СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочная деятльность 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Музыкальное исполнительство»

(Синтезатор)

по общекультурному направлению

для обучающихся

Руководитель: Слепцова Мария Иннокентьевна









































2021г

Пояснительная записка

Одним из самых популярных музыкальных инструментов считается фортепиано. Очень многие композиторы писали и пишут для этого инструмента. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Цели программы:

1). Создание необходимых условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребёнка;

2). Развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей; умение использовать свои знания и навыки самостоятельно;

3). Возродить традиции домашнего музицирования и привить любовь к фортепианному искусству и музыке в целом.

Задачи программы:

Образовательные:

  • приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей.

  • овладение основными навыками игры на фортепиано через методику интенсивного обучения;

  • формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы;

  • интенсивное освоение элементов музыкального языка;

Развивающие:

  • развитие музыкально - ладового мышления, слухового контроля , чувства ритма, исполнительских и импровизационных способностей, концентрированного внимания;

  • развитие умения использовать свои знания и навыки самостоятельно;

  • развитие индивидуальности ребёнка средствами музыкального искусства;

  • расширение музыкального кругозора;

Воспитательные:

  • добиться творческого, образно – эмоционального отношения к работе над исполнительской техникой;

  • воспитание творческих волевых качеств личности (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность);

  • воспитание нравственности ребенка (доброжелательности к другим людям, любви к Родине) на лучших примерах русской и современной музыки;

  • формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов воспитанников, и сценической культуры.

Направленность данной программы определяется задачами общего художественно-эстетического воспитания учащихся. Период базового обучения - 5 лет. При желании ребёнка обучение может быть продолжено по углубленной (предпрофильной) программе.

Форма занятий – групповая. Возрастной диапазон детей, участвующих в реализации данной программы - 11- 14лет.

Программа кружка ориентирована также на детей, чьё эмоционально- слуховое и двигательно-техническое развитие в силу их способностей происходит более замедленно, а также на контингент учащихся с пониженной мотивацией к обучению игре на фортепиано.

Кружок игры на музыкальном инструменте, в частности, на фортепиано, призван развивать природные способности детей, воспитывать в каждом гармонически развитую, творчески активную личность. Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся – главная задача современной музыкальной педагогики.

Преподаватель кружка игры на фортепиано – воспитатель учащихся. Именно он в первую оч ередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей в эпоху поп и кич- культуры, агрессии и безвкусицы, хлынувших с экранов телевизоров, разрушения прежних нравственных устоев и идеалов.

Эстетическое воспитание имеет самые различные формы: от бесед на уроке и классных собраниях до совместного посещения концертов с последующим их обсуждением.

К числу образовательных задач в кружке игры на фортепиано относится:

- усвоение элементарных музыкально-теоретических знаний;

- выработка исполнительских навыков, умений, приёмов.

Воспитательная работа в кружке игры на фортепиано может быть сведена к нескольким основным направлениям:

- воспитание мировоззрения и моральных качеств;

- воспитание воли и характера;

- воспитание эстетических вкусов и любви к музыке;

- воспитание интереса к труду и умения работать.

Развивающее влияние обучения в кружке игры на фортепиано обеспечивается:

- развитие эмоционального отклика на музыку, образно-ассоциативного мышления, воображения, фантазии;

- музыкальных способностей, внимания, памяти;

- музыкального мышления, творчества, познавательных интересов.

Критерии оценки освоения программы:

1. Наличие устойчивого интереса к занятиям.

2. Успешность и темпы освоения программы.

3. Степень активности в творческо - учебной работе и в концертной деятельности.

4. Уровень усвоения музыкально- теоретических знаний.

5. Умение критически оценить результаты собственной и чужой музыкально - исполнительской деятельности.

Методы отслеживания результативности:

1. Происходит через индивидуальные планы, которые составляются в начале каждого года обучения с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей детей.

2. Наблюдение детей в процессе учебно - творческих занятий.

3. Участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, концертах, музыкальных гостиных, проводимых на базе ЧОУ СОШ «Личность» и других концертных площадках города и региона, в дистанционных музыкальных конкурсах различного уровня.

Предполагаемые результаты реализации программы

в обучении:

- обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанирования);

- обучение основам музыкальной грамоты;

- формирование технических навыков игры на фортепиано.

в развитии:

- развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);

- развитие мышления, воображения, восприятия;

- физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).

