СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выбор профессии один из важнейших выборов, который делает человек, и этот выбор на всю жизнь. «ENTER» - это ввод в мир профессий, ввод в новейшие информационные технологии, ввод в конструктор будущего.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности.
Программа «ENTER» нацелена на помощь учащемуся:
Управление образования и молодежной политики
Вадского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вадская средняя общеобразовательная школа»
Программа принята на заседании педагогического совета от ____________________ Протокол № 1 | Утверждаю. Директор МАОУ «Вадская СОШ» __________________Подгорная Е.А. . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в области профориентации
«Enter»
(Основное общее образование,
среднее общее образование)
Автор-составитель программы:
Краева Татьяна Николаевна,
Вад
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……..............................................................................4 2. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «ENTER»............7 3. Место и роль курса внеурочной деятельности «ENTER» в плане внеурочной деятельности …………...........................................................................................8
4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «ENTER» …………………………………………………………………………...9 4.1.Личностные
результаты.................................................................................................................9
4.2. Метапредметные результаты ………………………………...................................................................................13 5. Содержание курса по профориентации «ENTER»………………………………………......................................................17
6. Тематическое планирование…………………………………………………
Пояснительная записка
Выбор профессии один из важнейших выборов, который делает человек, и этот выбор на всю жизнь. «ENTER» - это ввод в мир профессий, ввод в новейшие информационные технологии, ввод в конструктор будущего.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности.
Программа «ENTER» нацелена на помощь учащемуся:
в освоении над профессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т. д.). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни;
в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой школьный образовательный маршрут;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут учащемуся стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в том числе в сфере выбора профессии;
в формировании и развитии трёх компонентов готовности к профессиональному самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного;
в планировании жизненного и профессионального пути. Это позволит учащемуся строить образ своего будущего, видеть задачи, которые предстоит решить для достижения этого образа;
в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности.
Это позволит ему видеть социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий как для повышения своего будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье, во дворе своего дома.
2. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «ENTER»
Цель:– создать условия для успешной социализации и профессионального самоопределения подростков в возрасте 14 - 16 лет.Задачи:
содействовать профессиональному самоопределению обучающихся МАОУ «Вадская СОШ»;
сформировать индивидуальные рекомендации для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ);
формировать у обучающихся навыки и умения карьерной грамотности и другие компетенции, необходимые для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
формировать ценностное отношение к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешногопрофессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
3. Место и роль курса внеурочной деятельности «ENTER» в плане внеурочной деятельности .
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного и среднего общего образования и состоит из:
‒ планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
‒ содержания курса внеурочной деятельности,
‒ тематического планирования.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся с 6 по 11 классы. Программа может быть реализована в работе с обучающимися 6-9 классов основного общего образования и 10-11 классов среднего общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа . Программа состоит из профориентационных занятий, посвященных изучению отраслей экономики, профориентационных диагностик (диагностика склонностей, диагностика ГПС, диагностика способностей, личностных особенностей и др); рефлексивных занятий, моделирующих онлайн-профпроб в контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего»3 на базе Платформы4 . Программа внеурочной деятельности может быть дополнена вариативным компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную деятельность обучающихся, профориентационное тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные деловые игры; консультации педагога. и психолога; конкурсы профориентационной направленности (в т.ч. чемпионаты «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.); занятия «Шоу профессий».
Формы обучения
Традиционные формы (всем составом, групповая, индивидуальная). Виды занятий: комбинированные занятия (наблюдение, показ действия, работа с литературой и т. д.), занятие – презентация, занятие контроля, тестирование, опрос, тематические занятия обобщающие занятие,онлайн-уроки, беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство и учебные заведения, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, профориентационные, коммуникативные и деловые игры, виртуальные выставки, проектная деятельность, консультации педагога и психолога.
4. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты по окончанию реализации программы:
4.1.Личностные результаты
4.1.1. ФГОС ООО:
В сфере гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать
• готовность к разнообразной совместной деятельности;
• выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи
В сфере патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона. В сфере духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
• осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. В сфере эстетического воспитания:
• осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
• стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью
• умение принимать себя и других, не осуждая; • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы ; • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; • готовность адаптироваться в профессиональной среде; • уважение к труду и результатам трудовой деятельности; • осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
• ориентация в деятельности, связанной с освоением программы , на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
- Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.
- Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.
- Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом реальных условий, запроса социума.
- Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом возможных изменений в жизни.
4.2.Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными познавательными действиями:
‒ владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
‒ самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,рассматривать ее всесторонне;
‒ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
‒ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
‒ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
‒ разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.
