СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности  физкультурно- спортивной направленности для обучающихся 2-5классы

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»






Управление образования администрации МО Светлинский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»



Согласовано Утверждена

педагогическим советом МБУ ДО «ЦДОД» Директор МБУ ДО «ЦДОД»

Протокол № 1 ______________ Г.Р.Цепкова

от «26 »августа 2019г. Приказ №64/1-0 от

«26» августа2019г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Физкультурно-спортивной направленности

«Белая ладья»





Программа ориентирована

на учащихся: 7-12лет

Срок реализации – 2 года

Разработчик программы:

Стручкова Александра Дмитревна

педагог дополнительного образования

1 квалификационная категория











п.Степной 2019 г.






СОДЕРЖАНИЕ


Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1

Направленность (профиль) программы

4

1.1.2

Актуальность программы

5

1.1.3

Отличительные особенности программы

5

1.1.4

Адресат программы

6

1.1.5

Объем и срок освоения программы

7

1.1.6

Формы обучения

7

1.1.7

Особенности организации образовательного процесса

8

1.1.8

Режим, периодичность и продолжительность занятий

8

1.2

Цель и задачи программы

8

1.3

Содержание программы

8

1.3.1

Учебный план 1 год занятий

8-9

1.3.2

Содержание учебного плана 1 год занятий

9-10

1.4

Планируемые результаты

11

1.4.1

Личностные результаты

11

1.4.2

Предметные результаты

11

1.4.3

Метапредметные результаты

11-12

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1

Календарный учебный график 1 год занятий

12-15

2.2

Условия реализации программы

15

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

15

2.2.2

Информационное обеспечение

16

2.2.3

Кадровое обеспечение

16

2.3

Формы аттестации

16

2.3.1

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

16

2.3.2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

16

2.4

Оценочные материалы

17

2.5

Методические материалы

17

2.6

Список литературы

17

2.6.1

Основная литература. Литература для обучающихся.

18

2.6.2

Наглядный материал (альбомы, схемы, таблицы и т.п.)

19

2.6.3

Интернет источники

20


III.


Приложение


21

Приложение1

Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся на аттестационном занятии

21

Приложение 2

Критерии определения уровня подготовки обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе "Белая ладья".

23

Приложение 3

Диагностическая карта №1 мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Белая ладья» (входящая аттестация)

Диагностическая карта№2 мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Белая ладья» (текущая аттестация)

Диагностическая карта№3 мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Белая ладья» (итоговая аттестация)

24-33

Приложение 4

Мониторинг развития качеств личности обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Белая ладья»

33

Приложение 5

Диагностическая карта мониторинга развития качеств личности обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Белая ладья»

34

Приложение 6

Протокол контрольных занятий

35

Приложение 7

Протокол проведения годовой аттестации обучающихся


34






  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.Пояснительная записка


Шахматное творчество во всех его видах обладает высокой силой воздействия, оно объединяет в себе элементы искусства, психологии и математики. Учит обучаться и само развиваться не только лично, но и с учетом интересов команды и коллектива. Поэтому шахматы с давних пор имеют большое признание в культурных и спортивных кругах общества.

Удивительные свойства шахмат- небольшой набор, доступность, позволяют разнообразно использовать его для развития ребенка, развитию трехмерного зрения (помимо шахмат в меньшей мере это еще может быть развито при игре в шашки), развитию логики, умению мыслить нестандартно, решать нетипичные задачи. Богатые возможности определяют, и различные подходы к формообразованию шахматных занятий и учащиеся обучаются овладевать и использовать полученные знания в своих тренировочных партиях, в игровом процессе и во время шахматных соревнований. Программа разработана для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Шахматная игра в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, связанного с трехмерным пространством, способствует развитию зрительного восприятия, памяти и образного мышления, совершенствует интуитивное мышление, развивает чувство ответственности за принимаемые решения, позволяет лучше чувствовать время и ориентироваться в пространстве.

1.1.1.Направленность(профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Белая ладья»имеет физкультурно - спортивную направленность и рассчитана на учащихся возраста 7­-12 лет, направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности способствующих повышению мотивации учащегося к самостоятельной (исследование, поиск, развитие) деятельности и участию в соревнованиях по шахматам, а также поиску и развитию талантливых детей.

  • Правовой основой программы являются следующие документы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004).

  • Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636).

  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5.05.2018. №298-н .

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11. 2018 № 196).



      1. Актуальность программы

Актуальность программы «Белая ладья» заключается в том что, шахматное творчество во всех его видах обладает высокой силой воздействия, оно объединяет в себе элементы искусства, психологии и математики. Учит обучаться и само развиваться не только лично, но и с учетом интересов команды и коллектива. Поэтому шахматы с давних пор имеют большое признание в культурных и спортивных кругах общества.

Шахматы являются одним из традиционных видов спортивного творчества, как элемента народного искусства с глубокими национальными корнями, формирующие эстетический вкус учащегося, а так же развивающие чувство прекрасного. Изучая традиции шахмат, усваивая новые умения и навыки, правила шахмат, решая комбинации, знакомясь с особенностями тактики и стратегии, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Шахматы являются одним из традиционных видов спортивного творчества как элемента народного искусства с глубокими национальными корнями, формирующие эстетический вкус учащегося, а так же развивающие чувство прекрасного. Изучая традиции шахмат, усваивая новые умения и навыки, правила шахмат, решая комбинации, знакомясь с особенностями тактики и стратегии, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Программа разработана для учащихся младшего, среднего возраста.