в воспитании:

- воспитание интереса к музыкальному искусству;

- воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);

- воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.

К окончанию обучения воспитанники:

  • освоят весь комплекс элементарных музыкально - теоретических знаний, умений и навыков;

  • свободно самостоятельно будут разбирать, и исполнять понравившиеся им музыкальные произведения, подбирать по слуху знакомые мелодии, т. е. музицировать;

  • будет сформирована сценическая культура, эстетические потребности и вкус;

  • проявят свою исполнительскую индивидуальность;

  • расширят свой музыкальный кругозор;

  • приобретут возможность участвовать на различных концертных площадках школы, района и города, становясь активными участниками культурной жизни общества, сформируют свою жизненную позицию, культуру поведения и др.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, например, ансамблевой игры. Это даёт возможность педагогу работать эффективнее, наблюдая за взаимодействием личностей в этих микрогруппах и изучая личность каждого ребёнка.

Характер отношений между педагогом и учеником, стиль этих отношений – важнейший фактор, содействующий укреплению интереса и любви к музыке, инструменту. Создание эмоционального тонуса учебной деятельности на уроке, доверие к познавательным возможностям ученика, поддержка, сопереживание, дружба создают необходимую почву для положительного взаимодействия педагога и ученика.

Основные методы работы, используемые в процессе обучения игре на фортепиано:

1). Наглядно- иллюстративный метод, основывающийся не непосредственном показе на инструменте приёмов игры;

2). Словесный метод, применяющийся в единстве с наглядно – иллюстративным и связанный с разъяснением тех или иных закономерностей искусства;

3). Метод действий «по образцу», - когда указание педагога служит для учащегося ориентиром в исполнительском процессе;

4). Художественно- эвристический (поисковый) метод, связанный с поиском индивидуального игрового приёма в зависимости от возможностей ученика.

Главным объектом в работе для учителя является не музыкальное произведение, а личность учащегося и проблемы её развития.

Исходя из этого, обучение учащихся в классе (кружке) фортепиано должно проходить в направлении, которое существенно отличается учебно-воспитательными целями и задачами от академического образования в музыкальных школах и школах искусств. Но, несмотря на различия, общим в обоих направлениях является то, что занятия в кружке игры на фортепиано призваны дать всем учащимся навыки свободного чтения с листа, аккомпанемента, игры в ансамбле, музицирования в домашнем кругу, умение понимать музыку, разбираться в ней, иметь понятие о музыкальном анализе, прививать хороший музыкальный вкус.

Особое внимание следует уделить учащимся, которые в силу своих способностей медленно продвигаются в освоении традиционной программы. В индивидуальные планы таких учащихся могут быть включены пьесы, выбранные ими самими. Рекомендовано преподавателю уделять больше внимание свободному музицированию, чтению с листа, игре в ансамбле, эскизному изучению определенной части репертуара. Должен измениться подход к выбору репертуара. Включение в программу учащихся кружка полифонических произведений и крупной формы должно носить не «директивный», а щадяще-ознакомительный характер. Необходимо «раздвигать» рамки программы, включая произведения «не программного» репертуара, популярной классики в доступном изложении.









Содержание Учебного плана



Срок обучения

№№

п/п

Наименование

предметов

.






1.

Музыкальный

инструмент

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Содержание учебного процесса

1. Работа над музыкальным произведением. Основные этапы.

Основные этапы работы над произведением:

1. Музыкально- психологическое ознакомление с произведением; разбор; эскизное разучивание.

Цель: помочь ребенку начать создавать свой исполнительский замысел. Достижение связного процесса ( без ошибок и остановок).

При наблюдении за разбором и разучиванием произведения и обдумывании предварительных методических рекомендаций педагог должен учитывать два момента: как усваивает обучаемый содержание пьесы и отдельные моменты ее музыкального языка и как формируются его исполнительские приемы.

Важное условие успеха работы над произведением - навыки правильного разбора. Воспитание профессионального отношения к тексту. При разборе педагог должен требовать от обучаемого выполнения фразировочных лиг и цезур, передачи общих контуров динамики и основных различий в артикуляции. Воспитание сознательной ориентировки в аппликатуре; приобретение элементарных практических навыков применения аппликатур в наиболее типичных фактурных формулах. Полезно прохлопать или простучать ритм мелодии одновременно с названием нот. При разборе нотного текста темп следует выбирать такой, чтобы ученик смог выполнить поставленные перед ним задачи. При чтении же с листа темп должен быть по возможности приближен к указанному. Музыкальный материал для этого задания выбирается более лёгкий. Чтение нот с прохлопыванием ритмического рисунка на начальном этапе обучения развивает внутренний слух, чувство ритма, умение читать с листа. Полезно просольфеджировать мелодию.

