Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 города Рудня»
________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО методическим советом МБОУ «РСШ №1 (протокол от 28.08.2019 г. №1) | ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ «РСШ №1» (протокол от 30.08.2019 г. №1) | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «РСШ №1» _______ И.Д. Дятченкова 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНУЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
4-а класс
Количество часов в год - 34ч., в неделю – 1ч.
УЧИТЕЛЬ: Максименкова Лариса Александровна
2019-2020 уч. год
Программа разработана на основе:
ФГОС НОО. 2010г.
Письмо от 12 мая 2011 г. № 03-296 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 4-х классов, обучающихся и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различных направлений.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Главная цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Общая характеристика внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно- исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Узнаем сами» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; -в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
-проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
-проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий;
-проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
-в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
-реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент - работа над темой - это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент - работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).
Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.
Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов - энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)
Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет (книга, фильм); организация
(музей, библиотека, предприятие); мероприятие (экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений рамещением всей собранной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии.
Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.
Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.
Какие бывают типовые проекты?
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т д.).
К представлениям можно отнести:
- спектакли (в том числе кукольные);
- концерты;
- устные журналы (аналоги телепередач);
- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);
- показ моделей одежды.
К изготавливаемым изделиям можно отнести:
- тематические выставки рисунков, поделок;
- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
- видеожурналы и видеофильмы.
Основные принципы программы.
Принцип системности. (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом).
Принцип гуманизации. (уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей).
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение).
Принцип успешности.
Принцип стимулирования.
Описание места предмета в учебном плане внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом МБОУ СОШ №1 программа рассчитана на обучающихся 4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. (34часа в год.)
Планируемые результаты.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
Личностные результы
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1. | Введение | 1 | план | факт |
2. | Что такое проект. | 1 | | |
3. | Учимся делать проекты | 1 | | |
4. | Что такое проблема. | 1 | | |
5 | Как мы познаем мир. | 1 | | |
6-7 | Школа «Почемучек» | 2 | | |
8-9 | Удивительный вопрос. | 2 | | |
9-10 | Источники информации. | 2 | | |
11-12 | Эти важные буквы ПДД! | 2 | | |
13-15 | Моя малая Родина. | 3 | | |
16-17. | Знаменитые земляки. | 2 | | |
18-20 | Игры наших бабушек и дедушек. | 3 | | |
21-24 | Растения. | 4 | | |
25-27. | Симметрия. | 2 | | |
28-33. | Сказки. | 6 | | |
34 | Моя лучшая работа. | 1 | | |
| | Итого 34 ч | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2011