СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Вдумчивое чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение».

Просмотр содержимого документа
«Программа "Вдумчивое чтение"»









Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Вдумчивое чтение»

(начальное общее образование)

направление общеинтеллектуальное

срок реализации рабочей программы 4 год

Составитель:

учитель начальных классов

МОУ СШ № 1

Мещерякова Н.Н.







г. Переславль, 2019

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М.: Просвещение, 2012г.). Программа реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение».

Учет и оценка достижений планируемых результатов внеурочной деятельности ведется в электронном виде.

Цель курса: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи курса:

• воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению);

• совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение);

• сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию; преобразовывать её;

• обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

• способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;

• развивать творческую читательскую деятельность учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;

• способствовать развитию традиций семейного чтения.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

2.1 Актуальность программы.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Педагогическая целесообразность программы

Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.


Работая с текстом ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.


2.2 Возраст детей

Участники реализации программы - обучающиеся начальных классов (1 — 4). Возраст 6,5 – 11 лет.

2.3 Сроки реализации программы Курс «Вдумчивое чтение» 1-го года обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 года - по 34 часа 1 раз в неделю. Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 135ч.

2.4 Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, экскурсия, ролевая игра, круглый стол, занятие фантазирования;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 класс – 45 минут.

Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий

Виды деятельности: игровая, творческая, практическая, проектная.

Творческая деятельность (на основе литературных произведений)

Проекты

Толковый словарик

Поздравительная открытка герою любимого произведения

Загадки о книге и чтении

Задачи из сказок (рассказов)

Книжка-малышка для самых маленьких

Моя первая книга

Саквояж любимого героя

Рекорды книги Гиннеса на страницах книг

Книжная полка моих любимых книг

Конкурсы рисунков, оформление выставок рисунков

Моя Вообразилия

Создание сборника произведений определенной тематики (о родине, о животных, о времени года…).

Создание небольшого сборника пословиц, загадок (о чтении, книге)

Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна»

Подготовка и проведение праздников («Посвящение в читатели», «Книга -именинница»,

Реклама книги

Создание поделок и рисунков к прочитанным произведениям.

Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей.

Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.

Участие в подготовке и проведении викторин

Мы сочиняем сказку

Сказка в красках

Настроение и его оттенки. Словарь настроений. Составление словаря настроений

Хит-парад  из 10-ти лучших книг, «Горячая Десятка»

Какие книги в детстве читали мои родители.

Самая старая книга в нашем доме.

Акции

День подарка просто так

Спасем елочку

Поможем зимующим птицам

Поможем бездомным животным

Книга в подарок

Праздники

«Папа, мама, я – читающая семья»

Праздник читательских удовольствий

Викторины и игры

«Знаешь ли ты мифы о Геракле?»;

Игра «Лего-чтение» Моделирование рассказа, сказки;

«Там, на неведомых дорожках» Игра-путешествие;

Литературная игра «Слабое звено»

Литературные диктанты «Внимательный читатель»

Конкурсы

Участие в конкурсе чтецов

«Самая читающая семья»

Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»

Фотоконкурс «Я читаю!»

Конкурс кроссвордистов

«Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни

Конкурс «скороговорителей»

Другие виды практической и творческой деятельности

Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга»; «С чего начинается родина?»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу»

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения)

Создание выставок книг по темам

Практическое занятие. Как обернуть книгу.

Разные формы творческого пересказа;

Инсценировки и театрализации;

Практическое занятие. Как отремонтировать книгу

Отзыв о прочитанной книге

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (жанр); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответа-ми других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания

Чтение

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения произведения (подробно).

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст:

предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором заглавия произведения;.

Составлять план.

Пересказывать текст подробно и выборочно

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию,

фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов;

определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,

оглавление.

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросы.

Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание:

формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать (устно) рассказ характеристику героя, устное описание

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

Создавать письменный текст (описание, отзыв).

Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

3. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

1- 2 классы

Ученик обладает следующими умениями:

– оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

– эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

– понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

– высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

3-4 классы

Ученик обладает следующими умениями:

– эмоциональность;  умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия –  умение  осознавать  и определять  эмоции  других людей; сочувствовать другим людям,  сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Регулятивные УУД

1 - 2 классы

-         определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

-         проговаривает последовательность действий на уроке;

-         учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

-         учится работать по предложенному учителем плану;

- учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы.