Педагогическая целесообразность Шахматная игра в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, связанного с трехмерным пространством, способствует развитию зрительного восприятия, памяти и образного мышления, совершенствует интуитивное мышление, развивает чувство ответственности за принимаемые решения, позволяет лучше чувствовать время.

1.1.3.Отличительные особенности программы



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» является модифицированной в основу, которой легла программа учебного курса «Школа подготовки шахматистов разрядников» педагога - тренера мастера спорта по шахматам В. Голенищева. «Занятия в системе дополнительного образования детей» - В.Н.Иванченко,2007г. Задания по темам подобраны с учётом возраста учащихся, их интересов, запросов времени. Использованы некоторые интересные идеи и темы из программ по шахматам Я. Рохлина, Ю. Авербаха.

Программа «Белая ладья» предполагает использование шахматных наборов, шахматных часов. Важно отметить, что при этом используется ИКТ, как средство управления моделью, направленные на составление пар для жеребьевки при проведении соревнований. Учащиеся получают представление об особенностях работы программы «Swissperfect», и контроле над ее работой.

Шахматы позволяют учащимся:

  • совместно обучаться в рамках одной команды;

  • распределять обязанности в своей команде;

  • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

  • создавать модели реальных шахматных позиций и умение применять тактические и стратегические приемы;

  • видеть реальный результат своей работы.

Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы “Белая ладья” заключается:

- в поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

- в авторской методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.

- в использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы обучающиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность обучающимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.

- в системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.

- в использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)

1.1.4.Адресат программы

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 12 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью и желающие поднять свой уровень знаний .

Младший школьный возраст

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода

созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством

воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые

и новые стороны. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается

на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и

управляемой деятельности. Творческое воображение как создание новых образов,

связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением

их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Средний школьный возраст. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно

и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и

глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью.

Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом характерная

особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания среднего школьного возраста — его специфическая

избирательность: интересные занятия или интересные дела очень увлекают подростков, и

они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость,

интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения

внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у

подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

Вид детской группы - профильный, состав постоянный.

Набор обучающихся - свободный.


1.1.5. Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года обучения (недельная нагрузка 2 часа в неделю).

Режим обучения на 1 группу: 1 год обучения-68часов 2год обучения -72 часа

Обучение с 15 сентября после комплектования группы 1 год обучения. Всего 68 часа в год.

Обучение с 1 сентября 2 год обучения.

1.1.6.Формы обучения и виды занятий по программе.

Программа реализуется в очной форме с обучающимися 7-12 лет.

Виды занятий: обучающие, общеразвивающие.

В работе с обучающимися педагог реализует ряд важных условий:

  • создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений

  • с обучающимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

  • обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к

  • ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу обучающихся с

  • различными источниками информации.

Развиваются групповые формы организации занятия. Развитие рефлексивных умений учащихся:

  • умение смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствовать навыки

  • самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке;

  • использование метода совместных («учитель – ученик»; «ученик- ученики») оценок

  • собственных достижений обучающихся, возможностей и перспектив его развития.

  • предоставление обучающимся возможности свободного выбора способов и источников

  • информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения

  • самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в разновозрастных группах постоянного состава, с применением индивидуального подхода. В форме выполнения индивидуальных заданий.

Особенность дополнительной общеобразовательной программы «Белая ладья» в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов;

дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают

не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. В процессе обучения изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира.Система тем и заданий, разработанных в данной программе, дает возможность зачислять всех желающих. Учащиеся имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальному подходу в работе с учащимися.


Основанием для перевода учащихся на следующий год обучения служит успешное выполнение всех разделов программы.

1.1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Занятия учебной группы проводятся:

1 группа: 2 часа 1 раз в неделю. Пятница 15.00-16.40.


Продолжительность занятия 40-45 минут с 15м. перерывом обязательным применением физминутки.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: формирование творческого отношения учащихся к изучению окружающего их мира и умения отобразить его через шахматную игру и участие в шахматных соревнованиях.

задачи 1 года обучения

Обучающие:

- познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

-научить ориентироваться на шахматной доске.

-научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

-научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

Развивающие:

-сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

- формировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

-познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.

-познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

Воспитательные:

- формировать умение записывать шахматную партию.

-формировать умение проводить элементарные комбинации.

-развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением

задачи 2 года обучения

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в эндшпиле;

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;


1.3.Содержание программы

Учебный план 1 год занятий


Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации /контроля



Всего

теория

практика


Раздел №1 Вводное занятие. (2 ч)

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

2



Всего:

2

2




Раздел №2 Основы игры в шахматы. ( 14 ч)

1

Шахматная нотация.

2

2


Устный опрос

Диагностическая карта «№1

Контрольный опрос

2

Превращение пешек.

2

2


3

Правило взятия на проходе.

2


2

4

Рокировка.

