СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

  • сформировать элементарные представления о безопасности.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.

Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит пони мающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа данного курса рассчитана на один год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Личностные и предметные результаты

Личностные результаты

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметные результаты

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание программы

Раздел «Школа»

Социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона. Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома.

Раздел «Уроки бережного отношения к своему организму»

Раскрыть понятие «здорового образа жизни», его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей. Познакомить со значимостью чистоты тела и жилища, как необходимыми условиями сохранения здоровья, раскрыть сущность понятия «экология жилища». Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.

Раздел «Спорт – это жизнь»

Показать значимость двигательной активности в формировании систем органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного возраста. Рассмотреть влияние различных видов спорта на здоровье человека. Личная гигиена, режим дня, значение утренней гимнастики для организма.

Раздел «Здоровое питание»

Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения количества пищи в течение дня. Понятие «Полезные продукты питания». Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.

Раздел «Моя безопасность»

Раскрыть понятие «Безопасность», показать значимость знаний правил дорожного движения. Дорога и участники дорожного движения. Тротуар и проезжая часть. Правила поведения участников дорожного движения. Пешеходные переходы. Светофор и дорожные знаки. Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у железно - дорожных путей. Электрический ток и электроприборы. 


Учебно - тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Раздел «Школа»

3

2

Раздел «Уроки бережного отношения к своему организму»

20

3

Раздел «Спорт – это жизнь»

2

4

Раздел «Здоровое питание»

4

5

Раздел «Моя безопасность»

4

ИТОГО

33

































Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Содержание курса

Дата проведения

РАЗДЕЛ «ШКОЛА»

1

Правила, по которым мы живём

1

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона.

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома.

02.09

2

Школа вежливости в замке Добра

1

09.09

3

Правила поведения в школе


1

16.09

РАЗДЕЛ «УРОКИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ»

4

Кто опрятен – тот приятен

1

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Раскрыть понятие «здорового образа жизни», его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.

Познакомить со значимостью чистоты тела и жилища, как необходимыми условиями сохранения здоровья, раскрыть сущность понятия «экология жилища».

Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.


23.09

5

Чисто жить – здоровым быть

1

30.09

6

Полотенце всё расскажет

1

07.10

7

Умываем личико

1

14.10

8

Как ухаживать за волосами

1

21.10

9

Наши ушки

1

11.11

10

Наши зубки

Чтобы зубы не болели

1


18.11

11

Каждой вещи – своё место

1

25.11

12

Что такое грипп?

1

02.12

13

Твой дружок – носовой платок

Работа с носовым платком

1


09.12

14

Если болен кто-то рядом


1


16.12

15

Чистота – вот лучшая красота

1

23.12

16

Чистота – залог здоровья

1

13.01

17

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

1

20.01

18

Заботимся о глазках

1

27.01

19

Чтобы глаза видели, чтобы уши слышали

1

03.02

20

Заботимся об ушках

1

17.02

21


Для чего нам зубы?

Как сберечь зубы?

1


02.03

22

От чего люди болеют?

1

16.03

23

Как стать Неболейкой?

1


РАЗДЕЛ «СПОРТ – ЭТО ЖИЗНЬ»

24

Режим дня школьника

1

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Показать значимость двигательной активности в формировании систем органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного возраста. Рассмотреть влияние различных видов спорта на здоровье человека.

Личная гигиена, режим дня, значение утренней гимнастики для организма.

06.04

25

Утренняя зарядка

1


РАЗДЕЛ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»

26

Полезные продукты

1

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения количества пищи в течение дня.

Понятие «Полезные продукты питания».

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.


13.04

27


Фрукты

Овощи

1



28

Вредные продукты, как вредные привычки

1

20.04

29


Правила поведения за столом дома

Правила поведения за столом в школьной столовой

1


РАЗДЕЛ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

30

Что такое безопасность?

Безопасный путь домой.

1

  • понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

  • вступать в учебный диалог;

  • анализировать учебную ситуацию;

  • обсуждать вопрос о большей ценности для человека;

  • выполнять задания, предложенные учителем;

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

  • обсуждать выступления одноклассников;

  • работать в группе: обсуждать правила здорового образа жизни, рассказывать о личной заботе о своем здоровье;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии

Раскрыть понятие «Безопасность», показать значимость знаний правил дорожного движения. Дорога и участники дорожного движения. Тротуар и проезжая часть. Правила поведения участников дорожного движения. Пешеходные переходы. Светофор и дорожные знаки.

Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.

Электрический ток и электроприборы. 

27.04

31

Знаем правила движения, как таблицу умножения.

1


32


Светофор

Переход

1

1

18.05

33

Осторожно! Электричество!

1





















Литература


  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

  2. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

  3. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

  4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

  5. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

  6. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

  7. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.

  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

  9. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

  10. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997

  11. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.

  12. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

  13. Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.

  14. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  15. DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2011.

  17. Короткое И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.

  18. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М.: Ф и С, 1975.

  19. Физическая культура / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.: «Фрахт», 1996

  20. Детские народные подвижные игры - М.: Просвещение; Владос, 2005