МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направление
«Юным умникам и умницам»
3 класс
Родионова Л.В.
учитель начальных классов
высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
-«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Примерная программа по предмету составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», а так же с ООП НОО лицея с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации программы.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 3-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Материально-техническое обеспечение программы
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2014г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2014г.).
Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
аудиовизуальные;
технические (проектор, компьютер);
учебное оборудование;
наглядные пособия.
Тематическое планирование курса «Юным умникам и умницам»
(1 час в неделю – 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности/ Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Диагностика | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы | Уметь различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы | Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности | | |
2 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Проводить анализ и синтез предложенных задач, выбирать удобный способ решения | Уметь демонстрировать способность распределять внимание | Стимулировать учащихся к выражению собственного мнения | Объективная оценка результатов деятельности | | |
3 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания | Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь | Уметь концентрировать внимание, выделять закономерности, завершать схемы. | Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | Интерес к способу решения и общему способу действия | | |
4 | Палиндромы. Тренировка слуховой памяти. | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | Знать понятие палиндром. Уметь узнавать предметы по их признакам. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний | | |
5 | Сравнение предметов по признакам. Тренировка зрительной памяти. | Находить и выделять общие и отличительные признаки разных предметов. | Уметь сравнивать предметы, выделяя общие и отличительные признаки | Анализ объектов с целью выделения общих признаков. | Объективная оценка результатов деятельности | | |
6 | Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно - следственные связи. | Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи. | Выбор оснований и критериев для классификации объектов. | Формирование учебных мотивов. | | |
7 | Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач | Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями | Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. | Соблюдение правил поведения при сотрудничестве | | |
8 | Изографы. Совершенствование воображения. | Дорисовывание несложных композиций из геометрических линий до какого-либо целого изображения. Составлять и преобразовывать фигуры. | Уметь составлять и преобразовывать фигуры, дорисовывать несложные композиции | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе. | | |
9 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерности | Уметь выделять свойства предметов, проводить обобщение, находить закономерности | Выбор оснований и критериев для классификации объектов. | Интерес к способу решения и общему способу действия. | | |
10 | Волшебные нити. Развитие концентрации внимания. | Демонстрировать способность переключать и распределять внимание, вести поиск нужного пути | Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Рефлексия как адекватное осознанное представление о качествах ученика. | | |
11 | Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач | Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями | Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников | Эмоционально-положительное восприятие учения | | |
12 | Следопыты. Тренировка внимания. | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры. | Уметь переключать, распределять внимание. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений | | |
13 | «Кодированное слово». Развиваем слуховую память. Логически-поисковые задания | Формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями. Выделять черты сходства и различия | Уметь выделять черты сходства и различия, составлять алгоритм и работать по нему | Анализ объектов с целью выделения признаков сходства и отличия | Широкая мотивационная основа учебной деятельности | | |
14 | «Шифровальщик». Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания | Осмысление и сохранение в памяти различных учебных терминов и определений. | Уметь сохранять в памяти различные учебные задания | Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности | Осознание социально значимой и социально оцениваемой деятельности | | |
15 | Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий, путем решения логических задач и дидактических игр. | Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе. | | |
16 | Изографы. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек | Узнавать предметы по их признакам. Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур | Уметь узнавать предметы по их признакам, составлять из спичек заданные фигуры | Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации | Формирование доброжелатель- ного отношения к товарищам | | |
17 | Не верь глазам своим. Развиваем внимание. | Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь | Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла | Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности | | |
18 | Развитие внимания. Логически-поисковые задания | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры. | Уметь переключать, распределять внимание. | Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности | Интерес к способу решения и общему способу действия. | | |
19 | Тренируем внимание. Учись решать, стараясь рассуждать | Формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями | Уметь составлять пошаговый алгоритм и работать по нему | Контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания | Контроль процесса и результатов деятельности | | |
20 | «Зашифрованные имена». Развиваем слуховую память | Развивать и совершенствовать слуховую память. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств | Уметь узнавать и описывать предметы по их признакам. | Использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. | Соблюдение правил поведения при сотрудничестве | | |
21 | Мозговой штурм. Тренируем зрительную память. | Находить и выделять признаки разных предметов. Определять на глаз размеры предмета. | Уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Формирование адекватной оценки своих достижений. | | |
22 | Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей | Выполнять простые виды анализа и синтеза, классифицировать и обобщать понятия, устанавливать связи | Уметь анализировать ситуацию, классифицировать и обобщать понятия | Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. | Производить контроль и оценку результатов работы. | | |
23 | Конкурс эрудитов | Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями | Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Производить контроль и оценку результатов работы | | |
24 | Волшебные нити. Совершенствование воображения, логически-поисковые задания | Узнавать предметы по их признакам. Составлять и преобразовывать фигуры. | Уметь узнавать предметы по их признакам; составлять и преобразовывать фигуры | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. | Рефлексия как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. | | |
25 | Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач | Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». | | |
26 | Не верь глазам своим. Развиваем внимание | Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь | Уметь концентрировать внимание, выделять закономерности, завершать схемы. | Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. | Формирование познавательных потребностей и учебных мотивов | | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Давать несложные определения понятиям. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия | Уметь анализировать ситуацию, объяснять закономерности. | Умение договариваться, находить общее решение. | Интерес к способу решения и общему способу действия | | |
28 | Развиваем слуховую память Развитие мышления. | Развивать и совершенствовать слуховую память. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств | Уметь узнавать предметы по их признакам, описывать предметы. | Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности | | |
29 | Волшебное зеркало. Тренируем зрительную память | Находить и выделять признаки разных предметов. Определять на глаз размеры предмета. | Уметь находить и выделять главные признаки предмета, на основе развивающих заданий | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия | Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. | | |
30 | Логически – поисковые задачи. Учись решать, стараясь рассуждать | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач | Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями | Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. | Производить контроль и оценку результатов работы. | | |
31 | Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей | Выполнять простые виды анализа и синтеза, классифицировать и обобщать понятия | Уметь анализировать ситуацию, классифицировать и обобщать понятия | Культура поведения в учебном диалоге и умение слушать собеседника | Проектировать собственный творческий замысел | | |
32 | Конкурс эрудитов | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно - следственные связи, находить верное решение. | Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Формирование учебных мотивов. | | |
33 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Выполнять простые виды анализа и синтеза, классифицировать и обобщать понятия, устанавливать связи | Уметь анализировать ситуацию, классифицировать и обобщать понятия | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам | | |
34 | Итоговая игра «Умники и умницы» | Сравнивать объекты. Объяснять закономерности. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. | Уметь сравнивать и анализировать объекты, выделять признаки сходства и отличия предметов, устанавливать причинно-следственные связи. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. | | |