СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одиночество выступает как эпизодическое чувство в подростковом возрасте, тем не менее, не доставляет подросткам наслаждения, оно воспринимается как острое, болезненное переживание, как следствие нереализованной потребности быть включенным в коллективную жизнь. В числе причин данного переживания чаще всего называются проблемы в сфере общения, процессов самооценки и т.д. То есть одиночество выступает как результат конфликта с коллективом товарищей (или с товарищем), даже при сохранении хороших отношений с семьей. Ведь одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация направленности общения с родителей (и вообще старших) на сверстников. При этом также эпизодически у подростка возникает желание побыть одному, которое связано с потребностью разобраться в себе самом, в событиях окружающего мира, в своем отношении к этим событиям.
Неумение справляться с такого рода переживаниями, непонимание собственных чувств и поступков, на наш взгляд создают определенного рода преграды на пути формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
Программа тренинга «Познай себя»
(профилактика суицидального поведения
через профилактику подросткового одиночества)
Разработала: практический психолог
ГОУ ЛНР «СШ№2»
Павлухина Диана Эдуардовна
Пояснительная записка
Одиночество выступает как эпизодическое чувство в подростковом возрасте, тем не менее, не доставляет подросткам наслаждения, оно воспринимается как острое, болезненное переживание, как следствие нереализованной потребности быть включенным в коллективную жизнь. В числе причин данного переживания чаще всего называются проблемы в сфере общения, процессов самооценки и т.д. То есть одиночество выступает как результат конфликта с коллективом товарищей (или с товарищем), даже при сохранении хороших отношений с семьей. Ведь одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация направленности общения с родителей (и вообще старших) на сверстников. При этом также эпизодически у подростка возникает желание побыть одному, которое связано с потребностью разобраться в себе самом, в событиях окружающего мира, в своем отношении к этим событиям.
Неумение справляться с такого рода переживаниями, непонимание собственных чувств и поступков, на наш взгляд создают определенного рода преграды на пути формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
Цель тренинга: способствовать развитию знаний, умений, навыков преодоления болезненных переживаний, вызываемых чувством одиночества, через создание условий личностного роста подростков, а также способствовать формированию знаний, умений, навыков общения, решения простых и сложных проблем в сфере общения.
Задачи тренинга:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей, осознавать себя в процессе общения с другими людьми.
3. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
4. Способствовать формированию навыков преодоления болезненных переживаний, вызываемых чувством одиночества, а также формированию творческого подхода к разрешению проблемы одиночества.
Организация межличностного взаимодействия в группе тренинга основывается на системе психологических принципов: диалогизации, активности и персонификации.
Принцип диалогизации состоит в соблюдении личностно равноправных позиций ведущего тренера и участников группы, позиций сотрудничающих людей.
Принцип активности. Ведущий актуализирует тенденцию к личностному росту участников группы, их исследовательскую активность в осознании себя, своей индивидуальности, создает условия для постановки задач саморазвития.
Принцип персонификации. Ведущий группы последовательно осуществляет включение в межличностное взаимодействие личностного опыта участников (чувств, мыслей, соответствующих действий и поступков), побуждает к экспериментированию с отказом от вынужденного следования ролевым ожиданиям и нормативам.
Структура тренинга:
Длительность: 10 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 20 часов).
Рекомендуемая частота занятий: один раз в неделю.
Количество участников: 10-12 человек.
Категория участников: подростки старше 11-12 лет.
Половозрастной состав: предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но допустимы и гомогенные группы; желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Давайте познакомимся | 2 |
2 | В мире людей. Я в общении | 2 |
3 | В мире людей. Проблемы в общении | 2 |
4 | В море эмоций | 2 |
5 | Эмоции и чувства в общении | 2 |
6 | В глубине души | 2 |
7 | Я такой, какой я есть | 2 |
8 | Одиночество – враг или друг? | 2 |
9 | Одиночество и Я | 2 |
10 | Финал | 2 |
Всего | 20 |
Занятие 1. Тема: «Введение. Давайте познакомимся»
Цель: знакомство и установление контакта ведущего и группы, введение правил групповой работы, создание условий для возникновения атмосферы доверия и открытости в группе, снятие барьеров.
Содержание: Введение правил работы группы. Организация знакомства участников группы. Психотехнические игры и упражнения, направленные на создание доверия, снятия защит, сплочение группы.
Ход занятия:
Упражнение «Снежный ком»
Время: 10-15 минут.
Назначение: организация знакомства участников группы.
Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На занятиях нам представляется замечательная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Олька, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Олечка» или «Оленька». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего курса наших занятий будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое игровое имя и любое человеческое качество, начинающееся на первую букву имени, второй – имя предыдущего вместе с названным качеством и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы с указанными качествами, сидящих перед ним. Например, «1. Вероника веселая. 2. Вероника веселая, Саша скромный. 3. Вероника веселая, Саша скромный, Ира искренняя и т.д.». Записывать имена нельзя – только запоминать. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».
