СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Стратегия смыслового чтения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа факультативного курса "Стратегия смыслового чтения направлена на формирование функциональной грамотности"

Просмотр содержимого документа
«Программа Стратегия смыслового чтения»

Пояснительная записка

Актуальность: одной из всемирных проблем на сегодняшний день является снижение интереса к чтению и как следствие этого у детей слабо формируется навык работы с текстом.

По результатам международного исследования PISA уровень читательской грамотности российских школьников значительно ниже их европейских сверстников. Низкий уровень читательской грамотности отрицательно сказывается и на качестве знаний современного школьника, который в процессе обучения сталкивается с огромным объемом информации. Не имея навыка работы с различными текстами, у обучающегося возникают трудности не только пониманием смысла и выделением главной (нужной) информации, но и с ее интерпретацией.

Проблему формирования читательской грамотности можно решить совместными действиями семьи и школы. Для этого необходимо вводить в учебный процесс дисциплины направленного действия.

Внимание к смысловому чтению акцентирует Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования. В них выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых, особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Данный курс «Стратегия смыслового чтения» разработан для обучающихся 7-х классов, но может использоваться на ступени основного общего образования (5-9 кл), является метапредметным. В ходе его изучения, обучающиеся получают(отрабатывают) навыки работы с текстом необходимые не для какого-то предмета отдельно, а для успешного обучения в целом.

Новизна: данная программа ориентирована на приобщение к чтению, на обучение ему не только как общеучебному умению, но и как способу работы с информацией . в ходе изучения данного курса обучающийся будет «шлифовать» свои навыки осмысленного чтения, но и учиться использовать полученные знания в нужное время. Курс предназначен для использования информации из разных областей знаний. Так же он направлен на освоение таких познавательных действий, как определение главной мысли текста (замысел автора), извлечение определенной информации из текста, преобразование и интерпретации полученной информации.

Цель: создание условий для овладения стратегии смыслового чтения и работы с текстом в части поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации;  воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры. 

Задачи:

  • Развивать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать интеллектуальную потребность читать

  • Познакомиться с особенностями научного стиля речи и типами учебных текстов

  • обеспечение взаимосвязи содержания учебных предметов и достигаемых в процессе обучения предметных и метапредметных результатов при обучении работе с текстами из различных областей знаний

  • применять стратегии и приемы в зависимости от назначения текста и поставленной задачи чтения

  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру


Планируемые результаты освоения учебного курса

Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

- находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускники получат возможность научиться:

- самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

- откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

входная диагностика

1

 Глава 1. Текст: особенности чтения и прочтения


Я читаю!

1


Виды чтения. Алгоритм чтения

1

 

Стратегии предтекстового чтения

1

 

Стратегии текстового чтения

1

 

Стратегии после текстового чтения

1

 

Разные тексты. Особенности работы с учебным и научным текстом.

1

 

Вторичный текст

1

Глава II: Работа с текстом: понимание прочитанного


Основная мысль текста

1

 

Ищем ключевые слова

1

 

Ищем ключевые предложения

1

 

Составляем план текста

1

 

Практика: Работа с текстом: понимание прочитанного

1

 

Практика: Работа с текстом: понимание прочитанного

1

Глава III: Работа с текстом: Поиск заданной информации и ее преобразование


Пишем конспект правильно

1

 

Учимся составлять и оценивать фрейм-текст

1

 

Учимся составлять и оценивать фрейм-текст

1

 

Учимся составлять и оценивать таблицу по тексту

1

 

Учимся составлять и оценивать диаграмму по тексту

1

 

Практика: ищем заданную информацию в таблице, диаграмме и т.д.

1


Учимся составлять и оценивать интеллект(ментальную)-карту

1

 

Изучаем основные приёмы работы с текстом(кластер, сорбонки, инсерт, кольца Венна и т.д.)

1

 

Изучаем основные приёмы работы с текстом(кластер, сорбонки, инсерт, кольца Венна и т.д.)

1

 

Практика: работа с текстом: поиск заданной информации и ее преобразование и оценивание

1


Практика: работа с текстом: поиск заданной информации и ее преобразование и оценивание

1

Глава IV: Работа с текстом: ищем и применяем полученную информацию


Современные источники информации

1

 

Работа с различными источниками информации

1

 

Работа с различными источниками информации

1

 

Учимся составлять тезис по заданному тексту.

1

 

Сопоставим тезис и текст.

1

 

Учимся составлять аннотацию к заданному тексту.

1

 

Сравним информацию в тексте с уже имеющейся

1

 

Практика: работа с текстом: ищем и применяем полученную информацию

1

 

Итоговая работа

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!