СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа театральной студии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Просмотр содержимого документа
«Программа театральной студии»

Пояснительная записка

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.

Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

1-й год обучения – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».

Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Цель программы:

создание условий для развития личности ребёнка;

развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; – приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. Авторы программы ставят своей целью реализацию следующих задач:

опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;

формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.

Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.

Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.

Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Длительность курса – 102 академических часа. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1–5-го классов. Продолжительность занятия – 40 минут. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиН.

Программа обеспечена учебным пособием для детей «Театр» (автор И.А. Генералова; М.: Баласс, 2012).























Основные разделы программы «Роли»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Раздел 1. Знакомство (2 ч)


1

Что такое искусство. Театр как вид искусства

1

2

Игра. Игровой тренинг

1


Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)


1

Путешествие в театр

1

2

Сборы в театр

1

3

Упражнения «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов»

1

4

Театр как здание. Театральные профессии

1


Раздел 3. В театре (4 ч)


1

Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма

1

2

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский)

1

3

Этика поведения в театре

1

4

Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис»

1


Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч)


1

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная

1

2

В мастерской костюмера и художника

1

3

Мастерская актёра и режиссёра

1


Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)


1

Сочинение «Сказки про школу»

1

2

Характеристика героев «Сказки про школу»

1


Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч)


1

Знакомство с театром пантомимы

1

2

Стихотворения Д. Хармса

1

3

Стихотворение С. Чёрного «Скрут»

1

4

Средства образной выразительности. Сказка К. Чуковского «Цыпленок»

1

5

Стихотворение А. Усачёва «Фантазёр». Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве

1

6

«Одушевление неодушевлённых предметов».

Стихотворение С. Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку»

1


Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)


1

Изготовление декорации к «Сказке про школу». «Здание школы.»

1

2

Изготовление декорации к «Сказке про школу». «Кабинет»

1


Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)


1

Стихотворение В. Берестова «В дверь диетической столовой…»

1

2

Театральные маски.

1

3

Изготовление костюмов учителя, учеников.

1


Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч)


1

Бутафорская мастерская в театре

1

2

Изготовление пальчиковых кукол

1

3

Разыгрывание «Сказки про школу»

1


Раздел 10. Делаем афишу и программку (2 ч)


1

Афиша. Изготовление афиши

1

2

Театральная программка

1


Раздел 11. Урок-концерт (3 ч)


1

Репетиция «Сказки про школу»

1

2

Музыка для «Сказки про школу». Прогон

1

3

Открытый урок-концерт

1


Тематическое планирование занятий (34 ч)

Первый год

«Мастерская тела, мастерская чувств» Актёр и режиссёр в театре

п/п

Содержание

Теорет. часы

Практ. часы

Всего часов

1

Знакомство

1

1

2

2

Дорога в театр

1

3

4

3

В театре

3

1

4

4

Как создаётся спектакль

2

1

3

5

Гномы играют в театр

1

1

2

6

Учимся актёрскому мастерству

2

4

6

7

Делаем декорации

1

1

2

8

Придумываем и делаем костюмы

1

2

3

9

В мастерской бутафора

1

2

3

10

Делаем афишу и программку

1

1

2

11

Урок-концерт

3

3

12

Ритмопластика и хореография

-

34

34


Итого

14

54

68



Содержание разделов программы Первый год Раздел 1. Знакомство (2 ч)

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.

Раздел 3. В театре (4 ч)

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)

Сочинение «Сказки про школу». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения героями. Отражение отрицательного отношения к лености, жадности, злости, трусости.

Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч)

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».

Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма учителя. Назначение театральных масок.

Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч)

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про школу».

Раздел 10. Делаем афишу и программку (2 ч)

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».

Раздел 11. Урок-концерт (3 ч)

Репетиция спектакля «Про школу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.

Ожидаемые результаты:

  1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

  2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

  3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

  4. Развитие творческого потенциала личности.

  5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

  6. Развитие исполнительских способностей.

  7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

  8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

  9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.

  10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.

  11. Владение нормами достойного поведения в театре.

По завершении первого года учащиеся должны знать:

  • особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

Должны уметь:

  • создавать образы знакомых живых существ с помощью выра-зительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.

Способы определения результативности

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).

В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Знакомство. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр, ученик-актёр.


2

Ритмопластика и хореография.


3

Игровой тренинг.


4

Ритмопластика и хореография.


5

Театральный словарик: премьера.


6

Ритмопластика и хореография.


7

Путешествие в театр на спектакль «Приключение Буратино».


8

Ритмопластика и хореография.


9

Упражнения на развитие внимания «Перепутанные картинки», «Лабиринт».


10

Ритмопластика и хореография.


11

Упражнения на развитие памяти «Дорога из чисел», «Площадь Часов».


12

Ритмопластика и хореография.


13

Зрительный зал и сцена.


14

Ритмопластика и хореография.


15

Театральный словарик: антракт, авансцена, инсценировка, аплодисменты, бис.


16

Ритмопластика и хореография.


17

Правила поведения в театре.


18

Ритмопластика и хореография.


19

«Театр начинается с вешалки» (К.С.Станиславский) Что значит это выражение известного режиссёра?


20

Ритмопластика и хореография.


21

В мастерской художника и костюмера, актёра и режиссёра.


22

Ритмопластика и хореография.


23

Основные отличия театра от других видов искусства.


24

Ритмопластика и хореография.


25

История театра: выдающиеся актёры и режиссёры.


26

Ритмопластика и хореография.


27

Оркестровая яма.


28

Ритмопластика и хореография.


29

Сочинение «Сказки про школу».


30

Ритмопластика и хореография.


31

Описание героев будущего спектакля. Актёр на сцене и в жизни.


32

Ритмопластика и хореография.


33

Знакомство с театром пантомимы и балета.


34

Ритмопластика и хореография.


35

Что умеет актёр и что необходимо знать каждому человеку.


36

Ритмопластика и хореография.


37

Расскажи сказку К.Чуковского «Цыплёнок», используя мимику, жесты и голос.


38

Ритмопластика и хореография.


39

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве.


40

Ритмопластика и хореография.


41

«Одушевление неодушевлённых предметов» Стихотворение С.Чёрного «Про девочку, которая нашла своего мишку».


42

Ритмопластика и хореография.


43

«Игрушка на сцене». Значение игрушки в жизни человека.


44

Ритмопластика и хореография.


45

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы.


46

Ритмопластика и хореография.


47

Изготовление декораций. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета.


48

Ритмопластика и хореография.


49

Стихотворение В. Берестова как сценическая история.


50

Ритмопластика и хореография.


51

Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа.


52

Ритмопластика и хореография.


53

Эскиз костюма учителя. Назначение театральных масок.



54

Ритмопластика и хореография.


55

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют.


56

Ритмопластика и хореография.


57

Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук.


58

Ритмопластика и хореография.


59

Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про школу».



60

Ритмопластика и хореография.


61

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши.


62

Ритмопластика и хореография.


63

Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».



64

Ритмопластика и хореография.


65

Репетиция спектакля «Про школу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами.


66

Ритмопластика и хореография.


67

Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.


68

Ритмопластика и хореография.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!