3-4 классы

– самостоятельно формулирует тему и цели занятия;

– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД

1 - 2 классы

ориентируется в книге (на  развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

– преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.

3-4 классы

– вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной  формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользуется словарями, справочниками, энциклопедиями;

– осуществляет анализ и синтез;

– устанавливает причинно-следственные связи;

– строит рассуждения.

Коммуникативные УУД

1 - 2 классы

– оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушает и понимает речь других;

– выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

– договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

3-4 классы

– оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;

– высказывает и обосновывает свою точку зрения;

– слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

– задает вопросы.

Предметные результаты

1 класс

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–пересказывает текст;

– составляет устный рассказ по картинке;

– заучивает  наизусть небольшие стихотворения;

– соотносит  автора, название и героев прочитанных произведений;

– различает рассказ и стихотворение

2 класс

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

– понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

– выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывает текст;

– составляет устный рассказ о герое произведения по плану;

– размышляет о характере и поступках героя;

- различает народную и литературную (авторскую) сказку;

– соотносит автора, название и героев прочитанных произведений

3 класс

– осознанно, правильно, выразительно читает вслух

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит словарную работу;

– самостоятельно формулирует главную мысль текста;

– находит в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывает текст;

– составляет рассказ – характеристику героя;

– высказывает и аргументирует своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

4 класс

– самостоятельно осваивает незнакомый текст (читает про себя, задаёт вопросы автору по ходу чтения, прогнозирует ответы, осуществляет самоконтроль; проводит словарную работу по ходу чтения);

– формулирует основную мысль Т;

– составляет простой и сложный план Т;

–составляет  устный рассказ на материале прочитанного;

– имеет собственные читательские приоритеты, уважительно относится к предпочтениям других;

– самостоятельно дает характеристику героя

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную и научно-популярную литературу;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей

4 .Содержание учебного предмета, курса

Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана , авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 1-й -4 класс. -Москва,2013 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся с 1 – 4 классу и методическими рекомендациями для учителя.

Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения.

Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Сказочные тексты

2

Научно-популярные тексты

3.

Информационные

5.

О природе

6.

Тексты о животных

 

Итого:

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.









Календарно-тематическое планирование и характеристика деятельности учащихся

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Название текста, страница тетради-тренажера

Характеристика деятельности

Форма проведения занятия

Кол-во час

Дата пров-я

1

Вводное занятие. Когда обедает крокодил. Рыба-стрелок. Теплолюбивые кошки. Как видят змеи. Стр.4-5

Знакомятся с разными способами работы с текстом, знакомятся с ответами на вопрос в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.


практикум



1


2

Зачем слону хобот. Киты. Зачем сове пушистые перья. Стр.6-7

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Работают с заголовками текстов.

иллюстрирование текста




1


3

Елка и пальма. Грибы. Цветочное варенье.Стр.8-9

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Проводят сравнительный анализ текстов.


круглый стол



1


4

Говорящие барабаны и колокола. Телефон. На Луне. Стр.10-11

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

тренинг

1


5

Белые зайцы. Где придумали бумагу? Белые слоны. Молния. Стр.12-13

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.


занятие фантазирования



1


6

Пингвины в Африке. Как крокодил чистит зубы. Как бобер чистит зубы. Как акула чистит зубы? Стр.14-15

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.


занятие фантазирования



1


7

Очень длинный день. Козырек на фуражке. Подводные домики. Стр.16-17

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавают потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

тренинг

1


8

Солнечные затмения. Подземные дома. Стр.18-19

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.


иллюстрирование текста;



1


9

Невидимые чернила. Всплывающие дома.

Стр.20-21

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.


круглый стол



1


10

Лучшие строители среди зверей. Подводные дома. Стр.22-23

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


11

Гепард. Листья-лодочки. Путешествующие дома. Стр.24-25

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

тренинг

1


12

Зачем белке хвост? Дом вверх дном. Стр.26-27

Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


13

Рыба-рыболов. Как зимуют лягушки? Морской петух. Как зимуют клесты.

