СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Умелые ручки"»


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Умелые ручки» разработана на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

  • Авторской программы «Изобразительное искусство» С.Г. Ашиковой под редакцией А.А.Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  • Программы формирования и развития УУД МКОУ «Преображенская СШ».

Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы. Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей.

Курс дополнительного образования «Умелые ручки» направлен на достижение следующей цели: эстетическое развитие обучающихся, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества, развитие интеллектуальной и психоэмоциональной сферы личности средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;

  • расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;

  • влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;

  • приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;

  • развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;

  • развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;

  • научить приёмам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

  • формировать у обучающихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формировать художественно - творческую активность школьника;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

  • расширение художественно-эстетического кругозора;

  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

  • освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

  • освоение простейших технологий дизайна и оформления;

  • воспитание зрительской культуры.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственное – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.

Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра – путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, продуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк.

Актуальность программы состоит в том, что предназначена не только для того, чтобы развить творческий аспект, но и стать помощником, обучающимся в освоении предметов школьной программы, так как имеет мощный развивающий потенциал. Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, следовать устным инструкциям. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур.

Новизна, отличительные особенности программы является тесное переплетение нескольких областей интересов. Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно-тематических композиций. Оригинальность композиции достигается тем, что фон дети создают сами и оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. На занятиях дети создают картины на разные темы (мир животных, растения, здания, человек, быт человека и т.д.). На занятиях дети углубляют свои знания в математике, окружающем мире, развитии речи и др.

Адресат программы: обучающиеся начальных классов в возрасте от 8 до 11 лет. В детское объединение принимаются все желающие без конкурсного отбора. Занятия могут посещать дети, обучающиеся по адаптированным образовательным программам (ЗПР, ТНР, УО), так как работа в малой группе (12 человек) позволяет педагогу оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Также для данной категории обучающихся предусмотрены более упрощённые схемы, дублирующийся показом педагога, а также снижение числа дополнительных элементов при оформлении фона работы. Дети младшего школьного возраста не готовы к длительной трудоёмкой работе, для них велика потребность в игре (ролевой, сюжетной, познавательной). Для младших школьников даются специальные задания в игровой форме, предлагаются упрощенные работы. На занятиях используется коллективная работа. Т.к. большой объём работы может напугать ребёнка, а деление на части и совместная деятельность разгружает ребёнка.

Продолжительность занятий 45 минут. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания.

Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности воспитанников: изо викторина, выставки, смотры, участие в городских и краевых, общероссийских конкурсах.

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.

Программа «Умелые ручки» рассчитана на обучающихся начальной школы возрастом 8-11 лет, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю 34 недели в течение 1 учебного года. Наполняемость учебной группы 12 человек.

Формы проведения занятий: аудиторные.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы или её частей в дни возможного непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным и эпидемиологическим условиям по усмотрению родителей (законных представителей) и в дни, пропущенные по болезни и/или в период карантина организовывается с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Формы организации занятий:

В процессе реализации программы, исходя из состава группы, применяются индивидуальные (в большей степени для обучающихся с ОВЗ), групповые и фронтальные формы работы. В процессе занятий обучающиеся не только осваивают предметные умения, но и учатся общаться, взаимодействовать в группе, презентовать свою работу. Программа предусматривает теоретическую часть и практическую работу.

Режим занятий. Количество часов в неделю 1 академический час. Между занятиями проводится перемена 5 минут. Для снятия утомляемости во время занятия обучающимся предлагается несложная гимнастика для глаз, которая занимает около 2-х минут, физкультминутки, игра-упражнение для укрепления зрения и шейного отдела позвоночника «Пишем носом, пишем глазками» по методике профессора Л.А.Латохиной. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы 12 человек.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа «Умелые ручки» открывает детям путь к творчеству. Творчество уникально и притягательно для каждого ребёнка. Ребёнок своими руками может создать маленький шедевр. В процессе организации занятий реализуются принцип индивидуальности, доступности, преемственности и результативности.