В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
‒ владеть различными способами общения и взаимодействия;
‒ развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
‒ выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
‒ осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
‒ принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.
В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
‒ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
‒ самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
‒ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
‒ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
‒ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
‒ оценивать приобретенный опыт.
По окончанию обучения учащемуся необходимо уметь:
-создание адекватной системы представлений обучающихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг;
- наличие у обучающихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
-владение подростками технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;
- наличие траектории профессионального самоопределения у каждого школьника;
-активная личностная позиция обучающихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
5. Содержание курса по профориентации «ENTER»
Учебный план по программе «ENTER»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
| |||||||||
Всего | Теория | Практика |
| ||||||||||
1. | Вводное занятие. Правила ТБ и противопожарной защиты, санитарии и гигиены | 1 | 1 |
| Входящая диагностика-наблюдение, анкетирование |
| |||||||
2 | Из истории профориентации.Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. | 1 | 1 |
| Беседа, практические занятия, игра |
| |||||||
3. | Я и выбор профессии. Тренинговые занятия | 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа |
| |||||||
3. | «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий | 1 |
| 1 | Наблюдение, обсуждение |
| |||||||
4. | «Встреча с интересными людьми» (лучшие по профессии) | 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа |
| |||||||
5. | Что такое профессия? Перспективные и востребованные профессии в современном мире | 1 | 1 |
| беседа |
| |||||||
6. | Организация исследования в области профессий. (практическое занятие.)
| 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа Урок контроля |
| |||||||
7. | «Учимся шевелить мозгами»
| 1 |
| 1 | Познавательные игры |
| |||||||
8. | Ориентация в мире профессий – классификация профессий. | 1 | 1 |
| Наблюдение, беседа |
| |||||||
9. | Федеральный национальны проект «Профессионалитет» | 1 |
| 1 | Практические занятия |
| |||||||
10 | Федеральный национальны проект «Билет в будущее» | 1 |
| 1 | Беседа, практические занятия |
| |||||||
11 | Отбор значимой Информации по профориентации.
| 1 |
| 1 | Практические занятия |
| |||||||
12 |
Работа в компьютерном классе. | 2 |
| 2 | Практические занятия |
| |||||||
13 | Типичные ошибки при выборе профессии.Мотивы и основные условия выбора профессии. | 1 | 1 |
| Практические занятия |
| |||||||
14. | Здоровье и выбор профессии | 1 | 1 |
| Наблюдение, беседа |
| |||||||
15 | Типы темперамента и выбор профессии | 1 | 1 |
| Наблюдение, беседа |
| |||||||
16. | Профессиональные пробы (онлайн уроки) | 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа |
| |||||||
17. | «Учимся шевелить мозгами»
| 1 |
| 1 | Познавательные игры |
| |||||||
18. | «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий | 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа |
| |||||||
19. | Тренинговые занятия «Выбор за тобой» | 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа ,практические занятия |
| |||||||
20. | «Встреча с интересными людьми» посещение предприятия | 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа |
| |||||||
21. | Центры занятости населения.Самооценка и уровень притязаний | 1 | 1 |
| Наблюдение, беседа |
| |||||||
22. | «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий | 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа | ||||||||
23. | Работа в компьютерном классе. | 1 |
| 1 | Практические занятия | ||||||||
24 | Значимость компьютера в создании проектов. Программа «MicrosoftPowerPoint». Составление презентации на компьютере. Работа за компьютером.
| 2 |
| 2 | Работа за компьютером.
| ||||||||
25. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 | 1 |
| Наблюдение, беседа |
| |||||||
26 | Рынок образовательных услуг | 1 | 1 |
| Наблюдение, беседа |
| |||||||
27 | «Встреча с интересными людьми» | 2 |
| 2 | Практические занятия |
| |||||||
28. | Подготовка к защите проекта «Мир профессий». (практическое занятие.) | 1 |
| 1 | Практические занятия |
| |||||||
29. | «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий
| 1 |
| 1 | Наблюдение, беседа |
| |||||||
30. | Учимся шевелить мозгами. | 2 |
| 2 | Познавательные игры |
| |||||||
31 | Подведение итогов. Защита.