Стр.28-29

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


14

Бывает ли зима на всей Земле? Стр.30-31

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг



1


15

Медведь. Гориллы. Необычный Новый год. Стр.32-33

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

круглый стол

1


16

Холодильник греет кухню. Водяная пушка.стр.34-35

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


17

Речной трамвай. Плавучий магазин. Стр.36-37

Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

круглый стол



1


18

Нептун. Катание на черепахах. Стр.38-39

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

тренинг



1


19

Бумеранг. Железное дерево. Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

круглый стол



1


20

Пауки-путешественники. Зачем поют птицы.

Стр.42-43

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

круглый стол



1


21

Плавучие дороги. Киты. Стр.44-45

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


22

Желторотики. Пеликан. Стр.46-47

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

тренинг

1


23

Корабли пустыни. Соломенный корабль. Стр.48-49

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

круглый стол



1


24

Воздушные шары. Носороги. Стр.50-51

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


25

Странные денежки. Попугаи. Стр.52-53

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


26

Бабочки. Макаки. Черепахи. Стр.54-55

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


27

Черепахи. Насекомые. Древние тетрадки.

Стр.56-57

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


28

Совы. Медведи. Скалозуб. Стр.58-59

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

Тренинг

1


29

Хлеб. Календула. Одуванчик. Стр.60-61

Прогнозируют содержание читаемого текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


30

Старинный месяц цветень. Старинный месяц серпень. Старинные месяц и желтень и листопад. Старинный месяц лютый. Стр.62-63

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


31

Скворцы. Вороны и сойки. Стр.64-65

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


32

Каналы. Ежик.Стр.66-67-68

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

круглый стол



1


33

Жук-вредитель. Аквариумные рыбки. Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Стр.69-70-71

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1










Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

Форма проведения занятия

Кол-во час

Дата пров-я

1

Вводное занятие Снег круглый год. Дома в скалах. Айсберг. Стр.4-5

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

практикум


1


2

Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила. Стр.6-7

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.


ролевая игра




1


3

Сколько соли в море? Как прячется осьминог.

Стр.8-9

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.


круглый стол



1


4

Против ветра. Попутный ветер. Стр.10-11

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг

1


5

Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. Стр.12-13

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста.


занятие фантазирования



1


6

Кошки в древнем Египте. Такса. Стр.14-15

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.


занятие фантазирования



1


7

Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы.

Стр.16-17

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг

1


8

Как рыбаки помогают рыбе зимой? Необычные дрова. Стр.18-19

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

иллюстрирование текста



1


9

Собаки-водолазы.

Как охотятся львы. Стр.20-21

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.


круглый стол



1


10

Старинные автомобили. Далеко. Стр.22-23

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


11

Солнечные автомобили. Парус. Стр.24-25

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

тренинг

1


12

Ночной праздник. Шкура леопарда. Стр.26-27

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


13

Самая прочная нить.

Морской еж. Стр.28-29

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


14

Бумажные стены.

Дом на ножках. Стр.30-31

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

тренинг



1


15

Дикие грибы.

Ледник. Стр.32-33

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

круглый стол

1


16

Новогодняя коллекция.

стр.34-35

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

практикум

1


17

Помощник шахтеров. Бесстрашные жуки-солдатики. Стр.36-37

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

ролевая игра



1


18

Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу. Стр.38-39

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг



1


19

Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

круглый стол



1


20

Соляные деньги. Снежки в Новой Зеландии.Стр.42-43

Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

круглый стол



1


21

Фианит. Стр.44-45

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


22

Все пальцы.

Погода в Англии. Стр.46-47

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

тренинг

1


23

Огни на высоте. Книга рекордов. Стр.48-49

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста.

круглый стол



1


24

Древние книги.

Строители мостов. Стр.50-51

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

занятие фантазирования

1


25

Рубль. Денежка. Стр.52-53

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

занятие фантазирования

1


26

Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом.

Стр.54-55

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

занятие фантазирования

1


27

Консервированный воздух.

Праздник воды. Стр.56-57

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


28

Праздник воды. Стр.58-59

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг

1


29

Дома из снега. Ловля акул.

Стр.60-61

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

занятие фантазирования

1


30

Нежинские огурчики.

Стр.62-63

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

занятие фантазирования

1


31

Празднование Нового года 1 января.Стр.64-65

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

ролевая игра

1


32

Часы. Стр.66-67

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

труглый стол



1


33

Керамика. Стр.68-69

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

занятие фантазирования

1


34

Филин. Зимородок. Стр.70-71

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

практикум

1








Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

Форма проведения занятия

Кол-во час

Дата пров-я

1

Вводное занятие. Дорогие чашки. Молочное стекло. Стр.4-5

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг



1


2

Соликамск, Солигорск и Зальцбург. Стр.6-7

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.


