Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1), для занятий с учащимися 1-4 классов.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 34 часа, 2,3,4 классах по 35 часа.
Содержание курса
1 класс
Изделия из природного материала
Работа в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы.
Объемные игрушки из бумаги.
Работа с нитками.
2 класс
Работа с бумагой и картоном
Работа с природным материалом.
Работа с пластилином.
Работа с тканью и нитками.
Работа с разными материалами.
3 класс
Работа с бумагой и картоном.
Работа с природным материалом.
Работа с пластилином.
Работа с тканью и нитками.
Работа с разными материалами.
4 класс
Изделия из природного материала.
Работа в мозаичной технике.
Работа с бумагой.
Работа с нитками.
Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм .
Плетение.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Планируемые результаты освоения курса
К концу 1 года обучения учащиеся узнают:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин, фольга, картон, проволока.
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, подрамник;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся научатся:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
К концу 2 года обучения учащиеся узнают:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
К концу 2 года обучения учащиеся научатся:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
К концу 3 года обучения учащиеся узнают:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение пастели и бисера в окружающем мире.
К концу 3 года обучения учащиеся научатся:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера.
К концу 4 года обучения учащиеся узнают:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение линогравюры, монотипии, туши;
применение чеканки в жизни;
способы и приемы обработки различных материалов.
К концу 4 года обучения учащиеся научатся:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
контролировать правильность выполнения работы.
Итоги реализации программы могут быть представлены
через выставки детских работ;
через участие в конкурсах.
Календарно - тематическое планирование для 1 класса
(34часа, 1 час в неделю)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1. | Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. | 1 | 4.09 | |
| Изделия из природного материала | 4 | | |
2. | Экскурсия в парк. | 1 | 11.09 | |
3. | Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. | 1 | 18.09 | |
4. | Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов. | 1 | 25.09 | |
5. | Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка. | 1 | 2.10 | |
| Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. | 8 | | |
6. | Панно – пейзаж из кусочков рваной бумаги. | 1 | 9.10 | |
7. | Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | 16.10 | |
8. | Панно – мозаика с использованием макаронных изделий. | 1 | 23.10 | |
9. | Панно – мозаика с использованием крупяных изделий. | 1 | 30.10 | |
10. | Мозаичная техника. Составление рисунка. | 1 | 13.11 | |
11. | Панно – мозаика из пластилиновых шариков. | 1 | 20.11 | |
12. | Мозаика из скорлупы яиц. Нанесение скорлупы на рисунок – основу. | 1 | 27.11 | |
13. | Мозаика из скорлупы яиц. Раскрашивание. | 1 | 4.12 | |
| Объемные игрушки из бумаги. | 3 | | |
14. | История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». | 1 | 11.12 | |
15. | Игрушка «Лягушонок». | 1 | 18.12 | |
16. | Игрушка – стаканчик «Зебра». | 1 | 25.12 | |
| Игрушки из ниток. | 2 | | |
17. | Какие бывают нитки? «Цыпленок» | 1 | 15.01 | |
18. | «Цыпленок». Завершение работы. | 1 | 22.01 | |
| Игрушки из ваты. | 4 | | |
19. | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты. | 1 | 29.01 | |
20. | Зайчик из ватных шариков. | 1 | 5.02 | |
21. | Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. | 1 | 12.02 | |
22. | Экскурсия. Лепим из снега. | 1 | 26.02 | |
| Игрушки из яиц. | 4 | | |
23. | Подготовка яиц к работе. «Зайка» | 1 | 5.03 | |
24. | «Цыпленок». «Мышка». | 1 | 12.03 | |
25. | «Рыбка». «Ежик» | 1 | 19.03 | |
26. | Береги братьев наших меньших. Коллективная работа «Мои друзья». | 1 | 2.04 | |
| Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. | 4 | | |
27. | Знакомство со свойствами материалов. | 1 | 9.04 | |
28. | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. | 1 | |
29. | Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы. | 1 | 16.04 | |
30. | Экскурсия «Учимся красоте природы» | 1 | 23.04 | |
| Общая коллективная работа для выставки | 4 | | |
31. | Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. | 1 | 30.04 | |
32 | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. | 1 | 7.05 | |
33. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия. | 1 | 14.05 | |
34. | Итоговый урок. | 1 | 21.05 | |
Календарно—тематическое планирование для 2 класса
(35 часов, 1 час в неделю)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Работа с природным материалом. | 3 | | |
1. | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | 4.09 | |
2. | Панно из семян и крупы. | 1 | 11.09 | |
3. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | 18.09 | |
| Работа с пластилином. | 5 | | |
4. | Из истории глиняной игрушки. | 1 | 25.09 | |
5. | Лепка сложных форм различными способами. | 1 | 2.10 | |
6. | Лепка сложных форм различными способами. | 1 | 9.10 | |
7-8. | Интерьер комнаты. Мебель. | 2 | 16.10 23.10 | |
| Работа с бумагой и картоном. | 10 | | |
9. | Вводное занятие. Как появилась бумага. | 1 | 30.11 | |
