Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО Зам. директора по УВР
Протокол №__ ____________________
от «___»августа 2019 г. «___»____________2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №4
____________Т.Е. СКОРОВА
«___»____________2019г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Наш театр»
для учащихся 1-4 класса
начального общего образования
/общеобразовательный класс/
2019 – 2020 учебный год
(1 час в неделю)
Учитель нач. классов: Шелкунова Е.В.
1
2013
Содержание
Пояснительная записка
Описание ценностных ориентиров
Содержание курса
Планируемые результаты
Учебно-тематическое планирование
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования
Описание методического обеспечения
Пояснительная записка
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе.
Специфическая цель курса «Наш театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
о рождении театра
что такое театр и его разновидности
связь театра с жизнью
кто работает в театре
отличие театра от других видов искусств
Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
концентрировать внимание
управлять фантазией
обладать образным видением
научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
о технике сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
об этюде и его разновидностях
о структуре этюда
о сценарии и форме его написания
о выразительных средствах и их разновидностях
что такое событие и событийный ряд
что такое второй план и внутренний монолог
что такое сюжет и его структура
что такое фрагмент
Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
логическое мышление
способность выстраивания событийного ряда
способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
способность выражения мысли через сопутствующее событие
способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
образное видение
6. Через постановочную работу развить:
чувство ответственности
чувство коллективизма
коммуникабельность
адекватность мышления
дисциплинированность
организаторские способности
умение преподнести и обосновать свою мысль
художественный вкус
трудолюбие
активность
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Наш театр».
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
театральные игры и упражнения
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение». Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2 – 4 классах.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание курса
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театралия».
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
| 1 класс | | |
| Роль театра в культуре: | 9 | |
1-2 | Знакомство с учителем и одноклассниками Знакомство с новыми понятиями - театр, артист, декорации, роль. | 2 | |
3-4 | Знакомство ребёнка в игровой форме с самим собой. Подвижные игры на внимание. | 2 | |
5-6 | Знакомство ребёнка с окружающим миром в игровой форме. Игра»Снежный ком». | 2 | |
7-8 | Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. | 2 | |
9 | Разыгрывание этюдов ,подвижные игры. | 1 | |
| Театрально- исполнительская деятельность: | 10 | |
10-11 | Знакомство с терминами- мимика, пантомима,этюд ,ритм. | 2 | |
12-13 | Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Этюды. | 2 | |
14-15 | Выполнение Упражнений, направленных, в основе которых содержатся обстрактные образы( блики, огонь ,снег.) | 2 | |
16-17 | Импровизация русской народной сказки »Колобок». Этюды на заданную тему. | 2 | |
18-19 | Импровизация русской народной сказки» Теремок». Пантомимы на заданную тему. | 2 | |
| Занятие сценическим искусством | 10 | |
20-21 | Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация | 2 | |
22-23 | Упражнения, игры (волна). Этюды. | 2 | |
24-25 | Упражнения и игры(ручеёк).Пантомима. | 2 | |
26-27 | Упражнения и игры(живой алфавит).Импровизация сказки по выбору детей. | 2 | |
28-29 | Знакомство с мини сказкой (музыкальная) :» Козлик» | 2 | |
| Освоение терминов. | 2 | |
30-31 | Знакомство с терминами :спектакль, партнёр, премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной теме. | 2 | |
| Просмотр театрального спектакля. | 2 | |
32-33 | Просмотр спектакля доставленного учащимися 3 класса «Новогодний хоровод» | 2 | |
| Просмотр спектакля ,в постановке учениками 4класса»Ганс-Чурбан» | | |
| Итого | 33ч | |
| 2 класс | | |
| Роль театра в культуре: | | |
1-2 | Приобретение навыков, необходимых для сценического искусства (темп,ритм,рифма) | 2 | |
3-4 | Знакомство ребёнка с терминами(сцена, жестикуляция, мимика) | 2 | |
| Тема2: | | |
| Театрально- исполнительская деятельность: | | |
5-6 | Знакомство с терминами- мимика, пантомима, этюд,ритм. Выражение благодарности, сочувствия. | 2 | |
-7-8 | Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Обращение за помощью.-, выражение чувств через мимику, жесты-. | 2 | |
9-10 | Упражнений, направленные на взаимодействия в группах. Игра «Маски» | 2 | |
11-12 | Обсуждение различных ситуаций., дискуссии .Разыгрывание мини-сценок. | 2 | |
| Импровизация русской народной сказки»Теремок | | |
| ТемаЗ: | | |
| Занятие сценическим искусством | | |
13-14 | Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация | 2 | |
15-16 | Упражнения одиночные-на выполнение простого задания Этюды. | 2 | |