круглый стол



1


3

Как едят в космосе. Подземные лечебницы. Стр.8-9

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания и отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.


круглый стол



1


4

Крылатые металлы. Дорогой алюминий. Стр.10-11

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

тренинг

1


5

Коломенская верста. Новгород.Стр.12-13

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

занятие фантазирования



1


6

Новгород - город старинный. Города - побратимы. Стр.14-15

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

занятие фантазирования



1


7

Планета вода. Галька. Стр.16-17

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей.

тренинг

1


8

Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер. Стр.18-19

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.


иллюстрирование текста;



1


9

Кого не любят разные народы. Древний компас.Стр.20-21

Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.


круглый стол



1


10

Белые ночи. Байкал. Стр.22-23

Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним.

занятие фантазирования

1


11

Базальт и пемза. Алмаз и графит. Стр.24-25

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг

1


12

Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке. Стр.26-27

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

занятие фантазирования

1


13

Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. Стр.28-29

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


14

Первый мультик. Лечение весельем. Стр.30-31

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

тренинг



1


15

Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами. Стр.32-33

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

круглый стол

1


16

Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей. Стр.34-35

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


17

Бетон - искусственный камень? Приливы и рыбалка. Стр.36-37

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого текста.

круглый стол



1


18

Одно время года. Антарктида. Почему коньки? Стр.38-39

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

тренинг



1


19

Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов. Стр.40-41

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

круглый стол



1


20

Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются? Стр.42-43

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

круглый стол



1


21

Торнадо. Ветер. Стр.44-45

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

занятие фантазирования

1


22

Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце? Стр.46-47

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

тренинг

1


23

Спящие вулканы. Почему растут сосульки? Стр.48-49

Чтение, ответы на вопросы в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

круглый стол



1


24

Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам? Стр.50-51

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

занятие фантазирования

1


25

Почему кактусы толстые? Маленькие строители. Стр.52-53

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

занятие фантазирования

1


26

Все цвета радуги. Как разгоняют облака? Стр.54-55

Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

занятие фантазирования

1


27

Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги. Стр.56-57

Сопоставление списка ключевых слов и пересказ текстов по ключевым словам.

занятие фантазирования

1


28

Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах. Стр.58-59

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

тренинг

1


29

Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и газ. Стр.60-61

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

занятие фантазирования

1


30

Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы. Стр.62-63

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

практикум

1


31

Футбол и регби. Стр.64-65

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


32

Кайра. Стр.66-67

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

круглый стол



1


33

Придумать самолет. Стр.68-69

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам, концовку дописывают самостоятельно.

занятие фантазирования

1


34

Язык змеи. Стр.70-71

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

практикум

1


Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

Форма проведения занятия

Кол-во час

Дата пров-я

1

Вводное занятие. Квадратные колеса. Магнитные поезда. Стр.4-5

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.


тренинг



1


2

Круглые окна. Воздушная подушка. Стр.6-7

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.


круглый стол



1


3

Порхающий полет. Почему греет юбка. Стр.8-9

Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов « по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.


практикум



1


4

Когда резина становится стеклом. Тамагочи. Стр.10-11

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг

1


5

Частота крокодильих обедов. История зеркала. Стр.12-13

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого.

занятие фантазирования



1


6

Кривые зеркала. Увеличительные стекла. Стр.14-15

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.


занятие фантазирования



1


7

Строители земли. Строители морского берега. Стр.16-17

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями.

тренинг

1


8

Пчелиный улей. Невидимый свет. Стр.18-19

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.


иллюстрирование текста



1


9

Неслышимый звук. Почему ночью все кошки серы? Стр.20-21

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.


круглый стол



1


10

Пиноккио и Буратино. Шум вредный и шум полезный.

Стр.22-23

Читают, отвечают на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


11

Вьюнок. Стр.24-25

Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам.

тренинг

1


12

Письмо картинами в современной России. Ключики вкуса. Стр.26-27

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания

занятие фантазирования

1


13

Зачем нам ключики вкуса? Вкусно, но не еда. Стр.28-29

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

занятие фантазирования

1


14

Ода японской бане. Ода русской печке. Стр.30-31

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.

