СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа школьного театра

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа школьного театра»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса «Школьный театр»

4 часа в неделю (всего 136 часов)



Автор-составитель:

Педагог допобразования:

Прончатова Н.В.































СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ





Пояснительная записка 4

Цели и задачи программы 10

Календарный учебный график программы 12

Учебно-тематический план программы 13

Календарно-тематическое планирование программы 15 Содержание программы 20

Планируемые результаты освоение образовательной программы 23

Оценочные материалы программы 25

Форма обучения, методы, приемы, формы организации 26

учебного процесса, формы и типы занятий, формы контроля

Методическое обеспечение 28

Материально-техническое обеспечение 30

Список использованной литературы 31

Приложения. Оценочный материал к дополнительной 32-38

общеобразовательной общеразвивающей программе



















1.Пояснительная записка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Театр ассоциируется у многих с высочайшим искусством. Владение телом, красивый речетатив, умением показать красоту любого предмета, грацию. На занятиях по данному направлении ребята изучают основные методы и техники, используемые в театре. Также готовят настоящие спектакли и играют в кино.

Далеко не каждый ребенок имеет возможность приобрести и развить навыки актерского мастерства самостоятельно, поэтому обучение этому направлению искусства должно осуществляться централизованно.

В связи с этим возникла необходимость создания объединения , специализирующегося на театральном искусстве, актерском мастерстве.

Объединение развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию, улучшает целеустремленность, уверенность в собственных силах, развивает различные творческие способности.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Анализ современной практики школьного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства. Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Данная общеобразовательная программа направлена на обучение детей основам актерского мастерства.

Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.

Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.






Нормативные основания для создания дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программы:


Дополнительная образовательная программа театрального кружкового объединения составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1.Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 16.06.2010 № 121-ФЗ).

2.О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании». – Уфа, 2008.

3.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей  от 07.03.1995г. №233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 № 216).

4.Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».

5.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6.Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей  Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».


Актуальность программы

Актуальность программы театрального кружка «Школьный театр» определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.


Новизна программы

В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

•    смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по театральным дисциплинам,направленные на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
•    изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
•    модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования (учреждения ДОД – ссузы – вузы);
•    усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса

интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, грим;              
•    изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей);
•    внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки, адаптивная технология  системы обучения  А.Б.Никитиной, педагогики сотрудничества В.А.Караковского,  диалог культур  М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А.С.Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.

Родители, учителя достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда дети очень плохо владеют речью, не могут выразить собственные мысли и чувства, панически боятся публичных выступлений. В игровой программе занятий эти недостатки развития исправляются легче.

Этот курс внеурочной деятельности включает в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат ребенка, формирует определенные актерские исполнительские умения и навыки, знакомит с сущностью исполнительского театрального искусства, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащихся. Поэтому программа курса актуальна и педагогически целесообразна, как одна из эффективных форм развития творческого потенциала личности.

Выбор произведения, изучение и анализ текста, выбор средств выражения, творческое исполнительское воплощение, публичные выступления, последующие обсуждения должны постоянно вести ребенка вперед, способствовать его творческому росту и эстетическому развитию.

Новизна данной программы выражается в желании дать возможность каждому ребенку почувствовать себя значимым, научиться легко устанавливать контакты с партнерами, узнать много нового об искусстве театра, овладеть серьезными знаниями, необходимыми в дальнейшем в любой профессии.

Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний,  эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

Возраст детей, участников программы и их психологические особенности: данная образовательная программа предполагает обучение детей 9-14 лет и рассчитана на 1 год обучения. Комплектование в группу детей разного возраста требует от руководителя построения занятий соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.

Объем и сроки освоения программы

Срок реализации программы-1 год

Продолжительность реализации всей программы 144 часа.

