СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы профилактика профессионального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения и улучшение психологического климата в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ.»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №8 г.Гулькевичи












ПРОГРАММА

ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

для педагогов ДОУ


















Автор:

Суглобова Т.В.

педагог-психолог.




Пояснительная записка.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессиональному выгоранию. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

 Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Работа педагога-психолога ДОУ с педагогическим коллективом была ориентирована на сплочение. К тому же товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в данном коллективе.

Как отмечает практике наиболее уязвимы находятся в «группе риска»- профессиональному выгоранию те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, не владеют способами снятия психоэмоционального напряжения. В частности не придают большого значения релаксации и рефлексии.

Поэтому, чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности педагога, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо решать проблему профессионального выгорания с разных сторон. 

Предпринята попытка создания Программы тренинговых занятий с педагогами ДОУ, согласно которой работа с педагогами построена на моделировании ситуации, в которых участники за короткий срок могут почувствовать, чем хороша командная работа, что она из себя представляет, какие результаты приносит по сравнению с индивидуальной. Так же во время тренинга участники смогут активно обучаться навыку работы в команде, взаимопомощи и поддержке, приемам и способам снятия напряжения.

Следует отметить тот факт, что люди проявляют себя на тренинге гораздо более активно и ярко, чем делают это на работе, таким образом можно разглядеть в коллегах новые грани, возможности, таланты. Так же можно увидеть, кто является лидером в коллективе, кто не боится брать на себя ответственность, кто незаметно вносит раздор, чья деятельность объединяет людей, а чья направлена на достижение исключительно своих целей, что является лучшей мотивацией и т.д.

Цель программы: профилактика профессионального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения и улучшение психологического климата в коллективе.

Задачи программы:

- формировать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;

- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

- развивать коммуникативные навыки педагогов;

- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;

- расширять представления педагогов о себе и, помогать им увидеть себя с другой стороны;

- обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления;

- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

- формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

  • Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

  • Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.


Программа состоит из 3 занятий. Структура каждого занятия определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

В ходе работы используются игровые методы, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

Занятие №1

Для чего я здесь? Мне это не надо!

Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе.


Содержание занятия:


1. Ритуал приветствия « Комплимент»

Педагоги образуют круг. Педагог-психолог поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Сосед благодарит и поворачиваясь дальше делает комплимент следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока комплименты не будут сказаны всем педагогам.


2. Упражнение «Медные трубы»

Участники образуют два круга, стоя лицом друг к другу и образуя пары. Один партнёр говорит комплимент своему коллеге. Тот отвечает: «Да, конечно, а я ещё…», называя то, что ценит в себе. Роли меняются. Затем участники делают шаг влево, образуя новую пару, и игра повторяется. Упражнение проводиться до тех пор, пока не будет сделан полный круг.


3. Упражнение «Толстое стекло»

Участники делятся на группы по 2-3 человека. Им предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, т. е. они видят друг друга, но не слышат. С помощью мимики и жестов каждой группе необходимо донести некую информацию до всех участников, например:

* «Вчера посадила на даче картошку, а сегодня георгины»;

* «Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?»;

* «Объелась клубники, не могу пошевелиться»;

* «Ты пойдёшь на дискотеку в субботу?» и т. д.


4. Игра «Почётный караул»

На полу разложена ткань, в центре которой лежат надутые воздушные шары. Педагог-психолог предлагает участникам встать вокруг ткани и одновременно поднять её правой рукой. При этом надо следить, чтобы ни один шарик не упал с ткани. Далее психолог начинает давать различные задания: «в быстром темпе передавать друг другу свободной рукой мяч и т. д.».

Обсуждение.


5. Релаксационное упражнение «Улыбка»

Психолог: «Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Давайте попробуем выполнить вместе.


6. Ритуал прощания.

Педагоги садятся в круг и делятся своим мнением о проведённых упражнениях, а также чувствами и эмоциями, которые они испытали на занятии.


Занятие №2

«Я» или «МЫ» ?


Цель: расширение представлений педагогов о себе и развитие у них способности увидеть себя с другой стороны;

Оборудование: листы бумаги на каждого участника занятия, цветные карандаши, фломастеры.