| 1 |
| 1 | Выставка и презентация проектных работ урок контроля
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||
Итого: | 36 | 10 | 26 |
|
|
№ п/п | Тема | Количество часов | Основное содержание | Деятельность учащегося | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | 1.Вводное занятие | 1 | 1 |
| Установление контакта с детьми, выявление уровня сплоченности группы. | Анкетирование | ||
| 2.Основы краеведения. | 23 | 8 | 15 |
|
| ||
2-3 | Что изучает краеведение. Пр.з.Подбор стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок о родном крае. | 2 | 1 | 1 | Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Легенды и предания. | Подбор стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок о родном крае. | ||
4-6 | Топонимика Вадского района. Пр.з. Сбор краеведческих материалов. | 3 | 1 | 2 | Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Вадского района | Сбор краеведческих материалов. | ||
7-10 | Природа Вадского района. | 4 | 2 | 2 | Знакомство с природой Вадского района. Воспитание бережного отношения к природе. Рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. Климат, растительность и животный мир нашего края. Охрана природы. Изучение законов об охране природы.
| Работа с картами атласа Нижегородской области, работа с контурными картами. | ||
11-12 | Экскурсия в природу: фенологические наблюдения, фотографирование, зарисовки. | 2 |
| 2 |
| Экскурсия в природу: фенологические наблюдения, фотографирование, зарисовки. | ||
13-15 | История края. Пр.з.Подготовка докладов, сообщений о достопримечательностях Вадской земли. | 3 | 1 | 2 | История края, памятные исторические места. Охрана памятников истории и культуры.
| Подготовка докладов, сообщений о достопримечательностях Вадской земли. | ||
16-18 | Знаменитые люди края. Пр.з. Экскурсия в школьный краеведческий музей. | 3 | 1 | 2 | Знаменитые люди края. | Экскурсия в школьный краеведческий музей. | ||
19-21 | Туристские возможности своего края. Пр.з.Проведение краеведческой викторины. | 3 | 2 | 1 | Обзор экскурсионных объектов, музеи. | Краеведческая викторина | ||
22-23 | Экскурсия в районный краеведческий музей. | 2 |
| 2 |
| Экскурсия в районный краеведческий музей. | ||
24 | Итоговая работа по теме «Основы краеведения» | 1 |
| 1 |
|
| ||
| 3.Учусь познавать свой край | 13 | 6 | 7 |
|
| ||
25 | Как человек познает свой край. | 1 | 1 |
| Способы познания. Культура: искусство, религия, наука, формы отражения взаимоотношений природы, человека, общества.
| Отражение природы края в произведениях писателей, художников. | ||
26 | Что значит быть исследователем природы? | 1 | 1 |
| Исследователь Природы — кто он? Качества, которыми должен обладать исследователь природы. Выдающиеся исследователи Нижегородского края в прошлом и настоящем. | Сообщение о выдающихся исследователях Нижегородского края. | ||
27-29 | Карты географические и их классификация. Пр.з.Чтение топографической карты. | 3 | 1 | 2 | Карты географические и их классификация. Понятие о топографической карте, её значение для народного хозяйства и обороны государства. Значение топокарт для туристов. Условные знаки топографических карт. План местности. Содержание топографической карты.
| Чтение топографической карты. | ||
30-31 | Понятие о масштабе. | 2 | 1 | 1 | Понятие о масштабе. Виды масштабов. | Решение задач | ||
32-33 | Определение сторон горизонта. Азимут. | 2 | 1 | 1 | Компас, устройство компаса. Определение сторон горизонта. Азимут. | Работа с компасом. Определение сторон горизонта. | ||
34-35 | Ориентирование | 2 | 1 | 1 | Способы ориентирования на местности. | Ориентирование на местности. | ||
36 | Итоговая работа по теме «Учусь познавать свой край» | 1 |
| 1 |
| Выполнение практической работы | ||
37 | 4.Обобщающее занятие | 1 |
| 1 | Подведение итоговкурса,групповаярефлексия.Чемуянаучился?Какиекачестваприобрел. | Коллективная творческая работа обучающихся | ||
38 | Аттестация | 1 |
|
|
| Собеседование | ||
Всего: |
38 ч |
|
|
|
|
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила ТБ и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Входящая диагностика-наблюдение, анкетирование
Тема 2.Из истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.
Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.
Тема 3. Я и выбор профессии.
Тренинговые занятия
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».
Тема 4. «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий
Интерактивная платформа, онлайн уроки.
Тема 5. «Встреча с интересными людьми» (лучшие по профессии)
Профориентационная экскурсия о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выборе профессионального пути.
Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам.
Тема 6. Что такое профессия?
Перспективные и востребованные профессии в современном мире
Анализ предприятий района и области: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости вадского муниципального округа. Составление перечня требуемых профессий.
Развивающие процедуры: дискуссия «Какие профессии востребованы в нашем регионе?». Мониторинг рынка труда нашего района.