Формы и режим занятий: В процессе реализации программы

используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия. Ведущей формой организации обучения является групповая, но необходимой является и индивидуальная работа с кружковцами, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения или имеющих ограниченные возможности здоровья. Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Групповые занятия, с одной стороны, позволяют в игровой форме, при соблюдении различных игровых правил, подавать самый разнообразный материал, а с другой стороны, готовят ребенка к восприятию традиционных школьных форм подачи информации. Игровые методики создают для детей школьного возраста обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой и постепенно перерастает в устойчивый познавательный интерес. Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умение договариваться, уступать, выслушивать другого; понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования; совместно решать проблемы; радоваться достижениям другого ребенка и т.д.), а с другой стороны, закреплению знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения. Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников. Оказание каждому ребенку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе. Используются различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.) • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа 45 минут). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач. В случае возникновения форс мажорных обстоятельств программа может быть реализована с применением электронного

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных  постановок, пьес,  этюдов;

- просмотр видеозаписей  спектаклей, прослушивание аудиозаписей произведений;

- анализ   своей  деятельности по результатам  выступлений;

- выпуск красочных афиш, изготовление декораций,  пригласительных билетов, театральных реквизитов костюмов, масок;

Формы работы:  коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Занятия проходят 4 раза в неделю – 1 раз занятие длится 2 часа, второе,третье занятия длятся 1 час (в расчете 1 час=40 мин.). Занятия проводятся по расписанию.




















2. Цели и задачи программы

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении программ учебных предметов, и основана на разработанной дополнительной образовательной программе «Основы актёрского мастерства» для театральных студий и школьных кружков.

Занятия актёрским мастерством, техникой речи, сценическим движением являются основными в работе театрального кружка и тесно связаны с другими учебными предметами: «МХК», «Культурология», «Русский язык и литература», «Риторика», «Музыка». Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для школьников, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, учащиеся занимаются театральными постановками, принимают участие в концертах и других мероприятиях школы. Школьники обучаются творческому самочувствию и эмоциональной устойчивости. Это служит мотивацией к учебе и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.

Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства» входит в курс внеурочной деятельности и направлена на удовлетворение художественно-эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становлению творческой личности школьника.

Актерские тренинги и упражнения представляют собой непрерывную смену игр и упражнений, которые осуществляют последовательный, поэтапный отбор различных элементов актерской техники, пробуждают творческую и личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Актерский тренинг предполагает самое широкое использование игры, так как именно игра дает чувство смелости, свободы, азарта. Заинтересованность ученика становится обязательным условием хорошего выполнения поставленных перед ним задач. Занятия по технике речи и сценической речи обучают школьников искусству слова – ораторскому искусству.

В течение учебного года группа готовит минимум два учебных спектакля, занимаются инсценированием басен, постановкой сценических номеров, принимают участие в конкурсах чтецов. Каждый составляет свой личный репертуар.

Театр помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения приспосабливают ребенка к окружающей среде. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.

Родители, учителя достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда дети очень плохо владеют речью, не могут выразить собственные мысли и чувства, панически боятся публичных выступлений. В игровой программе занятий эти недостатки развития исправляются легче.

Этот курс внеурочной деятельности включает в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат ребенка, формирует определенные актерские исполнительские умения и навыки, знакомит с сущностью исполнительского театрального искусства, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащихся. Поэтому программа курса актуальна и педагогически целесообразна, как одна из эффективных форм развития творческого потенциала личности.

Выбор произведения, изучение и анализ текста, выбор средств выражения, творческое исполнительское воплощение, публичные выступления, последующие обсуждения должны постоянно вести ребенка вперед, способствовать его творческому росту и эстетическому развитию.

Новизна данной программы выражается в желании дать возможность каждому ребенку почувствовать себя значимым, научиться легко устанавливать контакты с партнерами, узнать много нового об искусстве театра, овладеть серьезными знаниями, необходимыми в дальнейшем в любой профессии.

Цели: Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем возрасте. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретаемых им в процессе освоения программы театрально-исполнительских умений и навыков. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.

Задачи: Приобретение детьми опыта творческой деятельности; приобретение детьми знаний, умений и навыков в области актерского мастерства; овладение всеми видами сценического внимания; развитие ассоциативного и образного мышления. Научить свободно ориентироваться и действовать в сценическом пространстве; выполнять сценическую задачу, Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Развить творческие способности личности; сформировать у подростков устойчивый интерес к театральному искусству. Научить снимать индивидуальные зажимы; органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах; оправдать заданную ситуацию, импровизировать; мыслить и взаимодействовать с партнером на сцене.



























