РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»
НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1-4 КЛАССЫ)
НА 2022 – 2026 УЧЕБНЫЕ ГОДА
Приложение к образовательной программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1 — 4 КЛАСС)
НА 2022 – 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
Учитель-логопед Ковалева
г. Нижневартовск
2022
Пояснительная записка
Общеразвивающий курс «Говорим правильно» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса, и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Главной целью работы по развитию речи является формирование широкого арсенала языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности на основе специально организованной практики общения обучающихся.
Рабочая программа направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся начальных классов и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области Русский язык и Литературное чтение, Родной (русский) язык и Литературное чтение на родном (русском) языке в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Устав «Лицея №1 им.А.С.Пушкина».
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г
Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
Рабочая программа обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №1» на 2022-2026 учебные года.
Программа рассчитана на 165 часов. В 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Говорим правильно»
1-й год обучения
Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» в 1-м классе является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать простое высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» в 1-м классе является формирование следующих умений:
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й год обучения
Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать еѐ особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; – сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; – давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й год обучения Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео –) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
4-й год обучения Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; – поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание 1 год обучения (33 часа) Речь.
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова- «родственники». Слова – «родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-родственники и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-родственники среди других слов, подобрать к данному слову слова-родственники, установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-родственников.
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Озаглавливание.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
2-й год обучения (34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3-й год обучения (34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4-й год обучения (34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1-3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее.
Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте. составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать дефо
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Основное содержание темы | Всего часов (на тему) | Планируемые результаты обучения по теме |
| РЕЧЬ (2 ч.) |
1 | Знакомство с ролью речи в жизни людей, с видами речи. Знакомство с основными требованиями к дыханию и голосу, разучивание основных упражнений для дыхания и голоса, выразительность речи. | 2 | Ученик научится анализировать и оценивать общение. Слушать и понимать речь других. Ученик получит возможность научиться определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. |
| СЛОВО (15 ч.) |
2 | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Знакомство с шарадами, определение лексического значения слова по толковому словарю. Сведения о лексическом значении слова. Знакомство с прямым и переносным значениями слова, показать изобразительно-выразительную роль метафор. Формировать первичное представление о синонимах, омонимах их значении в речи, находить синонимы в тексте. Формировать первичное представление о сравнении, об образности. Формировать умения отгадывать загадки. Использование изученного материала для развития воображения, памяти. | 15 | Ученик научится слушать и понимать речь других, работать с анаграммами, палиндромами. Определять лексическое значение слова по толковому словарю. Определять основу переноса, конструировать предложения с использованием метафор. Ученик получит возможность научиться устанавливать общность значений многозначного слова, конструировать образные выражения. Работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом. |
| КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (5 ч.) |
3 | Знакомство со словами приветствия и прощания. Познакомить со словами выражения просьбы, благодарности: и назначением, этимологией, особенностями употребления в речи. Работа с деформированным текстом. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. Продолжить знакомство с пословицами | 5 | Ученик научится правильно употреблять слова приветствия и прощания в речевой практике. Употреблять вежливые слова с учѐтом ситуации общения. Использовать в речи пословицы. Ученик получит возможность научиться составлять устный рассказ. Уметь передавать смысл пословиц, подбирая более точные слова и выражения. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа. |
