МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр образования 43»
Принята «Утверждено»
На заседании Директор
методического совета МБОУ «ЦО № 43»
«31» августа 2023 г. Приказ № 230-а от 31.08.2023 г
Протокол № 1 от 31.08.2023 г. Старченков А.А._____
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школьный музей»
Направленность: краеведение
Уровень программы: ознакомительный
Возраст участников: 12- 16 лет
Срок реализации: 1 год (68 ч.)
Программа курса «Школьный музей»
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО».
Программа дополнительного образования «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея в рамках кружковой работы.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе дополнительного образования заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 9-16 лет.
Школьный краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
-общекультурных:духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
-учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
-информационных:владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования:духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи программы:
- образовательные:расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие:приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
Организационная и методическая работа.
Поисково-исследовательская работа.
Экспозиционная работа.
Экскурсионная работа.
Учебно-образовательная и воспитательная.
Работа с фондами.
Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях, в том числе на уровне дополнительного образования (кружковой)
Формы проведения занятий
Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионной работы
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Привокзального района и поселка Мясново
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.
Формы контроля:
Тесты
Контрольные вопросы
Проекты
Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
Основные этапы реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Общее количество 68 часа. В неделю- 2 часа (вторник, среда)
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- совет музея.
Приѐмы и методы
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях кружка. Для того, чтобы занятия были интересными можно использовать народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. При изучении некоторых серьезных тем целесообразно устраивать просмотр мультфильмов, документальных фильмов и их обсуждение. На занятиях звучат произведения великих русских композиторов, фрагменты духовной музыки, русские народные песни и песни народов России (дети не просто слушают, но и танцуют), стихи о России, о родном крае. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включаются различные викторины, эстафеты, конкурсы. Интересны и познавательны встречи с интересными людьми Сынского края, тружениками тыла, детьми войны. На занятиях широко используется самостоятельная работа с книгой, документом, информацией из Интернета, а также групповые исследования, диспуты, дискуссии. Кроме того, занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью. Изыскания обучающихся, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов). Участие детей в различных делах, акциях, проектах (помощь ветеранам труда и труженикам тыла. Культурно-просветительская работа; участие в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно- познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические
Методы обучения: словесные (лекции – беседы),
наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ),
практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов, презентаций)
тематических выставок, экскурсионных объектов. Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - карточки с индивидуальными заданиями; - презентационные материалы, ранее проведённых экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; - краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)
Обеспечение программы методическими видами продукции
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.
Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.
Материально-техническая база: Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, интерактивная доска
Учебный тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) |
1 | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж | 1 | 1 | |
2 | 1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы | 2 | 1 | 1 |
3 | 2. Где и как собирать материалы для музея. | 2 | 1 | 1 |
4 | 3.Работа с историческими источниками. | 2 | 1 | 1 |
5 | 4. Наследие в школьном музее. | 5 | 2 | 3 |
6 | 5. История школы - частица истории Тулы | 6 | 2 | 4 |
7 | 6. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой № 6 ). Литературная гостиная | 9 | 4 | 5 |
8 | 7. Функции школьного музея | 1 | - | 1 |
9 | 8. Организация школьного музея. | 5 | 1 | 4 |
10 | 9. Моя семья и родной край. | 1 | | 1 |
11 | 10. Наша школа в истории края | 12 | 9 | 3 |
12 | 11. Комплектование фондов школьного музея | 4 | 1 | 3 |
13 | 12. Фонды школьного музея | 3 | 2 | 2 |
14 | 13. Учёт и описание музейных предметов | 6 | 1 | 5 |
15 | 14.Экспозиция школьного музея. | 1 | | 1 |
16 | 15.Тексты в музейной экспозиции | 2 | | 2 |
17 | 16. Военная слава земляков | 3 | | 3 |
18 | 17. Экскурсионная работа в школьном музее. | 1 | | 1 |
19 | 18. Создание презентаций на основе собранного материала | 1 | | 1 |
21 | Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению | 1 | | 1 |
23 | Школьные мероприятия | | По плану | |
24 | Индивидуальные консультации | 1 | 1 | |
| Итого: | 68 | | |
Содержание программы курса «Школьный музей»
Тема 1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы (4 часа)
Теоретические занятия. Инструктажи
Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселке, ветеранами педагогического труда, родителями.
Практические занятия
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема2. Где и как собирать материалы для музея.
Р Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев,
Тема 3. Работа с историческими источниками.
Теоретические занятия
Основные источники по истории: книга памяти Привокзального района, брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники
Практические занятия
Тема 4. Наследие в школьном музее
Теоретические занятия
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие
Творческая работа.
Тема 5. История школы — история Тулы
Теоретические занятия
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия
конкурс рисунков "Люблю тебя, мой край родной"
Тема 6.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов Литературная гостиная (
Теоретические занятия
Презентации, проекты о знаменитых людях нашего села, района
Практические занятия
Тема 7. Функции школьного музея
Теоретические занятия
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 8. Организация школьного музея
Теоретические занятия
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия
Тема 9. Моя семья и родной край
Теоретические занятия
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации "Моя семья", проекта "Моя родословная", видеороликов
Тема 10. Наш край в истории страны
Теоретические занятия. История Тульского края
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в поселковом музее.
Практические занятия
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы
Тема 11. Комплектование фондов школьного музея
Теоретические занятия
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
Практические занятия
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 12. Фонды школьного музея
Теоретические занятия
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов
Практические занятия
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 13. Учет и описание музейных предметов
Теоретические занятия
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 14. Экспозиция школьного музея
Теоретические занятия
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 15. Тексты в музейной экспозиции
Теоретические занятия
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 16. Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Практические занятия. Выпускники школы — участники СВО
Выявление ветеранов, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 17. Экскурсионная работа в школьном музее
Теоретические занятия
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Тема18. Создание презентаций на основе собранного материала
Тема 19. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению
Школьные мероприятия
Индивидуальные консультации по темам проектов
Тематический план к программе
«Школьный музей»
№ п/п | Теоретические занятия |
| |
1 | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж |
2 | 1.Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы |
3 | 2. Где и как собирать материалы для музея. |
4 | 3.Работа с историческими источниками. |
5 | 4. Наследие в школьном музее.Понятие об историко-культурном и природном наследии |
6 | 5. История Тулы. Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. |
7 | 6.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой № 6 ) Литературная гостиная |
8 | 7. Функции школьного музея |
9 | 8. Организация школьного музея.Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. |
10 | 9. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. |
11 | Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. |
12 | 10. Наш город в истории страны! Тульский край в истории Отечества Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. |
14 | 11. Комплектование фондов школьного музея Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. |
15 | Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций |
16 | 12. Фонды школьного музея Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. |
17 | Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов |
18 | 13. Учёт и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов |
19 | Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов |
20 | 14.Экспозиция школьного музея.Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция |
21 | 15.Тексты в музейной экспозиции |
22 | 16. Военная слава земляков Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Книги Памяти. Выпускники- участники СВО |
23 | 17. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами |
24 | Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная |
25 | 18. Создание презентаций на основе собранного материала |
27 | 20. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению |
28 | Итоговое занятие |
29 | Индивидуальные консультации по темам проектов |
31 | Заседание актива школьного музея |
32 | Школьные мероприятия |
| Итого: |
Программные материалы:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2018. – 199 с.