3.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.

Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Количество учебных недель-36;

















































4.Учебно-тематический план программы:

 

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

6

2

4

2.

Театральная игра

20

10

5

3.

Культура и техника речи

10

10

5

4.

Ритмопластика

4

-

4

5.

Основы театральной культуры

10

8

2

6.

Индивидуальная работа

15

-

15

7.

Просмотрово-информационный раздел

7

-

7


Итого:

72

30

42





























5. Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Рождество»

Кол-во часов в неделю: 4

Кол-во часов в году: 144


Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

по плану

Дано

по факту

1 четверть

1


Вводное занятие «Театр - синтетический вид искусства». Начальная диагностика.

1

1

2


Драматургия – основа театра. Теория.

1

1

3


Что такое репертуар? Составление репертуара театра одного актера.

1

1

4


Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений.

1

1

5


Понятие о темпоритме речи.

1

1

6


Дикция. Артикуляционная гимнастика.

1

1

7


Содержание текста и темп речи.

1

1

8


Интонационный строй речи.

1

1

9


Пауза - условие прочтения художественного текста.

1

1

10


Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору).

1

1

11


Понятие о стихосложении. Тренинги. Сочинение куплетов. Игра «Буриме».

1

1

12


Предлагаемые обстоятельства. Что мы о них знаем?

1

1

13


Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена.

1

1

14


Сочинение историй из скороговорок. Тренинг.

1

1

15


Жест – продолжение слова. Язык жестов.

1

1

16


Тренинг. Обсуждение сюжета постьановки предстоящего спектакля «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»

1

1

17


Понятие о сценическом движении.

1

1

18.


Снятие мышечных речевых зажимов. Тренинги: беспредметные действия.

1

1

19


О состоянии публичного одиночества или о том, как подавить волнение при выступлении.

1

1

20


Театральные монологи и их виды.

1

1

21


Внутренний монолог. Что это? Тренинг.

1

1

22


Что такое подтекст?

1

1

23


Диалог на «тарабарском» языке. Тренинг.

1

1

24


Обсуждение сюжета постановки предстоящего спектакля «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»

1

1


25


Постановка предстоящего спектакля « Барышня - крестьянка»

1

1

26


Постановка предстоящего спектакля «Барышня – крестьянка»

1

1

27


Театральные этюды, игры: «Превращение», «Тень», «Зеркало».

1

1

28


Дефиле со словом. «Что я вижу и о чём я думаю».

1

1

29


О роли воображения и фантазии. Чтение стихотворения Л.Кэррола «Воркалось…». Тренинг.

1

1

30


Развитие образного и слухового восприятия художественного текста. «О чём услышал и что представил».

1

1

31



О могущественном «Если бы…» по системе К.С.Станиславского. Этюды «Испорченный телефон», «Пантомима».

1

1

32


Постановки предстоящего спектакля « Барышня - крестьянка»

1

1

2 четверть

33


Звук и шум. «О чём кричим и о чём шепчем» - разминка перед репетицией спектакля.

1

1

34


О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммами песен.

1

1

35


Чтение стихотворения Ю.Владимирова «Оркестр» (в предлагаемых обстоятельствах) – разминка перед репетицией спектакля.

1

1

36


Партитура роли. Что это? Речевые отрезки и паузы.

1

1

37


Поэзия и проза. «Не читаем, а рассказываем» - подготовка к конкурсу чтецов.

1

1

38


Тон, темп, пауза, повтор. Этюд «Любимая песня». Репетиции чтецов.

1

1

39


Несловесные ( невербальные) средства выразительности речи. Репетиции чтецов.

1

1

40


Этикетные жанры. Речевая разминка «Этикетные диалоги», «Театр начинается с вешалки»

1

1

41


Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к сказке «Про слона Хортона».

1

1

42


Что такое реквизит? Выбор реквизита. Репетиция с реквизитом.

1

1

43


Речевые привычки и манеры, игровые штампы, «наигрыши». Этюд «Как надо вести себя в театре». Репетиция сказки.

1

1

44


Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов».

1

1

45


Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка; репетиция спектакля.