Упражнение «Заключение контракта»
Назначение: обсуждение и принятие правил поведения на занятиях.
Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об определенных правилах, соблюдение которых помогает получить возможные результаты. Для этого необходимо договориться о правилах. Сейчас я ознакомлю вас с правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их обсудим и внесем необходимые поправки.
Вы имеете право на свое собственное мнение и убеждения;
Просить о помощи и эмоциональной поддержке;
Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
Общаться по принципу «здесь и теперь». Это означает, что вам необходимо быть внимательными к своим мыслям, чувствам, эмоциям, которые возникают при групповом взаимодействии. То есть мы анализируем то, что происходит с вами в данный момент;
Высказываться от своего имени: «Я так думаю», «Я так чувствую» и т.д.;
Высказываться по очереди, когда один говорит, остальные, молча, слушают;
Не выносить за пределы группы информацию о личных переживаниях участников группы;
Не «вешать ярлыки» на себя и других, не оценивать переживания других как правильные/неправильные, хорошие/нехорошие, не приписывать высказываниям других не содержащегося в них смысла;
Быть открытым и искренним настолько, насколько каждый считает возможным. Для создания атмосферы доверия лучше промолчать, чем сказать неправду;
Проявлять активность. Чаще те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях.
Упражнение «Меняются местами те, кто…»
Назначение: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.
Время: 5-10 минут
Инструкция: Сейчас вам предлагается психологическая игра, в процессе которой вы сможете продолжить знакомство друг с другом. Я убираю свой стул и становлюсь «ведущим». По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым и т.д.) участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.
Упражнение «Вопросы на бумажках».
Назначение: продолжение знакомства, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с различных сторон.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Возможный уход от серьезной работы – например, написание вопросов типа «Какого цвета у меня глаза?» Ведущий должен заранее сказать, каково было бы ему получить вопрос – «отмазку».
Вопросы для обсуждения:
Насколько вы были искренни при ответе на поставленные вопросы?
Получили ли вы исчерпывающий ответ на свой вопрос?
Что нового вы узнали друг о друге?
Упражнение «Да-нет»
Назначение: помогает увидеть общность и уникальность каждого.
Время: 10-15 минут.
Ведущий произносит утверждение (например, Я люблю смотреть футбол). Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны - вниз. Характер утверждений становится более серьезным (например, Мне иногда бывает одиноко). Утверждение может произносить любой участник группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Есть что-либо, что объединяет всех вас? Что?
2. Какие утверждения вас выделяют из группы?
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: интеграция полученного опыта, рефлексия занятия.
Инструкция: «Сегодняшняя наша встреча подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свое состояние во время занятия по следующей схеме:
1. Я чувствовал себя скованно –5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5 свободно
2. Я чувствовал себя тревожно –5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5 безопасно
3. Что нового было для меня на этом занятии?
4. Мне больше всего не понравилось…
5. Мне больше всего понравилось… »
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Назначение: завершение занятия, подкрепление положительных эмоций.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Занятие 2. Тема: «В мире людей. Я в общении»
Цель: дальнейшее сплочение группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивного общения, осознание себя в процессе общения с другими людьми.
Содержание: психотехнические игры и упражнения, направленные на повышение коммуникативной грамотности участников, обучение пониманию своего состояния и состояния собеседника в общении.
Ход занятия:
Упражнение «Здравствуй, я тебя помню!»
Назначение: включение в работу в группе.
Время: 5-10 минут.
Инструкция: «Давайте будем по очереди здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому вы обращаетесь. Обращение должно начинаться с имени того данного человека: «Здравствуй, Катя, рада тебя видеть! Я помню, ты отличаешься от всех нас своей жизнерадостностью». Если вы не помните особенность того, к кому обращаетесь, вы должны извиниться перед ним».
Упражнение «Печатная машинка»
Назначение: разминка, подкрепление положительных эмоций.
Время: 5 минут.
Инструкция: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Упражнение «Почувствуй моё состояние»
Назначение: обучение пониманию своего состояния и состояния собеседника в общении.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Бросая друг другу мяч, вы будете называть вслух имя того, кому бросаете мяч. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека. После того, как относительно каждого будет предложено несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали во время совместной деятельности?
2. Как вы чувствуете себя сейчас?
3. Легко или трудно было понять, какое состояние у другого человека, и почему?
4. Что помогало вам понять состояние другого?
Упражнение «Уличное знакомство»
Назначение: использование различных способов знакомства, определение наиболее эффективных стратегий установления контакта с незнакомыми людьми.
Время: 15-20 минут.
