалами эффективности программы являются:
уровень здоровья учащихся;
эффективность применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;
эффективность совместной работы педагогов и медицинских работников;
результативность работы по формированию здорового образа жизни;
показатели влияния спортивно-оздоровительной работы, работы по олимпийскому образованию на здоровье детей;
анкетирование, беседы.
Формы представления результатов:
Письменный отчет по результатам работы;
Размещение результатов работы на школьном сайте в сети Интернет;
Публикации материалов работы в научно-методических сборниках;
Представление опыта работы на педагогическом совете, на муниципальных и межмуниципальных, региональных методических ярмарках, конференциях.