1

1

46


Пластический рисунок роли.

1

1

47


Театральные миниатюры. Чтение басен И.А.Крылова.

1

1

48


Синхронное движение.

1

1

49


Что нужно знать о зрительской аудитории? Этюды на преодоление.

1

1

50


Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». Репетиции чтецов.

1

1

51


Полётность голоса. Голосовой диапазон. Практикум

1

1

52


О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу».

1

1

53


Речевые жанры. Этюды: «Конкурс на лучшее продолжение похвалы, утешение». (Элементы актерского мастерства).

1

1

54


Комплимент как речевой жанр – кристалл похвального слова. Тренинги на повышение самооценки.

1

1

55


Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика «Мой речевой портрет».

1

1

56


Речевой портрет персонажа. Зерно образа (роли).

1

1

57


Сценическое внимание в репетиционном процессе. Круги внимания.

1

1

58


Интерпретация роли.

1

1

59


Работа над учебным спектаклем.

1

1

60


Взаимодействие с партнером на сцене. Репетиция миниатюр по басням И.А.Крылова.

1

1

61


Сценическое общение. Построение конфликта.

1

1

62


Проблема памяти. Тренинги.

1

1

63


Голос – одежда нашей речи. Ритмико-мелодический рисунок роли. Эффективность речи (критерий).

1

1

64


Голос – одежда нашей речи. Ритмико-мелодический рисунок роли. Эффективность речи (критерий). Тренинг по технике речи.

1

1

3 четверть

65


Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи.

1

1

66


Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей.

1

1

67


Проблема первого впечатления. Что значит представиться? Дефиле актёра.

1

1

68


Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля.

1

1

69


Эмоциональность. Плоскость юмора. Эмоциональная память. Репетиция миниатюр.

1

1

70


Понятие о сценическом событии. Действие с воображаемыми предметами – тренировочные этюды.

1

1

71


Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции.

1

1

72


Тренировка речевого аппарата. Упражнения по сценречи: «Эхо», «Поезд», «Сони».

1

1

73


Об искусстве речевого хора. Синхронное чтение.

1

1

74


Об особенностях стихотворного текста и о видении происходящего.

1

1

75


Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению.

1

1

76


Имитация: сценические драки - «Отыграй удар». Виды поклонов.

1

1

77


Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе.

1

1

78


Искусство грима. Распространенные виды грима. Понятие об аквагриме.

1

1

79


Практическая работа. Создание грима на заданную тему.

1

1

80


Грим и сценический образ. Маски-символы. Практикум.

1

1

81


Чтение сценария и распределение ролей.

1

1

82


Репетиция спекиакля

1

1

83


О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача.

1

1

84


О смешанных жанрах. Лирическая комедия. Теория.

1

1

85


Репетиция.

1

1

86


Репетиция.

1

1

87


Репетиция.

1

1

88


Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция лирической комедии.

1

1

89


Пластическое решение образов пушкинских героинь.

1

1

90


Игровые артикуляционно-дикционные тренинги. Упражнения по технике речи.

1

1

91


Репетиция.

1

1

92


Приёмы создания бессловесного образа. Этюды: «Портреты заговорили». Работа над спектаклем.

1

1

93


Работа с фонограммой к мини-спектаклю «

1

1

94


Чтение - рассказывание под фонограмму. Репетиция.

1

1

95


Внутренний монолог. Что это? Второй план. Теория и практика.

1

1

96


Овладение словесным действием. Этюды: «На вокзале», «Переправа». Разминка перед репетицией.

1

1

97


Оценка факта. Этюды по актёрскому мастерству на событие. Репетиция учебного спектакля.

1

1

98


Действенная задача. Этюды на достижение цели. Репетиция мини-спектакля.

1

1

99


О приспособлениях, о тактике, о разработке роли. Теория и практика.

1

1

100


К основам актёрского мастерства. Этюды на зону молчания. «О чём шепчем, о чём кричим…». Подготовка к конкурсу чтецов.

1

1

101


Характер и характерность. Этюды на мораль басни.

1

1

102


Работа над басенными миниатюрами (по басням И.А.Крылова).

1

1

103


Работа над басенными миниатюрами (по басням И.А.Крылова).