2


2

5

Ценность фигур и пешек.

2

2


6

Мат тяжелыми фигурами (окончание)

2

2


7

Как начинать партию. (окончание)

2


2


Всего:

14

8

6


Раздел №3 Элементы тактики и стратегии игры в шахматы.(50ч. )

1

Правило квадрата.

2

2


Устный опрос

Диагностическая карта «№2

Контрольный опрос



Практическая работа


Соревнование

Турнир


Мини опрос





Диагностическая карта№3


Упражнение

Комбинация

Типичная комбинация


Конкурсы


Тесты


Контрольные задания

2

Король и крайняя (ладейная) пешка против короля.

2

2


3

Король и не крайняя пешка против короля.

2


2

4

Использование геометрических мотивов.

2


2

5

Связка.

2


2

6

Связка (окончание).

2

2


7

Двойной удар.

2

2


8

Открытое нападение.

2


2

9

Открытый шах.

2


2

10

Двойной шах.

2


2

11

Что такое комбинация. Комбинации, основанные на диагональном действии слонов.

2

2


12

Жертва слона на h7(h2).

2

2


13

Коневые комбинации.

2


2

14

Коневые комбинации (окончание).

2


2


15


Пешечные комбинации.


2


2


16

Пешечные комбинации (окончание).

2

2


17

Тяжело фигурные комбинации.

2


2

18

Тяжело фигурные комбинации (окончание).

2

2


19

Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

2


2



20


Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур (окончание).



2



2


21

Комбинации на завлечение.

2

2


22

Комбинации на блокировку.

2


2

23

Комбинации на освобождение линии.

2

2


24

Комбинации на перекрытие.

2


2

25

Комбинации на уничтожение защиты.

2

2



Всего:

50

25

25


Раздел №4 Итоговое занятие-2ч.







1

Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за учебный год

2


2

Турнир

Всего:

2


2


Итого за год

68

36 ч.

32ч.














1.3.1.Содержание учебного плана 1 год занятий

Раздел №1 Вводное занятие. (2ч)

  1. План работы объединения на новый учебный год.

Теория(2ч):Постановка индивидуальных и коллективных целей и задач на учебный год. Вводный инструктаж по технике безопасности. Выбор актива объединения. Диагностика.

Раздел №2 Основы игры в шахматы. ( 14 ч)

Практика(8ч)

Теория(6ч)

1.Шахматная нотация.

Теория(2ч.): Объясняю учащимся необходимость знания шахматной доски. Проводим упражнения по определению цвета полей и линий пересечения.

2.Правила превращения пешек фигуры.

Теория (2ч.): Правильная последовательность действий.

3.Правило взятия на проходе вступает в силу, когда пешка, продвинутая на 2 поля, оказывается рядом (на одной горизонтали) с пешкой неприятеля.

Практика(2ч)

4.Рокировка - это единственный ход, когда одновременно перемещаются две фигуры одного цвета - король и ладья. Практика (2ч).Рокировка может быть длинная и короткая. Особенности проведения рокировки.

5.Объяснить, что ценность фигур и пешек может быть сравнительной и относительной. Теория (2ч)

6.Отчего зависит сила фигур в шахматах. Практика (2ч)

7. Показать какое влияние на исход борьбы имеет троекратное повторение позиции, хода, что такое мат и правило 50 ходов. Практика(2ч)

8.Объяснить, показать и научить ставить мат тяжелыми фигурами.Теория(2ч)

Раздел №3 Элементы тактики и стратегии игры в шахматы.(50ч.)

Теория(25ч):

Практика(25 ч):

1.Использование большого материального преимущества. Обращаем внимание учащихся на два метода реализации большого преимущества. Теория(2ч)Первый случай это проведение по ходу игры упрощающих разменов фигур. Второй метод заключается в скоплении превосходящих сил направленных


на атаку короля противника.

2.Правило квадрата. Опыт показывает, что юные шахматисты не особенно охотно изучают темы кажущиеся им сухими и отвлеченными. Поэтому необходимо подчеркнуть, что окончания король пешка против короля являются основой основ шахматной партии. Объяснить понятие оппозиция.

Теория(2ч) Король и крайняя (ладейная) пешка против короля. Если король слабейшей стороны может преградить путь пешки или попасть на вертикаль ее движения то в таких случаях партия заканчивается, как правило, ничьей.

3.Король и не крайняя пешка против короля. Практика(4ч)Обратить внимание на применение

оппозиции в игре.

4.Использование геометрических мотивов. Тактические приемы мощное средство нападения и защиты. С их помощью часто достигаются материальные завоевания. Практика(4ч) Для использования геометрических мотивов используются ферзь, ладья и слон.

5.Связка. Практика(2ч)В связке участвуют три фигуры расположенные на одной линии: связывающая(ферзь ладья или слон) связанная (любая фигура кроме короля)и фигура обуславливающая связку.

6.Двойной удар это одновременное нападение фигурой (или) пешкой на две фигуры (пешки) противника. Теория(2ч) Одним из объектов нападения часто бывает король. Наиболее опасны с точки зрения двойных ударов ферзь и конь.

7.Фигуры, проявляющие свою силу в восьми направлениях.