Инструкция: «Выберите себе пару. Один из участников пары должен будет вступить в контакт с другим, «совершенно незнакомым» ему человеком. Учтите, что знакомство происходит на улице. Для того чтобы познакомиться, можно использовать любые вербальные и невербальные средства. Второй человек в паре, наоборот, любыми путями пытается уйти от знакомства. Цель считается достигнутой, когда первому удаётся узнать у второго его имя и номер телефона. Затем участники пары меняются ролями».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие средства и способы знакомства оказались наиболее эффективными?
2. Какие ваши особенности способствовали, а какие препятствовали достижению цели? В чем?
3. В какой из двух ролей вы чувствовали себя менее комфортно, и почему?
4. Как в реальной жизни вы знакомитесь?
5. Опишите ваше самочувствие на данный момент.
Упражнение «Рекламный ролик»
Назначение: получение каждым участником информации о том, каким видит его группа, осознание себя в процессе общения с другими людьми.
Время: 20-25 минут.
Инструкция: «Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородным дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут».
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствовали, когда наблюдали за тем, как ваши товарищи представляли вас в рекламном ролике?
Если бы вам было необходимо представить самих себя, вы представили бы себя так же, как это сделали те, кому досталось ваше имя или иначе?
Как вы считаете, почему мнение окружающих о нас и наше собственное мнение о себе не всегда совпадают?
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия
Вопросы для обсуждения:
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Появились ли у вас какие-либо новые ощущения?
Как вы себя чувствуете? С каким настроением вы уходите?
Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Назначение: завершение занятия, подкрепление положительных эмоций.
Время: 5 минут.
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».
Занятие 3. Тема: «В мире людей. Проблемы в общении»
Цель: обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Содержание: сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций. Осознание собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
Назначение: раскрепощение участников группы, установление доброжелательной атмосферы.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Начиная сегодня наше занятие, я предлагаю каждому из вас по очереди поприветствовать всех и рассказать о трех самых приятных событиях случившихся с вами за последний день».
Информирование участников тренинга:
Конфликты – неотъемлемая часть наших взаимоотношений с другими людьми, с миром и с самим собой. На занятии вы сможете приобрести полезные навыки регулирования конфликтов. Конфликты представляют собой проявление несогласия между двумя или несколькими людьми или идеями.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное. Конечно, конфликт не всегда носит позитивный характер, но во многих ситуациях он помогает выявить разнообразие точек зрения, получить дополнительную информацию.
Прежде всего, конфликт означает взаимодействие или диалог. Конфликты необходимы для развития и роста. В каждом конфликте содержится положительный потенциал. Даже если конфликт не разрешен, всегда есть основа для того, чтобы узнать и понять потребности другого, а значит, отношения можно сохранить или улучшить.
Для управления конфликтом необходимо понимать его причины. Обычно существует несколько причин конфликта, среди которых можно выделить различия в целях, представлениях и ценностях, различия в манере поведения, неумение общаться и др.
Различают четыре типа конфликтов. Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей с различными статусами или взглядами и ценностями, различающимися коренным образом. Во внутриличностных конфликтах сталкиваются «непримиримые стороны нас самих. Существуют также конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Упражнение «Моя картина конфликта»
Назначение: осознание индивидуальных представлений о конфликте.
Время: 15-20 минут.
Инструкция: «Я предлагаю вам нарисовать конфликт. Для того чтобы выразить идею конфликта, вы можете нарисовать все, что угодно». Затем, в общем круге, каждый участник показывает свой рисунок и рассказывает о нем.
Вопросы для обсуждения:
1. Что общего у вашего рисунка с другими? В чем различия?
2. Как вы относитесь к конфликту? Почему?
Упражнение «Говорю, что вижу»
Назначение: формирование умения наблюдать за поведением других и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнера общения большее желание понять и изменить свое поведение. К примеру : «Лена – ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения.
Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что вы видите относительно любого из участников. К примеру : «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается»».
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.
Вопросы для обсуждения:
Часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки?
Было ли сложным это упражнение? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Что вы чувствовали, когда говорили о вас и когда высказывались вы относительно других участников?
Упражнение «Официант, в моем супе муха»
Назначение: осознание различных стратегий поведения в конфликте, приобретение навыков сотрудничества и творческого подхода к проблеме.
Время: 20-25 минут.
Инструкция: «Я предлагаю вам поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Мне понадобятся два добровольца. Я попрошу вас выйти и встать так, чтобы все могли вас видеть и слышать. Одному из вас я дам роль А, другому – Б. Роль А: вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику. Роль Б: Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику. Данное упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. Просим вас проиграть данную ситуацию». Упражнение можно повторить, но с другими участниками.
Вопросы для обсуждения:
Сперва хочу обратиться к участникам сцены. Расскажите о своих впечатлениях, мнениях, переживаниях, которые возникли у вас в процессе проигрывания ситуации.
Теперь обращаюсь к остальным членам группы. Какие впечатления и мнения возникли у вас в процессе наблюдения за происходящим?
Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли он непонимание в ситуации? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
Удалось ли сторонам объяснить свое видение ситуации, понять оппонента и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
Те, кто наблюдал за происходящим, повел бы себя иначе в данной ситуации? Как?
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия.
Вопросы для обсуждения:
Что нового вы узнали на занятии?
Помогут ли вам полученные сегодня знания? Каким образом?
Упражнение «Его сильная сторона»
Назначение: завершение занятия, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
Время: 5 минут.
Инструкция: «Закончим сегодня нашу встречу тем, что, бросая по очереди друг другу мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч, начиная со слов: «На прощание хочу сказать тебе, что ты…». Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого».
Занятие 4. Тема: «В море эмоций»
Цель: расширение знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, а также расширение личностного опыта переживания эмоций.
Содержание: актуализация собственных эмоциональных переживаний в ситуации «здесь и теперь». Обеспечение групповой поддержки и безопасности при актуализации эмоционального состояния. Развитие готовности к экспериментированию с эмоциональными переживаниями. Выражение эмоции в действиях. Исследование альтернативных форм переживания эмоций. Формирование безоценочного отношения к эмоциям.
Ход занятия:
Упражнение «Подарок»
Назначение: подкрепление положительных эмоций, включение в работу.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам преподнести подарок любому из участников группы. Кому и что вы будете дарить, каждый из вас решит сам для себя. Есть только одно условие: нельзя озвучивать подарок и свои действия, вы можете использовать только жесты, мимику, пантомимику. А тот, кому предназначен подарок, должен понять, что ему подарили».
Упражнение «Называем чувства»
Назначение: обогащение словаря эмоций у участников.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана». Данное упражнение проводится как общегрупповой «мозговой штурм». Результаты работы группы – лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.
Вопросы для обсуждения:
Какое из названных чувств вам нравится больше других?
Какое, по-вашему мнению, самое неприятное чувство?
Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?
Упражнение «Мое самочувствие»
Назначение: приобретение личностного опыта осознавания эмоций.
Время: 5 минут.
Инструкция: «Мы с вами только что проговорили, какие бывают чувства и эмоции. Теперь я попрошу вас проговорить собственные эмоциональные переживания в ситуации «здесь и теперь»».
Упражнение «Выражение эмоции в действии»
Назначение: получение опыта выражения эмоций через действия.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Выберите из группы участников, схожих по эмоциональному состоянию. Объединитесь в подгруппы по 3-4 человека.
Постарайтесь выполнять те действия и движения, которые вы обычно совершаете в данном эмоциональном состоянии. По завершению обсудите в подгруппе свой способ выражения эмоций».
Вопросы для обсуждения:
Каким образом вы выражали свое эмоциональное состояние?
Насколько это вам удавалось?
Что происходило с вашим телом в тот момент, когда вы выражали свое эмоциональное состояние?
Упражнение «Групповое обсуждение альтернативных форм переживания эмоций»
Назначение: осознание собственных эмоциональных переживаний, акцентирование необходимости безоценочного отношения к эмоциям.
Время: 20-25 минут.
Инструкция: «Предлагаю вам обсудить ряд следующих вопросов:
Как вы справляетесь с негативными эмоциональными состояниями?
Для чего вам нужны гнев, страх, обида, печаль, отвращение и т.д.?
Всегда ли вы можете сами справиться с негативными эмоциями без посторонней помощи? Как?
У кого вы можете получить поддержку, когда испытываете отрицательные эмоции?».
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия.
Инструкция: «Я предлагаю вам оценить проделанную нами сегодня работу с использованием следующих начальных фраз:
- я думаю…,
- меня удивило…,
- я осознал(а)…,
- я почувствовал(а)…,
- мне не понравилось…,
- мне понравилось…,
- мне хотелось бы…»
Упражнение «Пожелание»
Назначение: завершение занятия, подкрепление положительных эмоций.
Время: 5 минут.
Инструкция: «Передайте мяч тому, кому хотите со словами «Я желаю тебе…»».
Занятие 5. Тема: «Эмоции и чувства в общении»
Цель: расширение личностного опыта переживания эмоций через осознание разнообразных форм выражения, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
Содержание: знакомство с разнообразными эмоциональными состояниями и их ролью в жизни человека. Принятие собственных эмоциональных переживаний. Развитие умений невербального предъявления эмоций и понимания эмоциональных состояний других людей. Использование обратной связи для самодиагностики состояний. Вербализация чувств к «негативным» эмоциям других членов группы. Осознавание собственного эмоционального состояния и его влияния на групповое настроение.
Ход занятия:
Упражнение «Игра-приветствие»
Назначение: создание атмосферы доброжелательности и раскрепощенности, положительного эмоционального состояния, включение в работу.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: участники группы по очереди, не говоря, кому они адресуют, произносят какое-либо приветствие. Все участники должны угадать, кому данное приветствие адресовано, и хором назвать его имя. Если звучат разные имена, то автор приветствия сообщает, кому оно было адресовано.