ТЕКСТ (11 ч.) |
4 | Формирование общего представления о тексте и его признаках. Работа с деформированным текстом. Знакомство с темой текста, определение темы текста, конструировать текст на заданную тему. Знакомство со структурой текста. Дать представление о назначении плана. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. Формированию навыков составления плана текста. | 11 | Ученик научится работать по предложенному учителем плану, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; Ученик получит возможность научиться конструировать текст на заданную тему. Определять в тексте начало, середину и концовку. Определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст и т.д. |
| | Итого: 33 ч. | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
| Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | Вид контроля |
1 | | | Речь. | 2 | | | |
1.1 | | | Речь. | 1 | Беседа | Знакомство с ролью речи в жизни людей, с видами речи. | Работа на ур. |
1.2 | | | Какую речь приятно слушать. Тише, громче. | 1 | Беседа | Знакомство с основными требованиями к дыханию и голосу, разучивание основных упражнений для дыхания и голоса, выразительность речи. | Работа на ур. |
2 | | | Слово. | 15 | | | |
2.1 | | | Слова, слова, слова. | 1 | Беседа | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. | Работа на ур. |
2.2 | | | Озорные буквы. | 1 | Игра | Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | Работа на ур. |
2.3 | | | Слова играют в прятки. | 1 | Игра | Знакомство с шарадами, определение лексического значения слова по толковому словарю. | Работа на ур. |
2.4 | | | Слово и его значение. | 1 | Беседа | Сведения о лексическом значении слова. | Работа на ур. |
2.5 | | | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Беседа | Знакомство с прямым и переносным значениями слова, показать изобразительно- выразительную роль метафор. | Работа на ур. |
2.6 | | | Многозначные слова. | 1 | Беседа | Формирование понятия многозначности слова, их изобразительной роли. | Работа на ур. |
2.7 | | | Омонимы. | 1 | Беседа | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. | Работа на ур. |
2.8 | | | Синонимы. | 1 | Беседа | Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи, находить синонимы в тексте. | Работа на ур. |
2.9 | | | Антонимы. Пословицы. | 1 | Беседа | Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. Знакомство с пословицами. | Работа на ур. |
2.10 | | | Тематические группы слов. | 1 | Беседа | Познакомить с тематическими группами слов. | Работа на ур. |
2.11 | | | Наш цветной мир. | 1 | Игра | Формировать первичное представление об образности. | Работа на ур. |
2.12 | | | Что на что похоже. | 1 | Беседа | Формировать первичное представление о сравнении. | Работа на ур. |
2.14 | | | Голоса природы. | 1 | Беседа | Использование изученного материала для развития воображения, памяти | Работа на |
2.15 | | | Проверочная работа. (контроль знаний) | 1 | Проверочная работа | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | Работа на ур. |
| | | Загадки. | 1 | Беседа | Формировать умения отгадывать загадки. | Работа на ур. |
3 | | | Культура общения. | 5 | | | |
3.1 | | | Культура речи. Вежливые слова. | 2 | Беседа | Знакомство со словами приветствия и прощания. Познакомить со словами выражения просьбы, благодарности: и назначением, этимологией, особенностями употребления в речи. | Работа на ур. |
3.2 | | | Пословицы. | 1 | Игра | Продолжить знакомство с пословицами. | Работа на ур. |
3.3 | | | Учимся рассуждать. | 2 | Беседа | Работа с деформированным текстом. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. | Работа на ур. |
4 | | | Текст | 11 | | | |
4.1 | | | Текст. | 2 | Беседа | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Работа с деформированным текстом. | Работа на ур. |
4.2 | | | Заглавие текста. | 1 | Беседа | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | Работа на ур. |
4.3 | | | Тема текста. | 1 | Беседа | Знакомство с темой текста, определение темы текста, конструировать текст на заданную тему. | Работа на ур. |
4.4 | | | Повторение пройденного. | 1 | Беседа | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной. | Работа на ур. |
4.5 | | | Опорные слова. | 1 | Беседа | Знакомство с опорными словами, выделение их из текста, восстановление знакомого текста по опорным словам. | Работа на ур. |
4.6 | | | Мы строим текст | 2 | Беседа Игра | Знакомство со структурой текста. Работа с деформированным текстом. | Работа на ур. |
4.7 | | | План текста. | 2 | Беседа | Дать представление о назначении плана. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. Продолжить работу по формированию навыков составления плана текста. | Работа на ур. |