Тема 7.Организация исследования в области профессий. (практическое занятие.) Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам.
Тема 8.«Учимся шевелить мозгами»
Развивающие процедуры: познавательный видеоролик «Кем стать?».
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 9.Ориентация в мире профессий – классификация профессий.
Диферринцированно-диагностический опросчик Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».
Тема 10. Федеральный национальны проект «Профессионалитет»
Тема 11. Федеральный национальны проект «Билет в будущее»
Тема 12. Отбор значимой информации по профориентации.
Допрофессиональная подготовка учащихся с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению детей через организацию дополнительных занятий по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Тема 13. Работа в компьютерном классе
Работа на ПК. Соблюдение правил техники безопасной работе. Знание правил и требований работы на ПК.
Тема 14. Типичные ошибки при выборе профессии. Мотивы и основные условия выбора профессии
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» -
«надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
Тема 15. Здоровье и выбор профессии.
Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Тема 16. Типы темперамента и выбор профессии.
Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.
Тема 17. Профессиональные пробы (онлайн уроки)
Тема 18. «Учимся шевелить мозгами»
Игры, тренинги.
Тема 19. «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий
Тема 20. Тренинговые занятия «Выбор за тобой»
Тема 21. «Встреча с интересными людьми» (занятие с медработником школы) Зависимость профессии от состояния здоровья: как она повлияет на здоровье; не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых? Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков.
Тема 22. Центры занятости населения. Самооценка и уровень притязаний
История создания службы занятости населения. Основные направления работы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к специалистам службы.
Тема 23. «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий
Тема 24. Работа в компьютерном классе
Тема 25. Значимость компьютера в создании проектов. Программа «MicrosoftPowerPoint».
Составление презентации на компьютере. Работа за компьютером.
Тема 26. Современный рынок труда и его требования к профессионалу
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Тема 27.Рынок образовательных услуг.
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг Нижегородской области.
Тема 28. «Встреча с интересными людьми» (день открытых дверей колледжа)
Уникальная возможность и хороший способ для школьников, родителей и педагогов познакомиться с учебным заведением. В свою очередь, для колледжа это возможность продемонстрировать свои учебные и производственные достижения, показать лучшие наработки, познакомить с условиями обучения и поступления.
Тема 29. Подготовка к защите проекта «Мир профессий». (практическое занятие.)
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита, «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Тема30 .«ПроеКТОриЯ» Шоу профессий
Тема31. Учимся шевелить мозгами. Тренировочные занятия.
Тема 32. Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности
Календарно - тематический план
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 группа | |||||
1 | 06.09 | Вводное занятие. Вводный ИОТ. Правила ТБ и противопожарной защиты, санитарии и гигиены | 1 | Комбинированное занятие. | Входящая диагностика- наблюдение, анкетирование |
2 | 13.09 | Из истории профориентации.Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. | 1 | Комбинированное занятие. | Беседа, практические занятия, игра |
3 | 20.09 | Я и выбор профессии. Тренинговые занятия | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
4 | 27.09 | «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, обсуждение |
5 | 04.10 | «Встреча с интересными людьми» (лучшие по профессии) | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
6 | 11.10 | Что такое профессия? Перспективные и востребованные профессии в современном мире | 1 | Урок контроля
| беседа |
7 | 18.10 | Организация исследования в области профессий. (практическое занятие.)
| 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа Урок контроля |
8 | 25.10 | «Учимся шевелить мозгами»
| 1 | Комбинированное занятие. | Познавательные игры |
9 | 01.11 | Ориентация в мире профессий – классификация профессий. | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
10 | 08.11 | Федеральный национальны проект «Профессионалитет» | 1 | Комбинированное занятие. | Практические занятия |
11 | 15.11 | Федеральный национальны проект «Билет в будущее» | 1 | Комбинированное занятие. | Беседа, практические занятия |
12 | 22.11 | Отбор значимой Информации по профориентации.
| 1 | Комбинированное занятие. | Практические занятия |
13 | 29.11 |
Работа в компьютерном классе. | 1 | Комбинированное занятие. | Практические занятия |
14 | 06.12 | Типичные ошибки при выборе профессии.Мотивы и основные условия выбора профессии. | 1 | Комбинированное занятие. | Практические занятия |
15 | 13.12 | Здоровье и выбор профессии | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
16 | 20.12 | Типы темперамента и выбор профессии | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
17 | 27.12 | Профессиональные пробы (онлайн уроки) | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
18 | 10.01 | «Учимся шевелить мозгами»
| 1 | Комбинированное занятие. | Познавательные игры |
19 | 17.01 | «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
20 | 24.01 | Тренинговые занятия «Выбор за тобой» | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа , практические занятия |
21 | 31.01 | «Встреча с интересными людьми» посещение предприятия | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
22 | 07.02 | Центры занятости населения.Самооценка и уровень притязаний | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
23 | 14.02 | «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
24 | 21.02 | Работа в компьютерном классе. | 1 | Комбинированное занятие. | Практические занятия |
25 | 28.02 06.03
| Значимость компьютера в создании проектов. Программа «MicrosoftPowerPoint». Составление презентации на компьютере. Работа за компьютером.