Теория(2ч)



8. Открытое нападение. Практика(4ч) Если при каком либо ходе открывается линия действия другой фигуры того же лагеря (ферзя ладьи слона) и она угрожает неприятелю, то тем самым осуществляется открытое нападение.

9.Открытый шах один из вариантов открытого нападения. Практика(2ч) Но это, как правило, более грозное оружие, так как позволяет при отходе совершить нападение или взятие более ценной фигуры и изменить соотношение сил на доске.

10. Двойной шах. Практика(4ч)

11.Отличие двойного шаха от шаха открытого в том, что отходящая фигура также дает шах королю. Теория (2ч.)

12.Защита от двойного шаха может быть только одна, отступление короля.Теория(2ч)

13. Что такое комбинация. Практика(2ч)

14.Комбинации, основанные на диагональном действии слонов. Практика(2ч)

перемещается по диагоналям только одного цвета каждый. Теория(2ч)

15.Но если использовать пару слонов, то этот недостаток исчезает. Теория(4ч

16. Они могут действовать как на соседних, так и на перекрещивающихся диагоналях.

Практика (2ч).

17. Жертва слона на h7(h2). Теория(2ч)

18.Типичной является комбинация с жертвой слона на h7(h2) и последующей атакой конем и ферзем.

19..Комбинации с сочетанием идей. Теория(4ч).


Раздел №4 Заключительное занятие-2ч.

1.Заключительное занятие. Практика.(2ч) Подведение итогов работы объединения за учебный год. 2.Постановка планируемых задач на следующий год

1.4.Планируемые результаты.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • представление об истории и происхождении шахмат,

  • правила игры и турнирного поведения,

  • основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,

  • нормы этикета при игре в шахматы.


К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике,

  • записывать партии,

  • с удовольствием играть в шахматы,

  • видеть и осознавать свои ошибки.

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.


К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • принципы игры в дебюте;

  • основные тактические приемы;

  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

1.4.1.Личностные.

-формирование общественной активности учащихся, гражданской позиции, культуры общения и поведения в обществе, навыков здорового образа жизни правильного понимания своего места в мире.




1.4.2.Метапредметные

-Развитие мотивации к логическому мышлению, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

-Развитие познавательного интереса к шахматам, приобретение знаний по правилам и умению отстаивать свою позицию и умению бороться за победу до конца.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

отслеживать цель шахматной деятельности

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

оценивать собственные успехи в шахматной деятельности;

планировать шаги по устранению пробелов.

Познавательные

Учащиеся научатся: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся: сотрудничать с товарищами при игре в паре:

устанавливать и соблюдать очерёдность действий,

сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера,

корректно сообщать товарищу об ошибках;

задавать вопросы с целью получения нужной информации.


2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.Календарный учебный график 1 год обучения


месяц

число

Тема занятия





Кол-во часов

Время

Форма проведения занятий

Форма контроля

1

09

20

Вводное. Шахматная нотация Рокировка.

2


15.00-16.40

Практическое занятие,

лекция

Текущий контроль. Опрос

2

09

27

Ценность фигур и


пешек.

2

15.00-


16.40

Познавательное


занятие

Практическое занятие

Текущий


контроль. Опрос

Всего 4ч

3

10

04

Мат тяжелыми фигурами (Окончание).

2

15.00-16.40

соревнование

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос

4

10

11

Упражнение на шахматный мат.

2

15.00-16.40

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос

5

10

18

Как начинать партию (окончание).

2

15.00-16.40

турнир

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос

6

10

25

Что делать после


дебюта.

2

15.00-16.40

Практическое

занятие,игра

Текущий


контроль. Опрос

Всего8 ч

7

11

01

Связка (окончание).

2


15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое занятие

опрос

8

11

08

Двойной удар.

2


Познавательное занятие


Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос

9

11

15

Открытое нападение.

2

15.00-16.40

Практическое занятие,занятие-игра

Текущий контроль. Опрос

10

11

22

Открытый шах

2

15.00-16.40

Познавательное занятие


Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос

11

11

29

Открытый шах

2

15.00-16.40

Познавательное занятие


Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос

Всего10ч

12


12


06


Жертва слона на h7 (h2).


2


15.00-16.40


Познавательное занятие


Практическое занятие


турнир

13

12

13

Коневые комбинации.

2

15.00-16.40

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос

14

12

20

Пешечные комбинации (окончание).

2

15.00-16.40


Познавательное занятие


Опрос

Конкурс

15

12

27

Тяжелофигурные комбинации.

2

15.00-16.40

турнир


соревнование

Всего 8 ч


16


01

10


Комбинации на блокировку.


2


15.00-16.40


Познавательное занятие, турнир


опрос

17

01

17

Комбинации на отвлечение.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

опрос

18

01

24

Комбинации на освобождение линии.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

Текущий контроль. Опрос

19

01

31

Комбинации на перекрытие.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие, конкурс


Текущий контроль. Опрос

Всего 8 ч

20

02

07

Комбинации на разрушение.

2

15.00-16.40

соревнование

Познавательное занятие


Текущий контроль. Опрос

21

02

14

Комбинации с сочетанием идей.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие


Практическое задание.

Текущий контроль.



