СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Школьный музей"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр образования 43»




Принята «Утверждено»

На заседании Директор

методического совета МБОУ «ЦО № 43»

«31» августа 2023 г. Приказ № 230-а от 31.08.2023 г

Протокол № 1 от 31.08.2023 г. Старченков А.А._____




Дополнительная общеразвивающая программа

«Школьный музей»

Направленность: краеведение

Уровень программы: ознакомительный

Возраст участников: 12- 16 лет

Срок реализации: 1 год (68 ч.)



Программа курса «Школьный музей»

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:

 

  1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

  3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

  4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».

  5. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО».

Программа дополнительного образования «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея в рамках кружковой работы.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе дополнительного образования заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа рассчитана на обучающихся 9-16 лет.

Школьный краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
-общекультурных:духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

-учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных:владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования:духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Цель программы:

- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи программы:

- образовательные:расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие:приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.


Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

Педагогические технологии:

Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.

Ведущие направления деятельности:

  1. Организационная и методическая работа.

  2. Поисково-исследовательская работа.

  3. Экспозиционная работа.

  4. Экскурсионная работа.

  5. Учебно-образовательная и воспитательная.

  6. Работа с фондами.

  7. Информационно-технологическая работа.

Данные направления реализуются на различных уровнях, в том числе на уровне дополнительного образования (кружковой)



Формы проведения занятий

Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию


Ожидаемые результаты программы

1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.

2. Систематизация работы школьного музея.

3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций.

4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.

5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионной работы

7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Привокзального района и поселка Мясново

8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.

9. Влияние на выбор профессии учащимися.

10.Социализация школьников.
Формы контроля:

  • Тесты

  • Контрольные вопросы

  • Проекты

  • Экскурсии.

Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:

- Устав школы;

- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;

- Рабочая программа дополнительного образования детей.

Основные этапы реализации программы

Срок реализации программы 1 год.

Общее количество 68 часа. В неделю- 2 часа (вторник, среда)

Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;

- совет музея.

Приѐмы и методы

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях кружка. Для того, чтобы занятия были интересными можно использовать народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. При изучении некоторых серьезных тем целесообразно устраивать просмотр мультфильмов, документальных фильмов и их обсуждение. На занятиях звучат произведения великих русских композиторов, фрагменты духовной музыки, русские народные песни и песни народов России (дети не просто слушают, но и танцуют), стихи о России, о родном крае. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включаются различные викторины, эстафеты, конкурсы. Интересны и познавательны встречи с интересными людьми Сынского края, тружениками тыла, детьми войны. На занятиях широко используется самостоятельная работа с книгой, документом, информацией из Интернета, а также групповые исследования, диспуты, дискуссии. Кроме того, занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью. Изыскания обучающихся, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов). Участие детей в различных делах, акциях, проектах (помощь ветеранам труда и труженикам тыла. Культурно-просветительская работа; участие в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно- познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические

Методы обучения: словесные (лекции – беседы),

наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ),

практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов, презентаций)

тематических выставок, экскурсионных объектов. Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - карточки с индивидуальными заданиями; - презентационные материалы, ранее проведённых экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; - краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов.

Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)

Обеспечение программы методическими видами продукции

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.

Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.

Материально-техническая база: Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, интерактивная доска


Учебный тематический план

п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

1

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

1

1


2

1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

2

1

1

3

2. Где и как собирать материалы для музея.

2

1

1

4

3.Работа с историческими источниками.

2

1

1

5

4. Наследие в школьном музее. 

5

2

3

6

5. История школы - частица истории Тулы

6

2

4

7

6. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой № 6 ).

Литературная гостиная

9

4

5

8

7. Функции школьного музея

1

-

1

9

8. Организация школьного музея.

5

1

4

10

9. Моя семья и родной край.

1


1

11

10. Наша школа в истории края

12

9

3

12

11. Комплектование фондов школьного музея

4

1

3

13

12. Фонды школьного музея

3

2

2

14

13. Учёт и описание музейных предметов

6

1

5

15

14.Экспозиция школьного музея. 

1


1

16

15.Тексты в музейной экспозиции

2


2

17

16. Военная слава земляков

3


3

18

17. Экскурсионная работа в школьном музее.

1


1

19

18. Создание презентаций на основе собранного материала

1


1

21

Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению

1


1

23

Школьные мероприятия


По плану


24

Индивидуальные консультации

1

1



Итого:

68


Содержание программы курса «Школьный музей»

Тема 1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы (4 часа)

Теоретические занятия. Инструктажи

Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселке, ветеранами педагогического труда, родителями.

Практические занятия

Участие в конкурсе о символике России, региона, района.

Тема2. Где и как собирать материалы для музея.

Р Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев,

Тема 3. Работа с историческими источниками.

Теоретические занятия

Основные источники по истории: книга памяти Привокзального района, брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

Практические занятия

Тема 4. Наследие в школьном музее

Теоретические занятия

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие

Творческая работа.

Тема 5. История школы — история Тулы

Теоретические занятия

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия

конкурс рисунков "Люблю тебя, мой край родной"

Тема 6.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов Литературная гостиная (

Теоретические занятия

Презентации, проекты о знаменитых людях нашего села, района

Практические занятия

Тема 7. Функции школьного музея

Теоретические занятия

Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 8. Организация школьного музея

Теоретические занятия

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия


Тема 9. Моя семья и родной край

Теоретические занятия

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации "Моя семья", проекта "Моя родословная", видеороликов

Тема 10. Наш край в истории страны

Теоретические занятия. История Тульского края

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в поселковом музее.

Практические занятия

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы

Тема 11. Комплектование фондов школьного музея

Теоретические занятия

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок.

Практические занятия

Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.

Тема 12. Фонды школьного музея

Теоретические занятия

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов

Практические занятия

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 13. Учет и описание музейных предметов

Теоретические занятия

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 14. Экспозиция школьного музея

Теоретические занятия

Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Тема 15. Тексты в музейной экспозиции

Теоретические занятия

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 16. Военная слава земляков

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия. Выпускники школы — участники СВО

Выявление ветеранов, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

Тема 17. Экскурсионная работа в школьном музее

Теоретические занятия

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.

Тема18. Создание презентаций на основе собранного материала


Тема 19. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению


Школьные мероприятия

Индивидуальные консультации по темам проектов


Тематический план к программе

«Школьный музей»

п/п

Теоретические занятия



1

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

2


1.Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

3

2. Где и как собирать материалы для музея.

4

3.Работа с историческими источниками.

5

4. Наследие в школьном музее.Понятие об историко-культурном и природном наследии

6

5. История Тулы.

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

7

6.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой № 6 )

Литературная гостиная

8

7. Функции школьного музея

9

8. Организация школьного музея.Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея.

10


9. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи.

11

Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

12


10. Наш город в истории страны! Тульский край в истории Отечества

Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края.

14

11. Комплектование фондов школьного музея

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования.

15

Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций

16

12. Фонды школьного музея Структура  и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции.

17

Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов

18

13. Учёт и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов

19

Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов

20

14.Экспозиция школьного музея.Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция

21

15.Тексты в музейной экспозиции

22

16. Военная слава земляков

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

Книги Памяти. Выпускники- участники СВО

23

17. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами

24

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная

25

18. Создание презентаций на основе собранного материала

27

20. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению

28

Итоговое занятие

29

Индивидуальные консультации по темам проектов

31

Заседание актива школьного музея

32

Школьные мероприятия


Итого:


Программные материалы:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

  3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

  4. Программа  туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.

Список литературы:

1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.

3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.

5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.

6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.

7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.

8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.

  1. Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.

  2. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

  3. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2018. – 199 с.