Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гастелло
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол № ____от «___»__________2016 Руководитель МО ______________________Люблина Г.В. Согласована «____»______________2016г Зам. Директора по УВР _______________Шевчук Р.Н. | Утверждаю Директор МКОУ СОШ с.Гастелло _____________________Илющенкова Г.А. Приказ от «___»____________2016г №_______________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная лингвистика»
3 класс
направление общеинтеллектуальное
срок реализации 2016-2017 уч.г.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова.
Учителем начальных классов: Люблиной Галиной Вячеславовной.
2016
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные УУД:
- интерес к познанию русского языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметными результатами изучения программы «Занимательная лингвистика» в 3 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения программы «Занимательная лингвистика» в 3-м классе являются формирование следующих знаний и умений.
Обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой;
- отличительные признаки значимых частей слов, частей речи;
- орфографические, а также пунктуационные правила;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- лексическое значение и смысл слова в контексте.
Обучающиеся должны уметь:
- чётко артикулировать слова;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- пользоваться различными словарями;
- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи, строить общение в соответствии с правилами речевого поведения.
Содержание предмета
Тема 1. Фонетика и орфоэпия (4ч.)
Что такое орфоэпия? Звуки не буквы! Звучащая строка. Пигмалион» учит орфоэпии. Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях
Тема 2. Лексикология. (14 ч.)
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. Об одном и том же – разными словами. Как возникают названия? Слова- антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Слова уходящие и слова-новички. Какой словарь поможет избежать ошибок? Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй?
Тема 3. Стилистика. Культура речи. (2ч.)
Искусство общения. Мы собеседники. Искусство вести беседу
Тема 4. Словообразование.( 2ч.)
Строительство слов. Как числительные участвуют в словообразовании?
Тема 5. Морфология.(4ч.)
О прямых и переносных значениях в морфологии. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол
Тема 6. Синтаксис и пунктуация.(4 ч.)
Слово…словосочетание…предложение.. Точка и запятая. Вопросительный и восклицательный знаки.
Тема 7. Орфография.(2 ч.)
Главный принцип русской орфографии. Весёлые правила
Тема 8. История языка.(2ч.)Происхождение некоторых слов к истокам слова. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
| | |
1. | Фонетика и орфоэпия | 4 |
2. | Лексикология. | 14 |
3. | Стилистика. Культура речи. | 2 |
4. | Словообразование. | 2 |
5. | Морфология. | 4 |
6. | Синтаксис и пунктуация. | 4 |
7. | Орфография | 2 |
8 | История языка | 2 |
| Итого: | 34 ч. |
| | |
№ п\п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. 1.1. | Фонетика и орфоэпия Что такое орфоэпия? | 1 | 1 | |
1.2. | Звуки не буквы! Звучащая строка. | 1 | 1 | |
1.3. | «Пигмалион» учит орфоэпии | 1 | 1 | |
1.4. | Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях | 1 | 0.5 | 0.5 |
2. 2.1. | Лексикология. Имена вещей | 1 | 1 | |
2.2. | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.3. | Как и почему появляются новые слова? | 1 | 1 | |
2.4. | Многозначность слова | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.5 | Об одном и том же – разными словами. | 1 | 1 | |
2.6 | Как возникают названия? | 1 | 1 | |
2.7. | Слова- антиподы. Фразеологические обороты. | 1 | 1 | |
2.8. | Словари «чужих» слов. | 1 | 1 | |
2.9. | Слова уходящие и слова-новички. | 1 | 1 | |
2.10. | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | | 1 |
2.11. | Какие бывают имена? | 1 | 1 | |
2.12. | Древнерусские имена. | 1 | 1 | |
2.13. | Отчество и фамилия. | 1 | 1 | |
2.14. | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | 1 | |
3. 3.1. | Стилистика. Культура речи. Искусство общения. | 1 | 1 | |
3.2 | Мы собеседники. Искусство вести беседу | 1 | 0.5 | 0.5 |
4. 4.1 | Словообразование. Строительство слов. | 1 | | 1 |
4.2, | Как числительные участвуют в словообразовании? | 1 | | 1 |
5. 5.1. | Морфология. О прямых и переносных значениях в морфологии. | 1 | 1 | |
5.2 | Имя существительное. | 1 | 1 | |
5.3 | Имя прилагательное. | 1 | 1 | |
5.4 | Глагол | 1 | 1 | |
6. 6.1. | Синтаксис и пунктуация. Слово…словосочетание…предложение.. | 1 | | 1 |
6.2. | Точка и запятая. | 1 | | 1 |
6.3. | Вопросительный и восклицательный знаки. | 1 | | 1 |
7. 7.1. | Орфография. Главный принцип русской орфографии. | 1 | 1 | |
7.2. | Весёлые правила | 1 | | 1 |
8. 8.1. | Происхождение некоторых слов. К истокам слова. | 1 | 1 | |
8.2. | Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. | 1 | 1 | |
| Итого | 34ч. | 25ч. | 9ч. |