Опрос

22

02

21

Комбинации с сочетанием идей.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие


Практическое задание.

Текущий контроль.



Опрос

23

02

28

Ловушки.

2

15.00-16.40

турнир

опрос

Всего 8 ч

24

03

06

Атака на короля при односторонних рокировках.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

опрос

25

03

13

Особенности эндшпиля.

2


15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

Тематический контроль опрос

26

03

20

Отдаленная проходная пешка.

2

15.00-16.40

турнир


Познавательное занятие


Текущий контроль.


Опрос

27

03

27

Защищенная проходная пешка

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

Текущий контроль. Опрос

Всего 8 ч

28

04

03

Борьба ферзя против пешки (окончание).

2

15.00-16.40

Познавательное занятие,

турнир


Текущий контроль, опрос

29

04

10

Некоторые случаи ничьи при большом материальном перевесе

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое


задание.

опрос

30

04

17

Некоторые случаи ничьи при большом материальном перевесе

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

опрос

31

04

24

Элементарные ладейные окончания.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

опрос

Всего 8 ч

32

05

08

Сильные и слабые пункты (поля).

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

опрос

33

05

15

Пешечные слабости.

2

15.00-16.40

Познавательное занятие

Практическое задание.

Устный контроль

34

05

22

Открытая линия.

2


15.00-16.40


Практическая игра

опрос

Всего: 6ч

Всего часов:

68ч



2.2.Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Результат реализации дополнительной общеобразовательной программы «Белая ладья» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий светлое, сухое, теплое по объему и размерам полезной площади соответствует числу занимающихся обучающихся.

  • Оборудование: столы для ручных работ; стулья; мультимедийный проектор, экран, компьютер; стенды для демонстрации информационного, наглядного материала.

Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПиН 2.4.4.3172-14 от 20.08.14 года и правилам техники безопасности работы.

На рабочих местах в кабинете для занятий обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк.

Температура воздуха должна быть 17-20 С. Все помещения для занятий проветриваются ежедневно во время перерывов.

  • Инструменты и приспособления: шахматная доска, шахматный набор.

Условия безопасной жизнедеятельности: С правилами безопасности труда педагог знакомит обучающихся на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них, дополняя объяснением безопасных приёмов выполнения каждой технологической операции. Эти правила оформлены и размещены на видном месте, чтобы ребята могли видеть их постоянно. С первого занятия вводится самообслуживание по уборке учебного кабинета и рабочего места обучающегося.

2.2.2.Информационное обеспечение.

Информационные ресурсы включают информацию обучающихся, содержание и цели объединения, его организации и методике.

Информационно-методический ресурс реализации программы состоит: количественных и качественных характеристик интернет ресурса, поддерживающего организациюдеятельности объединения (смотри список литературы, интернет ресурсы);

  1. Литература для учащихся. Шахматные фото - CanStockPhoto


  1. Клуб шахматных гроссмейстеров

  2. Шахматные задачи и этюды

  3. Искусство шахмат (воспоминания о шахматистах)

  4. ChessOK- шахматные программы и книги

  5. ChessZone- виртуальная шахматная школа

  6. ChessEBook- шахматная школа в Интернете

  7. День шахмат (20 июля)

  8. Тесты на решение комбинаций, шахматные программы и многое другое

  9. Тесты на решение шахматных комбинаций

  10. Сайт для тренировки тактического зрения

  11. Файненшл Бридж - шахматные задачи

  12. ModernChess

  13. Chess: InnerWorld - Сайт для любителей шахмат

  14. Фотографии участников шахматной олимпиады

  15. Рейтинг шахматных сайтов

  16. Афоризмы о шахматах

2.2.3.Кадровое обеспечение.

По данной программе работает один педагог дополнительного образования Стручкова Александра Дмитревна. Имеет первую квалификационную категорию. Стаж педагогической работы 31год.

В реализации программы задействовано следующее кадровое обеспечение:

  1. Сотрудничество и взаимодействие с педагогами дополнительного образования.

  2. Сотрудничество и взаимодействие с образовательными учреждениями поселка.

2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Выявить начальный уровень помогает вводная аттестация . Она, как правило, проводится в сентябре, когда комплектуется группа. Однако если к вам пришел учащийся в течение учебного года, он также должен пройти через это испытание. Как провести эту аттестацию, определяет сам педагог, как специалист в своей области знаний. После того, как проведена предварительная аттестация, частота
дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: контроль проводитсяна каждом занятии (текущий контроль), после изучения каждой темы тематический контроль) или раздела (итоговый контроль). Всередине года проводится текущая аттестация. На ней проверяется, как усвоили учащиеся пройденный за полгода материал. Необходимость этого этапа очевидна: если не проверить результативность обучения сейчас, то к моменту следующей проверки - в конце года - будет уже поздно что-либо исправлять. В конце учебного года проводится итоговая аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей программы в целом. Непременным методическим условием при их выборе является возможность проверить тотрезультат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст обучающихся , уровень его подготовки и его индивидуальные особенности. Это могут быть: собеседование, спортивные соревнования,конкурсы, турниры. Результатом аттестации учащихся является наличие грамот, дипломов, медалей, кубков и т.д.

