СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмета "Основы дирижирования"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Основы дирижирования» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства  «Хоровое пение».

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета "Основы дирижирования"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕМИДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ











Программа учебного предмета


ОСНОВЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Срок обучения 8 лет





























2014 г.




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ОСНОВЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ


1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа учебного предмета «Основы дирижирования» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Срок освоения программы учебного предмета «Основы дирижирования», для детей поступивших в общеобразовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет полтора года (2 полугодие 7 класса и 8 класс). На предмет «Основы дирижирования» отводится 25 часов.

Программа учебного предмета может быть использована:

в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» в детской школе искусств, детской музыкальной школе, образовательном учреждении профессионального образовании при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.




1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:

Музыкальное исполнительство




1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:


-развить музыкально-творческие способности обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области хоровогодирижирования;

-ознакомить обучающегося с лучшими образцами хоровой музыки, выдающимися дирижерами и хоровыми коллективами;

-воспитать интерес к хоровому искусству;

-дать необходимые теоретические знания по технике дирижирования.

-выработать технические и исполнительские навыки дирижирования хоровым коллективом.

-научить анализировать хоровые партитуры.



В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- основной вокально-хоровой репертуар;

- начальные теоретические основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- основы дирижерской техники;

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста;

- разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;


1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА;

Максимальной учебной нагрузки обучающегося: 75часов

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки: 25часов

самостоятельной работы обучающегося: 50часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

25

в том числе:


практические занятия

22

контрольные уроки, зачеты, и др.

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

ОСНОВЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ


Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Вводный курс.






Содержание учебного материала

6

1.Исторические сведения о профессии «хоровой
дирижер».

2.Возникновение и развитие хорового искусства в России изападноевропейских странах.

3.Исторические сведения об известных дирижерах разных стран.

4. Стиль и традиции в дирижерском искусстве.


Практические занятия

6

Контрольные работы

---

Самостоятельная работа обучающихся

12

Тема 2.

Вопросы хороведения.

Содержание учебного материала

6

1.Типы и виды хоров.

2.Классификация хоровых партий.

3.Понятия «диапазон», «тесситура», «певческое дыхание».

4.Типы и виды певческих голосов.

5.Вокально-хоровая работа дирижера.

6.Понятия «певческое дыхание», «атака звука».


Практические занятия

5

Контрольные уроки

1

Самостоятельная работа обучающихся

13

Тема 3.

Техника дирижирования.

Содержание учебного материала

7

1.Теоретические сведения о технике дирижирования.

2.Анализ задач, поставленных перед дирижером.

3.Изучение простых схем дирижирования на
3/4, 4/4, 2/4.

4.Понятие «ауфтакт».

5. Прием «тактирование».

6. Дирижерский жест«внимание», показ начала и окончания музыкальных фраз.

7. Овладение звуковедением «legato».

8. Виды и исполнение фермат.

9.Дирижерские показы вступлений на разные доли такта, показ динамических изменений, агогика. 10.Показ различных видов звуковедения.


Практические занятия

6

Контрольные уроки

1

Самостоятельная работа обучающихся

13

Тема 4.

Изучение и анализ хоровой партитуры.

Содержание учебного материала

6

1.Виды хоровых партитур.
2.Техника и особенности исполнения партитуры на фортепиано.

3. Исполнение хоровых партий голосом.

4 .Анализ партитуры - музыкально-теоретический и
исполнительский.

5.Фразировка при исполнении партитуры на фортепиано.

6.Игра партитур без педали.

7.Сведения о композиторе или авторе обработки изучаемой партитуры.

8.Исполнение голосов в партитурах с одновременным тактированием.

9.Пение голосов по вертикали.

10.Показ четырех музыкальных примеров произведений одного композитора.

11.Исполнительский анализ партитуры, анализ формы произведения.

12.Выявление ансамблевых, динамических трудностей.

13.Анализ поэтического текста произведения.


Практические занятия

5

Контрольные уроки

1

Самостоятельная работа обучающихся

12




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


3.1.ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.


Реализация учебного предмета «Основы дирижирования» требует наличие учебной аудитории для индивидуальных занятий со специализированным оборудованием(пианино, стол, стулья, стеллаж для нот, пульт, осветительные приборы), звукотехническим оборудованием.

Библиотека должна включать в себя достаточное количество нотных хоровых изданий, необходимых для занятий по дирижированию(хрестоматии по дирижированию, клавиры), а также справочно-библиографическую литературу, необходимую для подготовки обучающихся к занятиям.

Технические средства: телевизор, музыкальный центр, фонотека, видеотека.





