Принята на заседании Утверждено приказом по МБОУ АСШ №2
Педагогического совета от 30.08.2016 г. №219/1
Протокол от 30.08.2016 г. №12
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная психология»
для учащихся 10 - 11 классов
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные действия
У ученика будут сформированы:
представления своего образа «Я»: способности, возможности, умения и др. качества;
самоконтроль, критический самоанализ и рефлексия своих успехов и неудач;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Метапредметные:
регулятивные УУД
Ученик научится:
навыкам психологической безопасности для запуска процессов открытого и продуктивного общения, самораскрытия подростков;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
ставить цели, планировать и оценивать свои действия;
проявлять настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления трудностей.
познавательные УУД
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленных задач, работать с информацией, структурировать полученные знания;
строить рассуждения в форме связи простых суждений, делать выводы;
способам формирования навыков эффективной коммуникации,
умению предвидеть последствия.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы.
Предметные
формировать активную жизненную позицию личности;
способствовать пониманию психологических механизмов развития способностей;
формирование необходимых знаний в области подростковой психологии;
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Ожидаемые результаты к концу 10 класса
В результате освоения данной программы в течение 72 часов (1 час в неделю), направленной на достижение результатов в соответствии с ФГОС, состоящей из огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения в количестве 2 лет. Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности учащегося: формирование общих представлений о психологии как науке, о развитии самосознания, эмоциональной сферы, пробуждение интереса к другим людям и самому себе. Освоение учебного материала даст учащимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, человечеством в целом. Учащиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Содержание программы
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная психология» имеет социальную направленность, педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развивает интерес к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Цель программы: овладение школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Задачи:
Предметные
- формировать активную жизненную позицию личности;
- формировать систему знаний общественно-исторической обусловленности человеческих способностей, расширять общий кругозор;
- научить понимать психологические механизмы развития способностей человека.
Метапредметные
- уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях;
- уметь осуществлять поиск необходимых приемов, форм и методов;
- научиться проводить рефлексивный анализ положительных личностных качеств, потенциалов, способностей.
Личостные
- формировать оптимальные условия для развития и реализации психологических способностей детей;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- способствовать формированию ценности здорового и безопасного образа жизни.
Возраст детей:
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная психология» ориентирована на работу с детьми 15-18 лет. Состав группы постоянный. Количество учащихся в группе 9 человек.
Срок реализации программы – 2 года (72 часа в год)
Формы и режим работы:
Мозговой штурм
Индивидуальная
Групповая
Тренинг
Коллективно – творческое дело
Арт – терапия
Игра
Рефлексия
Психодиагностика
Дискуссия - обсуждение
Традиционные мероприятия: беседы, викторины, видео – экскурсии.
Программа реализуется в течении всего учебного года, включая каникулярное время. Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Направление воспитательной работы | Мероприятия | Форма проведения |
1. Я познаю себя и развиваю свои способности. | Знакомство «Творческий псевдоним». Особенности курса. Диагностика личностных УУД. Методики Дембо-Рубенштейн, Басса-Дарки, Айзенк. Понятие самоуважение. Самоконтроль. Понятие самоконтроля. Три состояния личности: ребенок, взрослый, родитель. Особенности поведения людей в различных ситуациях. Эмоции и чувства. Понятие состояния. Понятие и виды напряжение. Влияние напряжения на физическое состояние организма. Понятие настроения. Типы настроения. Я и мое внимание. Понятие внимания, виды, роль в жизни человека. Я и моя память. Понятия памяти и секретов запоминания. Я и мое мышление. Характеристика типов мышления. Я и мое воображение. Личностный профиль. Диагностика уровня готовности к выбору профессии. Профессиональные и жизненные планы. Первичная диагностика профессиональных склонностей и интерес Мотив и его функции. Привычки, интересы, мечты. Мотивация помощи и альтруистического поведения. Имидж, составляющие имиджа. Как создать свой неповторимый образ. | Игра Психодиагностика. Рефлексия. Псходиагностика Рефлексия |
