Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ имени МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР Директор колледжа __________ О.В. Рыженко __________ И.Е. Доронина
«_____» __________ 2016 г. «_____» __________ 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа ОП 03.«Менеджмент» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 сентября 2015 г. № 597
Организация-разработчик: | ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» |
Разработчик:
Иванова А.Н. преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории.
Рецензенты:
1.Полякова Л.Н., преподаватель экономических дисциплин Ясиноватского колледжа» ГОУВПО «Донецкий государственный университет управления».
2. Семен-Оглу Т.Д., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
Цикловой комиссией экономических дисциплин протокол № .2016 г. Председатель ЦК__________ Котыляк Ю.В. | |
Рабочая программа переутверждена на 20___/20___ учебный год Протокол № 201 г. Председатель ЦК__________ Котыляк Ю.В. В программу внесены дополнения и изменения Председатель ЦК__________ Котыляк Ю.В. |
Рабочая программа переутверждена на 20___/20___ учебный год Протокол № 201 г. Председатель ЦК__________ Котыляк Ю.В. В программу внесены дополнения и изменения Председатель ЦК__________ Котыляк Ю.В. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 11
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 13
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины ОП 03.«Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования специальности и является единой для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков программой предусмотрено проведение практических занятий
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03.Менеджмент
1.1.Областьпримененияпрограммы
Программа учебной дисциплины ОП.03.Менеджмент является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательнойпрограммы:
учебная программа дисциплиныОП.03 «Менеджмент»принадлежитк профессиональному циклу.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины: приобретение студентами навыков формирования наиболее эффективных вариантов строения системы управления подразделением и организации его функционирования и развития.
Задачи дисциплины:
изучение и применение на практике основных функций менеджмента (организация, планирование, мотивация,контроль);
изучение и применение принципов делового общения в процессе осуществлениядеятельности;
оказание информационной помощи управляющим предприятия в процессе осуществлениядеятельности;
принятие оперативных управленческихрешений.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплиныдолжен:
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки студентов - 96 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов - 64 часа;
- самостоятельной работы студентов 32 часа.
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
Практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа студентов (всего) | 32 |
в том числе: | |
- подготовка доклада | 14 |
- построение сравнительной таблицы | 2 |
- написание реферата | 8 |
- создание презентации | 6 |
- осуществление тестирования | 2 |
Самостоятельная работа над индивидуальным проектом | - |
Итоговая аттестация | в форме экзамена |
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03.МЕНЕДЖМЕНТ
Наименованиеразделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Количествочасов | Уровеньосвоения |
Раздел 1. | 1.Теоретико-методологическиеосновыменеджмента | 6 / 5 | |
| 1.Социально-экономические основы менеджмента | 2 | 1 |
| определениеменеджмента |
| цельизученияосновменеджмента |
| задачиизученияпредмета |
2.Эволюция управленческой мысли | 2 | 1 |
| Успехи донаучного управления науки | |
| Школа научного управления |
| Административная (классическая) школа управления |
| Школа человеческих отношений и поведенческие |
| Школа науки управления |
3.Принципы и методы управления | | |
| Принципы управления | | 1 |
| Методы управления |
Самостоятельная работа студентов Подготовить презентацию на тему: «Школы управления» Подготовить презентацию на тему: «Принципы управления А.Файоля» Подготовить доклад на тему «Современная концепция менеджмента» Подготовить сравнительную таблицу «Американский и азиатский подходы к управлению» | 1,5 1,5 1 1 | |
Раздел 2. | Организациякакобъект управления | 6 / 2,5 | |
| 4.Сущность организации как объекта управления | 2 | 1 |
| Понятие организации как объекта менеджмента. | | |
| Общие характеристики организации |
| Формальные и неформальные организации : сущность, особенности существования. |
| Понятие трудового коллектива |
5.Внешняя и внутренняя среда организации | 2 | 1 |
| Факторы внутренней среды организации | | |
| Факторы внешней среды организации |
| Понятие SWOT- анализа |
6.Практическое занятие: Анализ факторов, влияющих на деятельность организации | | 2 |
Самостоятельная работа студентов Подготовить презентацию «Виды предприятий» Подготовить доклад «Отличительные особенности мужского и женского трудовых коллективов» | 1,5 1 | |
Раздел 3. | Технология менеджмента | 20 / 8 | |
| 7.Процесс управления | 2 | 1 |
| Общая характеристика функций менеджмента. | | |
| Взаимосвязь основных функций управления. |
| Содержание этапов процесса управления |
8.Организация как функция управления | 2 | 1 |