1

1

4 четверть

104


О создании сатирического образа. Репетиции басенных миниатюр.

1

1

105


О законах построения драматургического произведения. Работа над учебным спектаклем.

1

1

106


Инсценировки небольших фрагментов из литературных произведений русской классики. Подготовка к конкурсу чтецов.

1

1

107


Генеральная репетиция учебного спектакля. Прогон.

1

1

108


О сквозном действии, о сверхзадаче, о контрдействии.

1

1

109


Подготовка к премьере учебного спектакля. Репетиция.

1

1

110


Подбор и изучение вспомогательного материала в работе над ролью. Упражнения по технике речи и актёрскому мастерству. Подготовка к показу сказки.

1

1

111


Этюды на развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной, мышечной и мимической.

1

1

112


О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня».

1

1

113


Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен».

1

1

114


Предлагаемые обстоятельства, побуждающие к различным действиям. Разработка этюдов.

1

1

115


Понятие постепенного нарастания и снижения темпо - ритма. Упражнение по ритмике.

1

1

116


Шкала темпо-ритмов в спектаклях. Репетиции.

1

1

117


Предлагаемые обстоятельства, определяющие темпо-ритм внутренний и внешний. Упражнения – инсценировки (по басням И.А.Крылова).

1

1

118


Обучение сценическому самочувствию, ощущение пространства. Упражнения по сцендвижению.

1

1

119


Создание атмосферы «внутри себя» и существование в атмосфере «вокруг себя». Репетиция учебного спектакля.

1

1

120


Основные правила сценического этикета.

1

1

121


Овладение словесным действием. «Положи слово на действие» - тренинг. Репетиции миниатюр.

1

1

122


Этюды – основной профессиональный актёрский навык. Поиск действенной линии поведения персонажа.

1

1

123


Этюды на события: «Находка», «Записка», «Впервые в жизни». Инсценировка рассказа В.Астафьева «Записка»

1

1

124


Оценка факта, события, и изменения сценического поведения. Репетиция спектакля.

1

1

125


Психологический жест, выражающий эмоциональное состояние и актёрская интонация. Фразовое ударение. Упражнения по технике речи и сцендвижению.

1

1

126


Этюды на сюжет сказки.

1

1

127


Инсценирование басен как переходный этап к работе с драматургией.

1

1

128


Итоговый показ спектакля.

1

1

129


Итоговый показ спектакля

1

1

130


Итоговый показ басенных миниатюр.

1

1

131-144


Резерв. Индивидуальные консультации и занятия по технике речи и актёрскому мастерству.

6

6



















































6. Содержание программы курса «Школьный театр»

Содержание курса внеурочной деятельности «Школьный театр» очень тесно связано со всей системой эстетического воспитания и такими практическими дисциплинами, как «Художественное слово», «Техника речи», «Сценическая речь», «Сценическое действие» и «Риторика».

Актёрское мастерство

Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.

Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.

Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами.

Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.

Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.

Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.

Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.

Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.

Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.

Сценическая речь.

Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.

Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.

Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.

Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.

Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.

Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.

Сценическое движение.

Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.

«Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.

Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.

Пластическое решение образа. Упражнения по пластике тела помогают решать конкретные постановочные задачи. В процессе репетиции над постановочным произведением отрабатывается пластический рисунок образа.

Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся упражнения на необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого используются парные упражнения и парные этюды.

Действие в предлагаемых обстоятельствах. Продолжаются этюды и упражнения на предлагаемые обстоятельства. Детям предъявляются более высокие требования по органичному включению в роль.

Этюды с воображаемыми предметами. Развитие фантазии и воображения, раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и парными этюдами. Действия с воображаемыми предметами развивает сценическое внимание, пластику.

Парный этюд. Навыки сценического общения, фантазии, раскрепощения мышц – все это приходит через придумывание и постановки парных этюдов.

Массовый этюд. Навыки сценического движения, воображения, сценического общения, чувство «локтя» партнера дает работа над созданием массового этюда. Кроме того, придумывая массовый этюд, дети моделируют жизненные ситуации.

Тренировка речевого аппарата. Серия упражнений по сценической речи «Парикмахер - неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд» и другие заставляют правильно работать речевой аппарат и микромимику лица.