2. Активное слушание и вербализация. | Значимость активного слушания. Виды слушания. Способность преодолевать барьеры общения. Техники слушания. Упражнения на формирование активного слушания. Ошибки вербализации и способы их преодоления. | Групповая работа Игра Техники релаксации Дискуссия – обсуждение Рефлексия |
3. Я в общении. Планируем коллективное творческое дело. | Навыки эффективной коммуникации (невербальное общение, эффективное слушание, понимания других людей и др.) Вы в коллективе. Знакомство с понятием «коллектив». Уровни развития коллектива. Формирование у подростков представлений о себе, как о члене коллектива. Понятие «персональное пространство». Тест: «Каким ты выглядишь в глазах других», (Э.М. Александровская), «Насколько вы уверены в себе», (АМ Прихожан), упражнения, дискуссия – обсуждение. | Групповая работа Коллективно – творческое дело Психодиагностика Беседа Коллективно – творческое дело Рефлексия |
4. Профилактика и разрешение конфликтов. | Знакомство с понятием «конфликт» и «стратегии поведения в конфликте». Формирование у подростков стремления к позитивному выходу из конфликта. Выбор линии поведения в конфликте. Упражнения. Тест Томаса – Килмена для определения доминирующей модели поведения в конфликтной ситуации. | Групповая Тренинг Арт – терапия Психодиагностика Дискуссия – обсуждение Рефлексия |
5. Стресс и конфликты | Знакомство с понятием «стресс». Тест - опросник «Умеете ли вы справляться со стрессом!», (К. Байер, Л. Шейнберг, 1977). Знакомство с основными принципами борьбы со стрессом и способами быстрого снятия стресса. | Индивидуальная беседа Тренинг Арт – терапия Техники релаксации Психодиагностика Дискуссия – обсуждение Рефлексия |
6. Здоровье | | Мозговой штурм Индивидуальная Арт – терапия Игра Техники релаксации Дискуссия – обсуждение Рефлексия |
Тематическое планирование 10 класс
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
| 1. Я познаю себя и развиваю свои способности | | | |
1.1. | Введение в курс. Знакомство с ребятами. | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Я - концепция и ее ключевые моменты. | 4 | 2 | 2 |
1.3. | Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель. | 4 | 2 | 2 |
1.4. | Эмоциональный мир человека | 4 | 2 | 2 |
1.5. | Я и мои способности. Их роль в профессиональной деятельности. | 4 | 2 | 2 |
1.6. | Мотивационная сфера человека. | 2 | 1 | 1 |
1.7. | Воспитание воли Раскрытие понятия «воля». Рассмотрение признаков волевого поведения. Ознакомление с приемами воспитания воли. | 2 | 1 | 1 |
1.8. | Как стать интересным Развитие навыков самопрезентации. Знакомство с миром увлечений и достижений обучающихся. | 2 | 1 | 1 |
1.9. | Создание своего имиджа. Знакомство с понятием «имидж». | 4 | 1 | 3 |
| 2.Активное слушание и вербализация. | | | |
2.1. | Виды слушания, правила эмпатического слушания. | 4 | 2 | 2 |
2.2. | Отражение эмоциональных реакций партнера. | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Техники слушания. Ошибки вербализации и способы их преодоления. | 6 | 2 | 4 |
| 3. Я в общении. Планируем коллективное творческое дело | | | |
3.1. | Искусство общения | 2 | 1 | 1 |
3.2. | Вы в коллективе | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Граница персонального пространства | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Жить в мире с собой и окружающими. | 2 | 1 | 1 |
3.5. | Тест: «Каким ты выглядишь в глазах других», (Э.М. Александровская), «Насколько вы уверены в себе», (АМ Прихожан), дискуссия - обсуждение. | 2 | 1 | 1 |
| 4. Профилактика и разрешение конфликтов. | | | |
4.1. | Как выбрать линию поведения в конфликте. | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Как разрешить конфликт и помочь конфликтующим. | 4 | 1 | 3 |
4.3. | Определение доминирующей модели поведения в конфликтной ситуации. Принципы разрешения конфликтов. | 4 | 2 | 2 |
| 5. Стресс и конфликты | | | |
5.1. | Стресс и конфликты в жизни человека. | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Умеете ли вы справляться со стрессом? Основные принципы борьбы со стрессом, способы быстрого снятия стресса. | 4 | 2 | 2 |
| 6. Здоровье | | | |
6.1. | Что значит быть здоровым? | 4 | 2 | 2 |
6.2. | Ценности в жизни. | 2 | 1 | 1 |
| ВСЕГО ЧАСОВ | 72 | 33 | 39 |
Список литературы
Нормативно – правовое обеспечение
Закон об образовании
Приказ Минздравсоцразвития Россиии 26 августа 2010 г. №761и «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее ЕКС).
Приказ Минобрнауки России №1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением».
Литература для педагога
Григорьева М.Ю. «Я и другие»., Москва школьная пресса 2011;
Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. «Информационные материалы для проведения занятий и тренингов»., НИРО 2017;
Карнеги; Д. пер. с англ. Е.А. Бакушева «Как преодолеть тревогу и стресс»., ООО «Попурри», 2010;
Лебедева О.А. «Учимся управлять собой»., ООО Педагогические технологии, 2011;
Уварова О.А. «Школьная служба восстановительной медиации (примирения)»., последнее издание 2015;
Сирота Н.А., Воробьева Т.В. и др, «Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста», Москва 2012.