ПРОГРАММА
«Сотрудничество»
Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит безопасность
всего человеческого общества.
Ф.Адлер
Аналитическое обоснование.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей, социума.
Для возрождения величия России нужно оздоровить семью, увеличить её духовный потенциал, а это значит – воспитать достойного семьянина.
Пытаясь сегодня найти новые пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьёй, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может тогда быть успешным, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии, ответственности, на действиях в интересах ребёнка.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса.
Круг взаимодействия семьи и школы необычайно широк и многообразен. Тем не менее нельзя сказать, что развитие и построение таких отношений можно отнести к абсолютно успешным. Если педагогическая система все в большей степени поворачивается лицом к ребенку, то отношения с родителями зачастую развиваются в диапазоне противоборствующих, принуждающих характеристик.
Однозначно, что устремленность на социально – образовательное развитие требует от школы построения особой стратегии отношений с семьей и родителями, признания компетентности и прав родителей на партнерство, сотрудничество и диалог. Соотнося позиции отношений школы и семьи в широко известной типологии межличностных трансакций Э.Берна «взрослый – родитель – ребенок», необходимо признать, что в школе родители редко чувствуют себя в позиции «взрослый – взрослый». Зачастую по старинке превалирует состояние провинившегося «ребенка», или на волне социальных перемен идет быстрое освоение новой престижной «родительской» роли – влиятельного спонсора. Необходимо изменить ситуацию, чтобы учитель видел в родителе понимающего партнера – единомышленника, готового к совместному осуществлению обоюдно значимой задачи – образования и воспитания ребенка.
Правовое обеспечение:
Конституция Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Декларация прав ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка
Кадровое обеспечение программы:
• директор школы
• классные руководители
Идея программы:
Установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.
Цели:
Обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью.
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе.
Разработка и реализация новых форм деятельности, поддерживающих сотрудничество семьи и школы в области нравственного становления детей и подростков.
Формирование у учащихся системы ценностных семейных ориентаций.
Задачи:
• оказание помощи семье в решении проблем воспитания, психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей;
• оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
• формирование у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы, классов;
• использование отечественных традиций, современного опыта и инноваций в деле педагогики сотрудничества в области воспитания;
• укрепление традиций школы в работе с семьями учащихся;
• организация эффективной работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности школы;
• воспитание у участников образовательного процесса отношения к семье как к базовой ценности общества;
•создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»;
• защита прав и интересов ребёнка в асоциальных семьях.
Прогнозируемые результаты:
• формирование в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка;
• сплочение коллектива родителей и учащихся класса;
• установление партнёрских отношений педагога с семьёй каждого учащегося;
• повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
• отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
• повышение авторитета родителей и их роли в воспитании и образовании детей.
Приоритетные направления работы:
1. Диагностика семей.
2. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
5. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
6. Взаимодействие с общественными организациями.
7. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.
Формы работы с семьей:
родительские собрания;
беседы;
тематические конференции;
открытые уроки и мероприятия;
семейные вечера и праздники, конкурсы;
конкурс писем для детей: «Я боготворю своего отца», «Лучше всех на земле мама».
Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми.
Характеристика типов семей:
I тип – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.
II тип – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.
III тип – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
IV тип – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, придавая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.
Реализация основных направлений
Направление деятельности | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Диагностика семей | 1.Обследование жилищно – бытовых условий. 2.Анкетирование учащихся и родителей | | классные руководители. |
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. | 1.Знакомство с учебными планами, программами, вариантами обучения. 2.Неделя открытых уроков. 3.Открытые внеклассные мероприятия. 4.Публикация на сайте школы публичного доклада по итогам работы в учебном году | Ежегодно, сентябрь. 2 раза в год. В течение года согласно планам работы классных руководите-лей. Ежегодно, июль. | Учителя Директор классные руководители. Директор школы. |
Психолого-педагогическое просвещение родителей. | 1.Родительские собрания. 2.Тренинги 3.Разработка заповедей семейного воспитания. | Ежемесячно, в течение года. | Классные руководители. |
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. | 1.Неделя семьи. 2.Совместные внешкольные, мероприятия, спортивные праздники, праздники «День семьи», «День Матери». 3.Совместные трудовые дела (субботник по благоустройству школьной территории, ремонт и оформление учебных кабинетов). 4.Составление генеалогического древа «Моя родословная». 5.Выставки творчества родителей «Мир наших увлечений». 6.Работа над социальными проектами. | Ежегодно, март. В течение года согласно планам работы классных руководите-лей. Ежегодно, май, июнь. Сентябрь В рамках Недели семьи. По мере необходимости | директор классные руководители. классные руководители. классные руководители классные руководители. |
Взаимодействие с родителями обучающихся | 1.Изучение запросов родителей с целью определения направлений совместной работы школы и семей учащихся. 2.Творческие встречи с родителями. 3.Рассылка благодарственных и поздравительных писем родителям относительно побед и достижений их детей. | Ежегодно По планам работы классных руководителей. По итогам учебного года. | Классные руководители Классные руководители. классные руководители. |
Работа с многодетными, неполными, малообеспеченными семьями | 1.Индивидуальные консультации для родителей. 2.Обеспечение бесплатного и льготного питания. 3.Организация отдыха детей в период каникул. 4.Содействие в трудоустройстве подростков в возрасте от 14 лет. | Постоянно В течение года. Ежегодно. Период летних каникул. | Директор школы. Директор школы. Директор школы. |
Взаимодействие с общественными организациями. | | постоянно | Директор |
Вовлечение родителей и общественности в управление школой. | 1.Организация и обеспечение работы общешкольного родительского комитета. 2.Формирование Управляющего совета школы. | 1 раз в четверть. | Директор школы. |