МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Светофорик»
(социальное направление)
2 класс
Составитель:
Корнилкина Яна Васильевна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV
Группа 145
Благовещенск, 2020
Нормативно - правовая база:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».
Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2012 г. №1995- р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»».
Пояснительная записка.
Актуальность программы. При увеличении собственников транспортных средств, за последние десятилетия, возросла статистика дорожно-транспортных происшествий, а в списке причин гибели людей от несчастных случаев первым пунктом является дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.
Чтобы сократить гибель и травмы у детей, необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Выполнение всех требований правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Место учебного курса. Программа «Светофорик» составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании», Федеральным и государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).
Форма и режим занятий
Форма занятий - групповая
Возраст детей – 8-9 лет
Режим занятий - 1 час в неделю; 34 часа в год
Направление – социальное.
Цель программы: Создание условий для формирования у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»). Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи программы:
Образовательная
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающая:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательная:
воспитать у учащихся чувство ответственности за свои действия на дороге
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяются знания ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по селу.
Ценностные ориентиры учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Структура курса:
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | Правила дорожного движения | 20 |
2 | Основы безопасности дорожного движения | 14 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
№ п/п | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теорет. | Практ. |
Правила дорожного движения |
1 | Повторение изученного материала. Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. | 1 | 1 | 1 |
2 | Улица полна неожиданностей. | 1 | 1 | |
3-4 | Кто участвует в дорожном движении? | 2 | 1 | 1 |
5-6 | Транспорт. | 2 | 1 | 1 |
7 | Мы пассажиры. | 1 | | 1 |
8 | Правила поведения на улице. | 1 | 1 | |
9 | Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах | 1 | 1 | |
10-11 | Сигналы светофора. | 2 | 1 | 1 |
12 | Сигналы регулировщика. | 1 | 1 | |
13 | Правила перехода на сигналы светофора и регулировщика. | 1 | 1 | |
14 | Это должны знать все. | 1 | 1 | |
15-16 | Дорожные знаки. | 2 | 1 | 1 |
17 | Перекрестки. | 1 | 1 | |
18-19 | Переход дороги на регулируемом и нерегулируемом перекрестке. | 2 | 1 | 1 |
20 | Как вести себя в жилых зонах. | 1 | 1 | |
«Основы безопасности дорожного движения» |
21-22 | Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте | 2 | 1 | 1 |
23 | Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий | 1 | 1 | |
24 | Опасности видим издалека | 1 | 1 | |
25-26 | Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей. | 2 | 1 | 1 |
27 | Как оценить тормозной и остановочный пути автомобиля? | 1 | 1 | |
28 | Весенние дороги. | 1 | 1 | |
29-30 | Общественный транспорт – объект повышенной опасности! | 2 | 1 | 1 |
31-32 | «Велосипед – это здорово, но будь осторожен!» | 2 | 1 | 1 |
33 | Правила поведения на дороге в летний период. | 1 | | 1 |
34 | Инструктаж перед летними школьными каникулами. | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 23 | 12 |
Содержание программы
2 класс
Тема 1. Вводное занятие – 1 час.
Повторение изученного материала. Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.
Тема 2. Улица полна неожиданностей – 1час.
Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута.
Тема 3. Кто участвует в дорожном движении? - 2 часа.
Беседа об участниках дорожного движения, разбор ситуаций, ролевая игра.
Тема 4. Транспорт – 2 часа.
Какой транспорт ходит в нашем городе? Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне. Схематическое изображение микрорайона.
Тема 5. Мы пассажиры – 1 час.
Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта?
Тема 6. Правила поведения на улице – 1 час.
Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице - залог безопасности движения.
Тема 7. Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах – 1 час.
Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов.
Тема 8. Сигналы светофора – 2 часа.
Назначение светофора, значение сигнала светофора. Пешеходный светофор.
Тема 9. Сигналы регулировщика – 1 час.
Назначение регулировщика, значение сигналов регулировщика. Сигналы регулировщика для пешехода.
Тема 10. Правила перехода на сигналы светофора и регулировщика – 1 час.
Понятия светофор и регулировщик. Правила перехода улиц на сигнал светофора, регулировщика.
Тема 11. Это должны знать все – 1 час.
Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю.
Тема 12. Дорожные знаки – 2 часа.
Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках). Тему можно раскрыть в форме игры, викторины или конкурса рисунков.
Тема 13. Перекрестки – 1 час.
Какие бывают перекрёстки?
Тема 14. Переход дороги на регулируемом и нерегулируемом перекрестке – 2 часа.
Правила перехода дороги на регулируемом и нерегулируемом перекрестках.
Тема 15. Как вести себя в жилых зонах – 1 час.
Правила поведения в жилых зонах. Где можно играть, а где – нет? Разбор ситуаций.
Тема 16. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте – 2 часа.
Повторение понятий дорога, улица, общественный транспорт. Разбор ситуаций.
Тема 17. Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий – 1 час.
Какие существуют безопасные варианты маршрутов дом-школа, школа-дом при различных дорожных условиях.
Тема 18. Опасности видим издалека – 1 час.
Как избежать опасности при переходе дороги, движению по тротуару, в жилой зоне?
Тема 19. Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей – 2 часа.
На что стоит обращать внимание при наблюдении за дорогой и улицей?
Тема 20. Как оценить тормозной и остановочный пути автомобиля? – 1 час.
Понятия тормозной и остановочный путь, правила поведения в различных ситуациях.
Тема 21. Весенние дороги – 1 час.
Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах).
Тема 22. Общественный транспорт – объект повышенной опасности! – 2 часа.
Какие опасности существуют в общественном транспорте? Что делать и как вести себя в случае аварии.
Тема 23. «Велосипед – это здорово, но будь осторожен!» - 2 часа.
Места для катания на велосипедах. Велоэкипировка это важно! Правила движения для велосипедистов.
Тема 24. Правила поведения на дороге в летний период – 1 час.
Особенности летних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (туман, дождь, яркое солнце).
Тема 25. Инструктаж перед летними школьными каникулами – 1 час.
Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах.
Информационно – методическое обеспечение
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебно–методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е. Амелина, Москва. “Глобус”, 2008 г.
Предполагаемая результативность курса:
1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;