Содержание занятия:


1. Ритуал приветствия « Комплимент»


2. Упражнение «Дерево жизни»

Педагог-психолог предлагает педагогам нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

  • корень – цель и смысл вашей жизни;

  • ствол – ваше представление о себе;

  • ветви – качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;

  • плоды – качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

Обсуждение «деревьев жизни» с выявлением общих тенденций.


3. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Упражнение эффективно, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Педагог-психолог должен постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.


4. Упражнение «Рисуем друг друга»

Педагог-психолог предлагает участникам занятия нарисовать кого-либо из группы. Это может быть ассоциация с цветком, растением, животным, насекомым и т. д. Главное правило: рисунок должен отражать самые яркие черты характера рисуемого. Затем по рисункам друг друга педагоги пытаются угадать, кто именно нарисован на том или ином рисунке.

5. Релаксационное упражнение «Белое облако».

Психолог: «Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе»

6. Ритуал прощания.



Занятие №3

«Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе»

Цели:

-предоставить возможность участникам открыться, показать свои чувства и мысли;

- развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга;

- развитие сплочённости и взаимопонимания.

Для участников цели представляются в поэтической форме:

Найти  себя в себе самом,

К друг другу быть чуть-чуть добрее,

Вернуться к мыслям о былом

И сердцем стать чуть-чуть светлее


1. Ритуал приветствия « Комплимент»


2. Игра-разминка «Усиль эмоцию».

Игра очень веселая, способствует активизации участников, развитию умения действовать согласованно.

Инструкция. Присутствующим предлагается  передать друг другу какую-либо эмоцию, добавляя к ней  что-то свое и тем самым и тем самым усиливая ее от участника к участнику. Например: необходимо передать радость. Первый участник показывает улыбку, второй повторяет за ним, плюс движение одной рукой, третий негромкий смешок, четвертый – громкий смех… последний вскакивает с места и начинает бегать по всей комнате громко смеясь и хлопая в ладоши. (интерес, грусть, злость и т.п.)

  Вопросы для обсуждения:

- Получилось ли усилить эмоцию?

- Какие были трудности?

- Понравилась ли игра?

Релаксация.(Звучит лирическая мелодия)

- Прошу вас сядьте поудобнее, поставьте ноги на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной почувствуйте спинку стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.

   Представьте свое детство, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками и первыми цветами мать и мачехи. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, что макушками достают до неба. Вы идете по улице. Как вы выглядите?... Приглядитесь что на вас одето? Какая обувь, какая одежда? Вспомните свои любимые детские игры, любимые занятия… Кто-то вспомнил какое удовольствие получал выпекая из песка куличики, строя из песка домики, сажая деревья из веточек. Кому-то приходят воспоминания об игре в казаки-разбойники, в догонялки.  Кто-то вспоминает о том, как делал «секретики» в земле…  Какое теплое солнце было в детстве. Почувствуйте. Вас наполняет своей энергией солнце! Эта энергия живительна! Она питает и восстанавливает каждую клеточку вашего тела! Вы как никогда сильны и счастливы! Это музыка счастья! Это движение радости! Счастье находится внутри вас. Вы прекрасны! Глубоко вдохните и откройте глаза.

Такими мы были в детстве. Каждый мечтал о будущем… И вот, будущее воплотилось. И, наверное, не случайно, что вы в своей работе каждый день встречаетесь с миром детства. Работа с детьми питает нас эмоциями, чувствами, энергией молодости. Предлагаю поделиться своими чувствами и мыслями друг с другом.

3. Упражнение «Тарелка с водой».

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задание: группа  участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2.Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3.Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

4. Упражнение «Рисунок по кругу». 

Каждый рисует простой рисунок и по хлопку передает соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока не вернутся к тем, кто их начинал рисовать. Участники видят, каким стал простой рисунок благодаря тому, что к нему прикоснулись руки коллег.

5. Упражнение «Какое качество важнее?»

Цель: сформировать у педагогов более глубокое представление о личностных качествах, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

Инструкция. Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:

-мудрость, надежность, настойчивость;

- активность, бескорыстие, вежливость;

- сила воли, скромность, смелость;

- самозабвенность, тактичность, терпеливость;

- гордость, гибкость, доброжелательность;

- невозмутимость, обаяние, общительность.

Задача: в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое решение. По окончании упражнения проводится обсуждение.

6. Аутотренинг. 

Звучит музыка. Психолог проговаривает слова:

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется  ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше  воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы  и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

Педагог-психолог желает всем хорошего настроения.






































11