М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №2 Купинского района
«Утверждаю»
приказ № от 22.08.20
«11» _июля___________ 2020 года
Принято на пед. совете
Протокол № от 21.06.2020
| «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ Руководитель МО ___________/____________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
CUBORO
2020– 2022 учебный год
Учитель: Иванова Елена Петровна
Класс : 7 «А», 8 «А»
Всего часов в год: 35
Всего часов в неделю: 1
2020
Пояснительная записка
Cuboro – это конструктор-лабиринт, состоящий из кубиков (50 x 50 x 50 мм).
Уникальность данного конструктора в том, что он охватывает большую возрастную аудиторию. Можно сказать, целое поколение. Начинать работу с конструктором никогда не поздно. Увлекая процессом конструирования детей и взрослых, одновременно создаются условия для осознания ими своей ответственности за воспитание и образование ребенка.
При работе по системе – cuboro все цели тесно перекликаются с основными требованиями новых ФГОС, направленных на развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Работа с конструктором cuboro как нельзя лучше способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), что является основным направлением нового ФГОС начального и основного образования.
Конструирование прочно входит в образовательную практику российского образования. Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и наборы cuboro полностью удовлетворяют эти требования.
Образовательная деятельность по системе cuboro в основном ведется с помощью двух наборов и методического пособия, написанного специально для них. Расширенный курс конструирования охватывает дополнительные наборы cuboro, которых более 15 шт. и все они полностью совместимы.
Благодаря дополнительным наборам дети и взрослые ставят перед собой большие увлекательные задачи. Спроектировать которые, требуется время более месяца.
Большие возможности система cuboro открывает для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или людям, не имеющим опыта игры в cuboro.
Очень важно, чтобы дети научились рефлексии своей деятельности, пробовали описывать работу построенной ими системы cuboro, используя специальную терминологию. Для этого ребята получают карточки c заданиями, опираясь на которые они выстраивают свою речь.
Интегрирование различных школьных предметов во внеурочном курсе Cuboro открывает возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Даже не зная, что в основе конструктора cuboro лежит математика, игроки могут получить опыт в геометрии и пространственном мышлении. Этот опыт в свою очередь положительно влияет на последующее изучение математики. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Оптимальная численность группы – 12 человек.
В основе внеурочной деятельности лежит принцип добровольности. Для обучения, по программе принимаются все желающие учащиеся.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий за один год – 35.
Срок реализации программы 2 года.
Цели и задачи программы
Цели – создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у школьников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Cuboro»;
- пропедевтика инженерного образования;
-расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач в конструировании.
Достижение этих цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1.Развитие творческого мышления при создании действующих моделей.
2. Развитие словарного запаса и навыков общения при сборке общих моделей или решении умственных задач.
3. Развитие когнитивных способностей школьников (трѐхмерное, комбина-
торное, оперативное и логическое мышление).
4. Развитие памяти и концентрации у детей.
3. Учить решать неограниченное количество задач разной степени сложно-
сти.
5. Совершенствование у школьников практических навыков конструирования и моделирования: обучать конструированию по образцу, схеме, по данным условиям, по собственному замыслу.
6. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
7. Расширить представление учащихся об окружающей действительной, познакомить с профессиями архитектор и инженер-конструктор.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
•личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Описание конструктора «Куборо»
«Куборо» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую
угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различ-
ными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках
прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем
составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конст-
рукции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем спо-
собствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. В зависи-
мости от возраста ребѐнка «Куборо» может удовлетворять различным запро
сам:
¨ Сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес;
¨ Может использоваться для спонтанного построения и апробирования;
¨ Может использоваться для игры и одновременно для удовольствия;
¨ Как обучающая игра для геометрического планирования;
¨ Как средство для создания функциональных скульптур.
Большинство элементов можно использовать так, чтобы шарик катился как по поверхности, так и внутри кубиков. Эта особенность делает работу с конструктором еще интереснее. Вы можете собрать бесчисленное
количество комбинаций – от простых двумерных до сложных трехмерных.
Элементы конструктора обладают прямым или изогнутым желобом и/или тоннелем в соответствии с простой системой измерения:
Соединяя кубики, вы имеете возможность создать лабиринты разной сложности. Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения. Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования.
Содержание курса
.
Введение в курс. Простые фигуры.
Что такое конструктор cuboro. Сортировка кубиков. Плоские фигуры. Вертикальные фигуры.
Построение фигур по рисунку.
Собираем фигуру по ее изображению. Составление плана по построению фигуры.
Создание фигур по основным параметрам.
Движение по поверхности. Плавное движение шарика. Движение через тоннели. Создание фигур с помощью базовых строительных кубиков. Фигуры с двумя и тремя дорожками.
Создание фигур по геометрическим параметрам.
Создание дорожек с помощью кубиков с прямым желобом. Создание дорожек с помощью кубиков с изогнутым желобом. Симметрия поверхностей и контуров фигур. Подобие фигур. Фигура с двумя дорожками, спроектированными геометрически.
