Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение
«Детский сад комбинированного вида №60» Асбестовского городского округа
Дополнительная общеобразовательная программа
«Светофорик»
Возраст воспитанников – 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель : Копытова И. Н.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности.
Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как
безусловную ценность.
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество
дорожно – транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них
становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения :
ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой
автомобиль.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует
с самого раннего возраста.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя.
У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, наконец, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и
действующим ПДД.
Программа дополнительного образования разработана на основании;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с дополнениями 2015 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р.
Актуальность программы обусловлена тем, что возникает необходимость в формировании у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте,
умении правильно вести себя в различных ситуациях.
Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий
являются именно дети.
Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии
правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают
собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась
способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Поэтому задача взрослых - педагогов, родителей помочь детям, научить навыкам безопасности,
Правилам дорожного движения.
Программа направлена на то, чтобы через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, целевые прогулки ; развивающие, сюжетно – ролевые, подвижные игры ; конкурсы, викторины помочь детям в любой ситуации на дороге чувствовать себя уверенно и безопасно.
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов :
доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой,
прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Таким образом, избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Цель программы – формирование навыков безопасного поведения воспитанников на дорогах, улице.
Задачи программы:
- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- вырабатывать у воспитанников привычку правильно вести себя на дорогах и улице;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Направления работы:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
- Физическое развитие
Программа является развивающей и обучающей. Основывается на возрастных особенностях детей, психофизиологического развития ребенка 5-6 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребенка, их творческого взаимодействия, общении.
Методы и приемы обучения:
- беседа;
- дедуктивные наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
- дедуктивные наблюдения;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, рисунков с изображением улиц;
- чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
- развивающие, сюжетно – ролевые, подвижные игры;
- игры – соревнования, конкурсы, викторины, досуги;
- физминутки, пальчиковые игры, психогимнастика, релаксация;
- игры - драматизации;
- режиссерские игры;
- видеозал, мультзал;
- практические, игровые упражнения;
- встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;
- совместно с родителями пополнить уголок по Правилам дорожного движения.
- участие родителей во всех проводимых в детском саду мероприятиях, городских,
Всероссийских по БДД.
Каждый из этих методов – это помощь ребенку избежать опасности на дороге, и оказавшись в критической ситуации принять правильное решение. Их использование позволяет детям чувствовать себя увереннее, смелее, вырабатывать положительные навыки поведения. Воспитывать чувство ответственности, доброжелательности, трудолюбие, дисциплину.
Развивать у воспитанников умение сравнивать, анализировать.
Ожидаемый результат:
- сознательное отношение воспитанников и их родителей к соблюдению Правил дорожного движения.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Отчет о результатах работы кружка на педсовете.
- Выступление на родительском собрании.
- Участие в конкурсах всех уровней по ПДД в течение года.
- Оформление уголка по ПДД в группе.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия, в год проводится 36 занятий.
Длительность занятия в старшей группе - 25 минут.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются диагностическая методика Т.И.Даниловой ( Обучение детей дошкольного возраста ПДД ).
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка | Вопросы по теме |
| сентябрь | май |
| | |
| | |
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Календарный учебный график
№п/п | Число, месяц | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Программное содержание |
1 | сентябрь | Беседа | 1 | «Что мы знаем о Правилах дорожного движения» (диагностика) | Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожного движения. |
2 | сентябрь | Игровое упражнение | 1 | « Разминка пешеходов» | Формировать физическую готовность к безопасной жизнедеятельности. |
3 | сентябрь | Рассказ педагога | 1 | « История автомобиля» | Знакомить детей с историей создания автомобиля. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
4 | сентябрь | Беседа | 1 | « Легковой и грузовой транспорт» | Закреплять умения различать и называть виды транспорта. |
5 | октябрь | Чтение | 1 | « Сказка о том, как я чуть не пропал, когда в город попал» | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зрительное восприятие. |