Работа над дикцией. Усложняется работа над скороговорками. Скороговорки берутся более сложные. Также используются более сложные групповые и индивидуальные упражнения.

Закрепление навыков интонирования. Упражнения по интонированию речи усложняются: «Переполох», «Чаепитие», «Чудо лесенка». В этих упражнениях воспитанник пытается выразить несколько способов интонационного звучания.

Искусство речевого хора. Отрабатываются навыки произношения, каких -либо текстов, перекрестного произношения, хорового звучания.

Неречевые средства выразительности. Помимо силы голоса, интонации, тембрирования воспитанник узнает о таких вспомогательных средствах как жест, мимика, поза, костюм.

Работа над стихотворным текстом. Отрабатываются навыки чтения стихотворного текста, уделяется внимание «видению» происходящего, своего отношения к произносимому тексту. Изучаются особенности стихотворного текста.


Сценическое движение.

Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое воплощение. На занятиях воспитанники учатся быть «бабушками» и «дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».

Этюды на пластическую выразительность. Продолжается работа над пластической выразительностью тела. Задания усложняются. Это – групповые «скульптуры» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы.

Сценические драки. Научить актера использованию приема сценических драк. Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру. Научиться «отыгрывать» удар.

Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Ученики придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и пытаются воссоздать ее в образе.

Искусство костюма. Ученики узнают о роли художника в театре: художник – постановщик, художник – создател костюмов, художник – гример. Практическая работа – создание костюмов к определенной тематике.

Искусство грима. Понятие о гриме. Понятие об аквагриме. Наиболее распространенные виды грима. Практическая работа – создание грима на заданную тему.
































7. Планируемые результаты.

Личностные универсальные метапредметные умения и знания


Обучающиеся научатся: ориентироваться на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности, осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю, чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой, приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре, осознать свое место в мире, оптимистически воспринимать окружающую действительность.

Познавательные универсальные учебные действия


Обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ осознанно и произвольно строить общение, иметь понятия о культуре речи и культуре общения, освоить технику речи

Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающиеся научатся: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать критику, проявлять познавательную инициативу, работать по плану и корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающиеся научатся: адекватно использовать необходимые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, совершенствовать собственную речь.


Освоение курса может контролироваться проведением открытых занятий, показом мини-спектаклей, творческих работ. Итоговые занятия проводятся в конце каждого полугодия с обязательным приглашением зрителей.











8. Формы обучения, методы, приемы, педагогические технологии


Исходя из особенностей очного обучения целесообразно использование

следующих методов обучения и воспитания:

- методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ,

беседа);

- методы наглядной передачи (наблюдение, показ образца, предметов,

иллюстраций, способа действия, показ видеофильмов);

- методы степени творческой самостоятельности (организация

репродуктивной и поисковой деятельности);

- методы формирования интереса к учению (создание ситуаций

занимательности, создание ситуаций успеха, познавательные игры);

- методы формирования чувства долга и ответственности предъявление

требований, поощрение, порицание, дискуссии).


Формы организации образовательного процесса: индивидуально-

групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия.

При реализации программы на занятиях (в зависимости от критериев)

применяются такие формы как:

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей –

лекции, беседы, встречи с интересными людьми, дидактические и деловые

игры, соревнования, конкурсы, экскурсии, мастер-классы, творческие

задания.

-по дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, по

углублению знаний, по обобщению и систематизации знаний, по контролю

знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Педагогические технологии:

Данная образовательная программа разработана с учетом современных

педагогических технологий:

- технологии развивающего обучения, заключающиеся в ориентации

учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их

реализацию;

- здоровье сберегающие технологии – это системный подход к обучению и

воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб

здоровью учащихся (правильная организация занятия, использование

различных каналов восприятия информации, учет зоны работоспособности

учащихся);

- групповые технологии, предполагающие организацию совместных

действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь

(учебная встреча, дискуссия):

-игровые технологии, дающие возможность повысить интерес учащихся к

учебным занятиям, позволяющие усвоить большее количество информации,

основанной на примерах конкретной деятельности, помогающие ребятам в

процессе игры научиться принимать решения).