Создание фигур по заданному контуру.
Создание фигур заданного размера. Завершение фигуры. Соединение двух кубиков вместе. Соединение трѐх кубиков вместе. Соединение четырѐх кубиков вместе. Соединение шести кубиков вместе.
Экспериментируем с направлением движения, временем и набором.
Распределение кубиков по группам. Строительство уровня из заданного набора кубиков. Комбинации. Направление и время движения.
Работа с координатной сеткой.
Построение и изображение уровень за уровнем. Плавное и неплавное движение шарика по дорожке. Изображение фигур по координатной сетке.
Опыты с ускорением шарика.
Движение по наклонной плоскости. Наилучшее ускорение. Вне фигуры.
Ментальное конструирование.
Ментальное конструирование можно сопоставить к игровой деятельности с решением определенных задач. Командам на этом этапе предоставляется игровые наборы для строительства общей конструкции отвечающей заданным требованиям. Правила ментального конструирования одно не прикасаться к чужим кубикам.
Чтение и модернизация.
Ученики получают чертеж конструкции, в которой задействовано не менее 20 разных видов кубиков. В чертеже заложены ошибки, которые ученики должны найти и исправить. После ученикам предоставляется возможность построить заданную конструкцию по чертежу и модернизировать с учетом появления новых элементов.
Модернизация.
После завершения строительства конструкции команде предоставляются дополнительные элементы cuboro и возможность с помощью них модернизировать собранную конструкцию. Должно соблюдаться условие модернизации – точность сохранения формы «стартовой» конструкции остается без изменения.
Строительство по чертежу (проектной документации).
Строить конструкцию по чертежу, поиск ошибок на чертеже.
Командообразование.
Конструирование происходит следующим образом, всем членам команды, прежде чем строить конструкцию необходимо согласовать свои совместные действия, возможно выбрать руководителя, спроектировать действия на бумаги, распределить работу каждого с определённым видом кубиков. Каждый участник команды на данном этапе должен иметь четкое представление о конструкции, для того что бы согласованно действовать в команде.
Тематическое планирование курса
Название тем и их содержание в виде конечного образовательного продукта, а также примерное распределение количества часов представлены в таблице.
1 год обучения
№ п/п | Тема (содержание) | Форма проведения занятия |
1 | Знакомство с «Куборо» | Эвристическая беседа Практическая работа |
2 | Классификация и обследование отверстий кубиков: виды туннелей и желобов. | Эвристическая беседа Поиск информации Практическая работа |
3 | Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика». | Практическая работа Игра. |
4 | Построение плоских и вертикальных фигур. Пишем буквы | Эвристическая беседа Практическая работа |
5 | Построение плоских и вертикальных фигур. Пишем цифры | Эвристическая беседа Практическая работа |
6 | Построение плоских и вертикальных фигур. | Эвристическая беседа Практическая работа |
7 | Собираем фигуру по ее изображению | Эвристическая беседа Практическая работа |
8 | Упорядочение или сортировка кубиков по заданным наборам | Практическая работа |
9 | Движение по поверхности. Плавное движение шарика. | Практическая работа |
10 | Движение через тоннели. Создание фигур с помощью базовых строительных кубиков. | Практическая работа |
11 | Фигуры с двумя и тремя дорожками. | Практическая работа |
12 | Фигуры с двумя и тремя дорожками. | Лабораторная работа |
13 | Построение пространственных конструкций по готовым рисункам | Практическая работа |
14 | Построение пространственных конструкций по готовым рисункам | Эвристическая беседа Поиск информации Практическая работа |
15 | Создание конструкции в парах из набора cuboro basis | Конкурсные задания |
16 | Игра на основе куборо « tricky ways» | Эвристическая беседа Поиск информации Практическая работа |
17 | Игра на основе куборо « tricky ways» | Практическая работа Игра |
18 | Распределение кубиков по группам. Строительство уровня из заданного набора кубиков. | Эвристическая беседа Практическая работа |
19 | Распределение кубиков по группам. Строительство уровня из заданного набора кубиков. | Выполнение творческих заданий |
20 | Соединение двух кубиков вместе. | |
21 | Соединение трѐх кубиков вместе. | Практическая работа |
22 | Построение фигур на координатной сеткой. | Практическая работа |
23 | Логические задачи на координатной сетке | Практическая работа |
24 | Командные состязания | Выполнение конкурсных заданий |
25 | Соревнование по « tricky ways» | Личная олимпиада |
26 | Построение и изображение уровень за уровнем. | Эвристическая беседа Практическая работа |
27 | Построение и изображение уровень за уровнем. | Практическая работа |
28 | Изображение фигур по координатной сетке. | Практическая работа |
29 | Изображение фигур по координатной сетке. | Практическая работа |
30 | Строительство уровня из заданного набора кубиков. | Практическая работа |
31 | Знакомство с наборами "Cuboro" plus, "Cuboro" multi, "Cuboro" metro, "Cuboro" duo | Практическая работа |
32 | Знакомство с наборами "Cuboro" plus, "Cuboro" multi, "Cuboro" metro, "Cuboro" duo | Практическая работа |
33 | Знакомство с наборами "Cuboro" plus, "Cuboro" multi, "Cuboro" metro, "Cuboro" duo | Практическая работа |
