Рабочая программа по дисциплине «Сценическая речь»
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Срок реализации: 1 год
Авторы-составитель:
А.И. Авдеева
г. Железногорск -2022
Программа дисциплины «Сценическая речь»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплине «Сценическая речь» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сияние» в соответствии с Положением о рабочей программе педагога дополнительного образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7». Являясь, по сути, программой художественно-эстетической направленности, она решает и культурологические, и социально-педагогические задачи и, конечно же, задачи нравственного воспитания. Ведь театр - это тот вид искусства, который наиболее полно отражает жизнь. Именно в этом пространстве ребёнок органично получает свои первые эстетические, нравственные и культурологические уроки, а потом опыт этого познания переносит во взрослую жизнь. Значимость программы очевидна, ибо её основные цели и задачи направлены на то, чтобы превратить основной инструмент человеческого общения – речь в предмет эстетического восприятия.
Новизна данной программы заключается в создании и постоянном обновлении системы практической тренировки, обеспечивающей высокий уровень речевого мастерства воспитанников. Переработав и изучив множество программ и методических рекомендаций по сценической речи, ораторскому искусству, используя многолетний опыт педагогов актерского мастерства, создан комплекс тренинговых занятий, позволяющий за короткий срок добиваться от воспитанников устойчивых результатов. Игровые методики используются на протяжении всего периода обучения.
Актуальность и злободневность программы не вызывает никакого сомнения уже потому, что в условиях современной школы вопрос «чистоты языка» ушел на второй план. Ни для кого не секрет, что наши дети мало читают, но много уделяют внимания виртуальному общению, устный ответ, как акт речевого творчества, постепенно уходит из школы, заменяемый сухим тестированием. Как следствие, скудеет словарный запас, исчезает из речи образность и в результате мы слышим, переполненный словами иностранного происхождения сленг, который трудно назвать речью. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она формирует навыки активной речи, развивает её логику, обогащает её образно – эмоциональную составляющую, и тем самым дает возможность посредством речи выполнять самые высокие коммуникативные задачи.
Целью программы является формирование у обучающихся самостоятельного творческого мышления, направленного на создание ярких сценических образов и развитие социальной одаренности.
Задачи реализации дисциплины:
Обучающие:
-
знакомство с историей развития мирового театра;
-
знакомство с основными понятиями театрального действия;
-
обучение технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию;
-
обучение последовательности работы с художественным текстом, грамотному построению произвольной речи, четкому и ясному формулированию своих мыслей;
-
обучение правилам работы над драматургическим произведением (определение сюжетной линии, идеи и замысла автора, выявление сверхзадачи, сквозного действия и т.д.);
-
изучение элементов воплощения, необходимых при создании художественного образа.
Развивающие:
-
развитие творческих способностей;
-
развитие координации и пластики тела;
-
развитие артикуляционного аппарата;
-
формирование правильного произношения;
-
развитие умения логически строить фразы;
-
развитие художественного вкуса;
-
развитие волевой, эмоциональной и духовно-нравственной сферы (инициатива, самостоятельность, уверенность в своих вилах).
Воспитывающие:
-
воспитание мотивов учения (познавательная потребность, интерес, активность);
-
воспитание мотивов труда (потребность в нем, желание добиться высоких результатов в работе);
-
воспитание устойчивого интереса к изучению театрального искусства;
-
воспитание самостоятельности;
-
воспитание высоко организованной личности, готовой к самореализации и к самоопределению в жизни.
Здоровьесберегающие:
-
укрепление и развитие костно-мышечной системы организма, профилактика заболеваний позвоночника;
-
профилактика заболевания дыхательных путей через комплекс дыхательных упражнений.
Спецификой данной программы является ее преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение обучения акцент постепенно перемещается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом, дикцией, технике речи. И здесь много зависит от педагога, от его искусства увлечь детей. Ведь высокая степень увлечённости – основное условие творческого, глубокого овладения материалом.
В основном занятия по программе «Сценическая речь» проводятся в групповой форме. Но в связи с тем, что на разных этапах развитие голоса и речи каждого ребёнка требует специального подхода, возникает необходимость в индивидуальных занятиях и в занятиях малыми группами.