Алгоритм учебного занятия:

иллюстраций. Теоретическая часть

занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя

необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть

занятия способствует закреплению и обобщению полученных знаний,

умений и навыков.


Структура занятия включает в себя:

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

4.Опрос

5. Подведение итогов занятия.

Дидактические материалы, необходимые для занятий - тесты, выкройки-

лекала, инструкции, технологические карты.














































9. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В обучении преимущественно будет использован метод предметного обучения, что позволит учитывать психологические и физиологические особенности детей – желание достаточно быстро видеть результаты своего труда в готовом изделии. Кроме того, в работе с детьми будут использованы и другие методы и приемы обучения: беседа, рассказ, диалог, самостоятельная работа, выполнение практических заданий и т.д. Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Занятия организованы таким образом, чтобы дети принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.

В учебно-методический комплекс программы входит:

- образцы изделий;

- шаблоны;

- специальная литература;

- таблицы, схемы;

- инструктажи по выполнению игрушек;

- инструктажи по технике безопасности

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи. Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах. Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках.




















10.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебный кабинет имеет площадь и освещенность в соответствии с нормами СанПиН.

Помещение имеет естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность. В учебном помещении применяется система общего освещения, которое равномерное, светильники располагаются в виде сплошных линий параллельно линии зрения работающих).













































11.Список использованной литературы.


1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.






12. Приложение. Оценочный материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.


К.С.Станиславский отмечает в книге "Работа актера над собой": "напрасны все старания искусственно превратить в сознательный процесс все то, что по природным законам происходит бессознательно". Следовательно, в контексте театральной педагогики, следует искать окольные подходы к цели, кружные пути сознательного управления подсознательными процессами. Важнейшим средством, помогающим исполнителю роли найти убедительные приемы, является целенаправленность и целеустремленность действия. Для технического совершенствования требуется в меньшей степени физические упражнения, а гораздо большей психически ясное представление о задаче. Станиславский известен как сторонник "искусства переживания". Поэтому в его работах так много месте занимаю рекомендации по воспитания творческого воображения, творческого внимания и сценического самочувствия. Необходимо в ребенке воспитывать "чувство веры и правды" ("Искренность исполнения придает художественному произведения силу и жизненность").
Педагогу следует быть крайне наблюдательным к своим ученикам, суметь уловить его индивидуальность и воздействовать на нее для развития способностей ребенка.

Главная задача педагога – ввести ребенка в мир искусства, разбудить его творческие способности и вооружить техникой игры. Эта цель осуществима через упражнения для развития "аппарата переживания" и "аппарата воплощения".

Известно, что творчеству научить нельзя, работать творчески можно. Управлять грамотно этим процессом является обязательной работой для педагога. Этому способствует высокая культура и профессиональное мастерство учителя, которые совершенствуются ежедневно через неутомимый поиск и труд над собой.
Станиславский рекомендовал в момент выступления сосредоточиться на самом действии. Уместно в этот момент напомнить о мышечном напряжении, которое может дезорганизовать "аппарат воплощения", вызывая тем технические неполадки. Телесные "зажимы" сковывают душевные переживания и творческое воображение. Станиславский предлагает путем специальной тренировки выработать в себе "мышечного контроллера". "Он должен неустанно как в жизни, так и на сцене следить за тем, чтобы нигде не появлялось мышечных зажимов и судорог. Процесс снятия напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности.
Руководствуясь рекомендациями К.С. Станиславского, для курса «Театр одного актёра» разработан комплекс упражнений, который апробирован и успешно реализуется.
Воспитание личности формируется в деятельности, и только она создает условия для самореализации.

Идея социализации ребенка осуществляется через создание учебной среды приближенной к реальному социуму.
Идея восхождения воспитанников к общечеловеческим ценностям: Красота. Гармония. Духовность. Познание.
Во внеурочной деятельности существуют различные формы работы с родителями:
- собеседование;
- «день открытых дверей»;
- приглашение на спектакли;
- прямое и косвенное участие родителей в выпуске спектакля и других публичных выступлениях детей: фестивалях, конкурсах и других культурно-массовых мероприятиях;




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.