2. Стадия разучивания, музыкальное и техническое овладение деталями.

Работа по частям, фразам; обнаружение трудного места в произведении, определение его сложности, нахождение путей ее преодоления. Работа над отдельными элементами, разделами не снимает необходимости проигрывания произведения целиком. Значение медленной игры, чередование темпов движения.

3. Собственно художественное воспроизведение.

Смещение акцентов: работа по кускам принимает характер доработки, а на первом плане- пробные исполнения произведения целиком, уточнение темпов, кульминаций. Закрепление игры наизусть. Сочетание игры на память с игрой по нотам.

2. Работа над техникой

Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над гаммами и умело подобранными и разнообразными упражнениями. Эту работу следует сделать возможно более привлекательной для ребёнка. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям названия, образно передающие их характер, побуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям. При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и расслабления мышц.

Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития школьника. Отсюда и методы работы над этюдами: исключается грубая, бессмысленная «долбёжка», «пробалтывание». Спокойный, но не слишком медленный темп, чёткая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком, - необходимые условия для продуктивных занятий. Важно правильное понимание учеником мелодической структуры пассажей, их мотивного строения, что даёт возможность выразительно играть каждый мотив пассажа, представлять его как мелодию.

Следует всемерно способствовать тому, чтобы ученик как можно раньше научился самостоятельно работать над этюдами и фрагментами произведений, представляющими техническую трудность. Необходимо добиваться, чтобы учащийся понимал предстоящие задачи в домашних занятиях, умел разобраться в строении этюда, типе техники, накапливая средства и методы работы над разной фактурой, и мог применять их без подсказок педагога.

См. Приложение 2 (Требования по гаммам)

3. Учёт успеваемости учащихся кружка фортепиано в общеобразовательной школе.

Учёт успеваемости учащихся кружка происходит иначе, чем в Детской школе искусств. Здесь следует уделять внимание качеству исполнения учеником произведений на публичных выступлениях, развитию его музыкальных способностей, а также стимулированию интереса к занятиям. Успеваемость посещающих кружок учитывается на выступлениях в открытых концертах, отчётных или для родителей, внеклассных мероприятиях.

За учебный год педагог должен подготовить с учеником 4-8 произведений, различных по жанру и форме, из них 2-3 для показа в открытых мероприятиях.

При выведении оценки надо рассматривать развитие учащегося, затрагивая такие вопросы, как: положительные сдвиги в развитии, соответствие репертуара, недостатки исполнения, пути их преодоления с учётом индивидуальных особенностей учащегося.

4. Организация воспитывающей деятельности

Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство. Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей. Особая форма воспитательной работы – просветительская – организация и проведение концертов силами учеников и их родителей.

Направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, тормозит и профессиональное музыкальное становление учащихся, и развитие навыков любительского музицирования. Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования – это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысления его целей и содержания. Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность детей в сфере искусства, способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

При обучении детей музыке необходимо учитывать их способности, индивидуальные особенности и неравномерность музыкально-пианистического развития. Основным должен стать принцип вариантности и личностно-ориентированного подхода педагога к обучению и развитию каждого учащегося.

5. Формы и виды контроля

Необходимо использовать оценку, как стимул для улучшения работы ученика, поощряя его старательность и работоспособность.

Поскольку целью в обучении учащихся кружка является развитие имеющихся способностей, то речь о «неуспеваемости» идти никак не может. Именно от педагога будет зависеть, какими методами он сможет заинтересовать ученика и заставить работать его самостоятельно.

Критерий оценки учащихся кружка отличается от критерия оценки учащихся музыкальных школ. В этом случае необходимо проявлять гибкость, варьировать требования в зависимости от возможностей, склонностей и интересов учащихся.

6. Игра на синтезаторе

Клавишный синтезатор, как и ряд других электроакустических инструментов, представляет собой в сущности специализированный музыкальный компьютер. И его широкое распространение в профессиональной музыке и музыкальном быту — проявление современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности.