10. | Симметричное вырезание. Гирлянда. | 1 | 13.11 | |
11. | Симметричное вырезание. Гирлянда. | 1 | 20.11 | |
12. | Круговая композиция. «Такие разные снежинки» | 1 | 27.11 | |
13. | Композиция. «Такие разные снежинки» | 1 | 4.12 | |
14. | Прорезы, создающие объемность. «Ежик» | 1 | 11.12 | |
15. | Объемные изделия с щелевым замком. | 1 | 18.12 | |
16. | Елочные игрушки. | 1 | 25.12 | |
17. | Птицы из полосок. | 1 | 15.01 | |
18. | Птицы из полосок. | 1 | 22.01 | |
| Работа с тканью и нитками. | 4 | | |
19. | Плоские игрушки из ткани. | 1 | 29.01 | |
20. | Плоские игрушки из ткани. | 1 | 5.02 | |
21-22. | Подарки к празднику | 2 | 12.02 19.02 | |
| Работа с разными материалами. | 13 | | |
23. | Из истории мозаики. | 1 | 26.02 | |
24-25. | Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Букет» | 2 | 5.03 12.03 | |
26-27. | Мозаика из карандашных стружек. «Животные». | 2 | 19.03 2.04 | |
28-29 | Мозаика из газетных комков. «Козлики на лугу». | 2 | 9.04 16.04 | |
30. | Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик» | 1 | 23.04 | |
31. | Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка». | 1 | 30.04 | |
32. | Изготовление открытки по замыслу. | 1 | 7.05 | |
33. | Изготовление открытки по замыслу. | 1 | 14.05 | |
34. | Итоговое занятие. | 1 | 21.05 | |
35. | Выставка работ. | 1 | |
Календарно - тематическое планирование для 3 класса
(35 часов, 1 час в неделю)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Работа с бумагой и картоном. | 10 | | |
1. | Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами. Бабочки. | 1 | 4.09 | |
2. | Художественное моделирование из бумаги путем складывания из квадрата. | 1 | 11.09 | |
3. | Фигурки к стихотворению «Путаница». | 1 | 18.09 | |
4. | Из истории аппликации. Обрывной аппликация. | 1 | 25.09 | |
5. | Обрывная аппликация. Поросенок. | 1 | 2.10 | |
6. | Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Лилия. | 1 | 9.10 | |
7- 8. | Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Филин на ветке. | 2 | 16.10 23.10 | |
9-10. | Мозаика из газетных комков. Поделка «Барашек». | 2 | 30.10 13.11 | |
| Работа с природным материалом. | 3 | | |
11. | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | 20.11 | |
12. | Панно из семян. «Подсолнух» | 1 | 27.11 | |
13. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | 4.12 | |
| Работа с пластилином. | 5 | | |
14-15. | Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | 2 | 11.12 18.12 | |
16. | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник». | 1 | 25.12 | |
17. | Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса». | 1 | 15.01 | |
18. | Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам. | 1 | 22.01 | |
| Работа с тканью и нитками. | 6 | | |
19-20. | Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. | 2 | 29.01 5.02 | |
21. | Из истории ниток. Виды ниток. Куклы из ниток. | 1 | 12.02 | |
22. | Куклы из ниток. | 1 | 19.02 | |
23-24. | Игрушка из ткани и картона «Мышка». | 2 | 26.02 5.03 | |
| Работа с разными материалами. | 9 | | |
25-26. | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Ветка сирени» | 2 | 12.03 19.03 | |
27-28. | Мозаика из карандашных стружек. «Дюймовочка». | 2 | 2.04 9.04 | |
29. | Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина». | 1 | 16.04 | |
30. | Мозаика из ватных шариков. «Гномик» | 1 | |
31-32. | Мозаика из яичной скорлупы. «Аквариум» | 2 | 23.05 30.05 | |
33 | Изготовление открытки по замыслу. | 1 | 7.05 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 14.05 | |
35 | Выставка детских работ | 1 | 21.05 | |
Календарно—тематическое планирование для 4 класса
(35 часов, 1 час в неделю)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Работа с бумагой и картоном. | 10 | | |
1. | Вводное занятие. | 1 | 4.09 | |
2. | Объемное моделирование и конструирование из бумаги путем. | 1 | 11.09 | |
3. | Игрушки из бумажных полосок. | 1 | 18.09 | |
4-5. | Забавные животные из бумажных полосок. | 2 | 25.09 2.10 | |
6. | Объемное моделирование из готовых геометрических форм. | 1 | 9.10 | |
7-8. | Модели из молочных коробок. | 2 | 16.10 23.10 | |
9-10. | Многоэтажный дом. | 2 | 30.10 13.11 | |
| Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм. | 3 | | |
11. | Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. | 1 | 20.11 | |
12. | Аппликация из геометрических фигур. | 1 | 27.11 | |
13. | Портрет из геометрических фигур. | 1 | 4.12 | |
| Плетение. | 8 | | |
14. | Из истории плетения. | 1 | 4.12 | |
15-16. | Косое плетение в 4 пряди. Закладка. Плетеный человечек. | 2 | 11.12 18.12 | |
17. | Прямое плетение из полос бумаги. | 1 | 25.12 | |
18-19. | Плетеные картинки. | 2 | 15.01 22.01 | |
20-21. | Плетень. | 2 | 29.01 5.02 | |
| Работа с тканью и нитками. | 6 | | |
22. | Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. | 1 | 12.02 | |
23. | Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. | 1 | 19.02 | |
24. | Декоративные узлы. «Узел счастья» | 1 | 26.02 | |
25. | Декоративные узлы. «Узел счастья» | 1 | 5.03 | |
26. | «Дерево жизни», «Турецкий узел». | 1 | 12.03 | |
27. | «Дерево жизни», «Турецкий узел». | 1 | 19.03 | |
| Работа с разными материалами. | 6 | | |
28. | Из истории пуговиц. Способы пришивания. | 1 | 2.04 | |
29. | Способы пришивания пуговиц. | 1 | 9.04 | |
30. | Способы пришивания пуговиц. | 1 | 16.04 | |
31. | Портрет «Оля или Коля?» | 1 | 23.04 | |
32. | Портрет «Оля или Коля?» | 1 | 30.04 | |
33. | Портрет «Оля или Коля?» | 1 | 7.05 | |
34. | Итоговое занятие. | 1 | 14.05 | |
35. | Выставка детских работ | 1 | 21.05 | |