СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Сотрудничество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей, социума.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Сотрудничество»»

ПРОГРАММА

«Сотрудничество»


Семья – это общество в миниатюре, от

целостности которого зависит безопасность

всего человеческого общества.

Ф.Адлер


Аналитическое обоснование.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей, социума.

Для возрождения величия России нужно оздоровить семью, увеличить её духовный потенциал, а это значит – воспитать достойного семьянина.

Пытаясь сегодня найти новые пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьёй, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может тогда быть успешным, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии, ответственности, на действиях в интересах ребёнка.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса.

Круг взаимодействия семьи и школы необычайно широк и многообразен. Тем не менее нельзя сказать, что развитие и построение таких отношений можно отнести к абсолютно успешным. Если педагогическая система все в большей степени поворачивается лицом к ребенку, то отношения с родителями зачастую развиваются в диапазоне противоборствующих, принуждающих характеристик.

Однозначно, что устремленность на социально – образовательное развитие требует от школы построения особой стратегии отношений с семьей и родителями, признания компетентности и прав родителей на партнерство, сотрудничество и диалог. Соотнося позиции отношений школы и семьи в широко известной типологии межличностных трансакций Э.Берна «взрослый – родитель – ребенок», необходимо признать, что в школе родители редко чувствуют себя в позиции «взрослый – взрослый». Зачастую по старинке превалирует состояние провинившегося «ребенка», или на волне социальных перемен идет быстрое освоение новой престижной «родительской» роли – влиятельного спонсора. Необходимо изменить ситуацию, чтобы учитель видел в родителе понимающего партнера – единомышленника, готового к совместному осуществлению обоюдно значимой задачи – образования и воспитания ребенка.

Правовое обеспечение:

Конституция Российской Федерации

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Декларация прав ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка

Кадровое обеспечение программы:

• директор школы

• классные руководители

Идея программы:

Установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.

Цели:

  1. Обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью.

  2. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе.

  3. Разработка и реализация новых форм деятельности, поддерживающих сотрудничество семьи и школы в области нравственного становления детей и подростков.

  4. Формирование у учащихся системы ценностных семейных ориентаций.

Задачи:

• оказание помощи семье в решении проблем воспитания, психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей;
• оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
• формирование у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы, классов;
• использование отечественных традиций, современного опыта и инноваций в деле педагогики сотрудничества в области воспитания;
• укрепление традиций школы в работе с семьями учащихся;

• организация эффективной работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности школы;

• воспитание у участников образовательного процесса отношения к семье как к базовой ценности общества;

•создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»;
• защита прав и интересов ребёнка в асоциальных семьях.

Прогнозируемые результаты:

• формирование в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка;

• сплочение коллектива родителей и учащихся класса;

• установление партнёрских отношений педагога с семьёй каждого учащегося;

• повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;

• отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;

• повышение авторитета родителей и их роли в воспитании и образовании детей.

Приоритетные  направления работы:

1.      Диагностика семей.

2.      Ознакомление родителей с  содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.

3.      Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.      Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

5.      Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.

6.      Взаимодействие с общественными организациями.

7.      Вовлечение родителей и общественности в управление школой.

Формы работы с семьей:

  • родительские собрания;

  • беседы;

  • тематические конференции;

  • открытые уроки и мероприятия;

  • семейные вечера и праздники, конкурсы;

  • конкурс писем для детей: «Я боготворю своего отца», «Лучше всех на земле мама».


Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми.

Характеристика типов семей:

I тип – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития  личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи  должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II тип – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность  в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка,  основные направления повышения семейной  педагогической культуры.

III тип – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат  в семье, повышение ответственности за воспитание детей.  Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.

IV тип – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают  индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, придавая первостепенное  значение материальным благам.  Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная  перестройка психологии семьи, и,  прежде всего,  её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.































Реализация основных направлений

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностика семей

1.Обследование жилищно – бытовых условий.

2.Анкетирование учащихся и родителей


классные руководители.

Ознакомление родителей с  содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.


1.Знакомство с учебными планами, программами, вариантами обучения.

2.Неделя открытых уроков.


3.Открытые внеклассные мероприятия.





4.Публикация на сайте школы публичного доклада по итогам работы в учебном году

Ежегодно,

сентябрь.


2 раза в год.


В течение года

согласно планам работы классных руководите-лей.

Ежегодно, июль.


Учителя



Директор

классные руководители.



Директор школы.

      Психолого-педагогическое просвещение родителей.


1.Родительские собрания.

2.Тренинги

3.Разработка заповедей семейного воспитания.


Ежемесячно, в течение года.






Классные руководители.


Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

1.Неделя семьи.




2.Совместные внешкольные, мероприятия, спортивные праздники, праздники «День семьи», «День Матери».



3.Совместные трудовые дела (субботник по благоустройству школьной территории, ремонт и оформление учебных кабинетов).

4.Составление генеалогического древа «Моя родословная».


5.Выставки творчества родителей «Мир наших увлечений».



6.Работа над социальными проектами.

Ежегодно, март.



В течение года

согласно планам работы классных руководите-лей.

Ежегодно, май, июнь.



Сентябрь


В рамках Недели семьи.



По мере необходимости

директор

классные руководители.



классные руководители.


классные руководители


классные руководители.


Взаимодействие с родителями обучающихся

1.Изучение запросов родителей с целью определения направлений совместной работы школы и семей учащихся.

2.Творческие встречи с родителями.



3.Рассылка благодарственных и поздравительных писем родителям относительно побед и достижений их детей.

Ежегодно




По планам работы классных руководителей.

По итогам учебного года.

Классные руководители


Классные руководители.



классные руководители.

Работа с многодетными, неполными, малообеспеченными семьями

1.Индивидуальные консультации для родителей.

2.Обеспечение бесплатного и льготного питания.

3.Организация отдыха детей в период каникул.

4.Содействие в трудоустройстве подростков в возрасте от 14 лет.

Постоянно


В течение года.


Ежегодно.

Период летних каникул.

Директор школы.


Директор школы.


Директор школы.

Взаимодействие с общественными организациями.



постоянно

Директор

Вовлечение родителей и общественности в управление школой.

1.Организация и обеспечение работы общешкольного родительского комитета.

2.Формирование Управляющего совета школы.

1 раз в четверть.




Директор школы.