Упражнение «Беседа об эмоциях»
Назначение: информирование участников тренинга о разнообразных эмоциональных состояниях, различных формах их выражения и значении эмоций в психической жизни человека.
Время: 15-20 минут.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие эмоции вы переживаете чаще всего?
2. Как вы различаете свои «хорошие» и «плохие» эмоции?
3. Какие действия вы совершаете при переживании тех или иных эмоций?
4. Какова роль эмоций в вашей жизни?
Упражнение «Актуализация эмоциональных переживаний»
Назначение: расширение личностного опыта переживания эмоций.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Встаньте в круг. Сейчас вы будете ходить по комнате. Тот из вас, чье имя я назову, предложит какую-либо реальную или фантастическую ситуацию. Каждый попробует представить себя в этой ситуации. Постарайтесь осознать те чувства, которые при этом возникают. Итак, я начну: «Мы идем по густой чаще леса…».
Далее через каждые одну - две минуты тренер называет имя следующего члена группы.
В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующие моменты:
- одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные, порой полярные состояния;
- люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность можно развивать;
- легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречаются в жизни;
- воспроизведение характерных для той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.
Вопросы для обсуждения:
1.Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?
2.В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой – сложнее? Почему?
Упражнение «Скульптура «Эмоция»»
Назначение: развитие умений невербального предъявления эмоций и понимания эмоциональных состояний других людей.
Время: 20-25минут.
Инструкция: «Вспомните какое-либо эмоциональное переживание, которое вы обычно оцениваете как «плохое». Продемонстрируйте его участникам группы в виде скульптуры. Участники группы стараются почувствовать состояние автора скульптуры. При желании и согласии автора можно «переделать» (скорректировать) скульптуру с целью изменения его эмоционального состояния».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие эмоции были представлены и на какие они были изменены?
2. Это угадывалось по положению тела и характерной мимике?
3. Как вы обычно телесно реагируете на негативные эмоции?
4. Удалось ли в процессе выполнения упражнения изменить ваше эмоциональное состояние с помощью положения тела?
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия.
Вопросы для обсуждения:
Что нового узнали на занятии?
Каким образом полученные сегодня знания можно применить в реальной жизни?
Упражнение «Спасибо»
Назначение: завершение занятия, подкрепление положительных эмоций.
Инструкция: «Напоследок обратимся к каждому участнику группы со словами: «Спасибо тебе сегодня за…». Например: «Спасибо тебе, Катя, сегодня за то, что ты была такой активной»».
Занятие 6. Тема: «В глубине души»
Цель: создание условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
Содержание: расширение и дифференциация знаний о себе, осознание своих слабых и сильных сторон.
Ход занятия:
Упражнение «Ревущий мотор»
Назначение: включение в работу в группе, подкрепление положительных эмоций.
Время: 5-10 минут.
Инструкция: «Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?»
Упражнение «Точка зрения»
Назначение: осознание уникальности каждого человека, побуждение участников группы к открытости.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 3 графы по вертикали. В первой графе следует написать ответ на вопрос: «Кто я?». Для этого необходимо написать 10 слов – эпитетов. Писать следует быстро, не раздумывая. Во второй графе нужно написать, как на этот вопрос ответили бы ваши родители. В третьей графе ответ на поставленный вопрос дает кто-то из группы. Для этого всем следует положить свои подписанные листочки на стол, перемешать. Затем каждый, не глядя, берет один из листов и заполняет третью графу. Листы с ответами снова складываются на стол, и каждый забирает свой».
Вопросы для обсуждения:
1. Повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах? На что это указывает?
2. Насколько хорошо вы сами себя знаете?
3. Как вы относитесь к самому себе?
4. Насколько сходны ваши представления и представления других о вас?
Упражнение «Волшебная рука»
Назначение: расширение знаний участников о себе и других членах группы.
Время: 15-20 минут.
Инструкция: «каждый участник группы сверху на листе бумаги напишет свое имя, затем обведет свою руку карандашом. На каждом пальце я предлагаю вам написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка».
Вопросы для обсуждения:
Что нового вы узнали о себе?
Согласны ли вы с тем, что вам присуще те качества, которые написали члены группы на вашей «ладошке»? (При обсуждении необходимо сделать акцент на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди).
Упражнение «Волшебная лавка»
Назначение: участники могут сосредоточиться на представлениях о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить; позволяет прийти к мысли, что чтобы приобрести новое, всегда приходится платить; позволяет задуматься о существенных для каждого жизненных целях.
Время: 25-30 минут.
Инструкция: «Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это – старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил».
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствовали в ходе выполнения задания?
