Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________________Е.Б. Волынкина
«_____» __________20_____г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 МЕНЕДЖМЕНТ
по специальности технического профиля: | 08.02.04 ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ |
г. Комсомольск-на-Амуре,
2020 г.
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2018 г. под номером: рег. № 49821, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2018 г. № 3), профессиональных стандартов 16.015 «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений», 16.016 «Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения», 16.013 «Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода», 16.007 «Специалист по эксплуатации станций водоподготовки»; компетенции WSR Сантехника и отопление.
Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Комсомольский–на-Амуре строительный колледж»
Разработчик: Панкова Виктория Вячеславовна, преподаватель специальных экономических дисциплин КГБ ПОУ КСК
Техническая экспертиза: Барышникова Анна Владимировна, заведующая научно-методическим отделом КГБ ПОУ КСК
Рецензент: Курочкина Л.С., главный бухгалтер ООО «ДМС-плюс»
Рецензия
на программу учебной дисциплины «Менеджмент»
разработчик: Панкова Виктория Вячеславовна, преподаватель специальных экономических дисциплин КГБ ПОУ КСК
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» реализовываться на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Комсомольский на-Амуре строительный колледж»
Программа содержит все основные компоненты и требования: общие положения, нормативно-правовую базу, учебно-тематический план программы, программу учебной дисциплины, список источников.
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение и отражает требования профессиональных стандартов 16.015 «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений», 16.016 «Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения», 16.013 «Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода», 16.007 «Специалист по эксплуатации станций водоподготовки», компетенции WSR Сантехника и отопление.
В общей характеристике программы учебной дисциплины определено место дисциплины в структуре основной образовательной программы, выделены общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
В структуре программы выделяются занятия теоретического и практического характера, а также консультации, которые проводятся во взаимодействии студента с преподавателем. Оканчивается учебная дисциплина промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
В основной части программы сформулированы знания, умения и использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, которые соотносятся с общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Программа структурирована имеет разделы, темы и ее элементы.
Отличительной чертой программы являются: - программа строится на дифференцированном и индивидуальном подходе к обучению, это отражается в том, что сформулированы разноуровневые задания для работы с высокомотивированными детьми и обучающимися, испытывающими затруднение в обучении, в том числе, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и заключительный блок ее предлагает проектные задания для студентов и требованиям к ним.
Данную программу учебной дисциплины «Менеджмент» можно рекомендовать для обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Рецензент: Курочкина Л.С., главный бухгалтер ООО «ДМС-плюс»
СОДЕРЖАНИЕ
общая характерстика ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | СТР. 6 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 17 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 Менеджмент»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.08 Менеджмент является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы среднего профессионального образования (далее ООП СПО) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение.
Учебная дисциплина ОП.08 Менеджмент обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11. | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Код | Наименование профессиональных компетенций |
ПК 4.1 | Планировать, руководить, контролировать и оценивать работу коллектива (бригада, смена, участок, группа, отдел) |
Программа отражает работу с высокомотивированными детьми (далее ОД) и обучающимися, испытывающими затруднение в обучении (далее ЗО), в том числе, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
ОК 01-05 ОК 09-11 ПК 4.1 | -управлять рисками и конфликтами; -владеть этикой делового общения; -применять информационные технологии в сфере управления производством | функции, виды и психологию менеджмента; основы организации работы коллектива исполнителей; принципы делового общения в коллективе; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | для несения личной ответственности при работе с человеческими ресурсами организаций; для понимания организационных и управленческих процессов, происходящих в организациях; - для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; – для оценки происходящих событий и поведения людей в хозяйственной жизни; – осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования управленческой информации; - для разрешения конфликтных ситуаций; - для применения на практике основных методов принятия решения |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 58 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 48 |
