ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КРАЕВЕДЕНИЕ
2014г.
Программа по предмету краеведение разработана на основе примерной программы учебной дисциплины КРАЕВЕДЕНИЕ на основе программы курса в 5–11 классах
образовательных учреждений Воронежской области в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Разработчики:
Преподаватель Кузнецова Е.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол №1 от « » ______________ 2014г.
Председатель методической комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 12 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КРАЕВЕДЕНИЕ».
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с примерной программой, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и может быть использована для профессиональной подготовки технических специальностей среднего профессионального образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована для реализации базисного учебного плана, реализующего основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общеобразовательному циклу в блоке профессиональные образовательные дисциплины.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели краеведческого образования
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.
ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
Формировать знания:
- об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;
- о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;
- об уникальности наследия края и его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов;
- о проблемах края;
- о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России
о своем крае как современной среде обитания и о перспективах его развития;
- о возможных перспективах собственного существования в этом крае
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 40 |
В том числе: | |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа (всего) | 20 |
В том числе |
Внеаудиторная самостоятельная работа (работа над конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов, подготовка рефератов по темам). | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | 40 | |
1. Историческое краеведение | | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | История Воронежского края в истории России | 1 | 2 |
2 | Воронежский край в древности | 1 | 2 |
3 | Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств | 1 | 2 |
4 | Воронеж и Воронежский край при Петре I | 1 | 2 |
5 | Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке | 1 | 2 |
6 | Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в XIX веке | 1 | 2 |
7 | События начала ХХ века в истории Воронежского края | 1 | 2 |
8 | Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства | 1 | 2 |
9 | Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы | 1 | 2 |
10 | Зачет 1 | 1 | 2 |
Практические занятия | 0 | |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами лекций и тематической литературой. Подготовка докладов, презентаций по темам. | 4 |
2. Литературное краеведение | | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | История развития литературного краеведения в Воронеже | 1 | 2 |
2 | А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.А. Бунин - наши Великие земляки. | 1 | 2 |
3 | Литературный Воронеж 20-х годов XIX века | 1 | 2 |
4 | А. Платонов в Воронеже и о Воронеже | 1 | 2 |
5 | М.А. Шолохов в Богучаре | 1 | 2 |
6 | Память о С. Есенине в Воронеже | 1 | 2 |
Практические занятия | 0 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Работа с конспектами лекций и тематической литературой. Подготовка докладов, презентаций по темам. | 4 |
3. Географическое краеведение | | Содержание учебного материала | 9 | 1-2 |
1 | Географическое положение Воронежской области | 1 |
2 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | 1-2 |
3 | Климат | 1 | 1-2 |
4 | Внутренние воды | 1 | 2 |
5 | Почва | 1 | 2 |
6 | Природные зоны. Растительный и животный мир | 1 | 2 |
7 | Природные достопримечательности области | 1 | 2 |
8 | История заселения области и происхождение географических названий | 1 | 2 |
9 | Современное население области | 1 | 2 |
Практические занятия | 1 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка сообщений по темам: | 4 |
4. Экономическое краеведение | | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Экономическое положение области | 1 | 1-2 |
2 | Промышленность и транспорт области | 1 | 2 |
3 | Машиностроительный комплекс | 1 | 2 |
4 | Агропромышленный комплекс | 1 | 2 |
5 | Экономические районы и города | 1 | 2 |
6 | Межрайонные и внешние экономические связи области. | 1 | 2 |
7 | Туристские возможности Воронежской области | 1 | 2 |
8 | Зачет | 1 | 2 |
Практические занятия. | 1 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка сообщений по теме: | 4 |
5. Искусствоведческое краеведение | | Содержание учебного материала | 7 |
1 | Народная музыкальная культура Воронежского края | 1 | 2 |
2 | Композиторы Воронежского края | 1 | 2 |
3 | Воронежские профессиональные хоровые коллективы. Воронежские исполнители русских народных песен | 1 | 2 |
4 | Формирование и развитие архитектурного образа города | 1 | 2 |
5 | Памятники в формировании образа города | 1 | 2 |
6 | Творчество художников родного края | 1 | 2 |
7 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | 2-3 |
Практические занятия. | 0 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами. Подготовка к зачету. | 4 |
| всего | 40 | |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся и рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
телевизор
Видеомагнитофон
DVD
Диски
Видеокассеты
- компьютер;
- проектор;
- экран.
Наглядные пособия:
Политическая карта мира
Карта мира
Атласы
Плакаты
Стенды «сегодня на уроке»
Глобус
Обучающие средства:
- инструкции для практических работ;
- учебные элементы;
- уроки презентаций;
- учебный видеоматериал по темам: Великие географические открытия. Экологические проблемы человечества. Города мира: Париж. Лондон. Египет. Древняя империя-Индия. Демографическая политика государств.
- методический материал для уроков.
Контрольные материалы:
- тесты по темам;
- индивидуальные контрольные задания;
- пакет контрольных вопросов;
- контрольные работы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2005
Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.
Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008
Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 20005.
Для преподавателей
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.
Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007.
Перечень интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
2.Центр образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ru/
3. Энциклопедия "Кругосвет".http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/
4. Школа LV. http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=7
5.ФИПИ. http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/
6. Uroki.net http://www.uroki.net/docgeo.htm
7.География в школе. http://periodika.websib.ru/taxonomy/term/14141
8. География в школе http://enc-dic.com/pedagogics/Geografija-V-SHkole-363.html
9. Российская школа. http://russiaschool.narod.ru/geogrefia10.html
10.Электронная версия журнала: «География» http://geo.1september.ru/
11.Образование для ваших детей. http://tavr-obrazovanie.ru/load/srednjaja_shkola/geografija/21-6-2
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; • сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. | 1. Предварительный контроль.(Диагностические контрольные работы) 2.Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. 3.Тематический контроль проводится по завершении изучения темы. 4.Заключительный контроль проводится в конце курса -дифференцированный зачет. 5.Практический контроль проводится при проведении практических занятий. 6.Индивидуальный контроль проводится на уроках. Оценка деятельности обучающегося осуществляется: в процессе освоения образовательной программы: выполнения практических работ, творческо-поисковой, научно-исследовательской работы; интерпретации результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
2