17-18 | Упражнения и игры одиночные на выполнение задания на основе предлагаемых обстоятельств. Пантомима.. | 2 | |
19-20 | Упражнения и игры по выбору детей, направленные на выполнение предлагаемых обстоятельств. Мини-сценки (повадки животных) | 2 | |
21-22 | Знакомство с понятием-сценическое | 2 | |
| общение. Работа в парах (сказкк на два героя) | | |
23-24 | ». Исполнение этюдов по картинкам. | 2 | |
25-26 | Выполнение заданий на разыгрывание предлагаемых обстоятельств. Введение нового понятия»обращение к предмету « Выполнение этюдов по картинкам. | 2 | |
27 | Обобщение по теме ,игры по выбору детей. | 1 | |
| Тема4: | | |
| Работа над серией мини-спектаклей. | | |
28-29 | Подборка спектаклей, выбор ролей. | 2 | |
30-31 | Распределение ролей , учитывая характер и темперамент учащихся. Читка по листу. | 2 | |
32 | Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся главный герой. | 1 | |
33 | Просмотр спектаклей доставленных учащимися Зкласса»Новогодний хоровод», учащимися 4 класса «Ганс - Чурбан» | 1 | |
34 | Подведение итогов за год. Игры по выбору детей. | 1 | |
| Итого | 34ч | |
| Тема 1: Роль театра в культуре. | | |
1 | Знакомство с древнегреческим современным, кукольным ,музыкальным театрами. | 1 | |
| Тема 2;3анятия сценическим искусством. | 10 | |
2-3 | Приёмы релаксации .Пантомима .Этюды | 2 | |
4-5 | Приёмы концентрации внимания .Этюды, | 2 | |
6-7 | Приёмы концентрации дыхания. Инсценирование сказок (2героя) | 2 | |
8-9 | Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х героев. | 2 | |
10 - 11 | Повторение и закрепление изученного. Знакомство со сказкой «Новогодний оровод» | 2 | |
| Тема 3 Театрально- исполнительская деятельность. | | |
12- 13 | Работа над образами . Я -предмет. | 2 | |
14- 15 | Работа над образами. Я-стихия. | 2 | |
16- 17 | Работа над образами. Я—животное. | 2 | |
18- | Работа над образами. Я—фантастическое животное. | 2 | |
19 | | | |
20- 21 | Работа над подбором спектакля. Чтение , обсуждение. | 2 | |
22- 23 | Распределение ролей в спектакле «Новогодний хоровод» | 2 | |
| Разучивание ролей, репетиции, изготовление костюмов. | | |
26- 27 | Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор декораций. | 2 | |
28- 29 | Умение распределятся на сцене. Репетиция. | 2 | |
30- 31 | Репетиция. Подбор костюмов и декораций. | 2 | |
32- 34 | Показ представления учащимся нач. классов 1смены.,2смены и подготовительному классу. Подведение итога. | 3 | |
| 4 класс | | |
| Тема 1: | 8ч | |
| Роль театра в культуре. | | |
1-2 | Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт. | 2 | |
3-4 | Знакомство с театральными жанрами. | 2 | |
5-6 | Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему. | 2 | |
7-8 | Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей. | 2 | |
| Тема 2: | 10ч | |
| Театрально- исполнительская деятельность. | | |
9-10 | Пантомима-средство выражения создания | | |
11 | Образа через действия героя. | 3 | |
12- 13 | Упражнения для развития хорошей дикции. Диалог , монолог | 2 | |
14-15 | Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог | 2 | |
16- 17 | Упражнение для развития темпа речи. Диалог, Монолог | 2 | |
18 | Обобщение пройденного. Диалог, монолог. | 1 | |
| ТемаЗ: | 12ч | |
| Основы пантомимы. | | |
19- 20 | Знакомство с основами пантомимы. Куклы марионетки. | 2 | |
21 | Механические куклы, надувные игрушки как выразительное средство пантомимы. | 1 | |
22- 23 | Поза актёра в пантомиме,как основное средство . | 2 | |
24- 25 | Жест и движения как основные выразительные средства пантомимы. | 2 | |
26 - 27 | Маска в пантомимном действии. | 2 | |
28- 29 | Выразительные средства в пантомимном действии : поза актёра, жесты, маска. | 2 | |
30 | Пантомима, этюд, инсценировка- виды сценической деятельности. | 1 | |
| Тема4: | 4ч | |
| Работа и показ театрализованного | | |
| представления. | | |
31- 34 | Репетиция и показ спектакля в«Ганс-Чурбан» пq мотивам сказок Г.Х. Андерсена. | 4 , | |
| Итого | 34ч | |
6. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования
Существует несколько определений такого понятия как «мониторинг». В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в системе образования – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;
2. сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;
5. вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
6. результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.
Образовательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Формой подведения итогов
изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
7.Описание методического обеспечения
Требования к оснащению учебного процесса на занятиях разрабатываются с учётом реальных условий работы начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Печатные пособия.
Видео-, аудиоматериалы.
Ноутбук.
Цифровой проектор.
http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
Список литературы
1. | Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». | |
2. | Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. | |
3. | Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009. | |
4. | Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012 | |
5. | Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009. | |
6. | Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. | |