Основная задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме.

Педагог должен создать на занятии непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.

Ожидаемые результаты:

Знать:

• регистры, названия октав;

• скрипичный и басовый ключи;

• запись нот малой, первой, второй октав;

• деление длительностей и пауз;

• такт, простые размеры;

• знаки увеличения длительности;

• штрихи;

• динамические оттенки;

• понятия темп, лад.

Уметь:

• правильно сидеть за инструментом;

• находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);

• воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);

• читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы).

У обучающегося будут воспитаны:

• эмоциональное восприятие музыки;

• интерес к музыкальным занятиям;

• стремление передать характер музыкального произведения в своём исполнении;

• культура поведения на занятиях.

Будут развиты:

• элементарный звуковысотный слух;

• ладовое чувство (определение на слух - ладовой окраски,

законченности или незаконченности музыкального построения);

• элементарное чувство ритма.

Методические рекомендации

Цели и задачи обучения:

  • Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества (подбору по слуху, импровизации, сочинению, самоаккомпанементу).

  • Развитие внутреннего слуха, как фундамента творческой деятельности учащегося.

  • Воспитание и развитие метроритмического чувства.

  • Развитие ладогармонического мышления.

  • Формирование навыков чтения с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста.

  • Развитие таких личностных качеств как воображение, увлечённость, активность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность.

  • Осознание учащимися ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих.

Итоговые требования:

Занятия в кружке формируют и развивают разносторонние музыкальные способности и интересы. Окончив курс обучения, ученик должен:

  • читать с листа несложные музыкальные произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;

  • музицировать (импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;

  • иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий;

  • иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

  • уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.

Необходимо помнить, что в музыкальном мышлении большое значение имеет эмоциональный фактор. Вместе с тем, музыкальное обучение оказывает значительное влияние на общий интеллектуальный уровень ученика, если при занятиях в классе фортепиано используются методы развивающего обучения. Однако далеко не каждый педагог фортепиано дает себе отчет, как лучше всего вести ученика, что ученик может сделать сам, а что сможет сделать под руководством педагога.

Важными задачами обучения игре на фортепиано являются возрождение традиции домашнего музицирования, воспитание хорошего музыкального вкуса и расширение кругозора ученика.

  Говоря об основных установках методики интенсивного обучения, нужно помнить, что ученик сразу получает огромный объем информации, который осваивается в практической деятельности. Одновременно развиваются слух, чувство ритма, умение читать нотную запись, играть двумя руками, подбирать по слуху. Всё это повышает эффективность обучения и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются самим учеником из практической работы над заданиями. Теоретические сведения даются в минимальном объеме, но постепенно круг теоретических знаний расширяется и выстраивается в целостную систему.

Освоение нотной грамоты

Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой" приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Можно осуществить её интересную идею и сделать "Домики с нотами": "Хорошо бы не полениться сделать игрушки-домики из оклеенных белой бумагой коробок, на стенках которых начертаны пять линеек для скрипичного и басового ключа. Дети сами могут вставлять в отверстия на линейках и между линейками пробки с именами нот-"жителей".

Оригинальный метод обучения чтению нот предлагает Т.Смирнова. Это упражнение названо "Бусы" и рекомендуется как метод, помогающий освоить чтение с листа. Автор специально обращает внимание на важность относительного чтения нот. "Ни в коем случае не заучивайте, на какой по счету линеечке пишется нота". Для освоения нотной записи нужно запоминать отдельные опорные ноты, от которых начнется игра. Постепенно будут выучены все ноты без специального заучивания. Игра под диктовку номеров пальцев помогает освоить аппликатуру.

    Важно, что теоретические знания на самом начальном этапе обучения появляются только при необходимости, так как "теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются". Поэтому освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным.

Метод решения задач, ребусов и загадок

      Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Образцы загадок, ребусов, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях, многие из которых указаны в списке литературы данной работы.

   В пособии "Пианист-фантазер" приведены интересные ребусы, загадки, кроссворды, вызывающие интерес детей. Опыт показывает, что дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому эта форма игры широко используется в начальном периоде обучения. Эти слова так и записываются - ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами. По аналогии с подобными заданиями из пособия "Пианист-фантазер" (По-ми-до-р, си-ре-нь) можно придумать много забавных загадок, поместив их как в скрипичном, так и в басовом ключах, например, По-ля, до-ми-но, фа-ми-лия, ре-ка, так-си.

   Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления. В качестве образца могут служить ритмические кроссворды из пособия "Пианист-фантазер" или игра "Сыщик" (поиск ритмических ошибок в записи) в пособии "Игра в игру на фортепиано". Весьма уместно привести здесь слова Т. Смирновой: "Думать - это не самое опасное занятие для детей. Если с детства научить заниматься этим "странным" делом, то появляется легкое отношение к поиску, адекватное восприятие мира, многовариантное мышление, хорошая социальная адаптация, за которой следует здоровая нервная система".

Воспитание самостоятельности мышления является главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.

На начальном этапе трудно провести резкую грань между этими типами мышления. Один легко переходит в другой. Наглядно - практическое мышление становится этапом формирования творческого мышления. Творческие задания имеют обобщающее, синтезирующее значение в процессе музыкального обучения. Например, творческий ракурс любых практических действий заключается в предоставлении ученику выбора варианта из ряда предложенных. Обычное шумовое озвучивание ритмических карточек (хлопки, ритмо-слоги) - простое упражнение, а озвучивание карточек на инструменте с самостоятельным выбором звуков уже можно считать проявлением творческих замыслов.

Рекомендуемые методические пособия

Пособие Э. Тургеневой и А. Малюкова "Пианист-фантазер" полностью направлено на активизацию мышления ученика. Каждый из разделов пособия имеет заглавие, определяющее содержание деятельности ученика: "Запомни", "Послушай", "Подбирай мелодии (пьесы)", "Творческие задания", "Проверь себя". В пособии используется достаточно большое количество теоретических сведений. В пособии "Пианист-фантазер" достаточно последовательно используются игровые формы работы, что позволяет развивать образное мышление и закреплять полученные знания. Отмечая методическую целесообразность игровых форм работы, авторы пишут, что "от педагога требуется лишь разумное сочетание развлекательного и дидактического во время проведения занятий" (32, с.4). Игровые элементы не только повышают интерес детей к данным занятиям, но и делают их менее утомительными.

В русле развивающего обучения находится учебное пособие для 1 класса "Пианист. Шаг за шагом" (авторы - Рябов И., Рябов С.). В сборнике собраны интересные пьесы для слушания.

музыки, образцы творческих заданий (незаконченные мелодии для сочинения, примеры для подбирания баса или создания ритмической партитуры).

Учебное пособие Е.Туркиной "Котёнок на клавишах" продолжает тенденции современной музыкальной педагогики для дошкольников. В трех частях этого пособия собраны интересные пьесы, творческие задания и развивающие игры.

   Книга Т.Юдовиной-Гальпериной "За роялем без слез, или я - детский педагог" представляет особый интерес, так как автор обобщает результаты многолетней работы с дошкольниками. Можно сказать, что большинство методических приемов, которые использовал автор для развития мышления и творческих задатков маленького ученика, прямо связаны с принципами развивающего обучения.

 Игровые задания являются основными формами работы в методике Т. Юдовиной-Гальпериной. Каждое теоретическое понятие получает образную аналогию, например, каждый интервал получает образ какого-либо животного. Кроме того, интервалы записывается цветными фломастерами на карточках. Во время игр дети раскладывают карточки с интервалами, слушают и определяют, какой интервал звучит, одновременно запоминая, как он выглядит.

  Игровые формы занятий могут быть полезными при работе с детьми "обладающими явно недостаточной способностью концентрироваться, но одновременно и не лишенными таланта".

Приложение 1.

Выявление музыкальных способностей на предварительном прослушивании.

Проверка музыкальных данных помогает определить лишь начальный уровень возможностей - первичных предпосылок для будущего обучения. Наличие хороших музыкальных задатков не всегда означает дальнейшее успешное музыкальное развитие, и, наоборот. Форма прослушивания должна быть живой, доступной для детского восприятия и увлекательной.

Можно использовать различные игровые формы.