4.8 | | | Проверочная работа | 1 | Пр. работа | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Работа с деформированным текстом. | Работа на ур. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Основное содержание темы | Всего часов (на тему) | Планируемые результаты обучения по теме |
| РЕЧЬ (2 ч.) | |
1 | Рассказывать о науке риторике. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях Называть некоторые коммуникативные профессии. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи. | 2 | Ученик научится определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения. Ученик получит возможность научиться уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях. |
| СЛОВО (13 ч.) | |
2 | Формирование понятия «омонимы». Познакомить с разновидностями омонимов: омоформы и омофоны. Продолжить формировать понятия «синонимы», «антонимы». Познакомить с понятием «фразеологизмы». Знакомство с загадками, их художественными особенностями. Знакомство с явным и скрытым сравнением (метафорой), учить наблюдать и выделять существенные признаки предметов, явлений. Знакомство с новым изобразительным средством языка – олицетворением. | 13 | Ученик научится определять лексическое значение слова. Употреблять в речи омонимы, омофоны и омоформы, синонимы. Употреблять речи антонимы, находить антонимы в пословицах. Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Применять пословицы в своей речи. Ученик получит возможность научиться составлять предложения и тексты описательного характера с использованием сравнений и повествовательного характера с использованием олицетворений. |
| ТЕКСТ (16 ч.) | |
3 | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его. Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам. Знакомство с разными видами плана. Продолжить работу над составлением картинного и цитатного планов. Работа над деформированным текстом. Наблюдать за связью между частями текста. Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Познакомить с текстом описанием. Познакомить с текстом – повествованием Познакомить с текстом – рассуждением. Обучение письменному сочинению. | 16 | Ученик научится называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст. Выделять в тексте опорные слова для пересказа Составлять план текста. Делить текст на смысловые части, определять их микротемы. Различать картинный и цитатный план. Ученик получит возможность научиться находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. Называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст. Составлять текст по опорным словам и по плану. Различать текст-рассуждение, описание, повествование. |
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (3 ч.) |
4 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Знакомство с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. Знакомство с правилами в магазине, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. | 3 | Ученик научится употреблять вежливые слова с учѐтом ситуации общения. Ученик получит возможность научиться формлять свои мысли в устной и письменной форме. |
| | Итого: 34 часа | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | |
Вид контроля |
1 | | | | 2 | | | | |
1.1 | | | Выразительное чтение. Интонация. | 2 | Беседа | Знакомство с основными компонентами интонации: тоном, логическим ударением, темпом. | Работа ур. | на |
2 | | | | 13 | | | | |
2.1 | | | Слово. Значение слова. | 1 | Беседа | Продолжить работу над понятием «слово». | Работа ур. | на |
2.2 | | | Многозначные слова. | 1 | Беседа | Продолжить работу над понятием «многозначное слово». | Работа ур. | на |
2.3 | | | Омонимы. | 1 | Беседа | Формирование понятия «омонимы». | Работа ур. | на |
2.4 | | | Омофоны, омоформы. | 1 | Беседа | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. | Работа ур. | на |
2.5 | | | Синонимы. | 1 | Беседа | Продолжить формировать понятия «синонимы» | Работа ур. | на |
2.6 | | | Антонимы. | 1 | Беседа. | Продолжить формировать понятия «антонимы». | Работа ур. | на |
2.7 | | | Фразеологизмы. | 3 | Беседа. | Познакомить с понятием «фразеологизмы». Продолжить работу по знакомству учащихся с фразеологизмами. | Работа ур. | на |
2.8 | | | Пословицы. | 1 | Беседа | Продолжить знакомство с пословицами. | Работа ур. | на |
2.9 | | | Загадки. | 1 | Игра | Знакомство с загадками, их | Работа | на |
| | | | | | художественными особенностями. | ур. | |
2.10 | | | Сравнение. | 1 | Беседа | Знакомство с явным и скрытым сравнением (метафорой), учить наблюдать и выделять существенные признаки предметов, явлений. | Работа ур. | на |
2.11 | | | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Беседа | Знакомство с новым изобразительным средством языка – олицетворением. | Работа ур. | на |
3 | | | | 16 | | | | |
3.1 | | | Тема текста. Заглавие. | 1 | Беседа | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его. | Работа ур. | на |
3.2 | | | Текст. Опорные слова. | 2 | Беседа | Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам. | Работа ур. | на |
3.3 | | | Текст. План текста. | 1 | Беседа | Продолжить работу над выработкой умения составлять план текста. | Работа ур. | на |
3.4 | | | Виды плана. | 2 | Беседа | Знакомство с разными видами плана. Продолжить работу над составлением картинного и цитатного планов. | Работа ур. | на |
