СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная психология» имеет социальную направленность, педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развивает интерес к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»


Принята на заседании Утверждено приказом по МБОУ АСШ №2

Педагогического совета от 30.08.2016 г. №219/1

Протокол от 30.08.2016 г. №12















Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная психология»

для учащихся 10 - 11 классов





























Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


Личностные действия

У ученика будут сформированы:

  • представления своего образа «Я»: способности, возможности, умения и др. качества;

  • самоконтроль, критический самоанализ и рефлексия своих успехов и неудач;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Метапредметные: 


регулятивные УУД

Ученик научится:

  • навыкам психологической безопасности для запуска процессов открытого и продуктивного общения, самораскрытия подростков;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • ставить цели, планировать и оценивать свои действия;

  • проявлять настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления трудностей. 

познавательные УУД

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленных задач, работать с информацией, структурировать полученные знания;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений, делать выводы;

  • способам формирования навыков эффективной коммуникации,

  • умению предвидеть последствия.

 

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы.

Предметные

  • формировать активную жизненную позицию личности;

  • способствовать пониманию психологических механизмов развития способностей;

  • формирование необходимых знаний в области подростковой психологии;

  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Ожидаемые результаты к концу 10 класса

В результате освоения данной программы в течение 72 часов (1 час в неделю), направленной на достижение результатов в соответствии с ФГОС, состоящей из огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения в количестве 2 лет. Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности учащегося: формирование общих представлений о психологии как науке, о развитии самосознания, эмоциональной сферы, пробуждение интереса к другим людям и самому себе. Освоение учебного материала даст учащимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, человечеством в целом. Учащиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

Содержание программы

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная психология» имеет социальную направленность, педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развивает интерес к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Цель программы: овладение школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

 

Задачи:

Предметные

- формировать активную жизненную позицию личности;

- формировать систему знаний общественно-исторической обусловленности человеческих способностей, расширять общий кругозор;

- научить понимать психологические механизмы развития способностей человека.
Метапредметные
- уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях;

- уметь осуществлять поиск необходимых приемов, форм и методов;

- научиться проводить рефлексивный анализ положительных личностных качеств, потенциалов, способностей.

Личостные
- формировать оптимальные условия для развития и реализации психологических способностей детей;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- способствовать формированию ценности здорового и безопасного образа жизни.


Возраст детей:

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная психология» ориентирована на работу с детьми 15-18 лет. Состав группы постоянный. Количество учащихся в группе 9 человек.

Срок реализации программы – 2 года (72 часа в год)

Формы и режим работы:

  • Мозговой штурм

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Тренинг

  • Коллективно – творческое дело

  • Арт – терапия

  • Игра

  • Рефлексия

  • Психодиагностика

  • Дискуссия - обсуждение

  • Традиционные мероприятия: беседы, викторины, видео – экскурсии.

Программа реализуется в течении всего учебного года, включая каникулярное время. Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

Направление воспитательной работы

Мероприятия

Форма проведения

1. Я познаю себя и развиваю свои способности.

Знакомство «Творческий псевдоним».

Особенности курса.

Диагностика личностных УУД. Методики Дембо-Рубенштейн, Басса-Дарки, Айзенк.

Понятие самоуважение.

Самоконтроль. Понятие самоконтроля.

Три состояния личности: ребенок, взрослый, родитель.

Особенности поведения людей в различных ситуациях.

Эмоции и чувства.

Понятие состояния.

Понятие и виды напряжение. Влияние напряжения на физическое состояние организма.

Понятие настроения. Типы настроения.

Я и мое внимание.

Понятие внимания, виды, роль в жизни человека.

 Я и моя память. Понятия памяти и секретов запоминания.

 Я и мое мышление. Характеристика типов мышления.

Я и мое воображение. 

Личностный профиль. Диагностика уровня готовности к выбору профессии.

Профессиональные и жизненные планы. Первичная диагностика профессиональных склонностей и интерес

Мотив и его функции.

Привычки, интересы, мечты.

Мотивация помощи и альтруистического поведения.

Имидж, составляющие имиджа. Как создать свой неповторимый образ.

Игра

Психодиагностика.

Рефлексия.

Псходиагностика

Рефлексия


2. Активное слушание и вербализация.

Значимость активного слушания.

Виды слушания.

Способность преодолевать барьеры общения.

Техники слушания.

Упражнения на формирование активного слушания.

Ошибки вербализации и способы их преодоления.

Групповая работа

Игра

Техники релаксации

Дискуссия – обсуждение

Рефлексия


3. Я в общении. Планируем коллективное творческое дело.

Навыки эффективной коммуникации (невербальное общение, эффективное слушание, понимания других людей и др.)