| Сущность организации как функции управления | | |
| Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации |
| Функциональное разделение труда, уровни управления |
9.Практическое занятие: Разработка организационной структуры предприятия | | 2 |
10Практическое занятие: Разработка должностной инструкции менеджера низшего и среднего звена | | |
11.Функция планирования | 2 | 1 |
| Определениепланирования | | |
| Характеристика видов планов. Классификация планирования. |
| Формы планирования. Основные стадии планирования |
12.Практическое занятие: Построение дерева целей | 2 | 2 |
13.Функциямотивации. | 2 | 1 |
| Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповаямотивации. | | |
| Ступени мотивации. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. |
14.Мотивационные теории | 2 | 1 |
| | Процессуальные теории мотивации. | | |
| Содержательные теории мотивации: Иерархия потребностей по А. Маслоу;двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория трех потребностей МакКлеланда. |
15.Практическое занятие: Решение ситуационных заданий по теме «Мотивация» | 2 | 2 |
16.Контроль как функция управления | 2 | 1 |
| .Понятие и основные функции контроля | | |
| Виды контроля |
| Самостоятельная работа студентов Подготовить реферат на тему «Взаимосвязь основных функций управления» Построение таблицы «Преимущества и недостатки организационных структур управления предприятием» Подготовить доклад на тему «Особенности бизнес-планирования» Подготовить доклад на тему «Теория ожиданий В. Врума» Подготовить доклад на тему «Теория справедливости Дж. Адамса» Подготовить доклад на тему «Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера» Подготовить доклад на тему «Современные методы контроля» | 2 1 1 1 1 1 1 | |
Раздел 4. | Руководство организацией как социальной системой | 6 / 3 | |
| 17.Лидерство и руководство | 2 | 1 |
| Понятиелидерства и руководства | | |
| Стили управления |
18.Формы власти и влияния | 2 | 1 |
| Необходимость власти в управлении | | |
| формы власти в организации |
| Практическое использование влияния |
19.Практическое занятие: Решение ситуационных задач по теме | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов Подготовить реферат «Теории власти, ее сущность и основы» Подготовить доклад «Применение либерального стиля управления в современном менеджменте» | 2 1 | |
Тема 4.2. | Управлениеконфликтами и стрессами | 6 / 3 | |
| 20.Понятие, причины, видыконфликтов | 2 | 1 |
| Сущность и причины конфликтов | | |
| Виды конфликтов |
| Стили поведения в конфликтной ситуации |
21.Сущность и виды стресса | 2 | 1 |
| Сущность и виды стресса | | |
| Пути нейтрализации стресса | |
22.Практическое занятие: Разработка плана мероприятий по снижению уровня конфликтности в организации | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов Подготовить доклад на тему « Методы разрешения межличностных конфликтов» Подготовить доклад на тему « Способы психологической самозащиты» Диагностика степени самоконтроля личности в стрессовых ситуациях | 1 1 1 | |
Раздел 6. | Принятие управленческих решений | 8 / 3,5 | |
| 23.Сущность и виды управленческих решений | 2 | 1 |
| Сущность и необходимость управленческих решений | | |
| Виыыцуправленческих решений и требования, предъявляемые к ним. |
24.Методыпринятиярешений. | 2 | 1 |
| Классификация методов принятия решений | | |
| Методы анализа проблем |
| Методы выявления альтернатив |
25.Алгоритм принятия управленческих решений | 2 | 1 |
| Факторы, влияющие на принятие управленческих решений | | |
| Этапы принятия управленческого решения |
26.Практическое занятие: Принятие решений в конкретной ситуации | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов Подготовить презентацию «Виды управленческих решений» Подготовить реферат на тему «Влияние профессионального самосознания руководителя на эффективность принятия управленческих решений» | 1,5 2 | |
Раздел 5. | Деловое общение | 12 / 7 | |
| 27.Коммуникации как связующие процесса управления | 2 | 1 |
| 1.Сущность, структура, виды, средства, способы коммуникаций в организации | | |
| 2.Элементыкоммуникационногопроцесса |
| 3.Процесскоммуникаций |
28Информация и ее роль в коммуникационном процессе | 2 | 1 |
| 1.Сущность и виды информации | | |
| 2.Свойства информации |
29.Документация и делопроизводство | 2 | 1 |
| 1.Сущность понятия «деловая документация» | | |
| 2.Виды документов |
30.Практическое занятие Подготовка и проведение совещания | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студентов Подготовить доклад на тему «Виды делового общения» Подготовить доклад на тему «Правила проведения деловых совещаний» Подготовить реферат на тему «Роль информации в современном управлении» Подготовить доклад на тему «Методы передачи информации» | 1 1 2 1 | |
31.Психологияделовогообщения. | 2 | 1 |
| 1.Понятие и особенности делового общения | | |
| 2.Закономерностиделовогообщения |
| | 3.Коммуникативныебарьеры |
32.Практическое занятие: Переговоры как часть работы менеджера | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов Подготовить реферат на тему «Этика делового общения» | 2 | |
Всего (аудиторная работа/самостоятельная внеаудиторная работа) | 64/ 32 | |
| Итоговая аттестация | Экзамен | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
менеджмента.