3.5 | | | Связь между предложениями в тексте. | 1 | Беседа | Работа над деформированным текстом. | Работа ур. | на |
3.6 | | | Связь между частями текста. | 1 | Беседа | Наблюдать за связью между частями текста. | Работа ур. | на |
3.7 | | | Работа с деформированным текстом. | 1 | Беседа | Работа над установлением связи между предложениями и восстановление деформированного текста. | Работа ур. | на |
3.8 | | | Редактирование текста. | 2 | Беседа | Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Исправление ошибок, допущенных в тексте. | Работа ур. | на |
3.9 | | | Типы текста. Описание. | 1 | Беседа | Познакомить с текстом описанием. | Работа ур. | на |
3.10 | | | Текст – сравнительное описание. | 1 | Беседа | Познакомить с текстом – сравнительным описанием нескольких предметов. | Работа ур. | на |
3.11 | | | Типы текста. Повествование | 1 | Беседа | Познакомить с повествованием | текстом – | Работа ур. | на |
3.12 | | | Типы текста. Рассуждение. | 1 | Беседа | Познакомить с рассуждением. | текстом – | Работа ур. | на |
3.13 | | | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 | Беседа | Обучение сочинению. | письменному | Работа ур. | на |
4 | | | | 3 | | | | | |
4.1 | | | Культура общения. На дне рождения. | 1 | Беседа | Знакомство с поведения в гостях. | правилами | Работа ур. | на |
4.2 | | | Культура общения. Правила поведения в школе. | 1 | Беседа | Знакомство с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. | Работа ур. | на |
4.3 | | | Культура общения. Правила поведения в магазине. | 1 | Беседа | Знакомство с правилами в магазине, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. | Работа ур. | на |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Основное содержание темы | Всего часов (на тему) | Планируемые результаты обучения по теме |
| СЛОВО (15 ч.) | | |
1 | Повторить изученное о многозначных словах об омонимах: омоформы и омофоны, фразеологизмы. Продолжить работу над понятием «сравнение», «олицетворение». Познакомить с эпитетами, их значением. Знакомство с эмоционально окрашенной лексикой, с заимствованными словами, с разделом языка – этимологией, с происхождением имён, отчеств, фамилий. Познакомить с топонимам. Познакомить с устаревшими словами. Учить сочинению – описанию по картине | 15 | Ученики научатся составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. Находить омонимы, омоформами и омофонами находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. Ученик получит возможность научиться находить олицетворения в тексте, эпитеты, нейтральные и эмоционально-окрашенные слова. Объяснять происхождение имен, происхождение отчеств, высказывать предположения о происхождении фамилии. Объяснять топонимы. Находить и объяснять значение устаревших слов. |
| ТЕКСТ (10 ч.) | | |
2 | Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом. Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте. Продолжить работу над понятием цепной связи предложений в тексте. Познакомить с параллельной связью предложений в тексте. Учить правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений. Дать понятие о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | 10 | Ученик научится различать типы текстов. определять тему текста; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст, из предложений составлять текст, определять способы цепной связи предложений в тексте. Ученик получит возможность научиться составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью, параллельной связью. Объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму, редактировать повествовательные тексты. |
| СТИЛИ РЕЧИ (9 ч.) | | |
3. | Познакомить с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи, с разговорным стилем речи, с понятиями «монолог» и «диалог». Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии. Познакомить с «научным стилем». Познакомить с разными видами словарей. Повторить основные понятия, изученные на уроках в третьем классе. Выявить уровень усвоения. | 9 | Ученик научится соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии, различать научный текст от других. Различать тексты в разговорном стиле и в книжном, находить текст в разговорном стиле. Ученик получит возможность научиться работать со словарями. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). |
| | Итого: 34 часа | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | |
Вид контроля |
1 | | | | 15 | | | | |
1.1 | | | Многозначные слова. | 1 | Беседа | Повторить изученное о многозначных словах. | Работа ур. | на |
1.2 | | | Омонимы, омоформы и омофоны. | 1 | Беседа | Повторить изученное об омонимах, омоформах и омофонах. | Работа ур. | на |
1.3 | | | Фразеологизмы. | 1 | Беседа | Повторить понятие фразеологизмы. | Работа ур. | на |
1.4 | | | Сравнения. | 1 | Беседа | Продолжить работу над понятием «сравнение». | Работа ур. | на |
1.5 | | | Олицетворение. | 1 | Беседа | Продолжить работу над понятием «олицетворение». | Работа ур. | на |
1.6 | | | Эпитеты. | 1 | Беседа. | Познакомить с эпитетами, их значением. | Работа ур. | на |
1.7 | | | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные | 1 | Беседа. | Знакомство с эмоционально окрашенной лексикой. | Работа ур. | на |
