ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу
«Город мастеров»
для 1 класса
66 часов (2 часа в неделю)
на 2014-2015 учебный год
Учитель начальных классов:
Романенко Е.М.
Луговое, 2014 г.
1. Пояснительная записка
Программа экскурсионной внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования, «Методического конструктора по организации внеурочной деятельности учащихся» (издательство «Просвещение» 2011г.)
В процессе введения ФГОС важной составляющей учебно-воспитательного процесса является научно-познавательное направление, которое заложено в экскурсионно-краеведческой работе, предполагающее изучение родного края.
Ведущими показателями качества образовательного процесса являются ключевые компетентности, которыми овладевают учащиеся. Основой для формирования компетентности человека является практическое познание окружающего мира, т.к. компетентность есть результат жизненного и учебного опыта человека, поэтому для познания мира нужно соприкосновение с ним.
Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к познанию родины, к её историческому прошлому и к современной жизни, к окружающим фауне и флоре и причастности к ней человека, ибо незнание этого, оторванность ребёнка от практического знакомства с окружающим его мира, в последующем не дадут полноценных знаний об Отечестве в целом.
Экскурсионная работа краеведческого характера предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей Родины, пробудить у школьников чувство национального самосознания, воспитывать уважение и терпимость к быту и обычаям людей других национальностей, проживающих в нашем городе.
Программа разработана с учётом культурно-исторических и иных особенностей, взаимодействии школы и семьи.
2. Общая характеристика курса.
Экскурсия предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в систему воспитательной внеурочной деятельности и является важным звеном в целостном педагогическом процессе. Материал экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения, в котором формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. В этом и заключается ценность и актуальность программы, т. к. основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.
Программа позволяет в свете требований ФГОС реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
3. Цели программы
формирование мировоззрения школьников,
формирование гражданско-патриотического сознания,
развитие познавательных интересов учащихся.
4. Задачи программы
развитие потребности в познании истории, культуры, традиций города и его ремёсел;
привитие чувства ответственности по сохранению и приумножению исторических, культурных, нравственных ценностей муниципального района;
предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия»;
формирование умения наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
формирование умения вызывать интерес к родным местам ( улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств, умения расширять свои представления об изучаемых понятиях до понимания определённых научных закономерностей;
обогащение духовного мира школьников, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию района, хозяйственной деятельности населения района;
формирование с помощью экскурсий навыка самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
формирование здорового образа жизни в процессе пребывания на свежем воздухе , учитывая возрастные особенности учащихся во время экскурсий в природу.
5. Формы организации экскурсионно-краеведческой работы
Основной формой работы является заочные и очные экскурсии в музей, на природу, беседы учителя на занятиях, конкурсы рисунков, экскурсии к историческим памятникам, краеведческие игры.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Программа предполагает следующие результаты экскурсионно-краеведческой деятельности:
Предметные результаты:
— усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, изучаемой социальной и природной действительности;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города, выделять характерные особенности окружающих природных объектов и явлений.
Личностные результаты:
осознание себя членом общества, жителем своего города, сформированное чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре, природе и желании участвовать в ее делах и событиях
2. осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром;
3. установка на безопасный здоровый образ жизни;
4. способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
5. способность осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;
осознание и выполнение правил и норм поведения в природе;
Метапредметные результаты:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в процессе экскурсионной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение учиться: осуществлять во время занятий (очных и заочных экскурсий) решение творческих и познавательных задач;
учитывать при анализе деятельности разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
умение планировать, контролировать и оценивать действия одноклассников во время контроля их деятельности;
освоение способов решения творческого и поискового характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
умение договариваться в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих во время внеурочной деятельности;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях рассматриваемого объекта;
овладение правилами безопасности во время проведения экскурсий.
Литература:
Ашуркова Л.В. «Организация воспитательной работы в начальной школе»
«Завуч начальной школы» №6, 2005г.;
Васильева Л.В. «По лесной тропинке»
«Начальная школа» №7, 2007г.;
Груздева Н.В. «Окружающий мир глазами детей. Развивающие задания для работы со школьниками»
Санкт-Петербург, «КАРО», 2004г.;
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Дата проведения |
по плану | фактическая |
1 | Вводное занятие. Основные цели и задачи экскурсионной деятельности. Правила безопасности во время экскурсий. | | |
Осенний цикл |
2 | Экскурсия “Что такое наша школа?” | | |
3 | Экскурсия “Что у нас на школьном дворе?” | | |
4 | Экскурсия “Что мы знаем о правилах дорожного движения?” | | |
5 | Удивительный мир природы (экскурсия на природу). Знакомство с природным материалом данной местности. | | |
6 | Экскурсия в районную библиотеку. | | |
7 | Экскурсия в школьные музеи “Завалинка” и “ Слава Дзюдо ” | | |
8 | Поздняя осень (экскурсия на природу) Итоговое занятие. Составление отчёта об экскурсионной деятельности за данный период обучения. | | |