практические занятия | 6 |
консультации | 2 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы менеджмента | | 24 | |
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития | Содержание учебного материала | 6 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Определение понятия менеджмента, сущности и содержания. Место менеджмента в системе социально-экономических категорий. Характерные черты современного менеджмента. |
2 | История возникновения менеджмента |
3 | Зарубежный опыт подготовки менеджеров в ведущих зарубежных странах. |
ЗО: логическая игра «Найди слова» по теме «Сущность менеджмента» https://learningapps.org/display?v=ptzt5jp5c18 ОД: работа с тестом «Сущность менеджмента, история его развития» https://learningapps.org/display?v=pxrxcqcm318 |
Тема 1.2 Понятие и сущность организации. Внешняя и внутренняя среда организации | Содержание учебного материала | 6 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Организация как основа менеджмента. Характеристика признаков организации |
2 | Внутренние элементы организации: цели, задачи, кадры, структура, технология. |
3 | Внешняя среда организации: факторы среды прямого воздействия и факторы среды косвенного воздействия. |
Практическое занятие | 2 | |
1. Характеристика внутренней и внешней среды организации города https://znanium.com/bookread2.php?book=474524 стр.11-17 ЗО: Раскрыть элементы внутренней среды конкретной организации (цели, задачи, персонал) и факторы внешней среды (потребители, конкуренты) ДО: На примере организации, которую планируется создать (открыть собственный бизнес) охарактеризовать ее все внутренние элементы и факторы внешней среды прямого воздействия |
Тема 1.3 Связующие процессы в менеджменте | Содержание учебного материала | 8 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Коммуникации. Виды коммуникации. Процесс коммуникации. |
2 | Коммуникативные сети. Коммуникативные роли. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция), их применение |
3 | Понятие, виды и структура делового общения. Принципы делового общения в коллективе. Этика делового общения. Технология проведения деловых совещаний и переговоров |
4 | Понятие управленческого решения. Принятие решений: типы решений и требования к ним. Методика принятия решений. |
Практическое занятие | 2 |
1. Разбор производственных ситуаций, связанных с принятием управленческих решений |
ЗО: соотнести термины с определениями по теме «Коммуникации» https://learningapps.org/display?v=pdvrqtje219 ОД: работа с тестом по теме «Коммуникационный процесс» https://learningapps.org/display?v=pc0zcup4j19 |
Раздел 2. Функции менеджмента | | 14 | |
Тема 2.1 Стратегическое планирование деятельности организации | Содержание учебного материала | 4 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Цикл менеджмента. Планирование как одна из основных функций менеджмента. Сущность планирования производственной и профессиональной деятельности. |
2 | Понятие стратегии и стратегического планирования. Процесс стратегического планирования: миссия организации и её цели. Методы управления организацией |
Тема 2.2. Организация и типы организационных структур | Содержание учебного материала | 2 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Сущность структуры управления. Принципы построения организационной структуры управления. Основные виды организационных структур. Роль выбора структуры управления в эффективной организации хозяйственной деятельности организации и ее подразделений. Достоинства и недостатки различных организационных структур. |
ЗО: логическая игра «Найди слова» по теме «Организационные структуры предприятия» https://learningapps.org/display?v=pi039tz2a19 ОД: решение ребуса по теме «Организационные структуры предприятия» https://onlinetestpad.com/dfdv3cawvplfe |
Тема 2.3. Система мотивации труда | Содержание учебного материала | 4 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Мотивация: критерии мотивации труда, индивидуальное и групповая мотивация, ступени мотивации. Теории мотивации. Анализ значимости отдельных потребностей для студента в процессе обучения: физиологических, безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения |
2 | Мотивация трудовой деятельности персонала. Определение понятия мотивационной политики организации. |
Тема 2.4 Сущность контроля производственной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Контроль: понятие, этапы, виды и правила контроля. |
Тема 2.5 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Основы организации работы коллектива исполнителей. Сущность и принципы самоменеджмента. Основные направления улучшения использования времени. |
| |
Раздел 3. Управление персоналом организации | | 16 | |