1.8 | | | Откуда приходят слова. | 1 | Беседа | Знакомство с заимствованными словами | Работа ур. | на |
1.9 | | | Этимология. | 1 | Беседа | Познакомить с разделом языка – этимологией. | Работа ур. | на |
1.10 | | | Как тебя зовут? | 2 | Беседа Игра | Познакомить с происхождением имён и отчеств. | Работа ур. | на |
1.11 | | | Наши фамилии | 1 | Беседа | Познакомить с происхождением фамилий. | Работа ур. | на |
1.12 | | | Топонимы. | 1 | Беседа | Познакомить с топонимами. | Работа ур. | на |
1.13 | | | Устаревшие слова | 1 | Беседа | Познакомить с устаревшими словами. | Работа ур. | на |
1.14 | | | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 1 | Беседа | Учить сочинению – описанию по картине | Работа ур. | на |
2 | | | | 10 | | | | |
2.1 | | | Типы текстов. | 1 | Беседа | Повторить признаки типов текста. | Работа ур. | на |
2.2 | | | Тема текста. Опорные слова. | 1 | Беседа | Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Работа ур. | на |
2.3 | | | Связь слов в тексте | 1 | Беседа | Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом. | Работа ур. | на |
2.4 | | | Цепная связь предложений в тексте | 2 | Беседа | Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте. | Работа ур. | на |
2.5 | | | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Беседа | Познакомить с параллельной связью предложений в тексте. | Работа ур. | на |
2.6 | | | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | Беседа | Учить правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | Работа ур. | на |
2.7 | | | Единый временной план текста | 3 | Беседа | Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений. Дать понятие о временной соотнесѐнности глаголов в повествовательных текстах. | Работа ур. | на |
3 | | | | 9 | | | | |
3.1 | | | Стили речи. | 2 | Беседа | Познакомить с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи Познакомить с разговорным стилем речи, с понятиями «монолог» и «диалог». | Работа ур. | на |
3.2 | | | Культура речи. | 1 | Беседа | Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии. | Работа ур. | на |
3.3 | | | Научные стиль. | 2 | Беседа | Познакомить с «научным стилем». | Работа ур. | на |
3.4 | | | Словари. | 2 | Игра | Познакомить с разными видами словарей. | Работа ур. | на |
3.5 | | | Повторение изученного материала. | 1 | Беседа | Повторить основные понятия, изученные на уроках в третьем классе. | Работа ур. | на |
3.6 | | | Проверочная работа. | 1 | Пр. раб. | Выявить уровень усвоения. | Работа ур. | на |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Основное содержание темы | Всего часов (на тему) | Планируемые результаты обучения по теме |
| СЛОВО (9 ч.) | | |
1 | Продолжить работу над понятиями: омонимы, омоформы, омофоны. Познакомить с понятием «каламбур». Продолжить знакомство с фразеологизмами. Отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Познакомить с диалектизмами. Показать значение диалектизмов в литературном языке. Обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. Познакомить с понятием «метафора». Показать роль метафоры в художественном тексте. Обогатить речь детей пословицами и поговорками. учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях. Учить составлять текст – повествование с элементами описания по заданной пословице. | 9 | Ученики научатся определять значение омонимов, омофонов и омоформов с помощью толкового словаря. Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; находить в тексте диалектизмы; объяснять их значение. Употреблять в устной речи изобразительно-выразительные средства. Ученик получит возможность научиться понимать роль метафоры в художественном тексте. Отличать пословицы от поговорок. Составлять текст- повествование. Редактировать текст. |
| РЕЧЬ. ТЕХНИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ (6 ч.) | | |
2 | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. Составление текста в художественном стиле. Дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте. Повторить изученное о диалоге и монологе как о формах речи. Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из рассказа. Учить трансформировать рассказ в пьесу. | 6 | Ученик научится составлять текст в художественном стиле. Определять стихи, определенный ритм. Правила оформления на письме. Отличать пьесу от рассказа. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Ученик получит возможность научиться сочинять стихотворения, используя рифму. Трансформировать рассказ в пьесу. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
| ТЕКСТ (19 ч.) | | |