Диагностика исполнительной части (того, что обучающиеся должны уметь по окончании курса занятий). Она основывается на анализе и оценке участия проводимых в объединении конкурсах и активности в работе объединения. Помимо проверки уровня усвоения материала, проводить мониторинг уровня личностного развития ребенка (трудолюбие), социальной воспитанности.

Это позволяет проследить участие каждого обучающегося в конкурсной деятельности различного


уровня.


2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Белая ладья»

  • Итоговые занятия.

  • Шахматный турнир

  • Участие в соревнованиях различного масштаба.

Методы оценки достижений учащихся: соревнования, конкурс.


Образовательные результаты, в соответствии с целью и задачами программы, демонстрируются в формах:

  • диагностическая карта, протокол

  • аналитический материал по итогам проведения диагностики

  • открытое занятие

  • портфолио


  • итоги конкурсов

  • фото

  • свидетельство

  • грамота


2.4. Оценочные материалы

Приложение № 1

Критерии оценки знаний, умений и навыков на аттестационном занятии .

Приложение 2

Критерии определения уровня подготовки обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе " Белая ладья".

Приложение 3

- Диагностическая карта №1 мониторинга результатов обучения обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Белая ладья " (входящая аттестация)

- Диагностическая карта №2 мониторинга результатов обучения обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Белая ладья " (текущая аттестация)

-Диагностическая карта №3 мониторинга результатов обучения обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе " Белая ладья " (итоговая аттестация)

Приложение4

Мониторинг развития качеств личности обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе " Белая ладья "

Приложение 5

Диагностическая карта мониторинга развития качеств личности обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе " Белая ладья ".

Приложение 6

Протокол контрольных занятий.

Приложение 7

Протокол проведения годовой аттестации обучающихся.

2.5.Методические материалы

Методы, используемые при реализации программы:

  • практический (работа с шахматными комплектами и записями партий).

  • наглядный (фото и видеоматериалы по шахматам, распечатки позиций и шахматных

  • диаграмм);

  • словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);

  • инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный,

игровой);

  • работа с литературой (изучение специальной литературы, диаграмм).

Приемы, используемые на занятиях:

-создание проблемной ситуации,

-построение алгоритма решения задачи (решение комбинации),

- анализ партии и т.д.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффектив­ность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

В качестве главного метода программы избран творческий метод. Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод,

определяющий качественно результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому учащемуся и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах деятельности учащихся и в высшей степени проявляет себя во время соревнований по шахматам.

Принципы организации учебно-воспитательного процесса:

Программа «Белая ладья» основывается на принципах: природасообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, диалога культур, поддержки самоопределения учащегося.

Принцип природ сообразности предполагает, что процесс творчества учащихся должен основываться, на научном понимании социальных процессов воспитывать учащегося сообразно возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культур сообразности предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры Трактовка принципа коллективности применительно к шахматному творчеству предполагает, что шахматное обучение, начинаясь с диалога (игры двух соперников), даёт учащемуся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создает условия для работы в команде.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация учащихся и их развитие осуществляются в процессе диалога педагога и учащихся в процессе деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование новых идей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и обучающимся. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип проектный предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на «выведение» обучающегося в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия.

Таким образом, для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом планируемых общих мероприятий поселка и интересов обучающихся.

В основу учебного процесса в объединении положен принцип последовательности в распределении учебного материала от простого к сложному, от схематизации до обобщения.

В одних случаях больше внимания надо отдать практической работе, в других - теории и показу. На


занятиях используются шахматные комплекты, образцы записей лучших партий учащихся сыгранных в турнирах различного уровня. В конце учебного года проходят итоговые соревнования учащихся объединения и школ поселка.

Алгоритм учебного занятия.

Перед тем как начинать составлять алгоритм, нужно понимать структуру самой партии и к чему надо стремиться в тот или иной период, где будем применять шахматный алгоритм, а где будем пользоваться общими правилами. И так, шахматная партия состоит из трех стадий: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.В дебюте мы будем пользоваться общими правилами разыгрывания начала партии: быстрое развитие фигур, захват и борьба за центр, безопасность короля. Более подробно о дебюте мы будем говорить в отдельных уроках по дебюту. В эндшпиле нашей задачей будет: проведение пешки в ферзи, борьба с пешками соперника и многое другое. Вообще эндшпиль — это как наука и отдельные точные знания, которые надо знать наизусть, как правила.Что же в миттельшпиле? Вот как раз в миттельшпиле и будем пользоваться нашим составленным шахматным алгоритмом для поиска наилучшего хода. Ведь в миттельшпиле происходят основные моменты сражения за преимущества, атака на короля, борьба за инициативу и для многих середина партии является наиболее сложной для понимания и игры.Что мы будем использовать в своем алгоритме «Правильного хода»? Первое что в него войдет: тактические удары и комбинации сколько бы мы не получили преимущества, как бы не улучшали свою позицию, но в итоге только успешная комбинация решает успех партии. Второе, без чего не обойтись: оценка шахматной позиции. Оценив позицию, мы можем понять в чем наше преимущество, а в чем соперника, и как нам дальше следует действовать улучшать собственную позицию или заняться профилактикой. Непременно в наш шахматный алгоритм должна войти позиционная игра, это то чем мы будем улучшать свою позицию. В итоге мы получаем:

1.Оценка позиции (после того как разыгран дебют, нам нужно точно понять в чем плюсы и минусы позиции как своих, так и соперника. Кто как будет оценивать позицию это его право, но мы будем использовать самый простой и понятный на наш взгляд – цифровой метод оценки позиции).

