МКОУ БГО Чигоракская СОШ
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Физкультура. Ура!»
6-9 класс
Составитель программы:
Власова Татьяна Владимировна
учитель физической культуры
I квалификационная категория.
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–8 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт;
-
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–8 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
-
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
-
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ФизкультУра» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
-
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
-
Проговаривать последовательность действий.
-
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
-
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
-
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
-
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
-
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Формы организации работы с детьми:
- Групповые учебно-тренировочные занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Восстановительные мероприятия;
- Участие в матчевых встречах;
- Участие в соревнованиях;
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации;
- Принцип постепенности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности.
Средства обучения:
- Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);
- Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор;
- Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования;
- Практический метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод.
Список литературы
-
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А. Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.
-
Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», авт.: В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. 2007.
-
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) - М.: Советский спорт. 2005.
-
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
-
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011
-
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 2009.
-
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2007
Календарно-тематическое планирование 6 класс.
№ п/п | |
Наименование тем | Кол-во часов | Теория | Практика | Календорные сроки | Фактические сроки |
1 | Правила игры и соревнований. Техника передач. | | 1 | | | |
2 | Техника верхних передач. Игра. | 1 | | 1 | | |
3 | Техника верхних передач. Игра. | 1 | | 1 | | |
4 | Групповые упражнения. Игра | 1 | | 1 | | |
5 | Упражнения в движении. Учебная игра | | 1 | | | |
6 | Техника нижней прямой подачи. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
7 | Техника нижней прямой подачи. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
8 | Игровые взаимодействия. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
9 | Групповые упражнения. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
10 | Групповые упражнения. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
11 | Одиночное блокирование. Учебная игра.. | 1 | | 1 | | |
12 | Одиночное блокирование. Учебная игра.. | 1 | | 1 | | |
13 | Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
14 | Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
15 | Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
16 | Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
17 | Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
18 | Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
19 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | | 1 | | | |
20 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
21 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
22 | Техника верхней прямой подачи. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
23 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
24 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | | 1 | | | |
25 | Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
26 | Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
27 | Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
28 | Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
29 | Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
30 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра. | | 1 | | | |
31 | Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
32 | Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
33 | Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
34 | Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
35 | Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс.
№ п/п | |
Наименование тем | Кол-во часов | Теория | Практик | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Техника перемещений. | 1 | 1 | | | |
2 | Техника перемещений. | 1 | | 1 | | |
3 | Прием. Передача Подача мяча. | 1 | | 1 | | |
4 | Прием. Передача Подача мяча. | 1 | | 1 | | |
5 | Прием. Передача Подача мяча. | 1 | | 1 | | |
| Прием. Передача Подача мяча. | 1 | | 1 | | |
7 | Прием. Передача Подача мяча. | 1 | | 1 | | |
8 | Прием. Передача Подача мяча. | 1 | | 1 | | |
9 | Прием. Передача Подача мяча. | 1 | | 1 | | |
10 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | 1 | | | |
11 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | | 1 | | |
12 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | | 1 | | |
13 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | | 1 | | |
14 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | | 1 | | |
15 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | | 1 | | |
16 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | 1 | | | |
17 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
18 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
19 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
20 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
21 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
22 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | 1 | | | |