тренинг



1


15

Голубиная почта. Бутылочная почта. Стр.32-33

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

круглый стол

1


16

Взрывчатка без взрывчатки. Три минуты молчания. Стр.34-35

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


17

Сухой лед. Катамаран. Стр.36-37

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

круглый стол



1


18

Корабли на подводных крыльях. Орден улыбки. Стр.38-39

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

тренинг



1


19

Цветы-капканы. Сэндвич.

Стр.40-41

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.

практикум



1


20

Какая змея главнее? Узоры на окнах. Стр.42-43

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста.

практикум



1


21

Вода, которая разрывает камень. Почему у насекомых шесть ног? Стр.44-45

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

тренинг

1


22

Почти одноразовая обувь. Дом из старых бутылок. Стр.46-47

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

тренинг

1


23

Древние надписи. Стр.48-49

Сочинение по картинке.

практикум



1


24

Летучие рыбы Джорджа Кейли. Чайная церемония. Стр.50-51

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

занятие фантазирования

1


25

Вечная мерзлота-вечный холодильник. Неподвижный транспорт. Стр.52-53

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

занятие фантазирования

1


26

Зачем нам два уха и два глаза? Сверхзвуковая скорость-инструмент пастуха. Стр.54-55

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


27

Компьютерный мультфильм, как научное пособие. Надувайся и ты победишь! Стр.56-57

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


28

Летоисчисление. Стр.58-59

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам.

тренинг

1


29

Куры и гуси. Раз – и вымыт глаз. Стр.60-61

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

занятие фантазирования

1


30

Птичьи консервы. Тюлени и неуклюжие, и ловкие. Стр.62-63

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста.

занятие фантазирования

1


31

Как придумали буквы? Китайская грамота. Стр.64-65

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


32

Тормоза для корабля. Марсианские шоферы. Стр.66-67

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла.Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

круглый стол



1


33

Умелый пекарь. Стр.68-69

Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

занятие фантазирования

1


34

Выставка творческих работ.

 Используют полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении


организация театрализованных ярмарок


1




 Формы подведения итогов реализации программы

Эффективность реализации программы отслеживается посредством следующих диагностических процедур и мероприятий:

1. Проверка читательских умений

2. Проверка читательского кругозора.

3. Выставки, праздники, презентации проектов.

Проверка читательских умений во 2 классе.

 В работе с книгой второклассник должен уметь:

использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

пользоваться сносками и примечаниями книги;

отвечать на типовые вопросы о книге;

составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

Что мы узнаем о книге с ее обложки?

Что мы узнаем о книге с титульного листа?

Назови писателей - авторов сказок

Скажи, каких поэтов ты знаешь.

Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

Чем отличаются стихи от прозы?

О чем вы любите читать?

Что отличает произведения народного творчества и литературы?

Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

составить рассказ о герое произведения;

кратко передать события (сюжет);

самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

Назовите фамилии отечественных поэтов.

Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

Какие басни вы знаете?

Кто из писателей пишет о природе?

Назовите авторов зарубежной литературы.

Назовите известные вам жанры произведений.

Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

ставить перед собой цель чтения книги.

давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения .

Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)











Методическое и материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

1.

Печатные пособия

1.1

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 1-й класс.-Москва,2013 г

1.2

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.-Москва,2013 г

1.3

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 3-й класс.-Москва,2013 г

1.4

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва,2013 г

1.5

Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //

1.6

Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов- н Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.

1.7

Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008.

1.8

Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.

1.9

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

1.5

Детские книги

2.

Экранно – звуковые пособия

2.1

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

2.2

Видеофильмы

3

Технические средства обучения

3.1

Классная магнитная доска

3.2

Мультимедийный проектор

3.3

Компьютер

3.6

Экран

4.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

4.1

http:/umk- garmoniya.ru/literat /

4.2

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru

4.3

Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

4.4

http://www.nachalka.com/

4.5

http://www.zavuch.info/

4.6

Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph

4.7

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

5.

Натуральные объекты

6.

Демонстрационные объекты

6.1

Репродукции картин

6.2

Портреты поэтов и писателей

7.

Стенды

7.1

Уголок чтения.



Список литературы:

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Смысловое чтение в начальной школе – статья http://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye.html# Блог 06.07.2019г.