2.Тактические удары и комбинации, расчет необходимых вариантов (это обязательно смотрим в первую очередь после оценки позиции, так как успешная комбинация может решить исход партии и нам не придется тратить время на следующие пункты).

3.Позиционная игра (если тактических ударов и комбинаций нет, то переходим к улучшению своей позиции стратегическими методами: перегруппировка фигур, размен, пешечное продвижение, профилактика).

2.6. Список литературы


1.Нанн Д. - Секреты практических шахмат. 2009

2.Газизов - Элементы позиционной игры 2002

3.Гик. Шахматные байки.2009

4. Голенищев. Подготовка Юных Шахматистов II разряда.2009

5. Голенищев. Подготовка юных шахматистов IV-III разрядов.2009

6.Голенищев. Подготовка юных шахматистов I разряда.2009

7.Головко. Путь к мастерству2005.

8. Дворецкий - Марк Дворецкий анализирует, Том 1,2008.

9.Дворецкий - Марк Дворецкий анализирует, Том 2,2008.

10.Дворецкий - Сложные партии.2004

11.Дворецкий - Стратегия.2004

12.Дворецкий. Искусство анализа.2004

13.Дреев, Дреева - Шахматная практика.2007










Приложение 1


Критерии оценки знаний, умений и навыков

на аттестационном занятии


Низкий уровень

Средний уровень

(достаточный)


Высокий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия - отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется высказываться перед своей группой - частые пропуски занятий без уважительной причины - не принимает участия в открытых занятиях, конкурсах - низкая скорость принятия решений

- положительная мотивация к занятию вообще - увлечён при выполнении заданий - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп испытывает стеснение на открытых занятиях - пропускает занятия только по уважительным причинам - средняя скорость принятия решений

- устойчивая мотивация к занятиям - активность и увлечённость в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определённый период обучения - пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске - высокая скорость решений



Приложение 2

Карта наблюдения № 1

результатов обучения обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе " Белая ладья "

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка(предметные результаты)

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил теоретическое содержание программы;

  • объем усвоенных знаний составляет более ½ предусмотренных программой;

  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

1

2-5

6-10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины, знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

  • сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1


2-5

6-10

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка(предметные результаты)

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно - тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;

  • объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

1

2-5

6-10

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными инструментами;

  • испытывает небольшие затруднения при работе с инструментом;работает с инструментами с помощью педагога;

  • работает с инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей

1

2-5


6-10

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; иногда выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

  • творческий уровень - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.





1


2-5



6-10

Наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности(метапредметные результаты)

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу


Самостоятельность в подборе и работе с литературой

  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;

  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

1

2-5

6-10

Наблюдение, анализ способов деятельности детей

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше


Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше


Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей


Адекватность восприятия информации идущей от педагога

  • объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания;

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании

и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.

1


2-5


6-10

Наблюдение, анализ способов деятельности обучающихся

Выступать перед аудиторией


Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

  • перед аудиторией не выступает;

  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

  • самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

1

2-5

6-10

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

  • участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

  • участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

  • самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

1

2-5

6-10

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой


  • рабочее место организовывать не умеет;

  • организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

2-5

6-10




Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;

  • планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

1

2-5


6-10

Аккуратно, ответственно выполняет работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

  • аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

1


2-5

6-10

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности


Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;

  • объем усвоенных навыков составляет более ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

1

2-5


6-10



Приложение 3

Диагностическая карта на 20____/ 20____ учебный год

результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Белая ладья »

Год обучения: _________ Группа: __________Объединение___________________



Ф.И. обучающегося






















Вид аттестации



Показатели

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Входящая

Теоретическая подготовка (предметные результаты)





Теоретические знания, предусмотренные программой





















Владение специальной терминологией





















Основные компетентности (метапредметные результаты)

Учебно-интеллектуальные


Подбирать и анализировать специальную литературу





















Пользоваться компьютерными источниками информации





















Осуществлять учебно-исследовательскую работу





















Учебно- коммуникативные


Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей





















Выступать перед аудиторией





















Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения





















Учебно-организационные умения и навыки


Организовывать свое рабочее (учебное) место





















Планировать, организовывать работу, распределять учебное время





















Аккуратно, ответственно выполнять работу





















Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ





















На уровне детского объединения





















На уровне «ЦДОД»





















На уровне района





















На региональном, международном уровне





















Уровень освоения программы

( баллы):





















Практическая подготовка (предметные результаты)

Практические умения и навыки, предусмотренные программой





















Владение специальным оборудованием и оснащением





















Творческие навыки





















Уровень освоения программы

( баллы)





















Результат аттестации

(высокий, средний, низкий)






















Формы оценки результативности:


Низкий уровень:1 балл менее 50 % Низкий уровень( количество / % ): ___ чел. ___ %