3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Основные источники:


Список нотной литературы:


  1. «Поющее детство». Произведения для детского хора. Составитель И. Мякишев. Москва 2002г.

  2. «Музыка в школе» выпуск 3. Москва Издательство «Музыка» 2005г.

  3. «Музыка в школе» выпуск 4. Москва Издательство «Музыка» 2005г.

  4. Любимые песни малышей для хора в сопровождении фортепьяно. Составитель Н. Кокина. Москва Издательство «Музыка» 1999г.

  5. Хрестоматия для детского хора. Духовные песни и арии из нотной тетради А. М. Бах. Москва 2003г.

  6. Хрестоматия для детского хора « По страницам русской хоровой музыки XIX-XX веков» 2004г.

  7. Минков М. «Вечный двигатель» песни для детей в сопровождении фортепьяно.

  8. Композиторы-классики для детского хора: Вып.5/сост. Бекитова В. Г. -М.2012г.

  9. Музыка в школе. Вып.2: Песни и хоры для учащихся средних классов/сост. Уколова Л. И., Осеннева М. С.- М. 2014г.

  10. Славкин М. Шиворот-навыворот. Песни и хоры. Для детей младшего и среднего возраста.- М. 2014г.

  11. Резиновый ежик. Песни на стихи Ю. Мориц/автор-сост. Никитин С. -М.2013г.

Список методической литературы:


  1. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором- М. 2002г.

  2. Самарин В. Хороведение: Уч. пособие- М. 1998г.

  3. Уколова Л. И. Дирижирование изд. «Владос» 2003г.

  4. Пушечникова С., Игнатьев Ю. Хрестоматия по хоровому дирижированию- М. 2005г.

  5. Безбородова Л. А. Дирижирование. Уч. пособие, второе издание- М. 2011г.

  6. Мусин И. Я. Язык дирижерского жеста.-М. 2007г.

  7. Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. Изд. «Лань» 2007г.

  8. Пушечникова С. Я., Игнатьев Ю. М. вып. 3 часть 1 Хрестоматия по хоровому дирижированию-М. 2007г.




Дополнительные источники:


  1. Дьяконов В., Кибяков А. Хрестоматия по хоровому дирижированию-М. 2012г.

  2. Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование.- М. 2014г.

  3. Хрестоматия по хоровомудирижированию.Вып.1 Средние музыкальные учебные заведения /сост.Пушечникова С.Я., Игнатьев Ю. М.- М. 2013г.

  4. Композиторы- классики для детского хора:Вып.7:А. Гречанинов / сост.Бекетова В.- М.2012г.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, на контрольных уроках и зачетах в рамках промежуточной аттестации.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся знает:

- основной вокально-хоровой репертуар;

- начальные теоретические основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- основы дирижерской техники;


В результате освоения предмета обучающийся умеет:

- создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста;

- разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

- владеет первичными навыками практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.



- контрольный урок;

- зачет;






Приложение 1


Примерный репертуарный список:


Тема 1. Вводный курс.


Р.н.п. «Заплетися, плетень» обр.А.Луканина.

Р.н.п. «У меня ль во садочке» обр.А. Юрлова.

Польская нар.песня «Висла» обр. В. Иванникова

Я. Дубравин « Добрый день»

А. Филиппенко «По малину в сад пойдем»

Ю. Чичков «Самая счастливая»


Тема 2. Вопросы хороведения.


Лат.нар. п. «Вей, вей, ветерок»

Р.н.п. «Как на дубе» обр. Ю. Славнитского

Р. Шуман «Ночь»

Д. Кабалевский «Наш край»

Б. Савельев «Настоящий друг»

А. Гурилёв «Домик крошечка»


Тема 3. Техника дирижирования.


Р.н.п. «Я вечор в лужках гуляла» обр. А. Лядова

Р.н.п. «Как за речкою» обр. Н. А. Римского-Корсакова

А. Варламов «Горные вершины»

В. Герчик «Первый звонок»

Р. Глиэр «Травка зеленеет»

А. Новиков «При долине куст калины»


Тема 4. Изучение и анализ хоровой партитуры.


Р.н.п. в обр. В. Орлова «Возле речки»

Р.н.п.в обр. М.Анцева «Лён зеленой»

Ю.Чичков «В небе тают облака»

Ф.Мендельсон «Лес»

Г.Струве «Черёмуха»

Й.Брамс в переложении А.Цахе «Колыбельная»

М. Глинка «Воет ветер в чистом поле»

И.Брамс «Колыбельная»