Рекомендуемая литература для детей:

  1. Кошмина И. «Музыкальный букварь». – М., ЭКСМО, 2002

  2. Шалаева Г. «Музыкальная грамота в картинках». – М., ЭКСМО, 2006

  3. «Энциклопедия для юных музыкантов»(Авторы-составители И.Куберский, Е.Минина)-С-Пб.: ДИАМАНТ, ЗОЛОТОЙ ВЕК, 1997

  4. Яценко Т. «Музыка для детей в сказках и картинках». – М., С.-Пб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов – на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: ПИТЕР, 2013

Рекомендуемая методическая литература:
  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». - М., «Музыка», 1978

  2. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». - М., «Советский композитор»,1992

  3. Баренбойм Л., Перунова Н.«Путь к музыке». – М., «Советский композитор»,1989

  4. Брянская Ф.,» Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками» (I, II, III части) – М., Классика – XXI, 2008

  5. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» - М., «Музыка», 1988

  6. Горошко Н. «Музыкальная азбука для самых маленьких». – «Феникс», Р – на Д,2007

  7. Кончаловская Н. «Нотная азбука». – М., «Олма-пресс», 1997

  8. Крюкова В. «Музыкальная педагогика». - «Феникс», Р – на - Д, 2002

  9. Ляховицкая С. «О педагогическом мастерстве». - Л., «Советский композитор», 1973

  10. Перунова Н. «Музыкальная азбука». – Л., «Советский композитор», 1990

  11. Петрушин В. «Музыкальная психология». – М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997

  12. Подвала В. «Давайте сочинять музыку». – Киев, 1998

  13. Рокитянская Т. «Воспитание звуком», Музыкальные занятия с детьми от трёх дл девяти лет. – Ярославль: ООО Академия развития, 2005

  14. Савенко А. «У истоков творчества». - Краснодар, 1987

  15. Тургенева Э. «Начальный период обучения игре на фортепиано». - М., МК РСФСР, 1989

  16. Тургенева Э., Малюков А. «Пианист-фантазёр», 1,2 части. – М., «Советский композитор», 1987

  17. Туркина Е. «Котёнок на клавишах». – С-Пб., «Композитор», 1997

  18. Шалаева С. «Музыкальная грамота в картинках». – М., «Слово», КСМО, 2006

  19. Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». – М., «Классика- XXI», 2001

  20. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слёз», - С-Пб., «Союз художников», 2002

Рекомендуемая нотная литература:

  1. Агафонников В. «Музыкальные игры», - М., «Советский композитор», 1991

  2. «Альбом сонатин для фортепиано», вып.2. Средние классы ДМШ, ред. Сорокин К., М., «Музыка», 1971

  3. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». - М., «Советский композитор», 1992

  4. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста». - М., «Советский композитор», 1991

  5. Бабичева Т. «Нотки-клавиши». - «Окарина», Новосибирск, 2007

  6. Барабошкина А. «Сольфеджио 1 класс». - М., «Музыка», 1988

  7. Барсукова С. «Весёлая музыкальная гимнастика». - «Феникс», Р - на - Д, 2008

  8. Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги». - М., «Музыка», 1990

  9. Бах И.С. «Инвенции для фортепиано». - М., «Музыка», 1991

  10. Бахарев С. «Волшебный фонарь». - Новороссийск, «Творческая лаборатория», 1996

  11. Беренс Г. «50 маленьких фортепианных пьес», соч. 70, - Киев, 1956

  12. Бойко И. «Джазовые акварели» для ф-но. - М., «Музыка», 1997

  13. Брамс И. «Русский сувенир» для ф-но в 4 руки. - Р - Д., Феникс», 1999

  14. Григ Э. «Избранные произведения для ф-но в двух томах». - Л., «Музыка», 1997

  15. «Джаз для детей», вып. 4, сост. Барсукова С. - «Феникс», Р-Д., 2003

  16. Диабелли А. «Мелодические упражнения на пяти нотах» соч.149. - М., «Музыка», 1993

  17. Дьяченко Н. «Музыкальные картинки». - М., «Музыка», 1992

  18. Дунаевский И. «Весёлый ветер», фортепианные ансамбли - С-Пб., «Союз художников», 2000

  19. «Здравствуй, малыш!». - Сост. Бахмацкая О. - М., «Советский композитор», 1985

  20. «Играем вдвоём». Ансамбли в 4 руки. Сост. Борзенков А. - С-Пб., «Композитор», 1998

  21. «Калинка». Альбом начинающего пианиста. Изд.5-е, ред. Бакулов А., Сорокин К. -М., «Советский композитор», 1989