Удалось ли вам произвести обмен и получить желаемый «товар»?
Легко или трудно было выполнять данное упражнение? Почему?
Как будете использовать приобретенные качества?
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия.
Вопросы для обсуждения:
Что нового о себе вы узнали сегодня на занятии?
Вас удивило то, что вы узнали о себе? Почему?
На сегодняшнем занятии вы лучше узнали себя?
Как вы считаете, полезна ли та информация, которую получили? Почему?
Упражнение «Последняя встреча»
Назначение: завершение занятия.
Время: 5 минут.
Инструкция: «Предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это».
Занятие 7. Тема: «Я такой, какой я есть»
Цель: продолжение процесса самопознания, осознание своих сильных и слабых сторон, принятие себя.
Содержание: психотехнические игры и упражнения, способствующие выработке у участников более объективной самооценки, положительная реинтерпретация слабых сторон участников.
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
Назначение: создание атмосферы доброжелательности и раскрепощенности, положительного эмоционального состояния, включение в работу.
Время: 10-15 минут.
Инструкция: «В течение одной минуты каждый из вас должен пожать руку каждому и сказать несколько теплых слов. Затем каждый говорит по одному комплименту соседу справа и слева. И в завершении каждый из вас рассказывает один анекдот, за что вознаграждается аплодисментами».
Упражнение «Доверчивый столб»
Назначение: разминка, повышение доверия друг к другу.
Время: 5-10 минут.
Инструкция: «один участник падает с закрытыми глазами назад. Другие ловят его в самую последнюю минуту».
Упражнение «На какой я ступеньке?»
Назначение: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Время: 5-10 минут.
Инструкция: «Я раздам вам бланк с нарисованной на нем лесенкой из десяти ступеней. Посмотрите на эту лесенку и нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь» (Приложение 1).
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
-1-4 ступенька - самооценка занижена
-5-7 ступенька - самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена
Вопросы для обсуждения:
Вы согласны с тем результатом, что получился? Почему?
Упражнение «Я такой, какой я есть»
Назначение: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Время: 20-25минут.
Инструкция: «Я предлагаю вам сейчас нарисовать себя, но рисовать так, чтобы никто не видел, что вы рисуете». После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Вопросы для обсуждения:
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на рисунки и расскажите о герое каждого рисунка, охарактеризуйте этого героя.
Как вы чувствовали себя, когда остальные участники характеризовали ваш рисунок?
Получилось ли у вас посмотреть на себя глазами других? Совпало ли мнение остальных членов группы о вас с вашим собственным мнением?
Будет ли полезна для вас информация, которую вы получили о себе в ходе выполнения данного упражнения? Каким образом?
Упражнение «Принятие себя»
Назначение: осознание своих сильных и слабых сторон, позитивная реинтерпретация предъявленных недостатков.
Время: 20 минут.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой колонке заполните графу «мои слабые стороны». В правой колонке соответственно «мои сильные стороны». Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими слабыми сторонами, именно сегодня, на этом занятии. Не жалейте себя, заполняя левую половину таблицы. Слабые стороны есть у всех. Затем, напротив, каждого недостатка записываем по одному своему достоинству».
Вопросы для обсуждения:
1. Какую из колонок было легче заполнять? Почему?
2. Какую запись хотелось бы продлить?
3. Как вы думаете, почему это происходило?
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия.
Инструкция: «Я предлагаю вам оценить проделанную нами сегодня работу с использованием уже знакомых нам следующих начальных фраз:
- я думаю…,
- меня удивило…,
- я осознал(а)…,
- я почувствовал(а)…»
Упражнение «Медитация»
Назначение: снятие напряжения, завершение занятия.
Время: 5 минут.
Инструкция: «Мы с вами сегодня проделали серьезную и трудную работу, поэтому я предлагаю сейчас всем взяться за руки, закрыть глаза и подумать о чем-нибудь приятном. Например, представить, как вы загораете на солнышке. Закрываем глаза, расслабляемся… Теперь открываем глазки и поблагодарим друг друга за работу».
Занятие 8. Тема: «Одиночество – враг или друг?»
Цель: информирование участников о чувстве одиночества, его особенностях; творческий подход к разрешению болезненных переживаний одиночества.
Содержание: осознание причин возникновения чувства одиночества, эмоций сопровождающих его; постановка перед группой проблемы и ее активное обсуждение.
Ход занятия:
Упражнение «Игра-приветствие»
Назначение: создание атмосферы доброжелательности и раскрепощенности, положительного эмоционального состояния, включение в работу.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Я предлагаю перед началом работы по традиции поприветствовать друг друга. Но сегодня каждый из нас имеет возможность придумать свое приветствие и так поздороваться с группой. Это может быть рукопожатие, похлопывание по плечу и т.д. Просто проявите немного фантазии».