6 | октябрь | Инсценировка | 1 | « Едем в общественном транспорте» | Дать детям представление об общественном транспорте, правилах поведения в нем. Воспитание культуры поведения. |
7 | октябрь | Режиссерская игра | 1 | ДПС – сюжет «На перекрестке» | Актуализировать знания детей о ПДД, учить применять их в игре. |
8 | октябрь | Беседа | 1 | « Грузовая машина» | Уточнить представление о грузовой машине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать у детей интерес к занятию. |
9 | ноябрь | Развлечение | 1 | « В гости к Бабушке Загадушке» | Закреплять у детей знания о транспорте. Развивать смекалку, сообразительность. |
10 | ноябрь | Видеозал | 1 | Просмотр видеофильма о правилах дорожного движения | Формировать представления об опасных ситуациях на дороге, улице. Высказывать и аргументировать свое мнение. |
11 | ноябрь | Дидактическая игра | 1 | « Узнай и назови» | Закреплять у детей знания о различных видах транспорта. |
12 | ноябрь | Беседа | 1 | « Моя улица» | Закреплять знания детей об улице. Развивать зрительное восприятие. |
13 | декабрь | Режиссерская игра | 1 | « Поездка в автобусе» | Закреплять знания детей о пассажирском транспорте, о правилах поведения в транспорте. |
14 | декабрь | Компьютерная презентация | 1 | « Подготовка к рейсу» | Расширять социальный опыт детей, игровые замыслы и умения, продолжать знакомить детей с профессией шофера. |
15 | декабрь | Беседа | 1 | «Дорожные ситуации» | Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице. |
16 | декабрь | Чтение | 1 | « Откуда ты взялась, дорога?» | Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе. |
17 | январь | Дедуктивное наблюдение | 1 | «На перекрестке» | Понаблюдать за движением транспорта, пешеходов, о.в. как движение регулируется при помощи светофора. |
18 | январь | Дидактическая игра | 1 | «На чем можно путешествовать?» | Продолжить знакомство детей с видами транспорта. |
19 | январь | Беседа | 1 | «Труд водителя» | Знакомить детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания у детей о грузовом, легковом и пассажирском транспорте. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
20 | февраль | Целевая прогулка | 1 | « Гараж» | Дать детям представление о гараже, его строении и функциональном назначении. Развивать наблюдательность. |
21 | февраль | Дидактическая игра | 1 | « Что дорожный знак рассказал о себе?» | Учить детей понимать назначение дорожных знаков, различать их, выделять их характерные признаки. |
22 | февраль | Развлечение | 1 | «Вечер загадок» | Обучать детей находить отгадку по описанию. Развивать слуховое восприятие. |
23 | февраль | Беседа | 1 | « Влиятельная палочка» | Дать начальное представление о работе милиционера – регулировщика ; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты. |
24 | март | Семейный альбом | 1 | « Наш автомобиль» | Стимулировать желание детей рассказать о своей семье, как семья ухаживает за автомобилем, обеспечивает безопасность пассажиров. |
25 | март | Беседа | 1 | « Дорожные ловушки» | Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице. |
26 | март | Подвижная игра | 1 | « Будь внимателен» | Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Воспитывать умение действовать по звуковому сигналу. |
27 | март | Беседа | 1 | « Истории на дороге» | Разобрать ситуации которые могут возникнуть на дороге. Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части. |
28 | март | Рисование | 1 | « Мы едем, едем…» | Подводить детей к созданию сюжетных композиций, воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
29 | апрель | Выставка | 1 | «Транспорт» | Закреплять у детей знания о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия. |
30 | апрель | Игра | 1 | «Макет» | Расширять представление об улице. Закреплять знания о правилах безопасности пешеходов и водителей. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в пространстве. |
31 | апрель | Мультзал | 1 | Проссмотр Мультфильма : «Светофор» ( серия « Смешарики» | Обогащать представления детей о средствах обеспечения безопасности на улице, актуализировать и дополнять знания детей о ПДД. |
32 | апрель | Игра - соревнование | 1 | « Водители, на старт!» | Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук. |
33 | май | Игра | 1 | «Найди пешеходов – нарушителей» | Обучить детей Правилам дорожного движения. Развивать внимательность, Наблюдательность. |
34 | май | Викторина | 1 | « Школа пешеходных наук» | Воспитывать в ребенке грамотного пешехода. |
35 | май | Кукольный театр | 1 | « Путешествие по улицам города с Незнайкой » | Создать положительный эмоциональный настрой у детей. |
36 | май | Беседа | 1 | Итоговое (диагностика) | Уточнить объем знаний и умений, приобретенных детьми за год обучения. |
Всего: 36 занятий
Список литературы
Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.
Санкт – Петербург. Детство – Пресс . 2016г.
Баринова Е.В. Улица, транспорт, дорога. Ростов - на – Дону. Феникс. 2014г.
Романова Е.А, Малюшкина А.В. Занятия по правилам дорожного движения.
Творческий Центр – Сфера. г. Москва 2005г.
Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Санкт – Петербург. « Детство – Экспресс».
2011г.
Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах. Издательство «Учитель».
г. Волгоград. 2016г.
Виноградова Е.А, Попова Г.П, Скобенко Л.Д. Игротека юного пешехода.
« Путешествие по улицам города с Колобком». Издательство «Учитель».
г. Волгоград. 2016г.
7. Тимофеева Л.Л, Корнеичева Е.Е, Грачева Н.И.
« Планирование образовательной деятельности в ДОО»
Центр педагогического образования. г. Москва. 2014г.
Интернет – ресурсы.
Ф.И.ребенка | Вопросы по теме |
| сентябрь | май |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |