СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа вариативного курса для 1 класса «я познаю мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек,  природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Просмотр содержимого документа
«Программа вариативного курса для 1 класса «я познаю мир»»

ПРОГРАММА ВАРИАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 1 КЛАССА

«Я ПОЗНАЮ МИР»

Составила:

учитель начальных классов

Жабчик Людмила Петровна


Пояснительная записка.

Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Естествознание» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

• идея многообразия мира;

• идея экологической целостности мира;

• идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

- Изучение природы родного края.

- Развитие познавательного интереса учащихся к природе

- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в 1 классе – 33 часа в год.


  1. Планируемые результаты


Личностными результатами изучения курса «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Я познаю мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).




ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.:

  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.


3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


  1. Как мы понимаем друг друга. ( 5ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций

поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.

  1. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

  1. Времена года (4 ч.)

Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –

признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

  1. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

  1. Твоя семья и друзья (3 ч.)

Твоя семья и её состав.

Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

Как вести себя на кухне, в ванне.

Значение общения в жизни человека.

  1. Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

Зависимость человека от природы.

Три состояния воды.

  1. Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека

о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

  1. КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

  1. Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Задачи учителя заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

-выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

всего

часов

Количество часов

ауд

вне

ауд.


Как мы понимаем друг друга

5



1

Вводное занятие.

1



2-3

Школьные правила вежливости.

2



4

Режим дня школьника.

1



5

Загадочный калейдоскоп.

1




Как мы узнаём, что перед нами

2



6

Здравствуй , осень!

1



7

Путешествие в Угадайку. КТД

1




Времена года

4



8

Осенние посиделки.

1



9

Зимушка-зима.

1



10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1



11

Весёлое лето.

1




Как ты узнаёшь мир

3



12

Глаза – главные помощники человека.

1



13

Память и ум – помощники человека.

1



14

Жить – с книгою дружить. КТД

1




Твоя семья и друзья

3



15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Проект.

1



16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья. Презентация.

1


Что нас окружает

7



18

Моя станица. Достопримечательности станицы.

1



19

Мы – пешеходы.

1



20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1



21

Из чего что сделано?

1



22

Водица-царица.(Три состояния воды)

1



23

Транспорт. Мы – пассажиры. Игра путешествие.

1



24

Мой путь от дома до школы. КТД

1




Живые обитатели планеты

8



25

Живое и неживое.

1



26

Какие бывают растения? Какие бывают животные? Какие мне больше нравятся.

1



27

Путешествие по зоопарку. Игра-путешествие.

1



28

Домашние любимцы и комнатные растения. Проекты.

1



29

Собака – верный друг человека. Проект.

1



30

Строение тела человека.

1



31

Правила поведения в природе. Экологические ситуации.

1



32

Земля – наш общий дом.

1




Итоговое занятие

1



33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

1




Использованная литература:

Руководство для учителя. Естествознание. Назарбаев Интеллектуальные школы.

Руководство для учителя. Познание мира. Назарбаев Интеллектуальные школы.

Журнал Начальная школа №1-1992

Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего – М: Детская литература, 1999

Биология в школе: журнал – 2002- №1

Последний звонок: журнал