Вы в коллективе. Знакомство с понятием «коллектив». Уровни развития коллектива. Формирование у подростков представлений о себе, как о члене коллектива.

Понятие «персональное пространство».

Тест: «Каким ты выглядишь в глазах других», (Э.М. Александровская), «Насколько вы уверены в себе», (АМ Прихожан), упражнения, дискуссия – обсуждение.

Групповая работа

Коллективно – творческое дело

Психодиагностика

Беседа

Коллективно – творческое дело

Рефлексия



4. Профилактика и разрешение конфликтов.

Знакомство с понятием «конфликт» и «стратегии поведения в конфликте». Формирование у подростков стремления к позитивному выходу из конфликта.

Выбор линии поведения в конфликте.

Упражнения.

Тест Томаса – Килмена для определения доминирующей модели поведения в конфликтной ситуации.


Групповая

Тренинг

Арт – терапия

Психодиагностика

Дискуссия – обсуждение

Рефлексия

5. Стресс и конфликты

Знакомство с понятием «стресс». Тест - опросник «Умеете ли вы справляться со стрессом!», (К. Байер, Л. Шейнберг, 1977). Знакомство с основными принципами борьбы со стрессом и способами быстрого снятия стресса.

Индивидуальная беседа

Тренинг

Арт – терапия

Техники релаксации

Психодиагностика

Дискуссия – обсуждение

Рефлексия

6. Здоровье


Мозговой штурм

Индивидуальная

Арт – терапия

Игра

Техники релаксации

Дискуссия – обсуждение

Рефлексия




Тематическое планирование 10 класс


п\п

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика


1. Я познаю себя и развиваю свои способности




1.1.

Введение в курс. Знакомство с ребятами.

2

1

1

1.2.

Я - концепция и ее ключевые моменты.

4

2

2

1.3.

Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель.

4

2

2

1.4.

Эмоциональный мир человека

4

2

2

1.5.

Я и мои способности. Их роль в профессиональной деятельности.

4

2

2

1.6.

Мотивационная сфера человека.

2

1

1

1.7.

Воспитание воли

Раскрытие понятия «воля». Рассмотрение признаков волевого поведения. Ознакомление с приемами воспитания воли.

2

1

1

1.8.

Как стать интересным

Развитие навыков самопрезентации. Знакомство с миром увлечений и достижений обучающихся.

2

1

1

1.9.

Создание своего имиджа.

Знакомство с понятием «имидж».

4

1

3


2.Активное слушание и вербализация.




2.1.

Виды слушания, правила эмпатического слушания.

4

2

2

2.2.

Отражение эмоциональных реакций партнера.

2

1

1

2.3.

Техники слушания. Ошибки вербализации и способы их преодоления.

6


2

4


3. Я в общении. Планируем коллективное творческое дело




3.1.

Искусство общения

2

1

1

3.2.

Вы в коллективе

2

1

1

3.3

Граница персонального пространства

2

1

1

3.4.

Жить в мире с собой и окружающими.

2

1

1

3.5.

Тест: «Каким ты выглядишь в глазах других», (Э.М. Александровская), «Насколько вы уверены в себе», (АМ Прихожан), дискуссия - обсуждение.

2



1

1


4. Профилактика и разрешение конфликтов.




4.1.

Как выбрать линию поведения в конфликте.

2

1

1

4.2.

Как разрешить конфликт и помочь конфликтующим.

4

1

3

4.3.

Определение доминирующей модели поведения в конфликтной ситуации. Принципы разрешения конфликтов.

4


2

2


5. Стресс и конфликты




5.1.

Стресс и конфликты в жизни человека.

2

1

1

5.2.

Умеете ли вы справляться со стрессом? Основные принципы борьбы со стрессом, способы быстрого снятия стресса.

4

2

2


6. Здоровье




6.1.

Что значит быть здоровым?

4

2

2

6.2.

Ценности в жизни.

2

1

1


ВСЕГО ЧАСОВ

72

33

39


Список литературы

Нормативно – правовое обеспечение

  • Закон об образовании

  • Приказ Минздравсоцразвития Россиии 26 августа 2010 г. №761и «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее ЕКС).

  • Приказ Минобрнауки России №1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».


Литература для педагога


  • Григорьева М.Ю. «Я и другие»., Москва школьная пресса 2011;

  • Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. «Информационные материалы для проведения занятий и тренингов»., НИРО 2017;

  • Карнеги; Д. пер. с англ. Е.А. Бакушева «Как преодолеть тревогу и стресс»., ООО «Попурри», 2010;

  • Лебедева О.А. «Учимся управлять собой»., ООО Педагогические технологии, 2011;

  • Уварова О.А. «Школьная служба восстановительной медиации (примирения)»., последнее издание 2015;

  • Сирота Н.А., Воробьева Т.В. и др, «Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста», Москва 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!