| 2 | Практическое занятие. | Работа за компьютером.
|
26 | 13.03 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
27 | 20.03 | Рынок образовательных услуг | 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
28 | 27.03 03.04
| «Встреча с интересными людьми» | 2 | Комбинированное занятие. | Практические занятия |
29 | 10.04 17.04 | Подготовка к защите проекта «Мир профессий». (практическое занятие.) | 2 | Комбинированное занятие. | Практические занятия |
30 | 24.04
| «ПроеКТОриЯ» Шоу профессий
| 1 | Комбинированное занятие. | Наблюдение, беседа |
31 | 08.05 15.05
| Учимся шевелить мозгами. | 2 | Практическое занятие | Познавательные игры |
32 | 22.05 | Подведение итогов. Защита.
| 1 | Урок контроля | Выставка и презентация проектных работ урок контроля |
По годовому календарному графику 36 часов.Праздничные дни: 01.05.2024 ; 09.05.2024
Нормативная правовая документация
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
Федеральнымзакономот31.07.2020№304-ФЗ«ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон«Обобразованиив Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение порученийПрезидентаРФ№Пр-328п.1от23.02.2018,№Пр-2182от20.12.2020»;письмомМинистерствапросвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;примернойрабочейпрограммойвоспитаниядляобщеобразовательныхорганизаций(одобрена решением федерального учебно-методического объединенияпо общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22); федеральными государственнымиобразовательнымистандартамиосновногообщегообразования(ПриказМинобрнаукиРФот17.12.2010№1897вред.от08.11.2022)исреднегообщегообразования(ПриказМинобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 в ред. от 12.08.2022); программой курса внеурочнойдеятельности «Билет в будущее» (одобрена решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию, протокол от 29.09.2022 № 7/22); примерной рабочейпрограммойкурсавнеурочнойдеятельности«Профориентация»(одобренарешениемфедеральногоучебно-методическогообъединенияпообщемуобразованию,протокол5/22от 25.08.2022).
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
Устав и нормативно-локальные акты наименование ОО
Список используемой литературы для педагога
Березина, А. В. Дорожная карта :профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2021. — № 10. — С. 6 — 72.
Березина, А. В. Дорожная карта :профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2021. — № 11. — С. 73 — 135.
Беспалова, Е. А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего» : (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.
Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.
Бельтюкова, С. Л. Реализация мероприятий подпрограммы «Проба профессий» : (в рамках Программы развития школы на 2019–2021 годы в МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова») / С. Л. Бельтюкова // Сев. Двина : сетевой информационно-методический журнал. — 2020. — № 6. — С. 68-72.
Сергеев, И. С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 5-19.
Арюкова, Е. А. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности / Е. А. Арюкова, Е. С. Земскова // Химия в шк. — 2021. — № 5. — С. 61-64.
Конкурсное движение как инструмент профориентации молодежи / А. В. Койвунен [и др.] // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. — 2021. — № 5. — С. 58-64.
Ермохина, О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками / О. Ермохина // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 38-42.
Заикина, К. Все профессии важны, все профессии нужны : к выбору своей будущей профессии ребенка нужно готовить, начиная уже с дошкольного возраста / К. Заикина, Т. Шаменева // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 14-18.
Мендаева, Д. Как помочь школьникам узнать о профессиях. Конспект занятия / Д. Мендаева // Упр. нач. шк. — 2021. — № 3. — С. 40-47.
Соловьева, Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью интернет — сервисов / Д. Соловьева // Справ. клас. рук. — 2021. — № 3. — С. 66-73.
Коморова, И. В. Выбор профессии – дело серьезное :профориентационная игра по мотивам игры «Форт Бойярд» / И. В. Коморова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 46-48.
Майорова, Г. В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 33-36.
Карташова, Е. Ю. Социальный проект «Успех в твоих руках!» и его вклад в профессиональное самоопределение школьников / Е. Ю. Карташова, В. Ю. Ерохина, И. В. Иванова // Методист. — 2021. — № 4. — С. 28-33.
