муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете Директор школы __________Ликоровская Е.Н.
«__» ____________20__г. «__» ____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА»
срок реализации
2 года
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Самотохина Галина Ивановна
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование программы | «Школьная газета» |
Направление | Общеинтеллектуальное направление |
Форма | Кружок |
Составитель программы | Самотохина Галина Ивановна Учитель русского языка и литературы |
Целевая группа | Обучающиеся 10 – 14 лет |
Цель программы | Создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования. |
Задачи программы | 1. Получение знаний и умений по созданию печатного издания. 2. Освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий. 3. Развитие творческих способностей обучающихся, их индивидуальности; 4 Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. 5. Развитие навыков установления межпредметных связей. 6. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения. 7. Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества. 8. Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми. 9. Формирование активной жизненной позиции, потребности в самообразовании, самовоспитании, эстетических навыков. 10. Развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе. 11. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания. |
Формы организации внеурочной деятельности | Выпуск газет Разработка анкет Проведение опросов Сбор и анализ материала Круглые столы. Редактирование материала Написание статей Работа в разновозрастной группе 9. Индивидуальная работа. |
Методы организации внеурочной деятельности | 1. Словесные; 2. Наглядные; 3. Игровой; 4. Анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий; 5. Практический (создание, издание и распространение школьной газеты); 6. Проблемный; 7. Диалоговый; 8. Экскурсии. |
Виды деятельности | 1.Игровая деятельность 2.Познавательная деятельность 3.Художественное творчество 4.Социальное творчество 5.Проблемно-ценностное общение |
Сроки реализации | 2 года |
Режим занятий | 1 занятие в неделю по 45 минут |
Ожидаемые результаты | В ходе активных работ в деятельности кружка учащиеся развивают свои коммуникативные, информационные, личностные, речевые компетенции, повышая этим свой общий уровень развития. К завершению курса внеурочной деятельности обучающиеся должны уметь: - выявлять интересные события повседневной жизни; - собирать информацию из разных источников и работать с ней; - различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах; - общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью. Разноуровневый подход дает возможность учащимся самореализоваться на трех уровнях: 1-ый уровень – в школьном творческом объединении ( участие в подготовке к изданию газеты, чтение своих статей и обсуждение статей других ребят в группе) 2-ой уровень – внутри школьного учреждения (среди читателей газеты – учеников, учителей, родителей) 3-ий уровень – вне образовательного учереждения ( публикации в других периодических изданиях, победы в муниципальных, региональных конкурсах) |
Формы подведения итогов реализации программы | Выпуск школьной газеты «Классные новости» |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы В.А. Терехиной «Редакция школьной газеты» и адаптирована для условий школы.
Программа направлена на формирование у обучающихся ключевых компетенций:
- коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
- познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
- информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
- общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),
- ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)
- личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития).
Важным механизмом реализации курса внеурочной деятельности является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, обучающимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Именно здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Место курса «Школьная газета» в учебном плане
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, информатика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, записанные и созданные изображения, ссылки между элементами сообщения;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание курса внеурочной деятельности
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю по 45 минут:
1 год обучения – 30 ч;
2 год обучения – 30 ч;
Итого – 60 часов.
1 год обучения (30 ч.)
1. Введение 1 ч.
Организационное занятие. Выборы редколлегии. Распределение обязанностей.
2. Роль СМИ в жизни современного общества 4 ч.
История журналистики. Возникновение газет, журналов
Знакомство с содержанием газет, журналов
Экскурсия в сельскую библиотеку
Из истории выпуска школьных газет в школе
3. Правила оформления газеты 6 ч.
Первая страница газеты, её типы
Основные рубрики газеты
Заметка, её основные черты
Статья. Виды статей.
Приёмы написания статей
Заголовок и его основные функции
4. Источники информации 5 ч.
Информационная колонка. Хроника событий
Информация и её типы.
Поиск информации в Интернете.
Обработка информации.
Выборка текста.
5. Подготовка материалов и выпуск газеты 12 ч
Обсуждение первого номера газеты к новогодним праздникам
Сбор информации и написание заметок
Редактирование текста
Фотооформление выпуска
Обсуждение второго номера газеты к декаде, посвященной Дню защитника Отечества и Международному женскому дню
Сбор информации и написание заметок
Редактирование текста
Фотооформление выпуска
Обсуждение третьего номера газеты к Декаде Памяти
Сбор информации и написание заметок
Редактирование текста
Фотооформление выпуска
6. Подведение итогов работы кружка 2 ч.