Средний уровень: 2-5 балла 50-70 % Средний уровень ( количество / % ): ___ чел. ___ %

Высокий уровень:6- 10 балла более 70 % Высокий уровень( количество / % ): ___ чел. ____%


Дата _____________________ Педагог (Ф.И.О.) ________________________________



Диагностическая карта на 20____/ 20____ учебный год

результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Белая ладья»

Год обучения: _____________ Группа: _________________Объединение___________________


Ф.И. обучающегося


























Вид аттестации



Показатели


Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Итоговая

Теоретическая подготовка (предметные результаты)

Теоретические знания, предусмотренные программой





















Владение специальной терминологией





















Основные компетентности (метапредметные результаты)

Учебно-интеллектуальные


Подбирать и анализировать специальную литературу










































Осуществлять учебно-исследовательскую работу





















Учебно-коммуникативные


Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей





















Выступать перед аудиторией





















Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения





















Учебно-организационные умения и навыки


Организовывать свое рабочее (учебное) место





















Планировать, организовывать работу, распределять учебное время





















Аккуратно, ответственно выполнять работу





















Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ





















На уровне детского объединения






















На уровне «ЦДОД»






















На уровне района






















На региональном, международном уровне






















Уровень освоения программы ( баллы):





















Практическая подготовка (предметные результаты)

Практические умения и навыки, предусмотренные программой





















Владение специальным оборудованием и оснащением





















Творческие навыки





















Уровень освоения программы ( баллы):






















Результат аттестации (высокий, средний, низкий)





















СРОКИ ДИАГНОСТИКИ

Выполнение программы (% )

Качество выполнения программы (%)

Выполнение программы за год (%)

Качество выполнения программы за год (%)




Приложение 4

МОНИТОРИНГ

развития качеств личности обучающихся (личностные результаты)


Качества

личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1. Активность,

организаторские

способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные

навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3.Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4.Нравственность,

гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5.Креативность, склонность к

проектно-исследовательскойдеятельности

Имеет высокий творческий потенциал.

Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.


Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


Может работать в проектно-исследовательской группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.


Приложение 5

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинга развития качеств личности обучающихся (личностные результаты)


Группа ___Название программа " Белая ладья "

Год обучения______Педагог: _____Стручкова А.Д.______ Учебный год_________________


п/п

Ф.И. обучающегося

Входящийконтроль

Текущийконтроль

Промежуточный (итоговый) контроль



Активность,организаторскиеспособности

Коммуникативныенавыки,коллективизм

Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность

Нравственность, гуманность

Креативность, склонность к проектной деятельности

Активность,организаторскиеспособности

Коммуникативныенавыки,коллективизм

Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность

Нравственность, гуманность

Креативность, склонность к проектной деятельности

Активность,организаторскиеспособности

Коммуникативныенавыки,коллективизм

Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность

Нравственность, гуманность

Креативность, склонность к проектной деятельности

1

















2

















3

















4

















5

















6

















7

















Приложение 6


ПРОТОКОЛ

контрольных занятий


Направление деятельности____________________________________________

Вид аттестации_____________________________________________________

(входящая, текущая, промежуточная, итоговая)

Название объединения________________________________________________

Название программы_________________________________________________

ФИО педагога_______________________________________________________

№ учебной группы ______________________________________________

Год обучения_________________________________________________

Форма контрольного занятия___________________________________________

Тема контрольного занятия_____________________________________________

Дата занятия_________________________________________________________


п/п



ФИО обучающегося

Уровень усвоения программного материала


Результат

аттестации

Теория

Практика


высокий

(балл)


средний

(балл)


низкий

(балл)


высокий

(балл)


средний

(балл)


низкий

(балл)

1










2










Итого (чел.)











Всего аттестовано ____________ обучающихся.


Из них по результатам аттестации:


Высокий уровень_______ чел. _______ %

Средний уровень _______ чел. ________ %

Низкий уровень ________ чел. ________ %




Дата____________ Подпись педагога _________













Приложение 7


Протокол проведения годовой аттестации обучающихся объединения_____________________________

Ф.И.О. педагога______________________________

Название программы________________________________________

учебной группы_________________________________________


Год обучения

Низкий

уровень

Средний уровень

Высокий уровень


Результат аттестации

Переведено на следующий год

(чел.)

Оставлено для продолжения обучения на этом же году

(чел.)

Выпущено в связи с окончанием обучения по программе

(чел).

количество




%

количество




%

количество




%






1-й











2-й











3-й











4-й














Дата____________ Подпись педагога_________































Управление образования администрации МО Светлинский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»



Согласовано: Утверждена

педагогическим советом МБУ ДО «ЦДОД» Директор МБУ ДО «ЦДОД»

Протокол № 1 ______________ Г.Р.Цепкова

от «26 » августа 2019г. Приказ №64/1-0 от

«26»августа2019г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Физкультурно-спортивнойнаправленности

«Белая ладья»





Программа ориентирована

на учащихся: 7-12лет

Срок реализации – 2 года

Разработчик программы:

Стручкова Александра Дмитревна

педагог дополнительного образования

1 квалификационная категория











п.Степной 2019 г.


















6