Боловцова, Ю. А. Практика проведения педагогической мастерской «Использование профориентационных социально-моделирующих игр в воспитательной деятельности» / Ю. А. Боловцова // Методист. — 2021. — № 4. — С. 12-14.
Корчуганова, И. П. Профориентационные возможности проектной деятельности в дополнительном образовании: формирование компетенций будущего / И. П. Корчуганова // Методист. — 2021. — № 2. — С. 30-34.
Гайнеев, Э. Р. Чемпионат мира Worldskills «Возрождение уважения к человеку труда» / Э. Р. Гайнеев // Методист. — 2021. — № 1. — С. 37-39.
Макушкин, О. В. Деловая игра «Бизнес — квест: лето профи» / О. В. Макушкин, Л. А. Колоцей, А. И. Сорокин // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 12. — С. 55-59. — Участники: дети 11-16 лет.
Савкина, М. В. Игровой профориентационный тренинг «Выбери правильный маршрут!» / М. В. Савкина // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 12. — С. 40-43. — Библиогр. в конце ст.
Павлова, Ю. Деловая игра «Дороги, которые мы выбираем» / Ю. Павлова // Беспризорник. — 2020. — № 5. — С. 44-46.
Савкина, М. В. Нескучная профориентация, или Поиск современных форм организации профориентационной работы в учреждении дополнительного образования / М. В. Савкина // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 11. — С. 56-60.
Савкина, М. В. Тематическая вечеринка «Профориентационный маскарад» / М. В. Савкина // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 10. — С. 46-48.
Майорова, Г. В. Залог успешного завтра : от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 9. — С. 26-29.
Коморова, И. В. Выбор профессии – дело серьезное / И. В. Коморова // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 8. — С. 27-31. — Библиогр. в конце ст.
Манойленко, Е. М. Игра – путешествие «В гостях у мастера Самоделкина» : методическая разработка занятия для детей 5-10 лет / Е. М. Манойленко, М. Г. Мищенко // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 59-60. — Цель: познакомить детей с различными профессиями.
Киселёв, С. М. Профориентационная работа с обучающимися и их родителями – основа предпрофессиональной подготовки / С. М. Киселёв // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 54-55.
Савоськина, Л. П. Разработка эффективной модели дуального обучения в условиях инновационного развития / Л. П. Савоськина // Среднее проф. образование. — 2020. — № 9. — С. 42-45. — Библиогр. в конце ст.
Коликова, Е. Г. Региональные модели преподавания предметной области «Технология» в условиях реализации предметной концепции и внедрения ФГОС СОО / Е. Г. Коликова, О. А. Манаева // Шк. и пр-во. — 2020. — № 6. — С. 41-46. — Библиогр. в конце ст.
Кропивянская, С. О. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной школе / С. О. Кропивянская // Шк. и пр-во. — 2020. — № 5. — С. 49-57. — Библиогр. в конце ст.
Тихонова, Е. В. Сегодня и всегда: в центре внимания — воспитание / Е. В. Тихонова, Ю. В. Сальникова // Методист. — 2020. — № 6. — С. 15-20. — Библиогр. в конце ст.
Ильина, А. В. Нормативное обеспечение организации профессиональной ориентации школьников / А. В. Ильина, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин // Методист. — 2020. — № 4. — С. 38-51.
Королёв, А. В. Организация профориентационной работы с использованием предметных знаний / А. В. Королёв, С. О. Пустовит // Химия в шк. — 2020. — № 3. — С. 63-70.
Мелетичев, В. В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии [Текст] / В. В. Мелетичев, Е. В. Харитонова // Педагогика. — 2020. — № 1. — С. 87-93. — Библиогр. в конце ст.
Ушакова, Е. Форсайт профессионального успеха, или Путеводитель в мир профессиональных достижений / Е. Ушакова // Учит. газ. — 2019. — 28 мая (№ 22). — Цикл увлекательно-познавательных встреч «Форсайт профессионального успеха», представленный Городским психолого-педагогическим центром в рамках городского проекта «Субботы московского школьника».
Гайнеев, Э. Р. Чемпионат мира Worldskills-Казань-2019 : триумф российских юниоров / Э. Р. Гайнеев // Шк. и пр-во. — 2020. — № 1. — С. 25-28.
Модель «Траектория ответственного поиска» (внеурочная деятельность как ресурс профессиональной ориентации учащихся основной школы) / Т. М. Прокофьева [и др.] // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. — 2020. — № 1. — С. 38-63.