Форма занятий подразумевает беседы, игры на развитие фантазии, творческого мышления, практические работы, просмотр фильмов и мультфильмов, конкурсы, выставки, обсуждение и презентацию творческих работ. Обучение по программе предполагает приобретение практических и теоретических навыков выразительного использования бумаги и других художественных материалов. Учащиеся знакомятся с основами оригами, разными видами аппликаций, традиционными и нетрадиционными техниками рисования в процессе создания фона для картины.

Основным методом контроля является анализ результата (выполненной ребёнком работы), а также участие обучающегося в выставках и конкурсах.

Необходимые материалы и средства обучения: учебные столы (6 штук) и стулья (12 штук), ноутбук, проектор, колонки, бумага цветная (12 наборов), картон (12 наборов), альбомы для рисования (12 штук), акварельная бумага (12 упаковок), акварель (12 штук), гуашь (12 штук), кисти (12 маленьких и 12 больших), ножницы (12 штук), клей-карандаш (12 штук), линейка (12 штук), простой карандаш (12 штук), ластик (12 штук), фломастеры (12 упаковок), чёрный линер или фломастер (12 штук).


Методы и формы работы:

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).

  • Эвристические (методика ТРИЗ)

Формы организации деятельности: коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

  • Беседа

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Практические занятия

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Творческие проекты, презентации.

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Формы аттестации.

Предусмотрены следующие формы аттестации по разделам учебного плана: собеседование, тест, зачёт, творческая работа, конкурс, выставка работ на базе школы. Итоговая аттестация проводится для всех обучающихся по окончанию учебного курса дополнительного образования.

С помощью аттестации выявляется уровень обученности. Форму аттестации выбирает педагог. Выставки творческих работ отражают уровень практических навыков, т.е. как дети умеют работать с бумагой, как владеют различными техниками бумагопластики, как умеют оформлять фон композиции, применяя техники аппликации и рисования.

Промежуточная аттестация содержит перечень заданий, направленных на выявление таких качеств, как: самостоятельность, инициативность и творчество, осознание значимости деятельности, соблюдение культуры поведения, самооценка, стремление к совершенствованию.

Аттестационные материалы для проведения промежуточной аттестации составляются педагогом дополнительного образования. По итогам аттестации педагогом заполняется аналитическая справка. Формы предъявления (демонстрации) образовательных результатов: в ходе освоения программы, обучающиеся принимают участие в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: однодневные (проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения); постоянные (проводятся в помещении, где работают дети); тематические (по итогам изучения разделов, тем); итоговые (в конце года для учащихся, педагогов, родителей, гостей).

Оценка выполненного изделия проводится по следующим параметрам: качество и аккуратность выполнения изделий; соблюдение правил техники безопасности; соблюдение нормы времени; соблюдение технологии; организация рабочего места.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формированием мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности во внеурочное время.

Содержание программы


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание

1.

Живопись.

12

Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

2.

Графика.

4

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

3.

Скульптура.

6

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

4.

Аппликация.

4

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

5.

Бумажная пластика.

4

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

6.

Работа с природными материалами.

4

Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.





Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания программы

Освоение обучающимися программы «Умелые ручки» направлено на достижение комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Предметные результаты. К концу обучения по программе дополнительного образования обучающиеся научится:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • создавать простые композиции на заданную тему;


В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

  • учебно - познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.



В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию;

  • Младшие школьники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Воспитательные результаты школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о некоторых профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, стремление к сотрудничеству со старшими детьми, со сверстниками, взрослыми.

Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной.


Оценка планируемых результатов освоения программы


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогам изучения разделов, тем;

  • итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.






Педагогические технологии.


Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций, и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,

навыками, развиваются мыслительные способности.

Разно уровневое обучение.

У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,

повышается уровень мотивации.

Проектная технология.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные

творческие способности обучающихся.

Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения

индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические

диагностики личности.

Информационно-

коммуникационные технологии.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает

положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки портфолио.

Формирование персонифицированного учета достижений обучающегося как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения


Алгоритм учебного занятия:


Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Восприятие

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

Осмысление возможного начала работы.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.

Освоение новых знаний.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

Осознанное усвоение нового учебного материала.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.

Осознанное усвоение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме.

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий.

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов.

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

Самоутверждение детей в успешности.

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях


































календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Количество часов

Дата

Примечания

1.

Кто такой художник? Чем и как работают художники?

1


1

02.09.21

Опрос.

2.

Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя.


1

1

09.09.21


3.

Цветоведение (основные цвета и их оттенки).

1


1

16.09.21


4.

Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа».


1

1

23.09.21


5.

Тёплые и холодные цвета в живописи. «Мы рисуем осень».


1

1

30.09.21


6.

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

1


1

07.10.21


7.

Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева.


1

1

14.10.21


8.

Изображать можно в объёме.

1


1

21.10.21


9.

Художники и зрители.


1

1

28.10.21

Выставка.

10.

Создаём праздник сами.

1


1

04.11.21

Проект.

11.

Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.


1

1

11.11.21


12.

Домики, которые построила сама природа.

1


1

18.11.21

Выставка.

13.

«Город, в котором мы живём».

1


1

25.11.21


14.

Фонари на улицах моего города.


1

1

02.12.21

Создание панно.

15.

Всё имеет своё настроение.

1


1

09.12.21


16.

«Сказочная страна».


1

1

16.12.21


17.

Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Живая клякса».

1


1

23.12.21


18.

Рисование с натуры. Фрукты. «Натюрморт в творчестве художников».


1

1

30.12.21


19.

Рисование с натуры животных.

1


1


Беседа.

20.

Рисование с натуры животных. «Заяц».


1

1



21.

Беседа «Художники анималисты».

1


1



22.

Беседа «Художники – сказочники».

1


1



23.

Русские народные сказки (добрый и злой образ).

1


1



24.

Русские народные сказки (добрый и злой образ).


1

1



25.

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

1


1



26.

Герои, борцы, защитники.


1

1



27.

Юность и надежды. Искусство народов мира.

1


1


Выставка.

28.

Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира.


1

1



29.

Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия).

1


1



30.

Постройка и фантазия. «Необычные здания».


1

1



31.

Выражение характера (мужской и женский образ).

1


1



32.

Выражение характера (мужской и женский образ).


1

1



33.

Изображение природы в разных состояниях.

1


1



34.

Презентация портфолио.


1

1


Портфолио

Итого:

34 часа

Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей программы «Умелые ручки» в 2021-2022 учебный год


I полугодие


II полугодие

Итого

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Недели









































Кол-во час в

неделю

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Условия реализации программы.

Занятия предполагают наличие определённой материально-технической базы. Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем темам детского творчества, предусмотренными в программе.




Материально – технического обеспечения курса

1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник под ред. А.А.Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров». 2.Ашикова С.Г. Альбом по изобразительному искусству «Красота спасёт мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

3. Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.. Искусство: учебно- методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.

4. Искусство в школе: общественно - педагогический и научно- методический журнал. М.: Искусство в школе.

5. Умелые ручки: журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. М.: Умелые ручки.

Специфическое оборудование:

  • репродукции картин

  • в соответствии с тематикой и видами работы;

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

  • схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;

  • открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

  • стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

  • складные мольберты с планшетами;

  • демонстрационные столики;

  • разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Электронные ресурсы

  • Электронно- программное обеспечение (по возможности):

  • электронные библиотеки по искусству, DVD- фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

  • записи классической и народной музыки;

  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

Технические средства обучения:

  • компьютер с художественным программным обеспечением;

  • демонстрационная доска для работы маркерами;

  • сканер, ксерокс и цветной принтер;

  • мультимедийный проектор, DVD- плееры, MP3- плееры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!