Кабинет менеджментадолжен быть оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: лекционных и практических занятий.
Средства обучения учебного кабинета:
1. Методические указания к проведению практических занятий.
2. Демонстрационные пособия: рефераты, презентации.
3. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Парты
2. Аудиторная доска;
3. Шкафы для хранений пособий, учебной литературы;
4. Настенные стенды;
5.Компьютер
6.Принтер
3.2.Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. | Управление персоналом: учеб.пособие для студ. Сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю.Базаров. — 6-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с. |
2. | Соснин А. С. Основы теории и практики менеджмента : Конспект лекций / А. С. Соснин, Л. В. Мельниченко; Укр.-финс. ин-т менеджмента и бизнеса. - К., 1999. - 212 c. |
3. | Тимошенко И.И., Соснин А.С. Менеджер организации: Учеб. пособие для менеджера. - К., 2007. – 324с. |
4. | Драчева Е.Л. Менеджмент практикум: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 4-е издание М.: Академия, 2010 - 304 с. |
Электронные источники
Менеджмент организации: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / А.В. Тебекин, Б.С. Косарев. – электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2010.
Основы менеджмента: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. – электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2010
Библиотекарь Точка Ру – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. [Электронный ресурс]. Информационный сайт. 2008. 23 июля. http://www.bibliotekar.ru/biznes-29
Портал о менеджменте. [Электронный ресурс]. Интернет-портал. 2009.14 марта. http://www.addere.ru .
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь | |
Оперировать основными понятиями и категориями менеджмента; | Стандартизированный контроль вформе практических заданий |
Планировать и организовывать работу подразделения; | Проверка знаний путем проведения тестового опроса |
Проектировать организационные структуры управления; | Оценка выполнения практических заданий. |
Применять в профессиональной деятельности приемы и методы эффективного делового общения; | Практическая проверка (проводится методом решения ситуационных задач). |
Принимать эффективные решения, используя систему методов управления. | Практическая проверка (проводится методом решения ситуационных задач). |
Знать: | |
Сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; | Проверка знаний путем проведения тестового опроса |
Факторы внешней и внутренней среды организации; | Практическая проверка(проводится методом решения ситуационных задач). |
Цикл менеджмента; | Стандартизированный контроль в форме практических работ. |
Основные виды организационных структур, принципы и правила их построения; | Проверка знаний путем проведения тестового опроса |
Процесс принятия и реализации управленческих решений; | Оценка выполнения практических заданий. |
Функции менеджмента в рыночной экономике: планирование, организация, мотивация, контроль | Практическая проверка(проводится методом решения ситуационных задач). |
Систему методов управления; | Проверка знаний путем проведения тестового опроса |
Виды управленческих решений и методы их принятия; | Проверка знаний путем проведения тестового опроса |
Стили управления; | Стандартизированный контроль в форме фронтального опроса |
Сущность и основные виды коммуникаций; | Стандартизированный контроль в форме фронтального опроса |
Особенности организации управления в банковских учреждениях. | Стандартизированный контроль в форме фронтального опроса |
Программа подготовки студентов специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
к экзамену по дисциплине
ОП.03. МЕНЕДЖМЕНТ
Раздел1.Теоретико-методологические основы менеджмента |
1.Социально-экономические основы менеджмента |
1.1 | Определениеменеджмента |
1.2 | Целии задачи управленческой науки |