Данная программа предусматривает создание творческого объединения детей «Кружок актерского мастерства».
Используемые методы
Основные методики, на которых базируется программа, методика В.Янушевича, методика Э.Чарелли и дыхательная гимнастика А.Стрельниковой.
Суть методики В.Янушевича состоит в воспитании логики и правильной чистой речи, развитии памяти и воображения; исправлении речевых недостатков, умении мыслить образно и логически верно. Всё это происходит на фоне знакомства ребёнка с художественными образами в сказках и стихах, пословицах и поговорках. Всё вышеизложенное, в свою очередь, способствует развитию и формированию в ребенке творческой личности.
Суть методики Э.Чарелли состоит в освобождении естественного, индивидуального, присущего только этому человеку через осознание органического процесса голосообразования.
Осознав, как работает его голосовой аппарат, человек приучается устранять помехи, возникающие на пути рождения естественного голоса. На первой ступени обучения эта методика применяется только для устранения голосовых зажимов, т.к., имея дело с детьми младшего возраста, необходимо сохранить естественный голос студийца, нежели извлечь его из чуждых напластований.
Гимнастика А. Стрельниковой – это интенсивная тренировка дыхательных мышц. И поэтому методика Стрельниковой идеально дополняет методику Чарелли. Методика Чарелли высвобождает голос, а гимнастика Стрельниковой его усиливает.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы
обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:
- знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
- знание строения артикуляционного аппарата;
- знание основных норм литературного произношения текста;
- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностямитеатрального исполнительства;
- умение работать с литературным текстом;
- умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;
- навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
- навыки владения выразительными средствами устной речи;
- навыки по тренировке артикуляционного аппарата, а также:
- знание основ строения рече-голосового аппарата,
- знание основ фонетики и орфоэпии русского языка,
- знание законов логического разбора произведения;
- умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами
дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения;
- навыки выполнения разминки для подготовки речевого аппарата будущего чтеца и
актёра перед выступлением;
- умение применить полученные знания по современному литературному
произношению в бытовой речи и в условиях сценической практики;
- умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом:
идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора;
- умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле;
- навык самостоятельного выбора материала для репертуара;
- умение работать с библиографическими ресурсами обычных библиотек, и с электронными ресурсами;
- умение воплотить литературные произведения различных жанров в звучащем
художественном слове с учетом освоения основ актерского мастерства;
- навыки творческой деятельности;
- умение планировать свою домашнюю работу и осуществлять самостоятельный
контроль за своей учебной деятельностью;
- умение давать объективную оценку своему труду,
- навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе
2. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Основы театральной культуры | 10 | 3 | 7 | Концерт, конкурсы |
2 | Культура и техника речи | 10 | 8 | 2 | Участие в конкурсе |
3 | Этика и этикет | 10 | 3 | 7 | |
4 | Театральная игра | 5 | 3 | 2 | Участие в конкурсе |
| ИТОГО | 35 | 17 | 18 | |
3. Содержание программы.
Раздел I. «Основы театральной культуры»
Призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Игры,которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
РазделII. «Культура и техника речи»
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами,развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
-
Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо».
-
Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».
-
Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Знакомство с методикой Э.Чарелли
РазделIII.«Этика и этикет»
Связь этики с общей культурой человека. Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение.Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»). Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»). Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов. Выпуск стенгазеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)
РазделIV. «Театральная игра»
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…». Отбор произведений на конкурс «Осенняя фантазия»
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение произведений/
Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций).