| Знакомство с элементами композиции текста. Написание сочинения на определённую тему. Знакомство с составлением текста в художественном стиле. Сочинение сказки по опоре. Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями, с особенностями газетнопублицистического стиля. Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. Знакомство с написанием конспектов статей. Знакомство с составлением аннотации к прочитанным книгам. Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. Знакомство с ведением записей в личном дневнике. Показать важность ведения личного дневника. Написание сочинения – рассуждения. Написание сочинения-описания в художественном стиле. Знакомство с написанием сценария. | 19 | Ученик научится определять все части текста, стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. Писать сочинение на определённую тему. Составлять текст в художественном стиле. Отличать публицистический стиль от художественного. Определять корреспонденцию, репортаж, статью. Ученик получит возможность научиться узнавать по определённым признакам официально-деловой стиль. Писать конспекты статей. Составлять аннотации к прочитанным книгам. Правила и вежливые формы переписки. Вести записи в личном дневнике. Признаки текста рассуждения. Признаки текста –описания. Определять признаки текста – сценария. Особенности художественного, научного, публицистического стилей |
| | Итого: 34 часа | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Форма организации учебных занятий | Виды учебной деятельности | |
Вид контроля |
1 | | | | 9 | | | | |
1.1 | | | Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. | 1 | Беседа | Продолжить работу над понятиями: омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Познакомить с понятием «каламбур». | Работа на ур. |
1.2 | | | Фразеологизмы. | 2 | Беседа. Игра | Продолжить знакомство с фразеологизмами. Отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. | Работа на ур. |
1.3 | | | Диалектизмы. | 1 | Беседа | Познакомить с диалектизмами. Показать значение диалектизмов в литературном языке. | Работа на ур. |
1.4 | | | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | Беседа | Обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | Работа на ур. |
1.5 | | | Метафора. | 1 | Беседа | Познакомить «метафора». метафоры в тексте. | с понятием Показать роль художественном | Работа на ур. |
1.6 | | | Пословицы и поговорки. | 1 | Беседа. | Обогатить пословицами | речь детей и поговорками. | Работа на ур. |
| | | Афоризмы. | | | учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях. | |
1.7 | | | Сочинение по пословице. | 1 | Беседа. | Учить составлять текст – повествование с элементами описания по заданной пословице. | Работа на ур. |
1.8 | | | Анализ сочинений по пословицам. | 1 | Круглый стол | Редактирование текстов, исправление лексических и стилистических ошибок. | Работа на ур. |
2 | | | | 6 | | | |
2.1 | | | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Беседа | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Работа на ур. |
2.2 | | | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | Беседа | Составление текста в художественном стиле. | Работа на ур. |
2.3 | | | Рифма. | 1 | Беседа | Дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте. | Работа на ур. |
2.4 | | | Диалог и монолог. | 1 | Беседа | Повторить изученное о диалоге и монологе как о формах речи. | Работа на ур. |
2.5 | | | Драматические импровизации. | 2 | Беседа. Игра | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из рассказа. Учить трансформировать рассказ в пьесу. | Работа на ур. |
3 | | | | 19 | | | |
3.1 | | | Композиции текста. Основные элементы композиции. | 1 | Беседа | Знакомство с элементами композиции текста. | Работа на ур. |
3.2 | | | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | Беседа | Определение элементов композиции текста. | Работа на ур. |
3.3 | | | Творческая работа. | 1 | Сам. раб. | Написание сочинения на определённую тему. | Работа на ур. |
3.4 | | | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | Беседа | Знакомство с составлением текста в художественном стиле. | Работа на ур. |
3.5 | | | Творческая работа. | 1 | С/р | Сочинение сказки по опоре. | Работа на ур. |
3.6 | | | Публицистический текст. | 1 | Беседа | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Работа на ур. |
3.7 | | | Газетно-публицистический стиль. | 1 | Беседа | Знакомство с особенностями газетно-публицистического стиля. | Работа на ур. |
3.8 | | | Деловая игра «Вѐрстка газеты». | 1 | Игра | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | Работа на ур. |
3.9 | | | Официально – деловой стиль. | 1 | Беседа | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | Работа на ур. |
3.10 | | | Тезисы. Конспект. | 1 | Беседа | Знакомство с написанием конспектов статей. | Работа на ур. |
3.11 | | | Аннотация. | 1 | Беседа | Знакомство с составлением аннотации к прочитанным книгам. | Работа на ур. |
3.12 | | | Я пишу письмо. | 1 | Беседа | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Работа на ур. |
3.13 | | | Личный дневник. | 1 | Беседа | Знакомство с ведением записей в личном дневнике. Показать важность ведения личного дневника. | Работа на ур. |
3.14 | | | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | С/р | Написание сочинения – рассуждения. | Работа на ур. |
3.15 | | | Сочинение – мозаика «Весна пришла!» | 1 | С/р | Написание сочинения-описания в художественном стиле. | Работа на ур. |
3.16 | | | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Игра | Знакомство с написанием сценария. | Работа на ур. |
3.17 | | | Стили речи. | 3 | Беседа | Повторить всё о разновидностях книжного стиля. | Работа на ур. |