Тема 3.1. Психология менеджмента | Содержание учебного материала | 6 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Понятие о психологии. Личность и её структура. Индивидуальные особенности личности: типы темперамента, типы характеров. Определение индивидуально типологических особенностей личности. |
2 | Личность менеджера. Лидерство. Власть и партнерство. Формальное и неформальное управление. Формы влияния на подчиненных. |
3 | Стили руководства: демократический, авторитарный и либеральный. Их характеристика |
Тест на определение типа темперамента https://wikigrowth.ru/tests/test-na-temperament-mpi/ ЗО: работа с определениями по теме «Лидерство, власть» https://learningapps.org/1486508 ОД: разгадать ребусы по теме «Лидерство и стили руководства» https://onlinetestpad.com/de2hyl5rauy5q |
Тема 3.2 Конфликты и способы их разрешения | Содержание учебного материала | 4 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущность и классификация конфликтов. Стадии развития конфликта. Причина конфликта и его последствия. |
2 | Действия руководителя при разрешении конфликта. Способы регулирования межличностных конфликтов. Стресс, факторы стресса. |
Практическое занятие | 2 | |
1. Разрешение конфликтных ситуаций |
ЗО: Психологический тест «Конфликтная ли Вы личность» https://onlinetestpad.com/ru/tests/conflict ОД: разгадать кроссворд по теме «Конфликты в организации» https://learningapps.org/display?v=pogyeog9319 |
Тема 3.3 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия | Содержание учебного материала | 4 | ПК 4.1 ОК 01-05 ОК 09-11 |
1 | Коллектив и его виды. Психологические характеристики трудового коллектива. Кадровый менеджмент. Роль менеджера в организации труда персонала. |
2 | Подбор и расстановка кадров. Оценка работы персонала, обучение кадров, как завершающий этап повышения эффективности производства и управления. Деловая карьера |
ЗО: Работа с терминами по всему курсу https://learningapps.org/display?v=pyfyd189a19 ОД: Итоговое онлайн-тестирование https://onlinetestpad.com/ru/test/1179-osnovy-menedzhmenta |
ИТОГО | 54 | |
Консультации | 2 | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | |
Всего | 58 | |
условия реализации программы учебной
дисциплины
условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Для реализация программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Менеджмента», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Печатные издания
Виханский О.С. Менеджмент: учебник для сред. спец. учеб.заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: ИНФРА - М, 2017.- 288 с.
Дополнительные источники:
Гапоненко А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для СПО / А. Л. Гапоненко ; отв. ред. А. Л. Гапоненко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02049-6.
Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Н.Кнышова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.- 304 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 Астахова, Н. И. Менеджмент : учебник для СПО / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин ; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5386-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/575D3334-E858-46E8-A19C-8D347F3D6036.
2 Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для СПО / А. Л. Гапоненко ; отв. ред. А. Л. Гапоненко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02049-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/757E0C5A-30E5-4C24-9E4D-7268F7249EAB.
3 Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для СПО / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 305 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7906-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/B67EC470-0D17-4D07-A89E-4A362F88564F.
4 Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для СПО / Э. М. Коротков. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 566 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08046-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/A5458B33-771F-4052-A29A-26714CF4FA4E.
5 Менеджмент : учебник для СПО / Л. С. Леонтьева [и др.] ; под ред. Л. С. Леонтьевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8972-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5D516EB0-95FC-4650-B1A3-35375CF9FF66.
6 Менеджмент : учебник для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 448 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02995-6. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/096F68CC-48CA-45E9-AA44-20D175847AB6.
7 Менеджмент. Практикум : учебное пособие для СПО / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 246 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02464-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/1AF41788-4E77-4C8F-8839-9F947E0A48F1.
8 Производственный менеджмент. Практикум : учебное пособие для СПО / И. Н. Иванов [и др.] ; под общ. ред. И. Н. Иванова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 362 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01571-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6C1A3AB1-A802-450F-8DF0-7F9F3EA4ADB3.
Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
знания: | | -устный индивидуальный и фронтальный опрос; - письменная работа в форме тестирования, индивидуальных заданий; - устный контроль в форме дискуссии; - подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией |
-функции, виды и психологию менеджмента; | Демонстрирует знания основ менеджмента |
-основы организации работы коллектива исполнителей; | Демонстрирует знания основ организации работы коллектива исполнителей; |
-принципы делового общения в коллективе; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Демонстрирует знания делового общения в коллективе; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
умения: | | - решение ситуационных задач; -практические задания; -защита практических работ; - собеседование |
-управлять рисками и конфликтами; | Демонстрирует умения разрешать конфликтные ситуации |
-владеть этикой делового общения; | Демонстрирует умения применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности |
-применять информационные технологии в сфере управления производством; | Демонстрирует умения применять информационные технологии в сфере управления производством |
Перечень проектов студентов
№ п/п | Тема программы | Форма проекта | Тема проекта |
1 | Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития | Сообщение1 | История развития менеджмента |
2 | Опыт менеджмента в Японии |
3 | Опыт менеджмента в США |
4 | Опыт менеджмента в Европе |
5 | Тема 1.2 Понятие и сущность организации. Внешняя и внутренняя среда организации | Презентация2 | Внутренняя среда организации |
6 | Внешняя среда организации |
7 | Конспект3 | Понятие и основные признаки организации |
8 | Тема 1.3 Связующие процессы в менеджменте | Сообщение1 | Коммуникативные роли |
9 | Приемы аттракции |
Правила ведения деловых переговоров |
10 |
11 | Презентация2 | Управленческие решения |
12 | Тема 2.1 Стратегическое планирование деятельности организации | Сообщение1 | Миссия и цели организации |
13 | Тактическое и стратегическое планирование |
14 | Роль планирования в деятельности менеджера |
16 | Тема 2.2. Организация и типы организационных структур | Презентация2 | Линейная организационная структура |
17 | Функциональная организационная структура |
18 | Линейно-функциональная организационная структура |
19 | Матричная организационная структура |
20 | Штабная организационная структура |
21 | Тема 2.3. Система мотивации труда | Сообщение1 | Содержательные теории мотивации |
22 | Процессуальные теории мотивации |
23 | Формы стимулирования труда |
24 | Кроссворд4 | Мотивационная политика организации |
25 | Тема 2.4 Сущность контроля производственной деятельности | Конспект3 | Контроль: понятие, цели, этапы, виды |
26 | Тема 3.1. Психология менеджмента | Презентация2 | Типы темперамента личности |
27 | Типы характеров личности |
28 | Демократический стиль руководства |
29 | Авторитарный стиль руководства |
30 | Либеральный стиль руководства |
31 | Тема 3.2 Конфликты и способы их разрешения | Кроссворд4 | Конфликты в организации и способы их регулирования |
32 | Тема 3.3 Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия | Глоссарий5 | Основы менеджмента |
1Проект в форме сообщения
2Проект в форме презентации
3Проект в форме конспекта первоисточника
4Проект в форме кроссворда
5Проект в форме составления глоссария
Приложение А
Проект в форме сообщения
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на теоретическом, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Критерии оценки:
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 1 балла;
глубина проработки материала, 1 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
наличие элементов наглядности, 1 балла.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Приложение Б
Проект в форме материалов - презентации
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы, обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающегося навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч
Критерии оценки
соответствие содержания теме, 1 балл;
правильная структурированность информации, 5 баллов;
наличие логической связи изложенной информации, 5 балл;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла;
работа представлена в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Приложение В
Проект в форме конспекта первоисточника
Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану- 3 балла;
отражение основных положений, результатов работы автора, выводов -5 баллов;
ясность, лаконичность изложения мыслей обучающегося - 3 балла;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации - 1 балл;
соответствие оформления требованиям - 1 балл;
грамотность изложения - 1 балл;
конспект сдан в срок - 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Приложение Г
Проект в форме глоссария
Составление глоссария – вид самостоятельной работы обучающегося, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у обучающихся способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч
Критерии оценки:
соответствие терминов теме, 2 балл;
многоаспектность интерпретации терминов, и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;
соответствие оформления требованиям, 2 балла;
работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Приложение Д
Проект в форме кроссворда
Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме, 1 балл;
грамотная формулировка вопросов, 5 баллов;
кроссворд выполнен без ошибок, 3 балла;
работа представлена на контроль в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»