Круглый стол. Пресс центр.
Награждение лучшего корреспондента
2 год обучения (30 ч.)
1. Введение 1 ч.
Организационное занятие. Выборы редколлегии. Распределение обязанностей.
2. Интервью 7 ч.
Виды интервью
Правила интервьюирования
Интервью с интересными людьми
Интервью с интересными людьми
Обработка информации
Обработка информации
Верстка готового материала
3.Подготовка материалов к выпуску газеты 18 ч.
Обсуждение номера газеты к окончанию 1 четверти
Сбор информации и написание заметок
Сбор информации и написание заметок
Редактирование текста
Редактирование текста
Фотооформление выпуска
Обсуждение номера газеты к окончанию 2 четверти
Сбор информации и написание заметок
Сбор информации и написание заметок
Редактирование текста
Редактирование текста
Фотооформление выпуска
Обсуждение номера газеты к окончанию 3 четверти
Сбор информации и написание заметок
Сбор информации и написание заметок
Редактирование текста
Редактирование текста
Фотооформление выпуска
4. Подведение итогов работы кружка 4 ч.
Подготовка лучшего номера газеты на конкурс
Подготовка лучшего номера газеты на конкурс
Круглый стол. Пресс центр.
Награждение лучшего корреспондента
Тематическое планирование
1 год
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие. Выборы редколлегии. Распределение обязанностей. | 1 |
2 | История журналистики. Возникновение газет, журналов | 1 |
3 | Знакомство с содержанием газет, журналов | 1 |
4 | Экскурсия в сельскую библиотеку | 1 |
5 | Из истории выпуска школьных газет в школе | 1 |
6 | Первая страница газеты, её типы | 1 |
7 | Основные рубрики газеты | 1 |
8 | Заметка, её основные черты | 1 |
9 | Статья. Виды статей. | 1 |
10 | Приёмы написания статей | 1 |
11 | Заголовок и его основные функции | 1 |
12 | Информационная колонка. Хроника событий | 1 |
13 | Информация и её типы. | 1 |
14 | Поиск информации в Интернете. | 1 |
15 | Обработка информации. | 1 |
16 | Выборка текста. | 1 |
17 | Обсуждение первого номера газеты к новогодним праздникам | 1 |
18 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
19 | Редактирование текста | 1 |
20 | Фотооформление выпуска | 1 |
21 | Обсуждение второго номера газеты к декаде, посвященной Дню защитника Отечества и Международному женскому дню | 1 |
22 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
23 | Редактирование текста | 1 |
24 | Фотооформление выпуска | 1 |
25 | Обсуждение третьего номера газеты к Декаде Памяти | 1 |
26 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
27 | Редактирование текста | 1 |
28 | Фотооформление выпуска | 1 |
29 | Круглый стол. Пресс центр. | 1 |
30 | Награждение лучшего корреспондента | 1 |
2 год
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие. Выборы редколлегии. Распределение обязанностей. | 1 |
2 | Виды интервью | 1 |
3 | Правила интервьюирования | 1 |
4 | Интервью с интересными людьми | 1 |
5 | Интервью с интересными людьми | 1 |
6 | Обработка информации | 1 |
7 | Обработка информации | 1 |
8 | Верстка готового материала | 1 |
9 | Обсуждение номера газеты к окончанию 1 четверти | 1 |
10 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
11 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
12 | Редактирование текста | 1 |
13 | Редактирование текста | 1 |
14 | Фотооформление выпуска | 1 |
15 | Обсуждение номера газеты к окончанию 2 четверти | 1 |
16 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
17 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
18 | Редактирование текста | 1 |
19 | Редактирование текста | 1 |
20 | Фотооформление выпуска | 1 |
21 | Обсуждение номера газеты к окончанию 3 четверти | 1 |
22 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
23 | Сбор информации и написание заметок | 1 |
24 | Редактирование текста | 1 |
25 | Редактирование текста | 1 |
26 | Фотооформление выпуска | 1 |
27 | Подготовка лучшего номера газеты на конкурс | 1 |
28 | Подготовка лучшего номера газеты на конкурс | 1 |
29 | Круглый стол. Пресс центр. | 1 |
30 | Награждение лучшего корреспондента | 1 |