23 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
24 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
25 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
26 | Учебно-тренировочная игра в волейбол. | 1 | | 1 | | |
27 | Нападающий удар. Блокирование. | 1 | | 1 | | |
28 | Нападающий удар. Блокирование. | 1 | | 1 | | |
29 | Тактика игры в нападении. | 1 | | 1 | | |
30 | Тактика игры в нападении. | 1 | | 1 | | |
31 | Тактика игры в защите | 1 | | 1 | | |
32 | Тактика игры в защите | 1 | | 1 | | |
33 | Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 1 | | 1 | | |
34 | Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 1 | | 1 | | |
35 | Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 1 | | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | |
Наименование тем | Кол-во часов | Теория | Практика | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Мир движений. Разучивание специальных упражнений с мячом. Игра «Стоп!» | 1 | 1 | | | |
2 | Беседа: «Красивая осанка». Специальные упражнения с мячом. Игра «Перестрелка», «Стоп!» | 1 | 1 | | | |
3 | Выбираем бег. «Кто быстрее?», «Сумей догнать» | 1 | | 1 | | |
4 | Сила нужна каждому. «Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками» | 1 | | 1 | | |
5 | Весёлая скакалка, игры «Медведь спит», «Удочка». | 1 | | 1 | | |
6 | Сила нужна каждому. «Очистить свой сад от камней», | 1 | | 1 | | |
7 | Скакалочка-выручалочка. «Удочка с приседанием», | 1 | | 1 | | |
8 | Ловкая и коварная гимнастическая палка.«Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» | 1 | | 1 | | |
9 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди»,«Лиса и куры», | 1 | | 1 | | |
10 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди»,«Лиса и куры», | 1 | | 1 | | |
11 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди»,«Лиса и куры», | 1 | | 1 | | |
12 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди»,«Лиса и куры», | 1 | | 1 | | |
13 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди»,«Лиса и куры», | 1 | | 1 | | |
14 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди»,«Лиса и куры», | 1 | | 1 | | |
15 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди»,«Лиса и куры», | 1 | | 1 | | |
16 | Удивительная пальчиковая гимнастика.«Метание в цель», «Попади в мяч» | 1 | | 1 | | |
17 | Удивительная пальчиковая гимнастика.«Метание в цель», «Попади в мяч» | 1 | | 1 | | |
18 | Развитие выносливости. "Бездомный заяц», «Лошадки» | 1 | | 1 | | |
19 | Развитие реакции. «Пустое место», «Часовые и разведчики» | 1 | | 1 | | |
20 | Разучивание элементов игры «Пионербол» | 1 | | 1 | | |
21 | Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта». | 1 | 1 | | | |
22 | Разучивание игры «Прыгай выше и дружнее». Метание малого мяча. | 1 | | 1 | | |
23 | «Ловишки с приседанием». Игры с мячом по выбору. | 1 | 1 | | | |
24 | Весёлые старты. | 1 | | 1 | | |
25 | Весёлые старты. | 1 | | 1 | | |
26 | Весёлые старты. | 1 | | 1 | | |
27 | Бег с преодолением препятствий. Эстафета с прыжками. Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». | 1 | | 1 | | |
28 | Бег с преодолением препятствий. Эстафета с прыжками. Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». | 1 | | 1 | | |
29 | Соревнования по подвижным играм. | 1 | | 1 | | |
30 | Соревнования по подвижным играм. | 1 | | 1 | | |
31 | Игры с мячом по выбору. | 1 | | 1 | | |
32 | Игры с мячом по выбору. | 1 | | 1 | | |
33 | Подвижные игры, эстафеты. | 1 | | 1 | | |
34 | Подвижные игры, эстафеты. | 1 | | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Теория | Практика | Календарные сроки | Фактические сроки |
Наименование тем | Кол-во часов | Теория | | | |
1 | Правила игры и соревнований. Техника передач. | | 1 | | | |
2 | Техника верхних передач. Игра. | 1 | | 1 | | |
3 | Техника верхних передач. Игра. | 1 | | 1 | | |
4 | Групповые упражнения. Игра | 1 | | 1 | | |
5 | Упражнения в движении. Учебная игра | | 1 | | | |
6 | Техника нижней прямой подачи. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
7 | Техника нижней прямой подачи. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
8 | Игровые взаимодействия. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
9 | Групповые упражнения. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
10 | Групповые упражнения. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
11 | Одиночное блокирование. Учебная игра.. | 1 | | 1 | | |
12 | Одиночное блокирование. Учебная игра.. | 1 | | 1 | | |
13 | Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
14 | Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
15 | Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
16 | Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
17 | Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
18 | Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
19 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | | 1 | | | |
20 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
21 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
22 | Техника верхней прямой подачи. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
23 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
24 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | | 1 | | | |
25 | Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
26 | Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
27 | Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
28 | Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
29 | Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра | 1 | | 1 | | |
30 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра. | | 1 | | | |
31 | Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
32 | Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
33 | Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
34 | Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |
35 | Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 1 | | 1 | | |