34 | Соревнование | Практическая работа |
35 | Соревнование | Игра. Выполнение творческих заданий |
2 год обучения
№ п/п | Тема (содержание) | Форма проведения занятия |
1 | Построение конструкций используя дополнительные наборы plus, multi, metro, duo | Эвристическая беседа Поиск информации Практическая работа |
2 | Построение конструкций используя дополнительные наборы plus, multi, metro, duo | Практическая работа |
3 | Построение конструкций используя дополнительные наборы plus, multi, metro, duo | Практическая работа Игра. |
4 | Построение конструкций используя дополнительные наборы Cugolino Hit | Эвристическая беседа Практическая работа |
5 | Построение конструкций используя дополнительные наборы Cugolino Hit | Эвристическая беседа Практическая работа |
6 | Построение конструкций используя дополнительные наборы Cugolino pop | Эвристическая беседа Практическая работа |
7 | Построение конструкций используя дополнительные наборы Cugolino pop | Эвристическая беседа Практическая работа |
8 | Построение конструкций с двумя башнями | Практическая работа |
9 | Построение конструкций с двумя башнями | Практическая работа |
10 | Знакомство с программой cuboro – webkit (Виртуальный Куборо) | Эвристическая беседа Поиск информации Практическая работа |
11 | Смоделировать макет заданной конструкции, используя программу cuboro – webkit (Виртуальный Куборо). | Лабораторная работа |
12 | Смоделировать макет заданной конструкции, используя программу cuboro – webkit (Виртуальный Куборо). | Лабораторная работа |
13 | Смоделировать макет заданной конструкции, используя программу cuboro – webkit (Виртуальный Куборо). | Лабораторная работа |
14 | Зачёт по видам кубиков | Практическая работа |
15 | Эстафета | Конкурсные задания |
16 | Необходимо построить конструкцию согласно условиям на координатной сетке | Эвристическая беседа Поиск информации Практическая работа |
17 | Необходимо построить конструкцию согласно условиям на координатной сетке | Практическая работа |
18 | Необходимо построить конструкцию согласно условиям на координатной сетке | Практическая работа |
19 | Построение конструкций по своему выбору, с наибольшим количеством кубиков | Выполнение творческих заданий |
20 | Построение конструкций по готовым чертежам | Лабораторная работа |
21 | Игра на основе куборо « tricky ways» | Эвристическая беседа Поиск информации |
22 | Игра на основе куборо « tricky ways» | Практическая работа |
23 | Соревнование по « tricky ways» | Личная олимпиада |
24 | Командообразование | Эвристическая беседа Практическая работа |
25 | Командообразование | Практическая работа |
26 | Строительство по чертежу (проектной документации) | Практическая работа |
27 | Игра на основе куборо « tricky ways» | Практическая работа |
28 | Построение конструкций в команде, с учётом времени движения шарика и количеством кубиков | Выполнение конкурсных заданий |
29 | Ментальное конструирование | Практическая работа |
30 | Ментальное конструирование | Практическая работа |
31 | Чтение и модернизация, найти ошибки и исправить | Практическая работа |
32 | Чтение и модернизация, найти ошибки и исправить | Практическая работа |
33 | Модернизация | Практическая работа |
34 | Соревнование | Практическая работа |
35 | Соревнование | Игра. Выполнение творческих заданий |
Планируемые результаты освоения курса
.
К личностным результатам освоения курса относятся:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
проявление познавательных интересов, выражение желания учиться и трудиться в науке;
проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
развитие ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, их самооценка;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
Метапредметные результаты:
владение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи;
готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
проявление инновационного подхода к решению практических задач;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию конструкций;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
диагностика результатов познавательной деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
овладение представлениями о конструкционных материалах;
уметь конструировать по заданным условиям;
умение применять знания, умения и навыки при решении проектных и исследовательских задач;
начальный опыт работы в проектно-исследовательской деятельности;
проводить классификацию изученных объектов;
развитие пространственного воображения, логического мышления, творчества, креативности.
Методическое обеспечение
Методической особенностью изложения учебных материалов на занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:
• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;
• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными инженерными задачами;
• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению инженерных моделей.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются
проблемно-развивающее обучение;
адаптированное обучение;
индивидуализация и дифференциация обучения;
информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- творческая работа.
Формы контроля
Оценивание учебных достижений на занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения при построение конструкций.
Литература:
Маттиас Эттер «Cuboro думай креативно» , 2016
http://cuboro.ru/