1.3. | Американский и азиатский подходы к управлению |
.2.Эволюция управленческой мысли |
2.1. | Успехи донаучного управления науки |
2.2 | Школа научного управления |
2.3. | Административная (классическая) школа управления |
2.4. | Школа человеческих отношений и поведенческие |
2.5. | Школа науки управления |
3.Принципы и методы управления |
3.1. | Принципы управления |
3.2. | Методы управления |
Раздел 2.Организация как объект управления |
4.Сущность организации как объекта управления |
4.1. | Понятие организации как объекта менеджмента. |
4.2. | Общие характеристики организации |
4.3. | Формальные и неформальные организации : сущность, особенности существования. |
4.4. | Понятие трудового коллектива |
5.Внешняя и внутренняя среда организации |
5.1. | Факторы внутренней среды организации |
5.2. | Факторы внешней среды организации |
5.3 | Понятие SWOT- анализа |
Раздел 3.Технология менеджмента |
6..Процесс управления |
6.1. | Общая характеристика функций менеджмента. |
6.2 | Взаимосвязь основных функций управления. |
6.3. | Содержание этапов процесса управления |
7.Организация как функция управления |
7.1. | Сущность организации как функции управления |
7.2. | Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации |
7.3. | Функциональное разделение труда, уровни управления |
8.Функция планирования |
8.1. | Определениепланирования |
8.2 | Характеристика видов планов. Классификация планирования. |
8.3. | Формы планирования. Основные стадии планирования |
9.Функциямотивации. |
9.1. | Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповаямотивации. |
9.2. | Ступени мотивации. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. |
10.Мотивационные теории |
10.1. | Процессуальные теории мотивации.Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости Дж. Адамса. Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера |
10.2 | Содержательные теории мотивации: Иерархия потребностей по А. Маслоу;двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория трех потребностей МакКлеланда. |
11.Контроль как функция управления |
11.1 | .Понятие и основные функции контроля |
11.2 | Виды контроля |
Раздел 4.Руководство организацией как социальной системой |
12.Лидерство и руководство |
12.1. | Понятиелидерства и руководства |
12.2 | Стили управления |
13.Формы власти и влияния |
13.1. | Необходимость власти в управлении |
13.4 | формы власти в организации |
13.5 | Практическое использование влияния |
Раздел 5. Управление конфликтами и стрессами |
14.Понятие, причины, виды конфликтов |
14.1. | Сущность и причины конфликтов |
14.2. | Виды конфликтов |
14.3 | Стили поведения в конфликтной ситуации |
15.Сущность и виды стресса |
15.1. | Сущность и виды стресса |
15.2 | Пути нейтрализации стресса |
Раздел 6. Принятие управленческих решений |
16.Сущность и виды управленческих решений |
16.1. | Сущность и необходимость управленческих решений |
16.2. | Виды управленческих решений и требования, предъявляемые к ним. |
17.Методы принятия решений. |
17.1. | Классификация методов принятия решений |
17.2 | Методы анализа проблем |
17.3 | Методы выявления альтернатив |
18.Алгоритм принятия управленческих решений |
18.1. | Факторы, влияющие на принятие управленческих решений |
18.2. | Этапы принятия управленческого решения |
Раздел 7. Деловое общение |
19.Коммуникации как связующие процесса управления |
19.1. | Сущность, структура, виды, средства, способы коммуникаций в организации |
19.2 | Элементы коммуникационного процесса |
19.3 | Процесс коммуникаций |
20Информация и ее роль в коммуникационном процессе |
20.1 | Сущность и виды информации |
20.2. | Свойства информации |
21Документация и делопроизводство |
21.1. | Сущность понятия «деловая документация» |
21.1 | Виды документов |
22.Психология делового общения. |
22.1. | Понятие и особенности делового общения |
22.2 | Закономерности делового общения |
23.4 | Коммуникативные барьеры |
23.5 | Подготовка и проведение совещания |