Зубов, Э. Р. Профориентационная работа как средство преодоления кадрового дефицита среднего медицинского персонала [Текст] / Э. Р. Зубов, О. В. Новикова // Среднее проф. образование. — 2020. — № 2. — С. 46-48.
Атласова, С.С. О нормативно-правовой базе профориентационной работы / С.С. Атласова, А. И. Якушев // Среднее проф. образование. — 2020. — № 1. — С. 47-49. — Библиогр. в конце ст.
Кунафина, Ю. И. О профессиональной ориентации на уроках биологии / Ю. И. Кунафина // Биология в шк. — 2020. — № 2. — С. 51-55. — Библиогр. в конце ст.
Валиева, А. Р. Инклюзивное образование как важный фактор профессиональной ориентации выпускников образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Р. Валиева // Управление современной школой. Завуч. — 2019. — № 8. — С. 83-87.
Викторова, Л. В. Конкурс «Юный химик» как форма профориентационной работы / Л. В. Викторова // Химия в шк. — 2019. — № 9. — С. 62-65.
Данилова, А. М. Современные подходы к профориентационной работе с обучающимися с нарушениями слуха [Текст] / А. М. Данилова, Е. В. Подвальная, Н. О. Камелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 7. — С. 40-47. — Библиогр. в конце ст.
Савчук, Н. В. Опыт применения современных методов профориентационной работы на уровне основного общего образования [Текст] / Н. В. Савчук // Методист. — 2019. — № 9. — С. 45-47. — Библиогр. в конце ст.
Иванова, О. В. Творческий проект как средство профессионального самоопределения обучающихся [Текст] / О. В. Иванова // Шк. и пр-во. — 2019. — № 7. — С. 27-30. — Библиогр. в конце ст. — Вышивка «блэкворк» на изделиях из кожи.
Черных, С. А. Комплексное взаимодействие психологов, педагогов, родителей в работе по профессиональному самоопределению обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи [Текст] / С. А. Черных, М. Г. Мищенко, Е. М. Манойленко // Методист. — 2019. — № 8. — С. 29-31. — Библиогр. в конце ст.
Гайнеев, Э. Р. Чемпионат мира WorldSkillsKazan 2019: новый импульс в развитии компетенций / Э. Р. Гайнеев // Среднее проф. образование. — 2019. — № 10. — С. 3-6. — Библиогр. в конце ст.
Компанец, Л. И. Командный чемпионат компетенций FutureSkillsVorcuta как новая форма профессиональной ориентации учащихся, обучающихся в условиях ФГОС СОО / Л. И. Компанец, С. И. Купряшина, Е. А. Косарева // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. — 2019. — № 7. — С. 60-79. — Библиогр. в конце ст.
Кракаускене, О. П. Проблемы организации профориентационной деятельности с обучающимися с ОВЗ в допобразовании / О. П. Кракаускене, И. А. Казакова, М. С. Асташова // Доп. образование и воспитание. — 2019. — № 8. — С. 20-22.
Безверхая, О. В. Модель управления ценностно-профессиональным самоопределением учащихся на основе сценарного подхода / О. В. Безверхая, О. Н. Бойко // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. — 2019. — № 6. — С. 69-95.
Гребёнкина, Т. С. Как помочь учащимся найти свой путь / Т. С. Гребёнкина // Химия в шк. — 2019. — № 7. — С. 2-3. — Библиогр. в конце ст.
Фирменное обучение как система ранней профориентационной работы с обучающимися / В. В. Баишев [и др.] // Методист. — 2019. — № 7. — С. 32-35. — Библиогр. в конце ст.
Зубкова, Н. Встреча с людьми разных профессий / Н. Зубкова // Беспризорник. — 2019. — № 2. — С. 12-14.
Мялицына, Е. В. Профессиональные пробы как ориентир для профессионального самоопределения / Е. В. Мялицына // Управление современной школой. Завуч. — 2019. — № 6. — С. 61-70. — Библиогр. в конце ст.
Попова, Е. А. Резюме как метод профессионального самоопределения обучающегося / Е. А. Попова // Иностр. яз. в шк. — 2019. — № 7. — С. 25-32. — Библиогр. в конце ст. — Изучение темы «Работа и трудоустройство» на занятиях в старших классах.
Идт, Е. В. Метод проектов во внеучебной работе по физике как средство профессиональной ориентации старших школьников [Текст] / Е. В. Идт // Исследоват. работа школьников. — 2019. — № 1. — С. 43-45. — Библиогр. в конце ст.
Усова, С. Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии [Текст] / С. Н. Усова // Инновац. проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 25-29. — Библиогр. в конце ст.