Упражнение: «Одинокий человек»
Назначение: осознание участниками собственного видения и отношения к чувству одиночества, а также причин его обуславливающих.
Время: 25-30 минут.
Инструкция: «Представьте себе человека, который испытывает чувство одиночества. Подумайте, чем вызвано или с чем связано это его чувство одиночества. Теперь я попрошу вас нарисовать этого человека. Здесь не будут учитываться ваши художественные способности. Постарайтесь отразить на рисунке душевное, возможно физическое состояние одинокого человека и по возможности указать причину».
Вопросы для обсуждения:
Расскажите нам о своем рисунке. Кто этот человек? Как он себя чувствует? Почему?
А как вы себя чувствуете в моменты одиночества?
Часто ли вы испытываете чувство одиночества? С чем это связано?
Быть одиноким это хорошо или плохо, как вам кажется?
Процедура «Мозговой штурм»
Назначение: обсуждение заявленной проблемы в группе, выработка различных идей и мнений, совместное принятие решения.
Время: 30-35 минут
Слово тренера: «одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы отчетливо понятен каждому из нас. Тем не менее, судя по вашим рисункам, мы получили многообразные и в чем-то даже противоречивые определения одиночества. Говоря об одиночестве, у людей чаще всего возникают ассоциации с острым ощущением беспокойства и напряжения, проблемной ситуацией, вызывающей болезненные переживания. Однако не стоит отрицать того факта, что одиночество позволяет нам заглянуть вглубь своей души и лучше понять себя, увидеть свою уникальность, непохожесть на других. Давайте порассуждаем с вами над вопросом о том, одиночество – это наш враг или друг?». В процессе обсуждения заявленной проблемы тренеру необходимо обращать внимание участников группы в первую очередь на то, что лучше рассматривать одиночество не как проблему, а как «активное уединение», которое позволяет заняться любимым делом, сходить в кино, почитать, послушать музыку, привести в порядок комнату; то есть не просто отвлечься, но и с пользой провести время. Можно писать стихи, заняться танцами, спортом, научиться играть на музыкальном инструменте и т.д. Полезно использовать период своего одиночества как время для того, чтобы разобраться в себе, увидеть свои положительные качества (отзывчивость, надежность, смелость, справедливость) и избавиться от отрицательных (зависть, грубость, лицемерие).
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия.
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя сейчас чувствуете?
Удалось ли вам ответить для себя на вопрос о том, что же собой представляет одиночество? Это наш враг или друг? Почему?
Изменилось ли хоть в малой степени ваше отношение к чувству одиночества?
Упражнение «Импульс»
Назначение: снятие напряжения, завершение занятия.
Время: 5 минут.
Инструкция: «Давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза. Сейчас я пущу по кругу импульс. Импульсом будет служить легкое сжатие руки. В какую сторону я отправлю этот импульс не известно. Ваша задача получить этот импульс и передать дальше. Вы имеете право менять направление импульса и ускорять ритм. В конечном итоге импульс вновь должен вернуться ко мне».
Занятие 9. Тема: «Одиночество и Я»
Цель: осознание собственного восприятия и отношения к чувству одиночества, формирование навыков преодоления болезненных переживаний, вызванных одиночеством.
Содержание: осознание собственного восприятия чувства одиночества, актуализация имеющихся знаний о путях преодоления чувства одиночества и выработка новых знаний посредством «мозгового штурма».
Ход занятия:
Упражнение «Карлики и великаны»
Назначение: включение в работу в группе, подкрепление положительных эмоций.
Время: 5-10 минут.
Инструкция: «Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть». Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».
Упражнение «Сказка»
Назначение: осознание участниками собственного видения и отношения к чувству одиночества.
Время: 25-30 минут.
Инструкция: «Вы, конечно же, прекрасно помните, что такое сказки. Ведь все мы родом из детства, а дети так любят сказки. Давайте сейчас с вами вместе сочиним сказку. Каждый из вас сочинит свою сказку, которая будет носить название «Одиночество и Я». В этой сказке «Одиночество» может быть соперником «Я» или другом, братом или врагом и т.д. Решать вам, это ваша сказка, вы автор. У вас есть 15 минут на составление сюжета сказки».
Вопросы для обсуждения:
Коротко расскажите нам, пожалуйста, основной сюжет сказки: в каких взаимоотношениях выступают «Одиночество» и «Я»? Смогут ли они найти общий язык? Почему?
Думаю, вы обратили внимание на то, что на прошлом занятии мы занимались чем-то похожим, а именно рисовали одинокого человека. И сказка, и рисунок позволяют нам проследить ваше отношение к чувству одиночества. Изменилась ли на сегодняшний день как-то ваша позиция по отношению к одиночеству? Стали ли вы воспринимать это явление иначе?
Чем вызваны на ваш взгляд такого рода изменения в восприятии и понимании данного чувства?