  22. Классен Г., «Пьесы для фортепиано». - WWW. Klassen- musikverlag.de, 2000

  23. Клементи М. «Сонатины для ф-но», ред. Руббах А. - Р-Д., «Феникс», 1997

  24. Кончаловская Н. «Нотная азбука». - М., «Олма-пресо,1997

  25. Коровицын В. «Детский альбом». - «Феникс», Р-Д., 2008

  26. Королькова « Крохе- музыканту», нотная азбука для самых маленьких», ч.1,2. -«Феникс», Р-Д, 2004

  27. Королькова И. «Первые шаги маленького пианиста». - «Феникс», Р-Д., 2007

  28. Лемуан А. «Избранные этюды для ф-но». - С-Пб., «Композитор», 1992

  29. Лысак. А. «В ритме танца». - «Феникс», Р-Д., 2008

  30. Майкапар С. «Бирюльки». - Музгиз, 1961

  31. «Маленький музыкант» фортепианный альбом, сост. Шух М. - Донецк, «Сталкер», 2003

  32. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». - С-Пб., «Композитор», 1994

  33. «Музицирование для детей и взрослых», вып.1,2,3, ред. Барахтин Ю. -«Окарина», Новосибирск, 2008

  34. «Музыкальная коллекция», сборник пьес для фортепиано, изд. второе, сост. Гавриш О., Барсукова С. - «Феникс», Р-Д., 2008

  35. «Нотная тетрадь А.М.Бах». - М., «Музыка», 1988

  36. Петерсен Р. «Музыкальная шкатулка». - М., «Музыка», 1981

  37. «Первые шаги», сост. Голованова С, ч.1 - «»Крипто-Логос», М., 1998

  38. Подвала В. «Давайте сочинять музыку!» - Киев, «Музычна Украина», 1988

  39. «По страницам детских альбомов советских композиторов», вып. 4, средние классы ДМШ, сост. Комальков Ю. - М., «Музыка», 1976

  40. «Свечка», сост. Писаревский Н. - М., «Музыка», 1994

  41. Смирнова Т. «Фортепиано. Интенсивный курс», тетр.1,2,3,4,12. - М., «Крипто-Логос», 1992

  42. Соколова Н. «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для ф-но в 2 и 4 руки с пением. -Л., «Музыка», 1988

  43. Туркина Е. «Котёнок на клавишах». - С-Пб., «Композитор», 1997

  44. Фортепиано 1, 2,3,4,5,6,7 класс. Учебный репертуар ДМШ, ред. Милич Б. - Киев, «Музычна Украина», 1983

  45. Фортепиано. Репертуарная серия для муз.школ. Вып.З, Музицирование. - М., «Крипто-Логос», 1995

  46. «Фортепианная музыка для ДМШ». Средние классы, вып.8. - М., «Советский композитор», 1981

  47. «Фортепианная музыка для ДМШ». Пьесы. Старшие классы, вып.10,11. - М., «Советский композитор», 1983

  48. Хереско Л. «Музыкальные картинки». - Л., «Советский композитор», 1988

  49. Хрестоматия для ф-но. ДМШ, 2-7 классы. - М., «Музыка», 1992

  50. Чайковский П. «Детский альбом». - Гос. муз. издательство. - М., 1963

  51. Чайковский П. «Времена года». Ред. Бабасян. - М., «Музыка, 1974

  52. Школа игры на фортепиано, ред. Николаев А. - М., «Скорина», 1994

  53. Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес». - М., «Советский композитор», 1962

  54. Шуман Р. «Альбом для юношества». Ред. Гольденвейзер А. - М., «Музыка», 1969

  55. «Этюды для фортепиано на разные виды техники» 1 класс. - Киев, «Музычна Украина», 1988

  56. «Юный пианист» вып. 1,2.3, ред. Ройзман Л., Натансон В. - М., «Советский композитор», 1988

Условия реализации программы

Основная форма обучения - индивидуальные занятия, проводятся два раза в неделю по 45 минут. Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.

Материально-технические условия.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

а) Наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;

б) Хорошо настроенный инструмент;

в) Удобный стул и подставки на стул и под ноги с учетом разного возраста детей;

г) Синтезатор;

д) Интерактивная доска или DVD;

е) Компьютер;

ж) Учительский стол.

Методический материал.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

а) Нотный материал;

б) Дидактические материалы;

в) Иллюстративные материалы;

г) Сценарии проведения тематических концертов;

д) ЭОР: презентации, видео, мр3 – файлы.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!