Еремеева, Л. Э. Соревнования WorldSkillsRussiaJunior в профессиональной ориентации молодежи / Л. Э. Еремеева // Шк. и пр-во. — 2019. — № 4. — С. 47-52. — Библиогр. в конце ст. — Компетенция «Предпринимательство 14+».
Костюк, Н. В. Технологизациясопровождения профессионального самоопределения обучающихся как фактор качества профессионального образования / Н. В. Костюк, Т. С. Панина // Педагогика. — 2019. — № 5. — С. 87-95. — Библиогр. в конце ст.
Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития / В. В. Афанасьев [и др.] // Инновац. проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 6-16. — Библиогр. в конце ст.
Гаритова, С. В. Выбор будущей профессии — важный шаг в жизни человека / С. В. Гаритова // Методист. — 2019. — № 3. — С. 32-33. — Библиогр. в конце ст. — Подготовка обучающихся 9-х классов к жизненному и профессиональному самоопределению.
Ахмадеева, М. С. Профориентационный веб — квест «В поисках новых открытий» / М. С. Ахмадеева, О. В. Шевчук // Методист. — 2019. — № 2. — С. 38-40. — Библиогр. в конце ст. — Система работы по ранней профориентации.
Фатнева, Е. А. Методы и формы профессиональной ориентации обучающихся на уровне среднего общего образования / Е. А. Фатнева // Методист. — 2019. — № 2. — С. 5-8. — Библиогр. в конце ст.
Атлас профессий будущего и востребованных навыков // Управление современной школой. Завуч. — 2019. — № 1. — С. 103-124.
Сверчкова, А. В. Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка школьников в центре технического творчества «Технотория» / А. В. Сверчкова, Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова // Шк. и пр-во. — 2019. — № 1. — С. 41-47. — Библиогр. в конце ст.
Насипова, Д. А. Выявление фасилитирующих обстоятельств профессионального самоопределения / Д. А. Насипова // Педагогика. — 2019. — № 1. — С. 86-97.
Список используемой литературы для учащихся.
Варламова, Михайлова, Судаков “Атлас новых профессий 3.0”
Гид по выбору карьеры: иллюстрированное руководство по поиску профессии
Алексей Ильин “Жизнь после школы”
Агата Орешкина “Адаптивность 2.0”
Валерия Волкова “Как найти дело по душе. Практическое руководство по профориентации”
Нелли Литвак “Формула призвания. Семь правил выбора вуза”
Т. Хоули, К. Грант “Вы приняты! Как получить работу мечты, если у вас нет опыта”
Наталия Викулина “Призвание. Как найти себя во взрослой жизни”
Александр Соловьев “Выбор профессии”
Джон Сонмез “Путь программиста. Человек эпохи IT”
Книги о том, как найти себя и свое предназначение
Ричард Боллс “Какого цвета ваш парашют? Легендарное руководство для тех, кто экстренно ищет работу”
Максим Васильченко “Современная профориентация: как искать дело жизни”
А. Птуха, С. Степанов “Определись! Мыслительные карты для определения призвания и предназначения”
ТоддРоуз “Долой среднее! Новый манифест индивидуальности”
Кен Робинсон, Лу Ароника “Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии”
Б. МакАлистер, М. Марринер, Н. Гебхарт “Дорожная карта. Смелое руководство для тех, кто хочет найти свой путь в жизни”
Александр Носов “Самореализация: как найти свое призвание”
Г. Бугулиев, О. Чернаус “Стратегии выбора: ПРОФЕССИЯ”
Источник: https://iklife.ru/samorazvitie/knigi-po-proforientacii
Список используемой литературы для родителей.
Эльмира Давыдова
“Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию”
Альмира Имамбекова
“Как помочь ребенку выбрать профессию. Пособие для родителей”
Елена и София Король
“Помогите подростку выбрать профессию, приносящую счастье”
Интернет сайты для родителей и детей.
Профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы, а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования (6–11 классов).
- Готовые уроки по профориентации. Собраны уроки по профориентации, которые участвовали во Всероссийском профориентационном конкурсе методических разработок «Экскурс в мир профессий».
- Атлас новых профессий.
- Профилум.
- ПОРТАЛ “ПРОЕКТОРИЯ”. Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.
- «Время выбрать профессию» Федерального института развития образования адресован молодым людям, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям – которые стараются им в этом помочь.
- Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии.
- Калейдоскоп профессий. Детский мультсериал для учеников средних и старших классов, размышляющих на тему, какую профессию лучше выбрать.