Упражнение «Мозговой штурм»
Назначение: сплочение группы, выработка различных вариантов решения заявленной проблемы путем обсуждения в группе.
Время: 25-30 минут.
Инструкция: «Вы уже знатоки! Мы с вами много говорили о чувстве одиночества, о его положительных и отрицательных сторонах, о своем понимании, восприятии и отношении к данному чувству. Я уверена, что теперь вы без проблем сможете справиться с болезненными переживаниями, которые вызывает одиночество. К тому же мы с вами учились конструктивно взаимодействовать с другими людьми, то есть общаться таким образом, что бы это не приводило к конфликтам, не доставляло трудностей и хлопот. Мы с вами самые настоящие мастера. А что делать тем, кто не знает, как быть? Я предлагаю вам побыть сейчас в роли настоящих консультантов и при помощи обсуждения в группе разработать ряд рекомендаций для тех, кто чувствует себя одиноким. Для этого вы можете обращаться к собственному опыту и имеющимся знаниям».
Процедура «Интеграция полученного опыта»
Назначение: рефлексия занятия.
Вопросы для обсуждения:
Как вы считаете, продуктивным ли было сегодняшнее наше занятие? Почему? Что нового вы узнали?
Легко ли было вам выступать в роли консультантов?
Какие из предложенных путей, позволяющих справиться с одиночеством, вы желаете использовать?
С кем из участников группы были схожи ваши взгляды? О чем это может свидетельствовать?
Как вы себя чувствуете в данный момент?
Упражнение «Игра-прощание»
Назначение: завершение занятия, снятие напряжения.
Время: 5-10 минут.
Инструкция: «Сегодня все молодцы! Мы усердно поработали и заслужили похвалы. Давайте в завершение сегодняшней встречи похвалим сами себя. Каждый из вас сейчас скажет: «Я хвалю себя за то, что сегодня на занятии…» или «Спасибо мне, за то, что я сегодня на занятии…»».
Занятие 10. Тема: «Финал»
Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.
Содержание:
Ход занятия:
Упражнение «Прогноз погоды»
Назначение: включение в работу в группе.
Время: 5 минут.
Инструкция: ««Прогноз погоды»
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю. У вас есть пять минут».
Упражнение «Розовый куст»
Назначение: осознание собственных ценностных установок, имеющихся проблем и трудностей, а также постепенного процесса становления зрелой личности; формирование готовности преодолевать барьеры на пути личностного роста и развития.
Время: 30-35 минут.
Инструкция: «С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был «Золотой цветок", в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.
Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еще более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы.
Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я». Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны). Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит».
Вопросы для обсуждения:
У всех получилось представить и прочувствовать описанную картину? Все смогли представить себя розой и пообщаться с мудрым существом?
Скажите, сумели вы определить для себя те вопросы, которые действительно на данный момент волнуют вас больше всего? Получили вы ответ на них?
Ощущаете ли вы в себе некую новую силу, которой возможно раньше не было?
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Назначение: подведение итогов, получение обратной связи от участников группы.
Время: 30 минут.
Инструкция: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.»
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствуете?
Удалось ли вам получить целостную картину о том, как же воспринимают вас окружающие люди?
Согласны ли вы с тем, что вам действительно присуще те качества, которые назывались в процессе выполнения задания?
Хотите ли вы что-либо в себе изменить?
Вы планируете изменяться?
Шеринг:
Какие новые знания о себе, о других вы получили на занятиях?
Вы, постигая свой собственный внутренний мир, смогли лучше узнать себя?
Произошли ли изменения в ваших взаимоотношениях с окружающими людьми, с друзьями, родителями, учителями?
Изменилось ли ваше отношение к чувству одиночества? Сможете ли вы найти позитивность в переживаемом чувстве «одиночестве»?
Будете ли вы применять полученные знания в реальной жизни?
Слово тренера: «Мы заканчиваем с вами наш курс занятий. Я надеюсь, что нам с вами удалось достичь поставленных целей. И я всех благодарю за активную работу. Вы все молодцы! Думаю, что те знания, тот опыт, который вы приобрели в процессе наших встреч, несомненно, будет помогать вам в реальной жизни. Сейчас я предлагаю вам опять-таки по традиции попрощаться. Только сегодня вы сами решите, каким образом мы это сделаем».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бубер Н. Проблема человека. Перспектива // Лабиринты одиночества.: Сб. науч. тр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – с. 95-114.
Драгунова Т.В. Подросток. – М.: Знание, 1976. – 64с.
Дэвид Ли. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 224с.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166с.
Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – М.: Смысл, 2002. – 80с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Академия», 1998. – 228с.
Кон И. С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207с.
Пепло Л. Э., Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества.: Сб. науч. тр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – с. 152-168.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Роспедагенство, 1995. – 140с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368с.
Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Речь, 2007. – 118с.
Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии. – М.: «Академия», 1999. – 323с.