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
4. Календарно-тематический план
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | | Название разделов. Тем занятий | |
| | | | Раздел «Основы театральной культуры» | |
1 | 05.09.17 | 14.00-14/40 | 1 | Вводная беседа. Вводная беседа | |
2-3 | 07.09.17 09.09.17 | 14.00-14/40 | 2 | Игры на развитие внимания и воображения.по методу К.С. Станиславского. | |
| | | | Раздел «Культура и техника речи» | |
4-5 | 12.09.17 14.09.17 | 14.00-14/40 | 2 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые» итд) | Наблюдение |
6-8 | 16.09.17 19.09.17 21.09.17 23.09.17 | 14.00-14/40 | 4 | Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. | Наблюдение |
| | | | Раздел «Театральная игра» | |
7 | 26.09.17 28.09.17 30.09.17 | 14.00-14/40 | 3 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | |
8 | 10.10.17 | 14.00-14/40 | 1 | Знакомство с произведениями на конкурс «Осенняя фантазия» | |
9 | 12.10.17 | 14.00-14/40 | 1 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение произведений | |
10 | 14.10.17 17.10.17 19.10.17 21.10.17 24.10.17 26.10.17 28.10.17 07.11.17 09.11.17 14.11.17 16.11.17 | 14.00-14/40 | 11 | Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | |
11 | 18.11.17 | 14.00-14/40 | 1 | Выступление на конкурсе. | Промежуточная аттестация. Результат конкурса |
12 | 21.11.17 | 14.00-14/40 | 1 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | |
13 | 23.11.17 | 14.00-14/40 | 1 | Знакомство с произведениями на конкурс «Шестое чувство» | |
14 | 25.11.17 | 14.00-14/40 | 1 | Распределение произведений. | |
15 | 28.11.17 30.11.17 02.12.17 05.12.17 07.12.17 09.12.17 12.12.17 14.12.17 16.12.17 19.12.17 | 14.00-14/40 | 10 | Выразительное чтение произведений. | |
16 | 21.12.17 | 14.00-14/40 | 1 | Выступление на конкурсе. | Промежуточная аттестация Результат конкурса |
17 | 23.12.17 | 14.00-14/40 | 1 | Анализ выступления организаторами | |
| | | | Раздел «Этика и этикет» | |
18 | 26.12.17 28.12.17 30.12.17 | 14.00-14/40 | 3 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | |
19 | | 14.00-14/40 | 2 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | |
20 | | 14.00-14/40 | 1 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | |
| | | | Раздел «Культура и техника речи» | |
21 | | 14.00-14/40 | 2 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. | |
22 | | 14.00-14/40 | 6 | Знакомство с методикой Э.Чарелли | |
| | | | Раздел «Театральная игра» | |
23 | | 14.00-14/40 | 4 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | |
24 | | 14.00-14/40 | 3 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | |
25 | | 14.00-14/40 | 3 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | Демонстрация Наблюдение |
| | | | Раздел «Этика и этикет» | |
26 | | 14.00-14/40 | 4 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») | |
27 | | 14.00-14/40 | 3 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | |
28 | | 14.00-14/40 | 2 | Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | Демонстрация Наблюдение |
| | | | Раздел «Театральная игра» | |
29 | | 14.00-14/40 | 3 | Знакомство со спектаклем с «Маленький принц» и автором произведения Антуаном де Сент-Экзюпери | |
30 | | 14.00-14/40 | 4 | Чтение произведения. Распределение ролей. Обсуждение костюмов, декораций. | |
31 | | 14.00-14/40 | 15 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | Демонстрация Наблюдение |
32 | | 14.00-14/40 | 2 | Генеральная репетиция | |
33 | | 14.00-14/40 | 2 | Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед учениками старших классов). | Итоговая аттестация |
34 | | 14.00-14/40 | 1 | Анализ результатов выступления. (Положительные стороны, отрицательные). | |
35 | | 14.00-14/40 | 1 | Анализ работы за год. | |
Научно-методическое-обеспечение программы
1. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды/Н.А.Басина., Н.П. Сулимова и др.-М: Просвещение, 2003 г.
2. Уроки театра на уроках в школе./ Ершова А.П. – М., 1998 г.
3. Ваш театр. / З. Я. Корогодская. - М., «Знание», 1984 г.
4. Техника звучащего слова. Методическое пособие/ З. М. Савинова. - М., 1998 г.
5. Сценические этюды. Учебное пособие для театра и культурно- просветительских учреждений./ Л.М. Шихматов. - М., 1966 г.
6. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр», Е.Р.Ганелин - Санкт-Петербург, 2002 г.
7. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Дополнительное образование. С. Кидин. – Волгоград, «Учитель», 2009 г.
8. Школьная театральная педагогика. Учебное пособие. О.А. Григорьева.-М., «Планета музыки»2015